КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК

           р1. РУЖКОВСКАЯ, ПОМЕЩИЦА. Не везет в карты, повезет в люб-
         ви и наоборот.  Соответственно, одни "колдовали" ради денег,
         а другие - ради все той же любви.
           В 1749 году Каменецким городским судом было возбуждено де-
         ло по обвинению помещицы Ружковкой в  любовном  чародействе:
         она, якобы, околдовала своего батрака Андрея и заставляла его
         сожительствовать с ней,  хотя Андрей несколько раз и  убегал
         от своей госпожи.
           Активной помощницей сексуально озабоченной  Ружковской  по
         колдовству была ее, стлоь же сексуально озабоченная, служан-
         ка Евдоха...  Войдя в раж,  Евдоха потрясала плетнем, где на
         кольях  сидели горшки(тем самым приводя в движение - символы
         мужского и женского начала),  затем сыпала горячие уголья  и
         скакала,  видимо, завлекая, нагишом, вокруг хозяйского дома,
         после чего пересыпала угли на собственную сорочку и  прикры-
         вала их горшком.
           Евдоха утверждала, что если при этом колдовстве ее сорочка
         не загоралась,  то  батрак  Андрей обязательно возвращался к
         Ружковской...
р2.РОМАНОВ АЛЕКСАНДР, БОЯРИН. Наиболее легкий способ добы- чи денег было в старину - "обнести" кого-нибудь, обвинив в государственной измене. А чтобы крепче верилось доносу, и чтобы спуска не было - желательно было обвинить в "чарах" против государева здоровья. Такой удачный извет и был сделан в начале XVI на... бояр Романовых, зачинателей будущего царского рода. Летописец рассказывает об этом так: в период острой борьбы боярских родов, желая отличиться, дворовый человек и казна- чей боярина Александра Никитича Романова, Второй Бартенев - пришел тайно к дворецкому, Семену Годунову и объявил ему: "Что ми(не) царь повелит сделать над государи моими, то и сотворю! Дворецкий обрадовался и возвестил (это) царю Бори- су, а Борис велел ему сказать многое свое жалование. Семен же умысли(л) со Вторым и наклаша всякого коренья в мешки и по- велел ему положити в казну Александра Никитича. Тот же, Вто- рой, сотворя тако(е), прииде доводить на государя своего". Волшебные коренья в государевой казне! Колдовство с прес- тупными целями. Такое явно не к добру! Последовал "проверочный" обыск, корение было обнаружено, вынуто, предъявлено(не хуже подброшенного пакетика наркоти- ков в наши времена), привели Романовых, Федора Никитича с братьями, их отдали под стражу, пытали и потом сослали в от- даленные от столицы места. Но, как знаем, на этой истории история рода Романовых, фактически только начиналась...
с1.СИЛИН МИТЬКА. Из деловых бумаг Розыскного Приказа узна- ем, что князь Голицын совещадся с колдунами, и, опасаясь, чтобы не остыла к нему любовь царевны Софьи, прибегал к ча- рам: какой-то знахарь давал ему травы, и князь сыпал их для "прилюбления" в яствы, подносимые царевне, а потом того, слишком много знавшего, знахаря предпочел... сжечь в бане, "дабы не было от него проносу". Голицину способствовал, также, некий Митька Силин, вызван- ный царевной из Польши, лечить "болезненные очи" царю Ивану Алексеевичу, брату Софьи и Петра(будущего Петра I). Года три он жил в келье Медведева, уверяя, что умеет гля- деть в Солнце и угадывать, кому что будет. Занимался он и лечением: заговаривал грыжу, пособлял жене и мужу, излечивал от болезней живота. Силин врачевал на Москве многих, в том числе и князя Голицына: щупал ему живот и нашел, что князь "любит чужбину, а жены своей не любит..." Митьке доверяли во многом. Медведев, скажем, открыл, что царевна хочет выйти замуж за Голицына, Шакловитого намерена сделать первым у себя правителем, а его, Медведева - патри- архом, и просил посмотреть "в Солнце": сбудется ли это? За- нятно, что гадание ничего хорошего не сулило: "И Сильвестр Медведев, - сообщало "розыскное дело", - ве- лел ему(волхву-гадателю, Митьке Силину - А.