ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
           РУКИ. Если четыре человека, здоровясь или прощаясь, подают
         друг другу руки крест-накрест,  значит,  скоро, у кого-то из
         них - говорили, "будет свадьба". Почему так считали?
           Кто может попрощаться таким чудным образом, крест-накрест?
         Только  люди достаточно молодое.  Старые люди - степенны,  и
         так никогда прощаться не станут.  А дальше,  очень возможно,
         из 4-х молдых друзей кто-нибудь,  когда-нибудь,  будет - же-
         них, кто-то - дружка. Такое и "предсказать" несложно.
САХАР. Рассыпать сахар, считалось - "к хорошему". Почему же так, если сахар пропал? Кончено, невозможно предсказать, к хорошему или к плохому такое событие. Но, раньше сахар был очень дорог и ценен. И, потому, там где преспокойно рассыпали сахар, там явно живут не так уж плохо.
СВЕЧА. "Свеча если нечаянно погасла, считалось, к гостям". Откуда взялось такое поверье? Наверно от простого: вот кто-то увидел - идет знакомый че- ловек вдали, раскрыл заранее дверь. А у другого на столе свечу и задует. И получается будто бы связь: как свеча по- гасла - так и гости! Точь в точь, как многие из нас в детстве наивно верили, что в магазине - "деньги дают"! Дашь в кассу, всего одну бу- мажку, а назад - получаешь так много! Ложные связи, ложные причины и следствия, это и есть - су- еверия, т.е. "верования всуе", зря. Таковы и многие приметы.
СВИСТ. "Свистеть - к горю. Свистеть - денег не будет. Если будешь свистеть в доме - то в нем будет пусто". Почему? И тут проста логика - от обратного. В пустых комнатах - ветер свистит. В пустом кармане с дырой - тоже. А потому от- куда быть счастью при пустых карманах и в опустевшем доме? А идти, беззаботно насвистывать - значит о делах не думать и о будущем не заботиться. Так примета и получилась.
СКАТЕРТЬ. "Если девушка прольет что-то на скатерть, то муж у нее будет пьяница". Если человек, которого ждут к обеду не придет вовремя, нужно потрясти за скатерть и он непременно явится". Почему так решили? 1) Девицы за столом всегда были чинны и аккуратны, а раз появилась такая неловкая, что дорогую скатерть облила - то и хозяйки из не толковой не выйдет, а значит и мужа ей сыщут явно ей "под стать", т.е. - не лучше. 2) Трясти же скатертью, гостя "вызывать", это уже не при- мета, а активное магическое "действо". Как будто трясешь ко- го -то за полу пиджака и торопишь: Иван Иванович! Где ты? Пора ехать!
СЕРЕЖКИ. Странная была примета: "если замужняя женщина се- режки в ушах не носит, то ей суждено... овдоветь"! Почему? Вдовы не носили сережки - не положено было. И потому выве- ли примету обратную. В чем-то в ней смысл был. Потому что, если женщина за собой не следит и себя украшать позабыла, то о муже думать - и подавно.
СЛЕДЫ. "Тот, кто идет, наступая на следы человека, идущего впереди, тот берет у этого человека силу". Почему бы так? Здесь простая физика и никакой магии. В лесу, например, первым идти и путь для всех прокладывать - очень трудно. Ве- лосипедистам и туристам такой принцип хорошо известен, да и птицы даже, летают на юг строем: как трудно первому - так легко второму. Кто идет по проложенной лыжне - лишь посвис- тывает, А тот, кто впереди - из сил выбиваются...
СМЕЯТЬСЯ. Считалось, что за столом не смеются, "иначе бес нагадит в кушания". Почему же, откуда - бес? В старину за столом полагалось сидеть чинно и важно. Счи- талось: раз за стол сели - надо есть, а посмеяться - всегда успеется. Над тем кто был уже пьян, смеялся и отвлекался от еды - шутили, и порой, довольно жестоко. А подшутить раньше любили, особенно на свадьбах, когда все вкусненькое выпивали и съедали, а подлиывали подкладывали "такого, чего хуже не придумаешь"! Другая примета: Кто до большого праздника веселится и сме- ется, тот в самый праздник будет грустить и скучать". Тоже тонко подмечено: кто "уже нагулялся", тому, с большо- го похмелья уже и праздник - не праздник...
