ГЛАВА 35. СЕЗОНЫ "ПО-ВОСТОЧНОМУ"
           35.1. Для анализа восточной астрологии, поиска в ней чего-
         либо объективного и,  даже,  возможно, полезного на будущее,
         иногда любопытно процитировать тексты старинных книг. Подоб-
         ные цитирования,  думается,  полезны и умудренным специалис-
         там,  и,  тем более, многочисленным наивным и невежественным
         "энтузаиастам", которые всячески, и сознательно, и неосозна-
         но, путают - понятия астрологии(науки о звездах) и фенологии
         (науки о сезонах года).
           Одной из  цитируемых  здесь  книг  является  трактат  "Гу-
         ань-Цзы", глава "Четыре времени года"(по кн."Древнекитайская
         философия". т.2, М.: 1973):
           "Инь и Ян - это основной закон природы. Четыре времени го-
         да - это основной порядок[действия] Инь и  Ян.  Наказания  и
         нравственное [управление  страной  должны] согласовываться с
         четырьмя временами  года.  [Если]  наказания  и   нравствен-
         ное[управление страной] согласовываются в четырьмя временами
         года, то возникает счастье;  [если они их] нарушают, то воз-
         никает беда. В таком случае чем [следует] заниматься весной,
         летом, осенью и зимой?"
           Далее следуют  сответствующие   "сезонно-административные"
         советы,  самого разного свойства(им мы почти не упоминаем).

           35.2. Год начинали с Весны и далее, по порядку сезонов.
           1) "Восток - это звезды.  Его время - весна. Его жизненная
         сила - ветер. Ветер порождает дерево и кости. Его нравствен-
         ность - радоваться произрастанию. Это период возникновения и
         роста..."
           2) "Юг - это солнце.  Его время - лето. Его жизненная сила
         - Ян.  Ян порождает огонь и пар. Его нравственность - прояв-
         лять доброту и создавать веселье..."
           3) "Центр - это земля.  Его нравственность - действительно
         помогать смене 4-х времен года и при помощи  ветра  и  дождя
         воздействовать  на землю и увеличивать [ее] силы.  Земля по-
         рождает кожу и мясо.  Ее нравственность - согласие и равенс-
         тво,  беспристрастность  и  бескорыстие.  [Она] помогает 4-м
         временам года:  весне -  раскрыться  и  произвести;  лету  -
         вскормить и взрастить;  осени - собрать урожай;  зиме - зак-
         рыть закрома..."
           4) "Запад - это Чэнь. Его время - осень. Его жизненная си-
         ла - инь.  Инь порождает металли когти. Его нравственность -
         строгость и подчинение,  отсуствие разврата в  [собственном]
         доме..."
           5) "Север - это луна. Его время - зима. Его жизненная сила
         - мороз.  Мороз порождает воду и кровь. его нравственность -
         чистота, разделение, мягкость, прощение, сохранение".

           35.3. В Европе,  как помним, в астрологии и магии, для оп-
         ределенных  действий "предназначались" дни,  "принадлежащие"
         определенной планете. Добрые дела вершились под знаком "доб-
         рой" планеты(Венеры или Юпитера),  злые - под "злой"(Сатурна
         или Марса) и т.д.
           Нечто подобное было и на Востоке. Так, считалось, что пра-
         вителю страны,  в течение 3-х месяцев каждого сезона для от-
         дачи "пяти" приказаний "данного сезона" следует использоавть
         лишь определенные,  свойственные данному сезону(стихии) дни.
         Что же это были за дни?
           Для каждой из пяти стихий выделяли два ее качества: стихию
         в  избытке(Ян-состояние)  и  стихию в недостатке(Инь-состоя-
         ние).  Это были:  Дерево Огонь - Бин и Дин, Земля - У и Цзи,
         Металл  -  Гэн и Синь,  Вода - Жэнь и Гуй.  Соответственными
         именами называли отдельные дни 60-ричного дневного цикла.

