КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК

           а1. АВДОТЬЯ-ЕРЕТИЦА.  Колдовством на расстоянии,  пытались
         даже воздействовать на дела политические.  Так, в одном деле
         Преображенского приказа рассказывается,  как  "Петрова  жена
         Волынского,  Авдотья-еретица, как была вдовою, ходила в Пре-
         ображенское...  и вынимала след, землю, до первого до Азовс-
         кого похода, по присылке из Девичья монастыря от царевны Со-
         фии Алексеевны",  чтобы,  колдуя над  этим  следом  "извести
         заговором" Петра I-го.
           Так уж считалось, что, действуя даже на след от ноги можно
         - "навредить". Впрочем, навредила Авдотья только лишь себе...
а2. АНТОНОВА ФЕДОСЬЯ. В 1785 году в нижегородские судебные места была прислана из села Спасского Васильевского уезда крестьянская женка Федсья Антонова, по причине найденных у нее нескольких высушенных лягушек. Узелок с остатками сухих лягушек обнаружил у Антоновой ре- тивый муж, обеспокоенно писавший в прошении: "К чему таковые лягушки у нее были - не для ль какого вре- да, неведомо..." И, так как он "имеет подозрение на нее, в желании его умертвить, по случаю несогласного с ним жития", то и прдставляет Федосью и лягушек - на суд! Обвиняемая "женка" заявила, впрочем, на допросе, что оные сушеные лягушки хранятся у нее для лечения ломоты в ногах, а намерения причинить зло мужу у нее не было. Эксперт, в лице штаб-лекаря земского суда, предпринял вполне здравый "следс- твенный эксперимент" и вскоре заявил, что: "Часть тех иссушенных лягушек давана была собаке в молоке, и, по содержанию оной(собаки - А.А.) запертою в особом месте никакого вреда и перемены не последоавло". Посему губернский суд постановил: "Означеннную женку Федосью Антонову от суда и следствия учинить свободною". Чем кончилась домашняя разборка "командированной" тюрьму жены и заботливого мужа, история умалчивает. Но, как видим, подобные дела рассматривались в высоких инстанциях вполне серьезно, хотя еще специальным указанием Екатерины колдунов следовало рассматривать как "несовершеннолетних" и... "мало- умных". Жаль, что указ этот не дожил до нашего времени...
а3. АНТОНИЕВА. В 1701 году каменецкий почтальон И.Судец подал в городской суд жалобу на гречанку Антониеву, о том, что она, желая наслать на почтальна болезнь, посыпает порог его дома каким-то порошком(видимо, своеобразным "химическим оружием"). Сжигать колдунью не стали, но суд постановил при- вести Антониеву к "очистительной приясяге". Впрочем, почтальн мог ошибаться, и, вместо болезни("ки- лы"), сей "магический" порошок мог применяться наивной жи- тельницей для... "прилюбления" столь видного мужчины!
б1. БЕЗОБРАЗОВ, стольник. В период вражды царя Петра с сестрой, могущественной царевной Софьей, обвинение в кол- довстве пало, как-то на престарелого стольника Безобразова. На старика донесли его же собственные люди, вдобавок, пред- варительно, его обворовавшие и - бежавшие, затем, от него. Доносчики сообщили, что Безобразов общался с опальным кня- зем Шакловитым и со всех сторон созывал к себе колдунов и ворожеек. Все эти ведуны, чаровники, ворожили(гадали - А.А.) на костях, на деньгах и на воде, стараясь "вызнать" подобны- ми нелепыми методами намерения и поступки Петра и его мате- ри, а, также - можно ли поднять против них бунт, и будет ли он успешен? Следственные бумаги позже сообщали, что один из вызванных князем волхвов, Дорошко, "накупился у Безобразова, напустил по ветру тоску на царя и царицу, чтобы они сделались к нему добры и поворротили бы его к Москве..." Утверждали, якобы Безобразов снабдил Дорошку вином и съес- тнымиприпасами отправил его в Москву, а в провожатые дал ему человека, специально, чтобы указывать царя и царицу, которых Дорошко не знал в лицо(слабоват был "колдун", явно - А.А.). Пыталась колдовать и жена Безобразова: брала семь старых полотнянных лоскутков и велела написать на них имена царя и царицы. Она вставила эти лоскутки в восковые свечи, "вместо светилен"(фитиля) и разослала по разным церквям, приказав зажечь их перед иконами и наблюдать, чтобы они сгорели до конца. Поскольку в деле оказались замешаны царственные особы, то, после доноса была взята сразу же вся "колдовская" компания. Колдуны были настолько беспомощны в своем "колдовстве", что не смогли даже "предсказать" подобных событий. Безобразова, его жену, едуна Дорошку и всех прочих оказавшихся поблизости волшебников представили в Москву и учинили здесь допрос "с пристрастием", то есть со всем набором пыток, без каких та- кое дело не обходилось. Повинились, поэтому, и в том, что было, и в том, чего не было. После же расправились со всеми. Безобразову - отрубили го- лову, не принимая во внимание возраст. Жену - сослали в мо- настырь. Имущество отобрали. Двух колдунов помоложе - сожгли живьем. Всю прочую публику нещадно отодрали кнутм и сослали в Сибирь, вместе с детьми и женами. Все было сделано строго по закону...
