ГЛАВА 5. КАК ПОДЕЛИТЬ НА ТИПЫ
           5.1. Движение науки вперед,  увы,  невозможно без средств.
         Финансовая  же поддержка науки никогда не рождается из ниче-
         го, при отсутствии чьих-то потребностей. Вглядимся:
           1) астрономия - работает с объектом: лишь со звездами, она
         скучна, однообразна, рассчитана лишь на профессионала, дале-
         ка  от быта,  а потому нужда в ней появилась поздно,  лишь с
         развитием кораблеьной навигации, когда искали новых земель и
         нового золота;
           2) астрология - работает с процессом:  с корреляциями гло-
         бальной связки ДВУХ объектов "человек-Вселенная",  чем долго
         кормила ученых - она интересовала общество.
           Кому-то покажется парадоксальным,  но именно - астрология,
         сотни передовых мыслителей. Без нее не было бы Джордано Бру-
         но и Коперника,  Тихо Браге и Иоганн Кеплер,  а в наши дни -
         замечательного ученого - биоритмолога А.Л.Чижевского!
           НЕ высокоумная астрономия была "матерью" глупой дочки-аст-
         рологии, кормящей образованную мать(как выразился И.Кеплер),
         а наоборот,  астрология была первична. Потому она и несет по
         сей день черты древних гадально-магических наук. Потому и ос-
         нованы на ней всевозможых принципы магии.

           5.2. Однако,  как уже упоминалось, астрология, хотя и пос-
         тоянно общалась с реальными объектами - звездами  и  челове-
         ком,  но все же исходила не из реальной связи "человек-звез-
         ды",  а из связей надуманных,  часто символических, но очень
         удачно построенных на простой логической модели - зодиаке.
           Но в основе такой модели  -  величайший  принцип  природы:
         принцип абсолютной и относительной противоположности, допол-
         нительности, симметрии, качественной и количественной.
           Верх и низ,  правой и левой, внешнее ит внутреннее, перед-
         неезаднее,  холодное и теплое, северное и южное, отрицатель-
         ное  и положительное - вот лишь некоторое базовые противопо-
         ложности, которые уловил человек в природе. Всевозможные ди-
         хотомии, дивергенции, бинары, дилеммы, альтернативы и прочее
         - все это основы классификации, и нет смысла двигаться даль-
         ше, если эти основы не поняты. Выбор - это главное.

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦   -------+-------¬             -----------+----------¬   ¦
         ¦   ¦   А  ¦  НЕ-А ¦             ¦    А     ¦  АНТИ-А  ¦   ¦
         ¦   L------+--------             L----------+-----------   ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦                                ----------------------¬   ¦
         ¦      А      а               B  ¦      Верхнее        ¦   ¦
         ¦   -------T-------¬             +---------------------+   ¦
         ¦   ¦Правое¦ Левое ¦          b  ¦      Нижнее         ¦   ¦
         ¦   L------+--------             L----------------------   ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦ -----------T----------¬---------------T--------------¬   ¦
         ¦ ¦ Верхнее  ¦ Верхнее  ¦¦ Птица      -о+о¬      Птица ¦   ¦
         ¦ ¦ Правое   ¦ Левое    ¦¦ Мужчина  --- = L¬   Женщина ¦   ¦
         ¦ +----------+----------++----------¦¦--+-¦¦-----------+   ¦
         ¦ ¦ Нижнее   ¦ Нижнее   ¦¦ Рыба     L+--+ +-      Рыба ¦   ¦
         ¦ ¦ Правое   ¦ Левое    ¦¦ Мужчина   L- +--    Женщина ¦   ¦
         ¦ L----------+-----------L--------------+---------------   ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦ Сх.5.1.Все великое начинается с простого деления на двое ¦
         ¦ Сочетание пар признаков порождает дискретное многообра-  ¦
         ¦ зие. Поскольку же, подчас, признак "размыт"(цвет, гром-  ¦
         ¦ кость, ярксоть и пр.) то этим и создается та безумная    ¦
         ¦ красота и многообразие природы, которое нас окружает     ¦
         ¦ Пример из древности:  символический "абраксас" Гермеса,  ¦
         ¦ "гермафродит" алхимиков, поделенный на верхнюю половину  ¦
         ¦ с птичьими крыльями и нижнюю с рыбьими(змеиными) хвоста- ¦
         ¦ ми; или(и) на правую мужскую и левую женские половины    ¦
         L-----------------------------------------------------------

