ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК

           НИТКА. Иные  гадания-психотесты  были просты до примитивн-
         гости,  однако же считались весьма  "действенными".  Скажем,
         сучили девицы нитку,  мяли ее в пальцах и опускали комочек в
         воду. Что с ним случится?
           Если нитки  начинали  в  воде вертко ракручиваться,  после
         ловких быстрых пальчиков умелицы-рукодельницы, то это "пред-
         вещало" и жизнь "такую же",  шумную, живую, веселую(и, види-
         мо,  "вертлявую"). Но, уж если нитки едва шевелились, а то и
         вовсе были неподвижны,  то и жизнь это обещало скучную, нуд-
         ную и малоподвижную. Какова нитка - такова и хозяйка.
ОКНО. Ночью, на Святки, девицы подкрадывались к соседским домам: смотреть ужинающих. Если замечали сидящих "с голова- ми", то это и своим родным предвещало остаться "с головой", то есть быть живым и здоровым. Если же из-за занавесок и рам голов не было видно, то ожидали различных напастей. Смысл здесь, отдаленный, как ни странно - был: в снежный год, сугробы были высокие, с них далеко было "видать", обе- щало это обилие воды весной, будущий урожай осенью и, ест- сетвенно, сытую здоровую жизнь. А низкий сухой сугроб, с ко- торого и в окошко-то не заглянешь, пророчил мало воды, плохой урожай, а отсюда голод, смерти, болезни... В другом гаднии вывешивали на окно, уже свое - ключи, щет- ки, полотенце. Если кто-то из догадливых прохожих трогал эти предметы рукой, то девицы торопились спросить "Как звать?", поскольку считалось, что так можно установить имя будущего мужа.
ОЛОВО. В попытках открыть заветное будущее, лили в холод- ную воду расплавленное олово, свинец или горячий воск(иногда - вар или смолу). Гадали по-разному, например: в какуую сто- рону пойдет пар от воды - в ту сторону и замуж идти. Еще - смотрели получившуюся фигурку отливку. "Толстень- кие" и правильные означали что-то доброе, с отростками, про- долговатые и кривые - нечто злое. И здесь "психотест" зави- сел от характера и физического склада гадающей: быстро вылила, резко - вот фигурка получилась компактная, а долго выливали - так и получится "змея подколодная"... Гадали, кстати, и на вполне конкретные формы. Так, если фигурка напоминала "церковь", то скоро и свадебка. Но, если фигура плоска и продолговата, то, увы - гроб...
ОБЕД. Собираясь нанять работника, гадали довольно своеоб- разно: "на обед", смотрели, как приглашенный человек ест. Сметливая хозяйка разливала гостям борщ, а хозяин пригляды- вал: кто как ест? Если быстро, споро и чисто, да добавки просит - то хороший будет работник, исполнительный и не ка- верзный. А уж если жадничает или еле ложку держит, то таких и брать - не след...
ПЕСНИ "ПОДБЛЮДНЫЕ". После Рождества, Сочельника(24-25 де- кабря), в 2-недельных святочных гаданиях пели специальные "подблюдные" песни. У парней и девиц, участников празднично- го сборища, собирали всякие драгоценные мелочи: кольца, перстеньки, ножички и прочую красочную дребедень. Все это клали в блюдо, покрывали салфеткой или полотенцем. Пели, вразнобой небольшие грустные и веселые печенки, и под каждую песни("под блюдо") вынимали и первую поавшуюся вещь. Чья это вещь была, тому и "доставалось" содержание исполне- ное песни. Шуток, жульничества и интрижек, здесь, разумеет- ся, хватало с избытком. Темы песен были разные, к деньгам, к богатству, к счастью, к горю, к смерти и ныне, целыми сотнями исчисляются в фоль- клорных списках. Скажем, "к деньгам" была такая: "Мышь пищит, сто рублей тащит! Диво-ули-ляду! Кому спели, тому - добро!"
ПЕТУХ. В Сибири, во время гаданий выпускали на середину комнаты курицу с петухом. Затем примечали: 1) если петух расхаживает "гордо" и "по- щипывает" курицу, то и муж будет строгий и сердитый; 2) если же курица будет "храбриться" и даст сдачи, то значит и жена спуску не даст. Выбрать же "соответствующую" курицу, вольно или невольно, конечно же, не составляло труда. Брали веревочку, связыали петуха с курицей хвостиками: Кто перетянет? Если петух - муж будет главой семейства, а ежели курица, то - жена. Видимо, выводы были просты: каковы хозяе- ва, таковы и куры...