А.) посмотреть в солнце: каково-де будет князь Голицын и будет ли он на Моск- ве царем? А он, Сильвестр, патриархом? И он, Силин, по тем Сильвестровым словам, ходил на Ива- новскую колокольню Великаго двожды, и в солнце всматри- вал(ся).И в солнце он видел: на великих государях венцы, по обыкновению, на главах, а у князя Василия Голицына венец мо- тался около грудей и назади и со стороны, и он, князь, стоял темен; а Федор Шакловитый стоял повеся голову, и значило ему, что будет скорая смерть и преж Голицына..." После этих неутешительных прогнозов Сильвестр Медведев, все же веле Силину посмотреть в солнце и гадать: "Будет ли князь Василью Голицыну счасите в походе против крымских татар или нет?" "И Силин в солнце смотрел с молитвою: Боже мой и премилос- тивый, Мати Божия Богородица, и Троица Живоначальная, и Ма- хайло Архангел и вся сила небесная, явите мне, что я задумал: над князь Васильем Голицыным что буде(т) - будет ли ему какое добро или нет? И в солнце значилось, что князь Василью в том счастья ни- какова не будет, только он государскую казну истратит и лю- дей изомнет..." Силин ходил от Медведева и к князю, Голицыну, о чем расс- казывал под пыткою: "Я-де к князь Василию пришел, и князь спрашивает: будет ли он на Москве великим человеком? И я ему сказал: что ни зате- ял и тому не сбытца, - бол(ь)ши ничего не будет..." Как видим, Силин кое в чем оказался прав, но для сделанных предсказаний не нужно было ни колдовских познаний, ни гада- ния все было на слуху. И, в то же время даже "колдуны" столь высокого, "княжеского" ранга были не в силах реально пред- речь свою собственную, весьма безрадостную судьбу...
с2.СЕРГЕЕВ ЛЕВ, КОНОВАЛ. "Кроткий" царь Алексей Михайлович однажды лично проведал, что коновал Лев Сергеев из вотчины князя Одоевского давал дворовому человеку царского родствен- ника, боярина Юрия Милославского, Михаилу Серебренину "питье сосать, хмелевую шишку, завяхав ее в плат(ок), чтоб ему зап- ретить от питья", то есть отучить от пьнства, вылечить от столь распространенных запоев. Подозрительный царь приказал накрепко пытать коновала, "что тот плат(ок) с хмелем давал пить не для ль порчи?" Од- нако Лев Сергеев даже на пытке продолжал стойко утверждать, что давал питье как лекарство, как средство от пьянства, но его, все же, из-за опаски, сослали подальше - в Астрахань...
с3.СТЕПАНОВ ИВАШКА, ПОРТНОЙ. Дела о колдовстве в тайной канцелярии были разложены аккуратно, по "сверточкам" с "ве- щественными доказательствами", как ныне, по папкам, регист- раторам, дискетам. Про один сверточек писалось так: "...Сверточек, в нем распроссные речи портновского мастера Ивашки Степанова и сыск, что он государев изуфреной опа- шень(верхнее летнее распашное платье из добротной ткани с золотым парчовым воротником - А.А.) который лежал в государе- вых хоромах просто надевал на себя, с глупа". О порче государева имущества, которое могли порвать или запачкать, речь, как видим, не шла. Речь шла о "порче" ко- довской, об этом-то и был "сыск", то есть - расследование.
с4.СУМАРОКОВ ЧЮДИНКА. Московские цари жили "в Верху" - в верхних кремлевских палатах, поэтому и всякий заговор, ста- вивший своей целью покушение на жизнь царя или кого-нибудь из членов царской фамилии, назывался "государевым верхним делом". Как можно судить по записям в "черной" книге, Тайный приказ нередко заводил и такие сыскные дела, когда для подоз- рений в подготовке цареубийства не было оснований. В одной из записей упоминается, наример, о сыскном деле и пыточных речах простодушного деревенского парня Чюдинки Сума- рокова, служившего дворовым человеком у дядьки царя Алексея михайловича - всесильного боярина Бориса Ивановича Морозова. Вся вина этого парня состояла в том, что он, забавы ради начал стрелять с боярского двора по галкам, примостившимся на трубе одного из монашеских обшщежитий Чудова монастыря. Двор боярина Морозова находился вблизи от царского двора. "И от той его стрельбы пулька прошла в царские хоромы", - гласит многозначительная и зловещая запись в "черной" книге. "И за то его, Чюдинкино, воровство(от слова "т-ворить", то есть "творить, сделать что-то - А.А.), - сообщает дальше сделавший эту запись, подъячий, - что он стрелял по галке на келейную трубу, а та труба стоит против государевых хором, а он такова великого и страшного дела не остерегся и прежним заказам(объявленным запретам - А.А.) учинил противность - вместо смертной казни отсечена левая рука, да правая нога..." Наказание было жестоко. Но, фактически, несчастному Чюдин- ке еще "повезло" - он запросто мог лишиться и головы...
с5.СОЛТОВСКАЯ. В колдовстве даже щепка пригодится. В 1716 году Каменецкий городской суд разбирал дело по обвинению не- коей Солтовской в том, что она собирала щепки на дворе своей соседки Фуриничевичей чтобы потом колдовать над щепками и таким коварным путем причинить вред здоровья Фуриничевичей. Последняя, однако, по ее словам, спаслась от вредных проис- ков, правда, тольк тем, что немедленно окропила свой двор "святой водой". Дезинфекция, все-таки...
с6.СОКОЛОВ ФЕДОР, ПОДЪЯЧИЙ. По указу 1722 года преступле- ния, именуемые "волшебными", подлежали синодальному суду. Но дела такого рода попадали и в светские учреждения - Преобра- женский и Сыскной приказы, Тайную канцелярию. "Волшебные" преступления нередко рассматривались как уголовный, особенно если речь шла о "наведении порчи". Что же страшного могло содержаться, например, в "черных" заговорных тетрадках? Такую тетраь обнаружили, например, в 1718 году у саранского подъячего Федоре Соколова. В ней, правда, было, вего лишь пять "заговоров". Один - от "непра- вых судей", и четыре, "чтобы жить с женой в совете": "Замыкает же раб божий имярек у рабы божий имярек в белом теле душу и ретивое сердце в тридевять немецкими камнями, относит ключи на синее море, кладет под бел-белуч камень, и колдунам и ведунам на море не бывать и сине(е) море не пе- ресушить и от рабы божии имярек тоски и кручины не отведать", - молили в красочном заговоре-присушке из тетради саранского подъячьего Ф.Соколова попавшего в 1729 году под следствие. А ведь за такие простенькие, полу-сказочные речи могли и отрубить голову!
т1.ТАЛЕВ ТРЕНКА, ПОСЕЛЯНИН. В 1606 году поданы были в Пер- ми две любопытных жалобы: оба челобитчика сделали извет, один - на крестьянина Тренку Талева, что тот напустил икоту на его жену, а другой - на посадского Семейку Ведерника, ко- торый, будто бы напустил икоту на его товарища по торговле. Обвиняемых пытали и вкинули в тюрьму. Тренку жгли на розыске огнем, и были ему "три всряски", а Семейку приводили к пытке два раза. Мнимые преступники жало- вались в Москву, государю - на поклеп и несправедливое истя- зание, почему велено было произвести повальный обыск. Попы - по священству, а посадские люди и волостные крестьяне под присягою должны были показать: пускают ли порчу Тренка Талев и Семейка Ведерник? "И буде обыскные люди очистят их, скажут, что они там - не промышляют, то немедленно отпустить их на свободу". Дело в том, что томительная икота считалась нечистым ду- хом, который насылают "по ветру" на врогов и супротивникв, когда "бес" поселяется в человеке и мучает его...