         ---------T------------T--------T----------------------------¬
         ¦ Стихия ¦ Сезон      ¦ Дни    ¦  Дни данной стихии         ¦
         +--------+------------+--------+----------------------------+
         ¦ Дерево ¦ Весна      ¦ Цзя    ¦  01  11  21  31  41  51    ¦
         ¦        ¦            ¦ И      ¦  02  12  22  32  42  52    ¦
         +--------+------------+--------+----------------------------+
         ¦ Огонь  ¦ Лето       ¦ Бин    ¦  03  13  23  33  43  53    ¦
         ¦        ¦            ¦ Дин    ¦  04  14  24  34  44  54    ¦
         +--------+------------+--------+----------------------------+
         ¦ Земля  ¦ Межсезонья ¦ У      ¦( 05  15  25  35  45  55 )  ¦
         ¦        ¦ (Центр)    ¦ Цзи    ¦( 06  16  26  36  46  56 )  ¦
         +--------+------------+--------+----------------------------+
         ¦ Металл ¦ Осень      ¦ Гэн    ¦  07  17  27  37  47  57    ¦
         ¦        ¦            ¦ Синь   ¦  08  18  28  38  48  58    ¦
         +--------+------------+--------+----------------------------+
         ¦ Вода   ¦ Зима       ¦ Жэнь   ¦  09  19  29  39  49  59    ¦
         ¦        ¦            ¦ Гуй    ¦  10  20  30  40  50  60    ¦
         L--------+------------+--------+-----------------------------
           Сх.35.1. Дни каждой из стихий
         L------------------------------------------------------------
           Напомним, что аналогичные приставки добавлялись к названиям
         годов. Например, Год Красного Тигра - Бинь-Инь и т.д.

           35.4. Еще одним важным источником,  на наш  взгляд,  может
         считаться  глава "О природе пяти первоэлементов" из конфуци-
         анскго трактата "Бо ху тун"(Диспут в зале Белого  Тигра), 79
         года  нашей  эры(цит.по  "Древнекитайская  философия.  Эпоха
         Хань". М.: 1990, нумерация далее везде наша - А.А.):

           35.4а. Весна.  "Сезоном [слабой силы Ян]  является  весна.
         Слово чунь - "весна" тождественна [другому] слову чунь,  оз-
         начающему то же,  что дун - двигаться. Местонахожнение [сла-
         бой  силы Ян] - в восточной части света.  Ее цвет - зеленый.
         Ее музыкальный тон - цзюе; цзюе означает, что ци [лабой силы
         Ян] находятся в движении и скачут.
           Ее первопредок  - Тайхао;  тайхао означает "общий подъем",
         когда тьма вещей возбуждается. Ее бог - Гоуман; гоуман обоз-
         начает начало  жизни  вещей,  ман  тождественно  слову мэн -
         "прорастать". Ее священный покровитель - Зеленый дракон".

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦ СЛАБАЯ СИЛА ЯН                           ВЕЛИКАЯ СИЛА ЯН ¦
         ¦ ВЕСНА              ------------->                   ЛЕТО ¦
         ¦-------------T-------------¬--------------T--------------¬¦
         ¦¦ Мао (заяц) ¦ Чэнь(дракон)¦¦ Сы (змея)   ¦ У (лошадь)   ¦¦
         ¦+------------+--------------L-------------+--------------+¦
         ¦¦ Инь (тигр) ¦СИНИЙ ДРАКОН    КРАСН.ФЕНИКС¦ Вэй (овца)   ¦¦
         ¦L-------------             -¬             L---------------¦
         ¦-------------¬             L-             ---------------¬¦
         ¦¦ Чоу(буйвол)¦ЧЕРН.ЧЕРЕПАХА     БЕЛЫЙ ТИГР¦Шэнь(обезьяна)¦¦
         ¦+------------+-------------¬--------------+--------------+¦
         ¦¦ Цзы (крыса)¦ Хай (свинья)¦¦ Сюй (собака)¦ Ю (петух)    ¦¦
         ¦L------------+--------------L-------------+---------------¦
         ¦ ЗИМА               <---------------                ОСЕНЬ ¦
         ¦ ВЕЛИКАЯ СИЛА ИНЬ                         СЛАБАЯ СИЛА ИНЬ ¦
         L-----------------------------------------------------------
           Сх.35.2.
         L-----------------------------------------------------------

           1) "Слабая сила ян обнаруживается в зодиакальном знаке инь
         (тигр - А.А.). Инь однозначно с янь - "распрострняться". Его
         музыкальный лад(люй) точно соответствует  созвучию  тай  цу;
         люй(музыкальный лад) означает то же, что люй - "направлять".
           2) "[Слабая сила ян] достигает свеого подъема в зодиакаль-
         ном знаке мао(заяц - А.А.).  Мао однозначно с мао - "расцве-
         тать". Его музыкальный лад соответствует созвучию цзя чжун.
           3) "[Слабая сила ян] приходит в упадок в зодиакальном зна-
         ке  чэнь(дракон  - А.А.).  Чэнь однозначно со словом чжэнь -
         "удар грома".  Его музыкальный лад соответствует созвучию гу
         си. Дни[слабой  силы  ян]  падают на циклические знаки Цзя и
         И(т.е.Дерева - А.А.)".