б2. БЕЗСОНОВ ИВАН. Деоа колдовские вершились как во двор- цах, так и в избах. 3 января 1737 года в столице Российской империи, в самом серьезном и мрачном ведомстве государтсвен- ной машины самодержавия в Канцелярии тайных розыскных дел было "объявлено письмо! самому шефу канцелярии Андею Ивано- вичу Ушакову. Письмо было написано командиром Измайловского полка Гута- вом Бироном, братом фаворита государыни Анны Иоанновны: "Превосходительный господин генерал и кавалер ея импера- торского величества. Милостивый гоударь мой, Андрей Иванович! Сегоня, генваря 3-го числа лейб-гвардии Измайловскому пол- ку лекарь Селкрий поданным рапортом объвил, что в полку лекарский ученик Иван Безсонов читал незнамо какую еретичес- кую книгу, которая книга, (сово)купно и с писмом (от)руки ево Безсовнова подана за печат(ь)ю в полковую канцелярию, а я оное для надлежащего размсмотрения при сем посылаю к Ваше- му превосходительству". Письмо прибыло не одно - полковой фурьер "при том писме объявил (так)же запечатанный пакет, колодников пять человек, да в платке завязанном корень да траву, да рубаху женскую, ворот и рукава в крови". В запечатанном красным сургучом па- кете находилась маленькая тетрадка в восьмушку на 8 листах. На ней корявым прочерком, стршащейся дрожащей рукой были за- писаны колдовские заговоры. СКриминальная сия рукописная книжица была отобрана у Ивана Васильева, сына Молодавкина(по отчиму - Безсонова). Оказа- лась же она у него вследствие знакомства с колдуном Матвеем Овчинниковым. Интерес же Ивана Безсонова(Молодавкина) к кол- довству был прост: "...приходит, де ему, Маладавкину, на мысль, чтоб ему жить блудно з девками и з бабами, да не знает де он, где такова человека найти, кто б ему мог сделать, дабы ево, Малодавки- на, девки и бабы любили?" Названный же "колдуном", Овчинников, однако, тетрадь кол- довских заговоров имел - списав у крестьянина А.Курбанова, столь же безграмотного, как и он сам. Читать же заговоры Ов- чинников начал из-за любви к кабакам и постоянной нехватки денег. Когда после первой "отчитанной" клиентки, он получил должную мзду, "пол хлеба, да часть мяса", Овчинников быстро приободрился и даже вошел во вкус, читая по тетрадке загово- ры "от призору". Занимался он, также, "приворотом"(прилюблением), для пуще- го страха и впечатления требуя у "клиента" испачканную кровью рубаху и тому подобное.
б3. БАХЧИНСКИЕ. В 1702 году в Каменецком городском суде разбиралось дело между Кржановскими и Бахчинской... Обе сто- роны подыскали себе выгодного жениха. Выбор пал на некоего Бернацкого. Он женился на дочери Бахчинской, дочь же Кржа- новских, видимо, не вынесла подобной конкуренции и тяжело захворала. Завистливые Кржановские "объяснили" болезнь своей дочери - чародейством Бахчинской и, в свою очередь, принялась "окол- довывать" ее зятя. они похвалялись знакомым, что могут пору- чится, будто новобрачные не проживут вместе более трех не- дель, и затем пытались послать Бернацкому какие-то "чудодейственные" пироги, которые, впрочем, не дошли до наз- начения.
