ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
           ГЛАЗ. В фильме,  привезенном индийской сектой "Рифа" в ко-
         ролевское  антропологическое  общества(Великобритания)  было
         показано, в частности, как члены секты вынимают... собствен-
         ный глаз из орбиты, отдаляя от лица!
           Впрочем, аналогичный номер,  в свое время(начало ХХ столе-
         тия) показывал "последний русский факир"  Дмитриус  Иванович
         Лон-го(современный  Ю.Лонго не имеет к нему ни малейшего от-
         ношения). Он вынимал глаз на ложке и отдалял его почти на 10
         см  от лица,  до предела растягивая мышцы,  сосуды и нервные
         волокна.  В старости, впрочем, у него сохранилось прекрасное
         зрение.
ГВОЗДЬ (протыкающий). Факир способен воткнуть себе в палец или в язык - гвозь или иглу. Иногда это делается воочию и тогда необходим иной способ подготовки(обезболивание, аутот- ренинг и пр.). Но возможен и... простой фокус, обман зрения. "Гвоздь этот состоит из двух частей, которые соединены про- волокою, сокнутою соразмерно толщине языка, подковообразно". Именно эта проволока огибает язык или палец, а половинки гвоздя - шляпка и острие, торчат по разные стороны пальца и языка, создавая впечатление "проткнутости".
ГВОЗДИ (лежание на гвоздях). Путешественники по Индии мог- ли и могут ныне наблюдать, "презревших дух" йогов, лежащих в куче колючих веток, впрочем, без каких-либо видимых неу- добств. Подобные "привычки" стали известны в Европе еще в прошлом веке. Это отразилось, в частности, в книге Н.Г.Чер- нышевского "Что делать?", где один из героев, Инсаров, "вос- питывал дух", лежа, в крови, "на гвоздях", ржавых, кривых и редких... Современные "лежатели" уже не столь доверчивы. Они лучше знают физику и знают, что тяжесть тела должна, для безопас- ности, распределяться на большее количество точек. Гвоздь при этом, соответстственно, слегка затупляется и берется возможно большего диаметра, что и эффектнее смотрится и бо- лее безопасно (не согнется). Гвоздевой коврик делается сплошным, ровным. А гвоздей берут как можно больше. Фотографии фокусников, подражающих йогам(любимая тема ка- рикатуристов) появляются в прессе достаточно часто. Факир Зденек Захрадка(Чехословакия) использует этот номер наравне с другими Валентин Иосифов(Болгария) выполняет номер с парт- нершей, лежа на гвоздях. Пытаются, таким путем, войти в "Книгу рекордов Гиннеса". Инженер Бластор(ЮАР) выспался приямо в телестудии, лежа на гвоздях и кожа осталась целой. Ласло Сабо(Венгрия) пролежал на колючей подстилке 25 часов 30 минут. Кен Оуэн(Великобри- тания) пролежал на гвоздях 103 часа и 23 минуты. Стефан Кастл(Швеция) - 12 часов, но ему рекорд не засчитали: Кастл лежал в брюках.
ГОЛОВА. Черепные кости достаточно прочны и не столь чувс- твительны, как многие другие части тела. Поэтому в ряде слу- чаев известны травмы, когда в голове застрвает пуля(а в США у одного человека застряло сразу пять!), а пострадавший об этом даже на знает, отделываясь "головной болью". Факирские трюки на голове, практически не проводятся, хотя встречаются случаи самоистязания, на отдельных прзденствах, где в голову вбиваются гвозди, и даже целые стрелы. Если ве- рить описаниям, это проходит почти "без" последствий. Впро- чем, подобные "эксперименты" могут проводить и умалишенные или люди всостоянии аффекта. так, одна женщина, после ряда попыток покончить с собой, прорубила топором кв голове - ды- ру, вонзила туда нож и только этим добилась "цели". В средние веа часты были варианты фокуса с "отрубанием" головы(см.топор), в частности, с применением муляжа головы. Ассистент лежал на специальном столе, покрытом скатертью. В момент "отрубания" фокусник быстро доставал муляж, а ас- систент опускал голову под стол. Создавалась видимость "обезглавленного" тела. При необходимости, другой, похожий ассистент(у богатых фокусников, нередко - близнец) выставлял голову в другом месте стола, у ног "умервщленного" и тогда "голова" отвечала на вопросы о загробном мире и прочих инте- ресных вещах...