           35.4б. Лето. "Сезоном [великой силы Ян] является лето(ся).
         Слово ся - "лето" тождественно слову да - "великий".  Место-
         нахождение [великой силы ян] - в южной части света.  Ее цвет
         - красный. Ее музыкальный тон - чжи, чжи означает то же, что
         чжи - "остановиться". [Здесь] великая сила ян достигает пре-
         дела.
           Ее первопредок - Янь-ди,  яньди обозначает то же,  что тай
         ян - "великая сила ян".  Ее бог - Чжуюн;  чжуюн означает  то
         же, что  и  шу  сюй  -  "содеиниться  и  преемствовать".  Ее
         [велкой силы ян] священный дух-покротивитель - Красная  Пти-
         ца, потому  что  она  становится  священной птицей-фениксом,
         когда покидает [свое горящее гнездо]".
           1) "Великая  сила Ян(тай ян) обнаруживается в зодиакальном
         знаке сы(змея - А.А.). Сы означает неизбежный расцвет вещей.
         Его музыкальный лад сответствует созвучию чжун люй.
           2) "Самой полной силы она достигает в зодиакальном знаке У
         (лошадь - А.А.).  У означает, что вещи достигли полного раз-
         вития; его музыкальный лад сответствует созвучию шэн бинь.
           3) "Она  [великая  сила Ян] ослабевает в зодиакальном знаке
         вэйовца - А.А.).  Вэй означает то же, что вэй - "смаковать",
         его музыкальный лад соответствует созвучию линь чжун.
           Дни [великой силы Ян] падают на циклические знак бин и дин
         (т.е.Огня - А.А.)".

           35.4в. Осень."Сезоном  [слабой  силы  инь] является осень.
         Слово цю - "осень" тождественно слову чоу - "плакать от  го-
         ря". Местонахождение ее [слабой силы инь] - в западной части
         света. Ее цвет белый. Музыкальный ее тон - шан. Шан означает
         то же, что и цян - "сильный".
           Ее первопредок  - Шаохао.  Шаохао означает то же,  что шао
         лянь - "малая жатва".  Ее бог  Жушоу;  жушоу  имеет  тот  же
         смысл, что и су - "сокращаться".  Ее священный покровитель -
         Белый тигр. Это так потому, что ху "тигр" означает "схватить
         и наказать".
           1) "Слабая сила инь  обнаруживается  в  зодиакальном  знаке
         шэнь(обезьяна -  А.А.).  Зодиакальнаый знак шэнь означает то
         же, что шэнь - "тело", его музыкальный лад сответствует соз-
         вучию и цзэ.
           2) Она [слабая сила инь] достигает зрелости в зодиакальном
         знаке Ю(петух  -  А.А.).  Зодиакальный  знак ю однозначен со
         знаком лао - "старший",  что означает  [наступление  сезона]
         сбора урожая для [тьмы] вещей;  его музыкальный лад сответс-
         твует созвучию нань люй.
           3) Она  [слабая  сила инь] ослабевает в зодиакальном знаке
         сюй(собака - А.А.).  Зодиакальный знак сюй означает  то  же,
         что и  ме - "уничтожать".  Его музыкальный лад соответствует
         созвучию у и; у и означает то же, что у шэн - "беззвучие".
           Дни [слабой  силы  инь] - под циклическими знаками гэн или
         синь(т.е.Металл - А.А.)."

           35.4г. Зима.  "Сезоном  [великой  силы инь] является зима.
         Слово дун - "зима" тождественно слову  чжун  -  "кончаться".
         Местонахождение  [великой силы инь] - в северной части сета.
         Ее музыкальный тон - юй; юй тождественно понятию шу - "поко-
         иться". