ГЛАВА 6. ФЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
`
           Итак, приведем ряд материалов из книги "Медицинская метео-
         рология" (Мезерницкий П.Г.Ялта.: 1937). Глава 12."Влияние се
         зонов". В текст мы , практически, не вмешивались, давая лишь
         мелкие пояснения в скобках и схемы круговых диаграмм.

           6.1. Кровь.
           "1.Минимум гемоглобина Vogel(Гамбург) находил зимой,  вес-
         ной и летом - нарастание и снова понижение осенью. То же от-
         метили   мы   в  Крыму(Ялта,  Бернштейн-Соркина,  тогда  как
         Haeberlin(Wyk) нарастание Hb у анемичных("анемия",  малокро-
         вие  - А.А.) детей отметил осенью.  Количество эритроцитов и
         ретикулоцитов весной наибольшее,  зимой - наименьшее, а лей-
         коцитов - наболее весной(Griffith).
           2.Резистентность(устойчивость - А.А.) эритроцитов меняется
         в  зависимости  от времени года:  летом она в 10 раз больше,
         чем зимой(Монгирд, Черняк), как это показали работы ГИМКК.
           3. Содержание  иода в крови увеличивается весной, достигая
         максимума - в мае-июне(Lunde, Kendall и др.) - 12% dvtcnj 7-
         9% зимой.
           4. Фосфор в крови у грудных детей в минимальных  количест-
         вах находили в марте(3,58 мгр.%), в максимальных - среди ле-
         та(4,35 мгр.%), у более старших - разница меньше(Hess и Lun-
         dagen).
           5. Кислотность крови несколько большая весной и зимой, чем
         осенью".

         ----------------------------T------------------------------¬
         ¦         /¦\               ¦              /¦\ Y           ¦
         ¦       ---+--->--¬         ¦        ---->--+--¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦  ¦      ¦ ЗИМА    ¦  ОСЕНЬ ¦      ¦  ¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦  ¦      ¦         ¦       -+------+--+------->   ¦
         ¦       ¦  ¦      ¦         ¦        ¦      ¦  ¦      X    ¦
         ¦      -+--+------+->       ¦        ¦      ¦  ¦           ¦
         ¦       ¦  ¦      ¦ ВЕСНА   ¦   ЛЕТО ¦      ¦  ¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L--+--<----         ¦        L---<--+---           ¦
         ¦                           ¦                              ¦
         ¦ Кислотность крови         ¦ Содержание гемоглобина       ¦
         L---------------------------+-------------------------------
           Сх.6.1.
         L-----------------------------------------------------------


           6.2. Сердечно-сосудистая система.
           "1. Систолическое давление("систола",  сокращение сердца -
         А.А.) в холодные сезоны выше, чем в теплые(Hopmann и Remen).
           2. Частота пульса большая зимой, чем летом(Coste и др.).
           3. Стойкость  сосудистых  стенок наименьшая весной(Михаль-
         ченко)...
           4. В  капиллярах наибольшие измения находят весной.  Зимой
         они сужены,  ток крови более медленный; летом расширены, ток
         крови более  бытрый(Bettmann).  В  янврае и сентябре просвет
         капилляров уже(Hagen)".

           6.3. Легкие.
           "1. Частота дыхания, приведенная к 100, дает следующие ко-
         лебания по сезонам:  зимой(в январе) - 113,  летом(в июле) -
         87 (Lindhard,  Гренландия,  Копенгаген). Наши данные с этими
         не сходятся и в большинстве случаев - противоположны.
           2. Дыхательный коэффициент зимой(в феврале) 88, в июле 115
         (ДК, соотношение  объема выдыхаемого углекислого газа к объ-
         ему потребляемого кислорода - А.А.).
           3. Альвеолярное("альвеола",   единичная  ячейка  легких  -
         А.А.) напряжение СО2 в феврале 104, в июле 94(Staud).
           4. Величина  дыхания  весной(вдох) на 30%  больше ,  чем в
         конце лета(E.Smith).
           5. Способность крови связывать СО2 наибольшая зимой,  наи-
         меньшая - летом..."

         ----------------------------T------------------------------¬
         ¦         /¦\               ¦              /¦\ Y           ¦
         ¦       ---+--->--¬         ¦        ---->--+--¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦  ¦   113¦ ЗИМА    ¦  ОСЕНЬ ¦      ¦88¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦  ¦      ¦         ¦       -+------+--+------->   ¦
         ¦       ¦  ¦      ¦         ¦        ¦      ¦  ¦      X    ¦
         ¦      -+--+------+->       ¦        ¦      ¦  ¦           ¦
         ¦  ЛЕТО ¦87¦      ¦ ВЕСНА   ¦   ЛЕТО ¦115   ¦  ¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L--+--<----         ¦        L---<--+---           ¦
         ¦                           ¦                              ¦
         ¦  Частота дыхания          ¦ Дыхательный коэффициент      ¦
         L---------------------------+-------------------------------
           Сх.6.2.
         L-----------------------------------------------------------

           6.4. Эндокринные железы.
           "1. Щитовидная железа по сезонам может изменяться не толь-
         ко функционально,  но даже  и  структурно(Cramer,  Abelin  и
         др.). Особенно  убедительно  это отмечено в работах Hait'a и
         Adler'a в эксперименте над животными(кролики, мыши, ежи, ле-
         тучие мыши).
           2. Половые железы.  Ряд авторов утверждает,  что весенните
         месяцы(май) и ранние летние(июль) способствуют зачатию. Так-
         же продолжительность беременности колеблется, по-видимому, в
         сязи с различными сезонами,  достигая зимой 277 дней,  летом
         281 (Kustner).  Явление течки -  сезонны,  активность  тети-
         кул(testis, "яичко" - А.А.) тоже..."

           6.5. Вегетативная нервная система
           Помимо центральной нервной системы,  представленной голов-
         ным и спинным мозгом, существует вегетативная нервная систе-
         ма,  образуемая двумя отделами, которые выполняют в организ-
         ме, зачастую,   четко   противоположные   функции.   Это   -
         симпатическая и парасимпатическая системы. В настоящее время
         характер их действия изучен достаточно полно,  чего не  ска-
         жешь о времени работы П.Г.Мезерницкого. Однако, цитируем:
           "Осенью и весной учащаются случаи  повышенной  кислотности
         желудочного ока,  по-видимому, вследствие нарушения равнове-
         сия между блуждающими и симпатическими нервами. Это будет не
         вегетативный невроз,  а физиологическое явление,  отмечаемое
         не только в различные времена года(сезоны,  месяцы), но даже
         и в различные часы одного и того же дня...
           С точки зрения физической химии, мы можем на основании ра-
         бот проф.Крауза и Цондека,  установивших связь электролитной
         системы К и Са (калия и кальция - А.А.) вегетативной  систе-
         мой -  попытаться  начертить следующую схему(со всеми недос-
         татками схемы) взаимоотношений ммежду симпатической-парасим-
         патичекой системами:
           Симпатическая система--> Са--> адреналин--> холестерин.
           Парасимпатическая система--> К--> холин--> лецитин.
           Если принять во внимание происходящие изменения,  крови  и
         эндокринных железах  -  во время различных сезонов - с одной
         тсороны,
           изменения различных обменов(веществ - А.А.)- с другой,
           и изменеия со стороны  симпатической  и  парасимпатичексой
         системы - с третьей стороны,
           то принимая во внимание влияние симпатикуса на центральную
         нервную  систему  и  влияние таламической области("таламус",
         отдел промежутчного мозга - А.А.) через симпатикус  на  спи-
         нальные  рефлексы(Орбели)  - логически напрашивается вывод о
         влиянии сезонов,  на организм, при посредстве нейрогумораль-
         ных реакций".

           6.6. Обмен веществ.
           "Мы мало касались во всем разделе метеорофизиологии - наб-
         людений  над животными,  приводя лишь данные,  относящиеся к
         человеку,  но в этом разделе и в  следующем("рост")  в  виде
         особого  интереса  полученных данных - придется сказать нес-
         колько слов по поводу наблюдений и над животными.
           Дикие утки,  гуси, - вообще вся крупная и елкая дичь, осо-
         бенно жирными становятся осенью, так же, как и домашние пти-
         цы("когда утка ледку хватит").
           Млекопитающие осенью больше едят и также  отлагают  больше
         жира.
           По-видимому, главным фактором сезонных  влияни  явля  ется
         температура, что  подтверждается  опытами над изолированными
         органами - сердцами и почками(Mansfeld, Ellinger) кроликов и
         лягушек.
           Zwaardemaker нашел, что радиоактивные элементы(Ra, Em, Th,
         Rb) в гораздо меньших количествах могут заменять К, у летних
         лягушек, чем зимних,  т.к. летом образуются адреналиноподоб-
         ные соединения,  обладающие  сенсибилизирующими  свойствами.
         Эти соединения могут быть отмыты при пропускании через изоб-
         лирванные органы - Рингер-локовского раствора, после чего из
         "летних органов" получаются органы со свойствами "зимних".
           Сезонные изменения  обмена  отмечаются  и у людей.  Резкое
         влияние езонов отмечено на Южном берегу  Крыма  в  Ялтинском
         детском дневном санатории на местных детях.  При сопоставле-
         нии клинических данных 4-х сезонов, оказалось, что общее на-
         растание веса  и  коэффициента веса в граммах на 1 сантиметр
         роста резко преобладают у детей осенней группы,  затем  идут
         зимняя группа, летняя и весенняя..."

         ----------------------------T------------------------------¬
         ¦             /¦\           ¦          /¦\                 ¦
         ¦       -------+--¬         ¦        ---+------¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦      ¦  ¦ ЗИМА    ¦  ОСЕНЬ ¦  ¦      ¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦      ¦  ¦         ¦       -+--+------+------->   ¦
         ¦       ¦      ¦  ¦         ¦        ¦  ¦      ¦      X    ¦
         ¦      -+------+--+->       ¦        ¦  ¦      ¦           ¦
         ¦  ЛЕТО ¦      ¦  ¦ ВЕСНА   ¦   ЛЕТО ¦  ¦      ¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L------+---         ¦        L--+-------           ¦
         ¦                           ¦                              ¦
         ¦ Сезонная прибавка в весе  ¦ Интенсивность роста тела     ¦
         L---------------------------+-------------------------------
           Сх.6.3.
         L-----------------------------------------------------------

           6.7. Рост.
           "Дети растут интенсивнее всего весной, что некоторые авто-
         ры(Malling-Hansen), объясняют  солнечной специфической энер-
         гей роста, совершенно отрицаемойц другими(Camerer).
           Mouriquand ввел   термин  "весенняя  дистрофия"(Dystrophie
         printanniere), под которой он разумеет ряд явлений, происхо-
         дящих в организме,  особенное значение придавая фосфорному и
         кальциевому балансу...
           Максимум минерализации костей отмечается в августе и янва-
         ре, минимум - в ноябре и феврале(Stettner).
           У животных в марте отмечен провышнный рост. Так, например,
         Fisdall и Broven нашли быстрый подъем кривой роста в марте у
         рахитичных крыс,  что  объяснили богатством ультрафиолетовой
         частью спектра - весеннего солнца".

           6.8. Итак,  просмотрев хотя бы некоторые сезонные  влияния
         на организм человека,  попытаемся, теперь, смоделировать че-
         тыре типа формирующихся новорожденных детей:  зимнего и лет-
         него, весенеего и осеннего. В качестве исходного графика из-
         берем сезонную прибавку в весе(см.сх.6.4).
           Если принять, что период вынашивания при беременности дос-
         таточно длителен - 9 месяцев,  а организм матери и  ребенка,
         фактически, на этот момент предсталвляет единое целое, можно
         предполагать(и это подтверждается практикой),  что дети раз-
         ных сезонов будут разного роста и разного веса.

         ----------------------------T------------------------------¬
         ¦ Сезонная прибавка в весе  ¦ Интенсивность роста тела     ¦
         +---------------------------+------------------------------+
         ¦ 1. Рожденный весной и зачатый осенью                     ¦
         ¦       ---->--+--¬                  ---+->----¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА       ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦------¦--¦                 -+--+------+------->   ¦
         ¦      -+------+--+->                ¦  ¦------¦           ¦
         ¦  ЛЕТО ¦      ¦--¦ ВЕСНА       ЛЕТО ¦  ¦------¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L---<--+---                  L--+-<-----           ¦
         +----------------------------------------------------------+
         ¦ 2. Рожденный летом и зачатый зимой                       ¦
         ¦       ---->--+--¬                  ---+->----¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦      ¦--¦ ЗИМА       ОСЕНЬ ¦  ¦------¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦      ¦--¦                 -+--+------+------->   ¦
         ¦      -+------+--+->                ¦--¦------¦      X    ¦
         ¦  ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА       ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L---<--+---                  L--+-<-----           ¦
         +----------------------------------------------------------+
         ¦ 3. Рожденный осенью и зачатый весной                     ¦
         ¦       ---->--+--¬                  ---+->----¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦------¦  ¦ ЗИМА       ОСЕНЬ ¦--¦      ¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦------¦  ¦                 -+--+------+------->   ¦
         ¦      -+------+--+->                ¦--¦------¦      X    ¦
         ¦  ЛЕТО ¦------¦--¦ ВЕСНА       ЛЕТО ¦--¦------¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L---<--+---                  L--+-<-----           ¦
         +----------------------------------------------------------+
         ¦ 4. Рожденный зимой и зачатый летом                       ¦
         ¦       ---->--+--¬                  ---+->----¬           ¦
         ¦ ОСЕНЬ ¦------¦--¦ ЗИМА       ОСЕНЬ ¦--¦------¦ ЗИМА      ¦
         ¦       ¦------¦--¦                 -+--+------+------->   ¦
         ¦      -+------+--+->                ¦--¦      ¦      X    ¦
         ¦  ЛЕТО ¦------¦  ¦ ВЕСНА       ЛЕТО ¦--¦      ¦ ВЕСНА     ¦
         ¦       L---<--+---                  L--+-<-----           ¦
         L---------------------------+-------------------------------
           Сх.6.4.
         L-----------------------------------------------------------

           Подчеркнем, что, сейчас речь идет - о моделировании.
           1) Рожденные весной,  зачатые осенью - прибавку веса имели
         лишь в начальный период вынашитвания, когда эмбрион еще мал.
         Зато прибавка роста - в конце вынашивания.  Вывод:  на  свет
         появится "модельный" ребенок-Весна(астрологически, например,
         ребенокОвен), худощавый, достаточно высокий.
           2) Рожденные летом, зачатые зимой - прибавку в веcе имеет-
         ся уже к концу вынашивания,  когда плод  уже  большой,  ткая
         прибавка  сказывается.  Весенний максимум роста,  однако уже
         прошел.  Вывод:  "модельный" ребенок-Лето - увесистый, но не
         самого высокого роста.
           3) Рожденные осенью,  зачатые весной - основную прибавку в
         весе имеют  перед самым рождением.  Плод будет очень крупным
         по весу.  Но по росту - минимум.  Вывод:  "модельный"  ребе-
         нок-Осень - очень упитан, но не слишком высок.
           4) Рожденные зимой,  зачатые летом - основную  прибавку  в
         весе имеют в середине формирования,  когда плод еще не слиш-
         ком велик и прибавка существенно не  сказывается. Аналогично
         по росту - весеннего пика плод не достигает. Вывод: "модель-
         ный" ребенок-Зима - не самый тяжелый,  и  не  самый  низкий,
         эдакий средний крепыш...

           6.9. Разумеется,  можно сказать, что все это лишь "модели"
         и что это даже "скучно".  В таком случае можно назать  более
         чем  обширную  литературу  о  периоде беременности и моменте
         развития зародыша, например: 1) Аршавский И.А."Физиологичес-
         кие механизмы и закономерности индивидуального развития. М.:
         Наука,  1982; 2) Савченков Ю.И., Лобынцов К.С."Очерки физио-
         логиии  и морфологии функциональной системы мать-плод".  М.:
         Медицина,  1980 и т.д.  и т.п.,  не считая ценнейших  трудов
         А.Л.Чижевского.
           Или же предоставить читателю,  самому "разбираться" с дос-
         таточно громоздкими математизированными работами,  типа:  1)
         Блехман И.И."Синхронизация в природе и технике".  М.: Наука,
         1981;  2)  Резников А.П."Предсказание естественных процессов
         обучающейся системой". Новосибирск, Наука, 1982; 3) Андроно-
         ва Т.И. и др."Гелиометеотропные реакции здорового и больного
         человека". Л.: Медицина, 1982 и прочее.
           После прочтения или просмотра всей этой  литературы,  свя-
         занной и с практикой,  и с моделями,  поверьте,  становится,
         воистину, "очень весело"...
           Приведенные же модельные ситуации, разумеется, должны быть
         проведены на более строгих данных и на более высоком уровне.
         Однако ход моделирования должен быть именно таким.  И именно
         такой  подход позволяет,  до известной степени сравнить "се-
         зонные" выводы астрологии(а она,  суть - модельная фенология
         человека, не более!) с реальной фенологией человека.


Next