ГОЛОВА (разбивание камней). Некоторые фокусники и артисты, выступающие в жанре "факирского трюка", показывают, попутно, разбивание на голове, молотом, огромных каменных глыб. Номер этот, однако, относительно безопасен и не влечет за собой сотрясения мозга, хотя в общем-то, вряд ли полезен для здо- ровья. Под камень кладется демпферирующая прокладка. Сам камень дополнительно, "непринужденно", придерживается руками фокус- ника или ассистентов, что так же смягчает удар. Энергия уда- ра гасится в большой массе камня, а сам камень, обычно под- бирается, чтобы "быстрее" раскололся. В прессе описывалось, как в 1989 году в Афинах(Греция) местный житель Самсон продемонстрировал как на его голове раскололи здоровенную мраморную глыбу. Другой подобный люби- тель, Александро Осоркос(Гранада, Испания) принимает тяжелые предметы на голову, с броска. Подобный трюк, примимая бро- шенные ядра на шейные мышцы, демонстрируют иногда силачи в цирке. Но здесь случай другой. Специалисты показали, что у "ре- кордиста" весьма толсты черепные кости. Это позволяет ему принимать на голову, без особых последствий, гладкие ядра, гири, гантели и булыжники, весом до 3 кг, падающих с 5-6 метров! Впрочем, не следует забывать, всюду возмжны трюки. Так, принимая на голову здоровенную глинянную корчагу(горшок), и разбивая ее, артист может иметь под волосами... небольшой металлический "шишак", облегчающий раскалывание. Аналогично, для перелома кирпичей. Голову - все-таки - жалко!...
ГРУДЬ. "Привычка" к боли, полная ее невосприимчивость или возможность частичного ослабления возможна по разным причи- нам. Этого можно достичь приемом наркотиков и местных обез- боливающих средств, путем специальной психоподготовки, нако- нец, такое может быть от рождения. Все это позволяет демонстрировать поразительные трюки, с протыканием не только рук и ног, но и всего тела. В 1989 году, например, сообщалось, как Рик Капур(Австрия) "пронзил свою грудь острой пикой, а затем был поднят верто- летом, привянной к ней веревкой на высоту 110 метров..."
"ДЫРА". Как правило, видя факирский трюк, например с про- тыканием или отрезанием, зритель предполагает, что тело фо- кусника, ассистента или подопытного животного действительно изначально цело и непровреждено. Это, однако, далеко не всегд так. В ряде случаев на теле уже имеются подготовленные участки "дыры", куда вставляется игла, шпага, нож. В некторых случа- ях используются особенности какого-либо увечья фокусника, например, отсутствие пальца, кисти руки или даже ноги. Ис- кусственный палец, при этом показывается как "настоящий". Возможно вживление металлических пластин и трубок в тело и т.п. В одном из трюков факир втыкает нож насквозь в шею петуха. Льется кровь, петух бьется, затем опускает крылья и нги и затихает. Он - "умер". Однако, через мгновение его... "ожив- ляют" с помощью рекламируемой "чудодейственной мази"! Петух вскивает и убегает. В действительности, под перьями, на шее петуха есть уже "заранее проткнутое" место(подобные же точки, кстати, бывают и на теле самого факира). "Кровь" течет из скрытого тонкого пузыря. Дрессированный петух затихает, повиснув на "протк- нувшем" его шею ноже, а после, разумеется, "мало-помалу воо- душевляется" и, вскочив, с криком удирает...
Next