ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
           НОЖ ДЛЯ  "ПРОТЫКАНИЯ".  В  ряде слуаев факир может втыкать
         нож в тело.  Иногда это делается воочию,  особенно в случаях
         экстаза, в состоянии исступления и т.п(шаманы Сибири, колду-
         ны Африки).  Заметим,  что для  человека  проводящего  такие
         "опыты"  это не всегда заканчивается безболезненно,  как не-
         редко полагают дилетанты.
           Но, гораздо  чаще  применяются специально устроенные ножи,
         сабли,  пилы и т.п. Наиболее просто устрен "театральный нож"
         с лезвием, уходящим в полую ручку при нажиме на тело и возв-
         ращающемся за счет пружины обратно.
           Другое устройство  ножа - когда лезвие состоит из двух по-
         ловин,  соедиенных проволокой. При удачном показе трюка соз-
         дается  впечатление,  что  лезвие торчит по одну сторону те-
         ла(руки, ноги, шеи), а ручка - находится по другую.
           Может использоваться "ломающийся" нож или сабля,  где есть
         два "кончика",  один реальный(отклоняющийся  в  сторону,  на
         скобе), а второй - приставной, скажем, на острие-шильце, ко-
         торое, уже вполне реально втыкается в тело, давая, даже нем-
         ного крови.
           Есть, разумеется и другие  способы.  Например,  сделать  в
         лезвии  ножа "выемку",  по форме пальца и прикрыть ее мягкой
         блесткой фольгой.  Резкое движение - и нож  почти  напополам
         "отрезал" Ваш палец!  Кровь,  ужас! "Скорчившись от боли" Вы
         "выбрасываете" нож в урну(скрывая, тем самым, секрет), зажи-
         маете  руку,  "лечите"  и - показываете ее - вновь,  "здоро-
         вой"!!!
НОЖ ДЛЯ "РЕЗАНИЯ". В некоторых случаях путешественники описывают, как, в танце или на представлении, жрец, колдун или фокусник начинает "пилить" ногу или руку ножом, который только что демонстрировался, как явно остро заточенный, раз- рубал куски дерева, плоды и т.п. Секреты могут быть разные. Иногда это - особая заточка но- жа, с острой кромкой по одну сторону лезвия и, в 1-2 милли- метрах по другую сторону - с плавной, мягкой и тупой кром- кой. Есть специальная обработка кожи фокусника. Есть особые типы движения "режущей" рукой, когда лишь создается впечат- ление, видимость отрезания. Но очень эффекта впечиальная "вставка", в случае, если нож имеет одинаковую ширину по всей длине лезвия. Она надевает- ся, как плоское кольцо или полукольцо и свободно скользит вдоль клинка. Если приложить эту вставку к руке или ноге, то она предохраняет кожу от пореза быстро движущегося длинного клинка или лезвия.
НОС. В одной из процедур, йоги, например, пропускают тон- кие тесемки, тряпочки, веревочки, бусы, цепочки - через ноздрю, выпускают их изо рта и проводят вперед-назад. При этом, как они утверждают, хорошо очищается носоглотка. На этом же анатомическом свойстве человека основаны трюки вытаскивания из носа - червей, змей, лент и тому подобного. В том случае, когда лента, заправленная через нос укладыва- ется желудок, трюк становится довольно "эффектным"...
ПОЗВОНОЧНИК. Единицы из эстрадных факиров и некоторые под- вижники Востока вонзают в свое тело острый крюк, так, что он, затем огибает позвоночник. Писатель Е.И.Парнов, описывая примеры самоисстязания, встретил в Бенаресе(Индия), видимо, именно такого подвижника(садху): "- Сахиб, я вижу, настоящий знаток, - польстил мне подвиж- ник Шивы, с достоинством принимая плату. - За десять рупий я могу продемонстрировать ему непревзойденное чудо. Он повер- нулся ко мне спиной, показывая большой крюк с кольцом. - Во имя Шивы и только для Вас я могу довезти до самого Ганга ко- лесницу. Я глянул на тяжелую тележку, на которой стоял бык Нанди - персональный транспорт(вахана) Шивы и поежился. Сквозь пест- рый флер набивших оскомину чудес мелькнула жутковатая тень изуверства(кн."Восемь сторон света". М., 1982)".