б4. БАБИЖЕНКО, ПОПАДЬЯ. В разных таинственных чарах, в ка- честве "колдовского инструмента" употреблялась веревка, сим- вол достаточно многозначительный, напоминающий предметы са- мые разные, в том числе и не совсем приличные. Подчеркнутое потряхивание веревкой, поэтому считалось делом весьма предо- судительным. Скажем, в 1710 году в Каменецкий городской суд пожаловался священник Ставицкий, на жену священнника Баби- женко, обвиняя последнюю в том, что она угрожала жене жалоб- щика чародейски насланною смертью, произнося "магический" заговор: "Попадья будет пухнуть, и ее раздует, и она треснет!" Вслед за тем угрожавшая совершила несколько прогулок около дома Ставицкого, злорадно потряхивая веревкой, в чем священ- ник усмотрел явное чародейство и, мало рассчитывая на собс- твенные силы, поспешил пожаловаться, пока чего не вышло.
б5. БЕРЕЗНИЦКИЕ. Колдовали не только на людей, но и на жи- вотных. Например, в 1700 году в Луцкий городской суд поступила жалоба от семьи Порванецких, на семью Березницких. Порванецкие жаловались, что Березницкие "очаровали стадо их овец, привязывая конские кости к шеям животных..." Пос- кольку мертвые кости у всех народов во все времена означали смерть, то это было, видимо, вполне символическим пожеланием соседским овечкам - скорее "окачуриться"...
б6. БРЮС ЯКОБ. Перечислить те сотни и тысячи колдовских дел, которые вершились в давние времена, разумеется невоз- можно. Но назвать хотя бы некоторые - нужно, тем более, что именно от этих немногих историй, искаженных и гиперболизиро- ванных происходят десятки и сотни легенд, устрашающих, впе- чатляющих и нелепых. В старые времена немало "черных" преданий было сложено о знаменитой Сухаревой башне. Знаменитой, потому, что в ней когда-то работал "чернокнижник" Якоб Брюс(Яков Вилимович Брюс, 1670-1735). Люди попроще и посуевернее попросту обхо- дили ту башню стороной, опасались "черных сил". Ходили упорные слухи, что здесь случались заседания некое- го таинственного "Нептунова общества", под председательством Лефорта с присуттвием Петра I, Я.Брюса, А.Меншикова, Апрак- сина и других, проще говоря первой в России "тайно масонской ложи", учрежденной Петром. Царь-"антихрист" за это стал причисляться к чернокнижни- кам, тем более, что именно с его ведома и распоряжения про- водились на башне астрономические наблюдения, химические и физические исследования в лаборатории. Главным чернокнижни- ком в этой башне народная молва считала сратника Петра - Якова Брюса, одного из просещенных людей того времени. О чернокнижнике Якове Брюсе и о его волшебной библиотеке ходили в народе бесчисленные легенды, одна диковиннее дру- гой. Так, расказывали, будто в лаборатории Сухаревой башни Брюс составил эликсиры живой и мертвой воды и завещал своему слуге живить себя после смерти. Другая легенда говорила о том, что Брюс, будто бы передал свой эликсир - Петру. В рукописи, ходившей по рукам, описывались таинственные волшебные книги и вещи, хранившиеся в Сухаревой башне, кото- рыми, будто бы пользовался Брюс: "1) Книжица хитрая с таблицами, тайными буквами, выписан- ная и в чернокнижия магии черной и белой, кабалистики и пр. 2) Зерцало, показывающийся покойник за 100 лет в живе об- разом и одежду, и походку, и говорящий, на все вопросы отвечающий одни сутки, после пропадает. 3) Черная книга, кудесничество, чародейство, знахарство, ворожба. Сие русское чернокнижье, собранное русскими знаха- рями. 19 частей. Рукопись скорописная..." И - так далее. Была здесь и "Соломонова печать"(пара пересеченных треу- гольников, мужское и женское - например, эмблема на флаге государства Израиль), в которую, как утверждалось, были зак- лючены "нечистые духи". Была и "досчечка аспидная черная", якобы превращавшая обладателя ее - в невидимку, а если ее положитьк себе "взапазуху", то "будешь все на свете знать и будешь память, хитрость, мудрость разум - иметь". После смерти Брюса все эти и другие, якобы волшебные вещи и книги, были замурованы в тайниках башни. Кто же такой был Брюс? Указывается, что Брюс происходил из древней шотландской фамилии. Отец его был полковником русс- кой армии в конце XVIII столетия. В молодости Якоб Брюс был "потешным" Петра(в "потешниых войсках" царевича, переросших, потом в войско российское). В дальнейшем он занимался сос- тавлением географических карт, увлекался естествознанием и даже историей. Имел свою исследовательскую лабораторию, где по ночам случались столь страшащие люд - вспышки, молнии и взрывы(там занимались пиротехникой). По словам истрика Татищева, Брюс был "высокого ума, остро- го рассуждения и твердой памяти": мог, например, с одног взгляда сосчитать горошины в рассыпанной кучке, знал все на- именования звезд, планет и созвездий в небе. Богатое собрание физических и астрономических инструментов, библиотеку и раз- личные естественные коллекции на завещал Академии Наук. И, все же, молва о волшебнике и предсказателе Брюсе ходила в нраоде почти два слетия, чему в немалой степени способс- твовал первый красочный выпущенный в России календарь(1709), так и называемый "Брюсов календарь", с различными астрономи- ческими новшествами и астрологическими прогнозами. Календарь пользовался огромным усехом, но, любопытно, что Брюс астрологию даже в грош не ставил... Вообще же, на общем фоне дремучих захолустных колдунов "европеизированная" чер- ная магия Якоба Брюса выглядела явной "белой вороной"...
в1.ВСЕВОЛОЖСКАЯ ЕВФИМИЯ. Несмотря на высокие стены Кремля и дворцов, несмторя на усиленную охрану и проверки, царь Алексей Михайлович опаался порчи и отравы. Об этом говорят многие дела, проходившие через Тайный Приказ. Из страха пе- ред злыми чарами царь в юные годы отказался от брака с пон- равившейся ему с первого взгляда девушкой, дочерью касимовс- кого помещика, Евфимией Всеволожской. Занятно, что ыбрал он ее одну из двух сотен боярских и дворянских дочерей. На смотринах, обычно, царя водили по по- коям с девицами, а девицы делали вид, что спят, принимая, впрочем, самые сблазнительные позы. Молодой царь тут же вручил Евфимии кольцо и платок - так велико было его желание как можно скорее видеть царицей именно ее. Но этот выбор не был добрен бывшим его насавни- ком, боярином Морозовым, присмторевшим для царя совсем дру- гую невесту, дочь московского дворянина, Марию Милославскую, на сестре которой, Анне он сам хотел жениться, чтобы таким путем породниться с царем. Когда Ефимию ввели в царские хоромы для наречения царев- ной, она вдруг потеряла сознание. Матери и сестры отвергну- тых невест посешили распустить слух, что она "испорчена", больна падучей болезнью и "к царской радости не прочна". Ев- фимию Всеволожскую тут же увезли за город, под надзор одно- го из бояр, а на отца ее, поклявшегося накануне, что его дочь совершенно здорова, завели "верхнее государственное де- ло" и взяли под стражу. Алексей Михайлович, которому тогда было всего лишь 16 лет, конечно не знал простенького современного анекдота школьни- ков: "Доктор, почему у дочки изо рта слюна течет, и глаза выкатываются?... А вы бантик не так туго завязывайте..." Все случилось точно так, как в анекдоте. По наущению боя- рина Морозова причесывавшие невесту мамки и бабки так крепко завязали ей волосы, что у нее попросту... потемнело в глазах! Отца Евфимии, Федора Всевложского обвинили в измене, в сознательном намерении обмануть царя. После мучительной пыт- ки он был сослан в Сибирь, с семьей, где через несколько лет и умер, а жену и детей его, в том числе и царкую невесту пе- ревели в дальнюю деревню, в Касимовском уезде. "А из дерев- ни, - гласил указ, - их к Москве и никуда отпущать не веле- но..."
в3.ВЕРЕМЕЙЧИК. Приходится только поражаться, по каким мел- ким причинам люди обвиняли друга друга в колдовстве. Так, под 1710 годом в магистратских книгах города Выжвы записано дело о жалобе жителя Д.Олефировича на некую Веремейчик, ко- торая, якобы владела секретом задерживать рост овощей. Жалобщик приписывал неурожай капусты на своем огороде тому обстоятельству, что обвиняемая несколько раз прошлась мимо этого огорода. неизвестно, что решили в суде, но возможно, посоветовали просто поливать капусту получше... На примитивном сельскохозяйственном уровне колдовство вполне процветало. В 1718 году Овручкий городской суд расс- мотрел жалобу шляхтичей(поляков - А.А.) Невмержицких, на своих соседей Ярмолинских, которые якобы "очаровали и завили яровую пшеницу истцов". Завитками на пшенице называли скру- ченные особым образом жгуты-колосья, обычно, вдобавок, поли- тые известью. Это считалось чарами на неурожай...
