ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК


           АРБУЗ. Одно  из  самых простых гаданий любая девушка могла
         провести при поедании арбуза, вишен, слив, дыни и вообще лю-
         бого  фрукта-овоща  с косточкой или семечком.  Для этого она
         брала скользкое арбузное зернышко,  заводила руку за спину и
         шептала "волшебную" фразу:  "Арбузная блоха - найди жениха!"
           И - крепко сжимала пальцы.  Считалось: куда "блоха" поска-
         чет - там и жених.  А уж точно или нет "блоха" прыгала - за-
         висело, от того, в какой стороне жил тот кто тайно нравится.
           БАННИК. На "Святки"(после 24-25 декабря) многие девицы га-
         дали "на банника".  Верили,  что это - один из духов, обита-
         тель  бани,  которого  представляли  в виде голого старичка,
         сплшь облепленного листьями от веников.
           В полночь, девицы задом подбирались к окну бани. Поступали
         затем, по-разному, например - клали в окошко на подоконник -
         руку.  Считалось,  если  банник  коснется руки своей рукой -
         быть в этом году замужем, если нет - не бывать.
           Были даже варианты:  1) если девушка чувствовала руку мох-
         натую - то предполагался богатый жених,  а если голую руку -
         жених бедный; 2) если рука горячая, то и жених горячий, пыл-
         кий,  а если холодная - жених серьезный и спокойный; 3) если
         ласково  потрогал  - и в замужеству жизнь будет ласковая,  в
         любви; крепко прихватил - и муж будет  жесткий,  суровый;  а
         когда робко прикоснулся - значит,  и жизнь сложится неустой-
         чивая, как повернется.
           Кончалось все,  как  правило,  отчаянным визгом и бегством
         прочь.  Кто сидел в бане - конечно понятно: деревенские пар-
         ни,  заранее прознав про гадание - туда забирались! А уж ка-
         кие они были женихи,  по тронувшей руке  сразу  было  видно.
         Ивестно, каков хозяин - таковы и руки!
           БАРАН. Под Новый Год гадали и "на барана".  Под таким "ба-
         раном" подразумевался, возможно, будущий жених. Гадание про-
         ходило просто:  впотьмах приходили в овчарню и ловили перво-
         го, кто попадется под руку. Счимталось:
           1) если попался баран - то быть в этом  году  замужем;  2)
         если овца - не бывать. Если овец в овчарне было много, то
         появлялись даже варианты, "какой" будет жених:
           1) если  попался молодой и крепкий баран - и муж будет си-
         лен; 2) если старый и хилый, и муженек - таков же; 3) черный
         или  белый баран,  про жениха - брюнет или блондин.  Вот так
         все было очень просто.
           Могло ли сойтись? Конечно. Девице заранее хотелось молодо-
         го крепкого жениха. А в овчарне молодой барашек обычно - до-
         вольно шумный. Найти его, сознательно или неосознанно - про-
         ще простого.
           На Пинеге, был и другое "баранье" гадание. Неотрывно думая
         про жениха,  девица двумя ладошками из теста скатывала толс-
         тенький цилиндрик с ножкам - барашка. Ему замазывали в спин-
         ку нитку и приподнимали над столом.  Считалось, куда барашек
         повернется, там и живет суженый. Иногда это сходилось, а по-
         чему, наверно, понятно: неприметно даже для себя девица кру-
         тила в пальцах нитку. И барашек поворачивался "куда надо".
           БАШМАК. Как инструмент гадания на  Святки  использовали  и
         простой башмак.  Он,  также, как и барашек на ниточке, играл
         роль компаса в море житейских бурь. Его, не глядя, кидали из
         дверей или из ворот на улицу.
           Затем смотрели: 1) куда носком ляжет - там и быть замужем;
         2) а  если  показал на свои ворота - значит,  не быть в этом
         году. Как говорят - "не судьба".
           Могло ли такое гадание сбыться по-настоящему? Конечно мог-
         ло. Тот, кто играл когда-то в ножички - прекрасно знает, по-
         чему.  Захотел,  чтобы ножичек воткнулся куда-то надо - он и
         воткнется. А не захотел - ножичек ткнулся в землю  ручкой  и
         упал. Как бросить. А башмак - метали точно так же.