ОГОНЬ. Многие "факирские трюки" основываются на "несгорае- мости" человеческого тела, возможности брать в руки горящие угли и раскаленное железо, ходить по углям или вставать го- лыми ногами на раскаленный докрасна металлический лист. Фокусник Лионетто(Испания), брал раскаленные железные пли- ты на голову, пил кипящее масло, погружал руки в растоплен- ный свинец и т.п(Париж, 1829). Подобные же трюки демонстри- ровал Ян Хилинский(Лейпциг, 1836). В книге "Тайны черной магии"(переиздано, Рига, 1992), в частности сообщалось: "В Неаполе, профессор Сементини и другие ученые химики пришли к следующим открытиям. 1) Если истолченный проскурняковый или алтейный корень смешать с чистым яичным белком и приготовить из него густую мазь, и этою мазью намазать ладонь руки и посыпать толчеными в порошок квасцами, то можно на порядочное время раскаленные уголья брать в руку безо всякого для руки вреда. 2) Такую же точно мазь приготавливают из яичного желтвка, толченого арабского гумми и крахмалу. Если ею намазать руку и дать высохнуть, то можно раскаленные угли безвредно класть на руку. 3) Чтобы без вреда растопленный, кипящий свинец брать в руки, раскаленною полосою железа водить по языку и обнажен- ным рукам, употребляют следующее средство: пол-фунта мелко истолченных в порошок квасцов мешают с таким же количеством серной кислоты, какого достаточно, а именно - шесть лотов. Так как этот раствор безо всякой примеси стал бы сильно щипать кожу, то его кладут в два фунта воды. Если этим сос- тавом несколько раз помазать кожу или язык, дать высохнуть и потом присыпать жесткого мыла, то можно безвредно брать ру- ками огонь и делать те чудеса, о которых сказано выше. 4) Для тогочтобы ходить по растопленному свинцу, употреб- ляют не чистое олово, но смесь металлов: из одной доли оло- ва, одной свинца и двух висмут(практически, легкоплавкий и безопасный для здоровья, уже упомянутый "сплав Вуда" - АА). Такая смесь становится жидкою уже при температуре кипящей воды, а потом жар ее для кожи легко высносим, особенно при употреблении тех охраняющих кожу мазей, о которых мы говори- ли выше..."
ПАЛЕЦ. Когда фокусник или факир, будь то ваш приятель или эстрадная знаменитость, режет себе, скажем, палец, следует внимательно присмотреться: Свой ли палец он режет? Палец ли? Режет ли? А если течет кровь, то из пальца ли? И - кровь ли это, вообще? А если кровь - то, из его ли пальца? Самый распространенный фокус, с появлением "крови" - ис- пользование роданида железа(кровяная соль), когда, при сме- шании двух прозрачных и неприметных для глаз реактивов(один на пальце, а второй на ноже) возникает резкая кровавая поло- са, пугающая непосвященного зрителя. Но, есть трюк, при котором из Вашего пальца при "разреза- нии" ножом, течет реальная "всамделишная" кровь. Для этого на последней фаланге пальца, возле ногтя делают несколько предварительных наколов тонкой иглой, до появления капельки крови. Кровь, однако, затем стирают и идут на "выступление". Зрителям демонстрируют целый палец, затем, создавая "сте- рильные условия", руку заматывают белым полотенцем(усиливая давление в сосудах) и начинают "резать палец". При осторож- ном надавливании клинка(не "пилить"!) кровь начинает выдав- ливаться из дырочек и осталось ее только эффектно размазать ножом! Полученный разрез можно эффектно "задуть", "загово- рить" и пр. В начале 90-х годов трюк проскользнул даже и по Ленинг- радскому телевидению, где ведущий передачи "600 секунд", Александр Невзоров, хотя и не понял секрета, но, со свойс- твенной ему иронией весь процесс прокомментировал...
ПИСТОЛЕТ. В какой-то мере к "факирским" можно отнести и трюки, в которых кто-то, ассистент ил зритель, стреляет в фокусника, а он остается невредимым или более того, ловит заранее меченную пулю(пули) в руку или зубами. Животные, в котоых стреляют, сперва умирают, а после оживают. Для этого, как правило применяется либо элементарная лов- кость рук, с подменой патрона при зарядке пистолета, либо специально подготовленные пистолеты. В старых пистолетах де- ло доходило до подмены всего ствола, вынимания внутренней вставной части с заряженной пулей, извлечения пули на намаг- ниченном шомполе или с помощью специального захвата на шом- поле и т.п. При стрельбе в воробья или ласточку, рекомендовалось: "за- рядите шомпольное ружье обыкновенным порохом, и , вместо пу- ли, налейте немного ртути, которая при выстреле оглушит пти- цу до обморока, не сделав ей раны". В результате птичка "оживала". Могли также подсунуть пулю-двойник, которая... попросту плавилась в момент выстрела!
ПУЛЬС. Многие из факирских трюков необычайно просты, пос- кольку основаны на свойствах человеческого тела, а наше тело всегда у нас "под рукой". "По требованию публики пульс факира замедляется, а затем совсем прекращается в одной руке, потом восстанавливается в другой. Факир прячет под мышками два твердых шарика. Доста- точно нажать на них, чтобы пульс замедлился, а потом остано- вился". - сообщал старейший фокусник А.А.Вадимов(Алли-Вад) в книге "От магов древности, до иллюзионистов наших дней"(М., 1966). Попробовать это может любой. Особенно хороши крупные шари- ки от шарикоподшипников, или простая речная галька - вло- женная в специальные кармашки, под мышками.
Next