           В природе есть противопложности и количественные и качест-
         венные: 1) количественные отличия: большой -маленький, длин-
         ныйкороткий.  толстый-тонкий, сухой-мокрый, выпяченный-вдав-
         ленный и т.д.; 2) качественные(дискретные) различия: мужчина
         -женщина, взрослый-ребенок, день-ночь и т.д.
           И, характерно,  ряд научных подходов получил свое  величие
         именно на основе бинарных(попарных,  двоичных) делений всего
         и вся,  в чем сказалось истинное понимание Логики Природы  -
         логики  окружающих  вещей:
           1) учение Аристотеля в античном Средиземноморье;
           2) учение Тантры в Древней Индии;
           3) принцип Ян-Инь в Древнем Китае и Тибете
           4) некоторые другие учения.
           В наше время наиболее известно учение о началах Ян  и Инь,
         учение идущее  от  первобытного диалектического "фрейдизма",
         основанного на отличиях мужчин и женщин  вообще,  мужских  и
         женских половых органов, в частности:
           1) ЯН (активное,  "мужское") Солнце, День, Свет, Небо, Го-
         ра, Верх(вверх), Перед, Внешнее(наружу) и т.п.
           2) ИНЬ (пассивное,  "женское") Луна,  Ночь,  Тьма,  Земля,
         Яма, Низ(вниз), Зад(назад), Внутреннее(внутрь) и т.п.

           5.3. В сезонной ритмике противоположностей можно найти ог-
         ромное количество(чем астрологи,  в первую очередь и пользу-
         ются, как увидим, чуть ниже):
           Качественно противоположны,  например, явления - положения
         Земли относительно Солнца и  окружающих  далеких  созвездий.
         Качественно противоположны явления - новолуния и полнолуния,
         восхода и заката,  солнцестояния и равноденствия, зимы и ле-
         та, осени и весны, многого дургого.

         -----------------------------T-----------------------------¬
         ¦ РЕАЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ¦ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АСТРО-МОДЕЛЬ  ¦
         +----------------------------+-----------------------------+
         ¦      ("Летние" люди)       ¦ ("Светлые" и "жаркие" люди) ¦
         ¦ Зародыш формируется с осени¦ Учитывается лишь дата рожде-¦
         ¦ по лето("голодный" период) ¦ ния, а не период вынашивания¦
         ¦                            ¦                             ¦
         ¦   Лето, жаркий сезон       ¦       "Светлые" знаки       ¦
         ¦-------------+-------------¬¦--------------+-------------¬¦
         ¦¦ Июнь    ---+->¬     Июль ¦¦¦ Рак      ---+->¬      Лев ¦¦
         ¦¦ Май     ¦     ¦   Август ¦¦¦ Близнецы ¦     ¦     Дева ¦¦
         ¦¦ Апрель  ¦     ¦ Сентябрь ¦¦¦ Телец    ¦     ¦     Весы ¦¦
         ¦¦ Март    ¦     ¦  Октябрь ¦¦¦ Овен     ¦     ¦  Скорпион¦¦
         ¦¦ Февраль ¦     ¦   Ноябрь ¦¦¦ Рыбы     ¦     ¦  Стрелец ¦¦
         ¦¦ Январь  L<-+---  Декабрь ¦¦¦ Водолей  L<-+---  Козерог ¦¦
         ¦L------------+--------------¦L-------------+--------------¦
         ¦   Зима, холодный сезон     ¦         "Темные" знаки      ¦
         ¦                            ¦                             ¦
         ¦     ("Зимние" люди)        ¦ ("Темные" и "холодные" люди)¦
         ¦ Зародыш формируется с весны¦ Учитывается лишь дата рожде-¦
         ¦ по зиму("сытый" период)    ¦ ния, а не период вынашивания¦
         +----------------------------+-----------------------------+
         ¦ Сх.5.2. Основное сходство биоритмологии и астрологии ос- ¦
         ¦ новывается на аналогии оси "Лето-Зима" в био-цикле у 1-й ¦
         ¦ и "Свет-Тьма" в зодиаке у 2-й дисциплины                 ¦
         L-----------------------------------------------------------

           Количественно противоположны  при этом - значения темпера-
         тур,  влажности,  освещенности и многих других, самых разных
         показателей,  касающихся солнечной и геомагитной активности,
         лунных фаз и т.п.
           Сезонная ритмика  глобальных неодушевленных объектов навя-
         зывает свои значения биологическим объектам. Возникает уже -
         биоритмика,  ритмика живого("био" - жизнь): животных, расте-
         ний,  микробов,  человека,  которая проявляется и  в  эколо-
         гии(общее со средой),  и в этологии(изменения поведения) и в
         физиологии,  и в биохимии организмов и во многом другом,  на
         всех уровнях организации. Жизнь не хаотична, она ритмична.

           5.4. Одна из важнейших противоположностей в биоритмике че-
         ловека в вопросах, близких астрологии, это - вполне реальные
         отличия лиц,  родившихся в сезоны,  противопложные в годовом
         цикле. Да, это факт - "неодинаковы", по сезонам!
           Практика показывает,  что,  для  сезонности иногда полезна
         такая аналогия: 1) зимний человек - человек-"лед", холодный,
         официальный;  2)  летнний  человек  человек "вода" - теплый,
         "плещущийся";  3) весенний челвек - "тающий лед", срывающий-
         ся,  эмоциональный; 4) осенний человек - "застывающая вода",
         успокоенный, вдумчивый и т.п.
           Но для  научного  подхода  такие образы не всегда годятся.
         Нужны уже не только предположеняи по аналогии, но - факты.
           Строгие и  дказанные  примеры  на эту тему следует искать,
         разумеется,  не в "базарной" астрологической литературе, а в
         литературе подлинно научной. Назовем книги по биологии чело-
         века(см.напр.Харрисон Дж. и др."Биология человека". М.: Мир,
         1979 и пр.),  по хронобиологии, в частности, в фундаменталь-
         ной труде "Биологические ритмы"(М.,  Мир,  1984, т.1,2); Ме-
         зерницкий   П.Г.  "Медицинская  метеорология"(2  изд.  Ялта,
         ГИМКК, 1937 и т.п.).
            "При анализе  многочисленных  данных  из  развитых стран,
         расположенных в умеренных областях, - отмечает "Биология че-
         ловека"(с.418),  -  отмечается  отчетливо выраженное влияние
         времени года на скорость роста.  В среднем саый быстрый про-
         дольный рост происходит весной, а самая интенсивная прибавка
         в весе - осенью.
           По старым западноеврейским данным,  средняя скорость роста
         длины тела с марта по май почти вдвое(а это очень существен-
         но! - А.А.) превышает скорость роста за сентябрь и октябрь".