            БЕРЕЗКА. В Троицын День девушки шли  "развивать"  березки,
         а позже - гадали по заплетенным  прямо  на  березке  венкам.
         Считалось так:
           1) засохли ветки на венке -  скоро  выйдет  замуж(переста-
         нет" девушка "цвести") или...  умрет; 2) останутся венки зе-
         лены - сидеть еще в невестах.
           Была ли тому причина, что у кого-то венки засыхали - быст-
         рее, а у кого-то - медленнее? Конечно, была. Если чувствова-
         ла девица, что ее "годы проходят", она и венок плела крепко,
         отчаянно - он и засыхал.  А кто еще и не очень думал о заму-
         жестве,  тот плел веночек лениво, не крепко, тот и оставался
         свеж и зелен. Вот Вам и настоящий психологически тест.
           БЛИН. В поисках лучшего способа гадания,  девичья фантазия
         была воистину безгранична.  Например на Севере - делали спе-
         циальный блин,  "сосень",  который клали "еще  тепленьнким",
         прямо на голову и накрывали платком.  Девушка с каменной фи-
         зиономией,  молча,  ни с кем не разговаривая,  выходила рано
         утром  в  Крещение,  становилась в укромное место на улице с
         блином на голове и затем выспрашивала имя первого  встречно-
         го. Считалось, каково имя - тот и жених.
           Могло ли потом такое сбыться?  Может показаться похожим на
         чудо или фокус, но могло. Почему? По простой причине. Девица
         была влюблена,  например, в веселого гармониста Кольку. И ей
         тайно, непонятно даже для себя,  "хотелось встретить" именно
         это имя - Николай.
           В небольшой же деревне, где все друг друга знают, наверня-
         ка где-то жил какой-то дед Никола или дядька Николай,  кото-
         рый рано шел на сенокос или на рыбалку.  И девица, сама того
         не пониая - шла искать деда Николу или дядьку Николая!
           А что же делал теплый блин? Он, возможно, немножечко помо-
         гал голове соображать, "активировал" ее. Вот и все!
            БЛЮДЦЕ. Кроме типично "деревенских" гаданий,  бывали гада-
         ния  типично  "городские".  К  концу XIX века по всей Европе
         распространилось гадание на блюдечке.  Блюдцем,  как  счита-
         лось, управлял чей-то вызванный дух, "спиритус". Поэтому по-
         добные гадания называли "спиритическим сеансом".
           На бумаге,  по кругу выписывали буквы.  На блюдце или ста-
         канчике - отмечали жирную  точку.  Блюдце  переворачивали  и
         клали в центр.  Потом собравшиеся укладывали кончики пальцев
         на край и торжественно и устрашающе "вызывали духа". Называ-
         ли, обычно,  какого-нибудь государственного деятеля или поэ-
         та, философа или короля, скажем, Наполеона или Пушкина.
           Если собравшиеся  были  очень  вхволнованы  и надеялись на
         встречу с "духом",  то,  под действием  неприметно  дрожащих
         пальцев блюдце начинало потихоньку двигаться, придвигаясь то
         к одной, то к другой букве, написанной на бумаге. Считалось,
         что дух "прибыл" и ему задаали вопрос. И блюдечко "само" на-
         чинало отвечать, давая слова, а иногда - целые фразы.
           Как все это получалось и "дух" ли это отвечал? При провер-
         ках оказывалось,  что "дух" никогда не знал больше того, что
         знали  сами присутствующие на сеансах.  Ответы "духа" обычно
         были примитивны и просты. Движения же блюдечка получались от
         того,  что собравшиеся сами "толкали" блюдечко к нужным бук-
         вам. Первая и вторая буква  ответа  получались,  поэтому  не
         сразу. Но  затем участники сеанса "догадывались" о слове от-
         вета и как бы уже сами "дописывали" его окончание.