СОВА. Очень своеобразная примета была про сову: "если сова возле дома закричит, то это... к новорожденному"! Кто знает, как появился такой смысл. Но современный го- родской житель возможно замечал: если низко пролетит самолет или проревет где-то мощный самосвал, то автомобили с "автос- торожем", стоящие "на приколе" вдруг... начинают сами по се- бе - сигналить, отзываться на звук! Так, может быть с совой. Рожали раньше тяжело и трудно, не только кричали, но, даже умирали от тяжелых родов. А птицы - чутки, на протяжный крик слетаются. Могла, кончено, примета возникнуть и по другой причине, чисто символической: Кто кричит громко? Младенец. Где он кричит, в темноте, в мтеринской утробе. А кто еще во тьме" кричит? Ночная птица - сова. Вот они, "темные" и "переклика- ются". Впрочем, конечно, не на все есть ответы.
СОЛЬ. За столом передавали соль друг другу с суеверными предосторожностями. Ох, нельзя подавать другому соль! Иначе - поссоришься! Чтобы этого не произошло, подавая соль, счи- талось, желательно... рассмеяться! Дело в том, что, по другой примете, соль, случайно рассы- панная, знаменует будущую ссору или брань. Такую возможную ссору, однако, удавалось "нейтрализовать" своеобразной маги- ей - руганью в свой адрес или хорошим щелчком себе по лбу. Причины проста: в давние поры соль была дорога, добывалась трудно. Рассыпать соль - причинить ущерб семье. Оттого тех из детворы, кто за столом рассыпал соль, отец тут же наказы- вал, лупил деревянной ложкой - прямо в лоб! Если же оказывалось пересоленым какое-то кушанье, шутили, что повариха наверно влюбилась, загляделась на кого-то и пе- ресолила. А иной раз и специально насаливала тому, кто приг- лянулся. Впрочем, тут-то причина ясна, как день.
СОБАКА. "Про собак - примет множество. Так, собака, воющая - оплакивает... чью-то смерть, а роющая - роет себе могилу"! Могила челвечь, наверно, все же, не при чем. Зато собаки с большой охотой разрывают, скажем, мышиные норки на пашне, явно предрекая "смерть" хвостатым воришкам! Собака же воющая с поднятым вверх "рылом", как думали, предвещала"... пожар. Однако, биологи знают, что собачий вой, это, попросту - перекличка, когда собака зовет, для проверки, своего приятеля или хозяина. И что хотела этим "сказать" сама собака, это лучше у нее самой и спросить!
СОРОКА. Длиннохвостая сорока-белобока, та, что "кашку ва- рила и деток кормила", считалась "счастливой", приносящей счастье, птицей. Вот садилась возле окна сорока и это "пред- возвещало" - здесь скоро будут гости! Почему так считали? Догадаться нетрудно: все объедки после гостей доставлась проворным сорокам и кошкам(кошки, кстати, столь же догадли- вы) и стоило сороке увидеть поблизости едущую телегу, как она быстро "соображала" - что ей будет пожива. И - торопи- лась "к столу"! А, так как сороки - птицы довольно крупные, то и слетались они лишь к "хорошим" помоям, крупным, частым, богатым. Поэ- тому и означало сорочье гнездо возле дома - "богатство и счастье". А отсюда объясняется и другая примета: ежели в доме есть больной, то, при виде сороки он - выздоровеет! И то, если уж и сороку прикормили, то больного уж и подавно выходят.
СПАТЬ. Лежебок не уважали. Про того, который вставал толь- ко в полдень, еле ходил, с опухшей физиономией и заплывшими глазами, говорили: "если холостой слишком много спит, то наспит себе кривоглазую жену". И доля истины тут была: красивых и умных углядеть за день не успел, проспал. А к вечеру, да спросонья любая девка - красивой покажется. Вот пара и состоится.
СПОТКНУТЬСЯ. Если человек спотыкался ненароком, то над ним смеялись: его кто-то бранью поминает! Могли даже "вспомнить, кто. Почему же так? Конечно, если вслух вдруг выбранят - поневоле все из рук повалится и спотыкаешься даже на ровном месте. А если вдруг споткнулся, а бранившегося нет, то... "где-то" он, возможно, все-таки - есть? Так и возникла глупая "примета".