ПОЛЕНО. На 1-е января, т.е. в Новый Год, для того, чтобы узнать "физиологические параметры" будущего жениха, невесты, чтобы не ошибиться при выборе(большой или маленький, худой или толстый), гадали по... полену! Этим, конечно, не подра- зумевалось, что жених будет "туп, как полено, но иногда сходство все же прослеживалось. Девицы не глядя, задом, подбирались к поленнице дроб и, зажмурясь, вытаскивали первое попавшееся полено. Потому уса- живались, где поудобнее и начинали анализировать признаки своего "скоровища". Их было много: 1) если полено, по спилу было крепкое и гладкое, то, соот- ветственно, и мужу быть, молодому и сильному. С трещинами попадется - старик или убогий; 2) полено в ровной, гладкой коре - обещало красивого, спокойного и доброго, а в коре ше- роховатой - ругливого, сварливого и довольно неказистого на вид; 3) кривое - разумеется и означало "кривого": урода или калеку; 4) ободранное, означало, мужа "нуждающегося". В толстой коре, разумеется, богатенького, а без коры - голыть- бу и пропойцу; 5) толстое полено "предрекало" плечистого здоровяка, а небольшое - мужа, слабенького и тощего. По количеству сучков - судили о числе детей. Если много торчащих сучков и палочке - многодетная будет семья. Нет сучков - бездетная. И - так далее.
ПРОРУБЬ. Были такие гадания, когда девицы выходили в лун- ную ночь на реку, "послушать в проруб..." Няньки стелили на льду, подле проруби, воловью шкуру и де- вицы пристально всматривались и вслушивалисб, не привидится ли что-то "чудесное" - в темной чуть приментно колышущейся поверхности. Полагали так: 1) которая выйдет в этом году замуж - узрит в таинственной лунной воде своего суженого, причем в том са- мом виде, в каком будет сговор; 2) которой же еще сидеть "в девках" - услышит лишь "стук" из воды.
ПРУТИК. Очень-очень просто гадали по пруту. Перед Новым Годом члены семьи брали каждый по прутику из хвороста и выс- тавляли рядком на дворе(в наше время можно - на зимнем бал- коне) на ночь, втыкая в снег или в промерзшую землю. Утром смотрели, проверяли: 1) если останутся большинство прутиков стоять - год будет хороший, урожайный и без напас- тей; 2) упадет большинство прутиков - плохой будет год, неу- рожайный и лишь на болезни богатый; 3) останется твой прутик стоять - и здоров будешь; 4) наклонился под ветром - заболе- ешь. 5) а уж если пал и в стоорну откатило - совсем плохо. Логика была проста. Если снег лежит и снег глубокий, то и пруты глубоко воткнутся, не упадут. Очевидно, и воды по вес- не будет много, будет год урожайный. Все будут жить-поныжи- вать и добра наживать. А ежели еле втыкается прутик в чуть прикрытую снежком оледенелую землю, да и руки слабоваты, то - ясно, упадут прутики. Сам год будет безводный, неурожай- ный, откуда тут быть здоровью?
ПСАЛТЫРЬ. Гадали, также, по любой книге, раскрывая ее где попало и читая первую попавшуюся строку или фразу. Чаще, для такой цели служил сборник псалмов, "псалтырь". По гнму не- когда гадал еще великий князь Владимир Мономах. Впрочем, гадали и по другому. Вкладывали в псалтырь записоч- ку со своим вопросом, вставляли в книгу ключ одним концом, а другим концом, с кольца - привязывали суровую нитку. Гадаю- щий, или кто-то посторонний утверждали ключ на пальце и, вслух или про себя, задавал интересующий вопрос. Волнение при вопросе(или - отсутствие оного), естественно, пронизывало и тело и душу держащего. Руки, естественно, на- чинали трястись мелкой дрожью и "книга" начинала реагиро- вать. Если подвешенная псалтырь начинала вращаться - это был ответ утвердительный. Если ж была неподвижна - наоборот. В психологии подобные непризвольные движения называются "идеомоторными актами", от слов "идеос" - психика, "мото- рик" - движение. На них основывается целый класс гаданий у самых различных народов - по решету, по блюдцу, по ручным весам, маятнику, лозе(прутику), рамке и т.п. Вплоть до на- пичканного электроникой "детектора лжи", "полиграфа".
Next
Hosted by uCoz