         ------------------------------------------------------------¬
         ¦ Зимний новорожденный(астрологически:  Рак и Лев)          ¦
         ¦ Зародыш формируется с осени по лето("голодный" период)    ¦
         ¦ По Файту(Великобритания) - самые маленькие и худые        ¦
         ¦                                                           ¦
         ¦               -----------ЗИМА------------¬                ¦
         ¦           VI  ¦ Июнь    ---+->¬     Июль ¦ VII            ¦
         ¦           V   ¦ Май     ¦     ¦   Август ¦ VIII           ¦
         ¦           IV  ¦ Апрель  ¦     ¦ Сентябрь ¦ IX             ¦
         ¦           III ¦ Март    ¦     ¦  Октябрь ¦ X              ¦
         ¦           II  ¦ Февраль ¦     ¦   Ноябрь ¦ XI             ¦
         ¦ Сх.5.3.   I   ¦ Январь  L<-+---  Декабрь ¦ XII            ¦
         ¦               L----------ЛЕТО-------------                ¦
         ¦                                                           ¦
         ¦ Зимний новорожденный(астрологически:  Козерог и Водолей)  ¦
         ¦ Зародыш формируется с весны по зиму("сытый" период)       ¦
         ¦ По Файту(Великобритания) - самые высокие и толстые        ¦
         L------------------------------------------------------------

           Приведем, для пояснения,  и небольшую выдержку из  статьи,
         например, М.Гоклена(ж."Съянс э Ви", цитируем по журналу "На-
         ука и Жизнь", 1970.12):
           "Месяц рождения ребенка  позволяет,  правда  до  некоторой
         степени делать прогнозы относительно его будущей конституции
         (построения тела, психики и пр. - А.А.).
           Английский демограф  Файт  недавно  опубликовал результаты
         исследования анкетных данных 21.000  новозеландцев,  которые
         были  мобилизованы во время второй мировой войны,  у которых
         регистрировался рост и вес. Самые высокие мужчины родились в
         январе, самых маленькие - в июне, в декабре - самые толстые,
         в июне - самые худые..."
           Что же такое знаки зодиака,  как не простые "отметки сезо-
         на"?  Тогда,  например,  человек-Телец,  по своим "сезонным"
         свойствам может быть,  автоматически, быть во всем "противо-
         положным" лежащему "напротив"  (по  циклу  зодиака:  челове-
         ку-Скорпиону.
           Подобный факт, разумеется, не единичен. У "зимних" и "лет-
         них",  "весенних" и "осенних" младенцев статистически досто-
         верно различаются показатели и пр. При этом, подчеркнем, ас-
         трология  здесь  совершенно  не  при  чем  - данные получены
         отнюдь не ее способами.

           5.5. Фенология  животных и растений изучена достаточно хо-
         рошо.  Фенология человека - несколько хуже. К тому же в наши
         дни  есть  риск  получить  искаженный  материал - вследствии
         "сглаживания" условий проживания человека по  сезонам: зимой
         мы едим свежую зелень, моковские студенты не носят зимой да-
         же пальто - пользуясь метро и т.п.
           Поэтому важны не только фундаментальные современные работы
         типа "Хронобиология и хрономедицина"(М.: Медицина, 1989), но
         и некоторые старые пособия. Великолепный материал по феноло-
         гии человека содержался в работах профессора П.Г.Мезерницко-
         го в фундаментальной работе "Медицинская метеорология"(Ялта,
         1937). Поскольку книга эта ныне редка, мы надеемся, читатель
         извинит  нас,  в том,  что мы напрямую приведем оттуда целый
         ряд интереснейших данных (Глава 12."Влияние сезонов").

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦             /¦\ Y         ¦     /¦\    -+-----+      ¦   ¦
         ¦       ---->--+--¬         ¦      ¦    --¦     +¬     ¦   ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦      ¦  ¦ ЗИМА    ¦      ¦   -- ¦     ¦L¬    ¦   ¦
         ¦      -+------+--+-------> ¦      ¦  --  ¦     ¦ L¬   ¦   ¦
         ¦       ¦      ¦  ¦      X  ¦      ¦ --   ¦     ¦  L¬  ¦   ¦
         ¦       ¦      ¦  t         ¦      ¦--    ¦     ¦   L¬ ¦   ¦
         ¦       ¦      ¦  ¦         ¦      +-     ¦     ¦    L¬¦   ¦
         ¦       ¦      ¦  ¦         ¦ -----+      ¦     ¦     L+-- ¦
         ¦  ЛЕТО ¦      ¦  ¦ ВЕСНА   ¦ -----+------+-----+------+-->¦
         ¦       L---<--+---         ¦ ЗИМА  ВЕСНА  ЛЕТО  ОСЕНЬ   t ¦
         ¦                           ¦                              ¦
         +---------------------------+------------------------------+
         ¦ Цикличское построение диа-¦ Стандартный показ "синусои-  ¦
         ¦ граммы наиболее наглядно  ¦ дальных" графиков предлагает ¦
         ¦ характеризует асимметрию  ¦ те же данные, но их труднее  ¦
         ¦ изменений по сезонам      ¦ сопоставлять с зодиаком      ¦
         L---------------------------+-------------------------------
           Сх.5.4.
         L---------------------------+-------------------------------