           Собравшиеся таким образом разговаривали сами с собой, хотя
         им казалось,  что они "беседуют" с Наполеоном. Но, как могла
         идти ткая "беседа" если никто из участников не знал,  напри-
         мер, французского языка?!
           Очень похожее  гадание,  поэтому,  очень  просто сделать в
         одиночку. Надо на гранях спичечного коробка написать фломас-
         тером: "Да",  "Нет",  "Может быть" и,  затем, задав вопрос -
         подбрасыва коробок! Хоть какой-то ответ - да и выпадет...
            БОБЫ. В этом гадании брали 41 сухой боб. Делили, как попа-
         ло,  на 3 кучки.  Отсчитывали по 4 и отбирали  остаток.  Его
         выкладывали в линию.  Получалось новые кучки из кторых скла-
         дывался как бы "человечек". потому что кучки условно называ-
         ли: голова, руки, сердце, ноги.
           1) "Голова" - отвечала за глупость или же - ученость;
           2) "Руки" - за имущество(видимо, по жадности, "захапистос-
         ти"); за богатство или бедность;
           3) "Сердце" - за жизненные печали или радости;
           4) "Ноги" - за любовь к путешествиям или домоседству;
           Так, лучшая  раскладка  бобов  обещала:  "голову  веселую,
         сердце радостное, руки полные, ноги - в походе..."
           Ну, а  принаихудшем раскладе,  гадальщик оставался воисти-
         ну... на бобах! "с грустной головой, печальным сердцем, пус-
         тыми  руками",  когда  некуда  направить ноги - и оставалась
         лишь хлебать "пустой" бобовый супчик...
            ВЕНИК. Гадали даже веником.  Его,  после бани,  выглянув в
         обнаженном виде,  девица метала через себя на крышку бани, а
         после,  одевшись и выйдя,  смотрели - куда ляжет веник  ком-
         лем(толстым концом), туда и замуж.  Правда,  не дай бог, если
         вершиной окажется к погосту,  к кладбищу.  Тогда, считали, и
         помереть недолго.
           В облике веника символизировалось, одновременно, мужское и
         женское начало. Ручка олицетворяла мужчину. Сичтаось: 1) ес-
         ли веник падал ручкой вверх,  полагали,  муж будет  в  семье
         верховодить,  будет строгим;  2) Если же,  ручкой вниз, то -
         главной будет жена.
           Иногда дополняли:  1)  если вправо ручкой(хорошая "чистая"
         сторона) - за богатого выйдешь; 2) если влево(все что слева,
         считалось "нечисто", плохо, погано) - за бедного.
           Кидали веник после бани и в речку:  если поплывет - будешь
         жить долго,  а если утонет - в этом году замуж не выйдешь, а
         то помрешь. Так что с веником лучше было не шутить...
           Получалось ли так как сказано? Возможно, немного и получа-
         лось, потому что девица, кидая веник, знала, в какой стороне
         живет тот,  на кого она гадает, да и каков он.
           А потонет или нет - веник,  брошнный в речку?  Здесь легко
         догадаться: 1) у кого веник добрый, крепкий и парились им не
         столь долго(дела надо делать!) у той он не  рассыплется,  не
         намокнет,  поплывет; 2) а кто веник собрал и связал кое-как,
         а потом хлестался им целый час(а дела не делаются), та и де-
         ла не знает, и замуж, потому, не скоро выйдет.
            ВЕНОК. Во  многих  селах  на праздник Ивана-Купалу(7 июля)
         девушки старательно свивали венок из двуцветной травы Иван-да
         -Марья,  богородицыной травки,  лопуха и медвежьего уха. Ве-
         нок,  такой, как и все кольцевидное(миска, подкова, дуга от
         телеги и пр.) считалось символом женского начала.
           Вечером пускали венки по воде,  ревностно следя, чей венок
         потонет раньше и чей куда плывет.  Считалось:  1) если венок
         тонет - суженый разлюбил, будет измена и конец любви; 2) ес-
         ли поплыл - еще любит;  3) но, если уплывает слишком далеко,
         то, значит и заберут замуж "к черту на куличики", куда и Ма-
         кар телят не гонял.