в4.ВОИНОВ ВАСИЛИЙ, "ЮРОДИВЫЙ". В 1723 году в Синоде расс- матривалось дело, присланне из Коломны, дело о 20-летнем Ва- силии Воинове. Оставшись в 7 лет сиротой, Василий поначалу ходил с нищими, бедовал, тощал и кормился скудным подаянием. Затем пробавлялся случайными заработками, устроился на завод Демидова в Туле, но "прибытку было мало". Картина была, в общем-то типичная для биографии многочисленных ныне дилетан- тов от медицины именующих себя как "всемирно" известных "эк- страсенсов" и "целителей". И тогда, по совету некоей Настасьи Карповой, он научился ходить босым и в одной рубахе в самые лютые морозы, натирая тело соком разогретой крапивы, в результате чего вскорости прослыл... святым! Однако "святой" вел, увы, не праведный образ жизни. Обу- чившись колдовству, Василий увлекся всевозможными видами на- родной магии и применял их по любому поводу. Забыв о "незлобии" и смирении, "разлучал супружество", когда на свадьбе новобрачная нелестно о нем отозвалась("чего де ради такова урода посадили"); напуская "демонскую силу" в дом крестьянину, не пустившему его в баню. В таких случаях обычно пльзовались всевозможными зельями и взварами, роль которых свдилась к простым охотничьим приманкам, привадам и отвадам. Бродя по деревням, "святой" развлекался в свое удовольст- вие, совращая доверчивых кумушек. "...еретичеством своим де- вич(ь)а полу на блудное растление превратил, например чело- век з 20..." Василий не держал при себе тайн ремесла и за достаточную мзду, охотно обучал "колдовтву" и других. Так, дворовую женку Лукерью сделал якобы ведьмой, обучив ее "оборачиваться птицею", "а именно вороною и разными пти- цами и всякими разными зверьми и скотом". По его же "науче- нию" Лукерья "испортила крестьянского сына Ефима до смерти", иными словами - отравила. Кроме того Воинов утверждал, что он связан личными прия- тельскими отношении ямы с "главным над всеми бесами и водя- ными чертями сотоной Михой", потому что у него в распоряже- нии "водяные и воздушные демоны", "в демонские силы дано ему на послужение сто воздушных бесов и с князем, а оному бе- совскому князю имя Ирод бес"(как видим, в религиозных вопро- сах "святой" был безграмотен до чрезвычайности). "Водяным демоном" он давал якобы "всякий скот по их требо- ванию таким образом, что когда погонят скот поить, и в то число отдавал им в воду для того, чтоб они его, Василия, слушал". Захаживал он и в гости к "водяным чертям", так "во Оке реке под кручею(Василий давал точное описание места) и в других местах и з ними в доме их имел разговор..." Он даже под мельицу к "водяным чертям" заходил "для угово- ру, чтоб укрепить мельницу, по прошению мельника Матфея Ва- сильева и за то посулил свинью, а без уговору оные черти ему, Василию, были непослушны". "Воздушные беси" были более сговорчивы: бесплатно переносили его "в семь часов" из Калу- ги в Киев(словно на НЛО). "И в протчие де городы такою ж демонскою силою был же но- шен. Овогда выставя дверь, и на той двери несут по воздуху, тако ж по изволению ево оборачиваютца и лошадьми..." Что ж, ныне можно только гадать, "инопланетяне" ли явля- лись Воинову в облике "дверей" и "лошадей", сон ли это был, или, что скорее всего - галлюцинации от принятых "колдовс- ких" настоев или с перепою. Кстати сказать и психически больных среди колдунов во все годы было очень немало...
в5.ВАСИЛЬЕВ ИГНАШКА. В 1680 году проходил обвинительный про- цесс по поводу волшебных узлов, "наузов". Иноземец Зинка Ла- рионов сделал донос на нескольких крестьян в харнении "лихих кореньев"(ядовитых) и подал в приказную избу поличного "крест медный, да корешок невелик, да травки немного - завязано в узлишки у креста". Припертый к тенка, обвиняемый Игнашка Васильев признал крест своим и на расспросы показывал: корень тот "девясилной (лечебная трава "девясил" - А.А.), а травка-де ростет в ого- родах, а как зовут ее того он не ведает, а держит тот коре- шок и травку от лихорадки, и лихих-де трав и коренья он не знает и за дурном не ходит..." После осмотра корня посадским человеком Якушкой Паутовым, оказалось, что корень именуется "девятины - от сердечной скорби(от боли в сердце - А.А.) держат, а травишко держат от гнетенишные скорби(лихорадки), а лихого-де в том ничего нет". Другой подсудимый объявил что предъявленные травки еу под- ложили в зеп(карман - А.А.), в то время как он был на кру- жечном дворе пьяный, в беспамятстве. Крестьян, оговоренных Зинкою, на всякий случай попытали, а потом, убедившись, что случай безвредный, для острастки вздули батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства...
Next