т2.ТРОФИМОВ ГРИГОРИЙ. В 1669 году в городе Шуя разразилось довольно громкое дело о колдовстве и кликушестве. Там объ- явился некто Григорий Трофимов, на которого пступили жалобы, что он, якобы, "портит людей", и что его надо за это "в сру- бе сжечь". В ответ на запрос, посланный из Москвы, от шуян пошли донесения по"злодействам" уже не только упомянутого Трофимова, но и других лиц: "В прошлых и нынешних годах, - говорилось в челобитной, - приезжали с Шуи к чудотворному образу Пресвятой Богородицы Смоленской со многих городов и уездов, всяких чинов люди, молиться - мужеский и женский пол, и деви, а привозит с со- бою всяких чинов людей, различными скорбьми одержимых(т.е. больных чем-либо - А.А.). И которые приезжие люди и шуян посадских жены и дети одер- жимых от нечистых духов, страждущие, в божественную литургию мечтаются(забываются, бредят - А.А.) всякими различными коз- нодейсьвы(ми). И кличут(обвиняют - А.А.) в порче своей сто- роне на уездных людей, что де их портят тот и тот человек. И в прошлом году страдало от нечистого духа Шульнина, по- садского человека Ивашкова, - жена Маурина Иринка Федорова, а кликала в порче своей на Федьку Якимова. И по твоему, Ве- ликого Государя указы, по тое(й) Ивашкова(й) жены выкличке, Федька Якимов взят в Суздаль и кончился злою смертию(т.е. умер под пытками - А.А.). А ныне та Иринка и уездные люди, страждущие от нечистых духов, кличут в порчах и на иных шуян - на Ивашку Телегина с товаирищи(ми)". В заключение злополучные шуяне выражали в своей челобитной опасение, "чтобы нам всем шуянам, посадским людишкам в том не погибнуть, и в опале("опала", буквально, от слов "па- лить", т.е. сжечь - А.А.) не быть, а кто тех страждущих лю- дей портит - про то мы не ведаем..."
т3.ТУЛУБЬЕВ ВАСИЛИЙ. Среди колдовских процесов 1750 года было одно, внешне довольно забавное. Это было дело о сержан- те Тулубьеве, который обвинялся в совершении любовных чар. Обстоятельства этого дела так изложены в промемории консис- тории города Тобольска: Ширванского пехотного полка сержант Василий Тулубьев, квартируя в городе Тюмени у жены разночинца Екатерины Твери- тиной, вступил в блудную связь с ее дочерью Ириною, а потом ее, Ирину, насильн обвенчал со своим дворовым человеком, Ро- дионом Дунаевым, но жить с ним - не позволил. Чтобы закрепить любовь и верноть Ирины, он на третий день после венца брал ее с собой в баню и творил над нею разные чары: взяв два ломтя печенего хлеба, Тулубьев обтирал ими с себя и с своей любовницы пот, затем хлеб этот смешал с вос- ком, печиною, солью и волосами, сделал два колобка и шептал над ними неведомо какие слова, смотря в волшебную книгу. Он же, Тулубьев, срезывал с хоромынх углов стружки, соби- рал грязь с тележного колеса, клал те стружки и грязь в теп- лую банную воду и приготолвеным настоем поил Ирину. Поил ее и вином, смешанным порохом и росным ладаном. Наговаривал еще на воск и серу, и те снадобья заставлял ее носить, прилепив к шейному кресту, а сам постоянно носил при себе ее волосы, на которыми также нашептывал. Подобными чарами Тулубьев так "приворожил"(точнее, запугал непонятностью - А.А.) Ирину, что она без него жить не могла, и когда ему лучалось уходить со двора - бегала за ним сле- дом, тосковала, драла на себе платье и волосы. Консистория определила: лишить Тулубьева сержантского зва- ния и сослать его на покаяние в енисейский монастырь, а брак Ирины с Дунаевым расторгнуть. Как блудница, Ирина должна бы подлежать монастырскому заключению, "но понеже она навращена к тому по злодеянию того Тулубьева, чародейством его и при- сушкою, а не по свободной воле, - для таких резонов от по- сылки в монастырь решили отказаться.
Next