           Сбывалось ли?  А почему бы нет Если тонет венок -  значит,
         плохой, рыхлый, намокает. А это всем и себе самой показывает
         - плохо связан,  неумело, без большого желания. А у кого ве-
         нок плывет - все, разумеется иначе. Потому что к вечеру уме-
         ло свитые,  тугие венки сохли быстрее.  А далеко или нет  ли
         заберут  замуж,  опять-таки,  "своя рука знала"(вдруг кто-то
         уже приглянулся в дальней деревне).  И невольно - чуть ближе
         кидала венок, где потише, или чуть дальше, в течение.
            ВОДА. На Святки любопытно гадали про наступающий год: нал-
         дивали в неглубокую миску воды и  выставляли  на  мороз,  на
         крыльцо или скамейку, после предварительного наговора:
           "Ты, вода, не шуми, не греми, не блажи! Через край не лей-
         ся! А, как есть - новолетье держи, о грядущем скажи!"
           Утром смотрели замерзшую воду.
           1) Лед горкой поднимется -  добрый  будет  год(края  позже
         промерзли); 2) лункой, ямкой вымерзнет - ущербным будет(края
         раньше замерзли); 3) Ровно ляжет - ровно и год пройдет; 4) а
         уж если буграми(ветер дул), то и горе, и счастье видывать...
           В этом гадании-тесте речь шла,  конечно, уже не о психоло-
         гии, а скорее, о погоде - о метеорологии.
ВСТРЕЧА. Гаданья бывали и специальные, и, как бы "не спе- циальные", случайные в виде суеверных примет, например, "кого встретишь". Полагали, что если, при выходе из дома, поутру, встретил какого-то "особого" человека или животное - таков и день будет. Считалось так: 1) встретил женщину, корову, свинью, козу, лягушку и прочех - получил во всем в этот день удачу; 2) и думали, что несчастье пророчила ранняя встреча с - девкой, козлом, оленем, зайцем, кабаном, змеей, курицей и тому по- добными несолидными существами. Сбывалось ли такое? А подумайте сами. В первой группе "счастливых" животных все - домашние. В во второй, "несчаст- ливые" - дикие или непоседливые(козел, курица). Когда дикие звери к человечьему жилью приходят? Когда или в лесу есть нечего, голодно, или сам жилец живет в последние дни ти- хо-тихо, еле-еле. Ну, откуда тут взяться счастью?
            ВОСК. В разных странах,  в том числе и в старой Руси инте-
         ресно гадали по растопленному воску,  свинцу или  олову.  Их
         плавили  в  ложке или черпачке и выливали в воду.  Чтобы по-
         быстрее было и подешевле,  гадали, также, по белку разбитого
         в воду яйца,  стряхнутой капле чернил,  краски и т.п.  Перед
         этим проговаривали вслух вопрос своей "судьбе".
           Считалось: 1) если фигурки продолговатые, динамичные, то и
         события предстоящие будут такие же; 2) если плавные и витие-
         ватьые, то дела пойдут медленно или хитро. В фигурках, к то-
         му же пытались усмотреть схожесть с формами известных  пред-
         метов - дом, конь, собака, корабль, церковь и т.п.
           Сбывалось ли такое? А почему бы и нет? Посмотрим.
           Каждый человек хоть немного предполагает, как пойдут собы-
         тия: 1) если он тревожится - выливает резко, нервно; 2) если
         довольно равнодушен,  спокоен - льет свинец или воск плавно,
         не торопясь,  обжечься не боится. Отсюда и различие в форме
         фигурок-отливок:  резкие их контуры или плавные.
           У многих их движение руки зависит и от характера: 1) энер-
         гиечные торопыги - выливали быстро; 2) ленивые копуши - мед-
         ленно. И здесь формы будут совсем разные.
           То же и когда в получившихся фигурках,  или в тени от  них
         на  стене - искали знакомые образы.  Виделось то,  чего боя-
         лись,  или то,  чего хотелось. Скажем, походило на "венок" -
         выйдет девица замуж, "под венец", буквально. Походило на со-
         баку - появится верный, "как собака" друг. Все объяснимо.

Next
Hosted by uCoz