           В приводимом  ниже  материале  совершенно  четко  выражена
         асимметрия биохимических и физиологичексих процессов,  в за-
         висимости от сезона(см.сх.). Асимметрия заключается в следу-
         ющем:
           1) качественная асимметрия - полное отсутствие фактора зи-
         мой и присутствие его летом(или наоборот;  то же - для весны
         и осени);
           2) количественная асимметрия - нарастание фактора  зимой и
         пнижение его летом(или наоборот; то же - для весны и осени).

           5.6. В  связи  с вышесказанным любопытны некоторые,  чисто
         структурные наблюдения.  Рисунки "тригонов стихий", треуголь-
         ников, рисуемых, подчас, в центре зодиака, будучи развернуты
         в двумерной плоскости "превращаются" в...  типично  синусои-
         дальные графики изменения "неких" квази-факторов!
           Важность наблюдения в том,  что такая развертка,  позволяет
         астрологам  лишний раз "подгонять" свои воззрения под науко-
         подобные, без какой-либо на то практической основы.

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦             - - - - - - - Здоровье - ¬                   ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦             ¦          ...........   ¦                   ¦
         ¦         -----------¬   :         :             - - - - - ¦
         ¦ ........¦...¦......¦...:         :   L - - - - -         ¦
         ¦         ¦          ¦             :                 ..... ¦
         ¦ ---------   ¦      ¦             :                 :     ¦
         ¦                    ¦            -----Бизнес-----¬  :     ¦
         ¦ - - - - - - -      ¦            ¦:              ¦  :     ¦
         ¦                    ¦            ¦:              L------- ¦
         ¦                    L-------------:......Любовь.....:     ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦    Сентябрь         Октябрь          Ноябрь              ¦
         ¦ ----------------+-----------------+--------------------- ¦
         ¦                                                          ¦
         ¦ Сх.5.5. Вероятно, Вы уже не раз встречались с подобными  ¦
         ¦ внушительными "научными" схемами. Смеем Вас уверить, они ¦
         ¦ успешно высосаны из пальца и называются "биоритмологичес-¦
         ¦ кими" и "космобиологическими" графиками - лишь из-за не- ¦
         ¦ уемной любви астрологов к наукоподобной терминологии!    ¦
         ¦                                                          ¦
         L-----------------------------------------------------------

           Из квадрата,  в развертке получается - 4-х вершинная сину-
         соида(в течение года),  из треугольника - синусоида  с  3-мя
         "максимумами", из шестиугольника - с 6-ю, и так далее.
           Каждый из таких "графиков" астролог "дорабатывает", слегка
         нюансирует, видоизменяет и... успешно внедряет в дело(обычно
         в виде тупой,  громоздкой,  но неизменно доходной "Странички
         астролога",  размером,  подчас в целый разворот),  под видом
         некоей  "космобиологии"(науки  сложной,  глобальной,  "наск-
         возь" медико-биологической,  в которой он  и  понятия-то  не
         имеет!),  как,  якобы  графики  "прогнозов" в сфере "Любви",
         "Бизнеса", "Здоровья" и прочих благ.
           Блажен, кто верует!


Next