СТИРКА. Про небрежную постирушку замечали "Коль постируха льет воду вокруг себя и на себя, то муж будет... пьяницей!" В самом деле. Для женщины стирка белья, рубах, платья - была одним из главных дел в доме. По сей день стирают в сельском пруду на мостках и плотах, споро и быстро. Но - ак- куратно. Если же кто-то брался стирать - размашисто, без ог- лядки, с плеском во все стороны, то замечали сразу, что это - неумеха. А неумеху умный мужик в жены и не возьмет. Кстати, все случаи, где что-то проливали неумало или неча- янно - сводили к пьянству будущего супруга. Да и то верно! Раз жена - неряха, то и муженька подберет - не лучше!
СТОЛ. А еще говорили, "нельзя крошки стряхивать со стола просто рукой - не будет ни в чем достатка". Отчего бы это? Видимо, и проста эта примета, да и не очень. Дело в том, что раньше, ревниво следя друг за дружкою, соседи, подчас не понимали, почему у одного человека все складно и хорошо по- лучается, а у другого - никак. И сводили это, нередко, не к профессиональному умению, а к... умению колдовать "лучше других". Вот как! Подглядел кто-то, тайком, к зажиточному соседу в окошко, а там(ух, ты!) - явное "магическое действо": со стола-то - не прсто рукой, а особой тряпочкой стирают! Колдовство! А у нас -то - простой пятерней(поскольку ни тряпочки лишней не было, порою, в нищенском хозяйстве)! И так обратилась простая ак- куратность в примету бедности или богатства...
СТРЯХИВАТЬ. Очень осторожны были с водой для умывания. Считалось, "кто стряхивает с рук воду за спину6 тот плодит четей". Почему так? 1) В прудах, да омутах, считалось, черти водятся! А спина, это, согласно магии - темная, "нечистая", оборотная сторона тела, то есть сторона "чертовская". Так явилось поверье. 2) Еще считалось: "вперед спиной ходить - черта тешить". И, когда колдовали "на нечистую силу", так и ходили, вперед спиной(на Западе, и пляасли так, на шабашах). 3) Демонстративно спиной к кому-то повернуться, фактичес- ки, его - к черту послать. А с рук "за спиной" капельки от- ряхивать - чертей плодить. Верили, сколько упадет брызг, столько и будет новых маленьких чертенят!
СТУК. Верили в черта или не верили, но всего непонятного побаивались. А непонятного раньше было много. Скажем, просто стук, слышимый в доме, неизвестно откуда, как считалось, предвещает смерть домашним или родственникам. Почему? Что ж, тут уж был явный намек на стук... молотка по гробу. И люди суеверные непонятного "потустороннего стука пугался еще больше. Страх и загонял кого-то в могилу. Но сам же стук(скажем, от хозяйничающей вороны на крыше или от кошки, грызущей кость, в коридоре) обычно ничего плохого не предващал.
ТЕМНОТА. А еще говорили, что когда муж и жена едят "в по- темках, то ребенок и них будет... вором! Почему бы так? Своеобразное, но тонкое наблюдение. Ведь "впотьмах" обеда- ли только самые бедные, у кого не было ни дров в печи, ни лучины, ни свечечки. Тут и мог, подрастающий "во тьме" паца- ненок легко умыкнуть и лишний кусок из сахарницы и лишний ломоть хлеба. Ворами не рождаются, ворами становятся.
ТРИНАДЦАТЬ. Про число "тринадцать" можно написать целую книгу, примет про него немало, но сводятся все к одному - "несчастливое" это число. Скажем, держится ткакя примета, что если за одним столом казалось, случайно, 13 человек, то один обязательно "должен умереть" в этом же году! Что ж, тринадцать - число большое, а, значит, по простой статистике, с кем-нибудь "хоть что-нибудь" да случится! Тем более, что из 13-ти человек всегда находился кто-то "самый старый", кто-то - "самый глупый", кто-то - "самый лихой". В Японии, однако же, число "13", напротив, считается очень удачливым числом.
Next
Hosted by uCoz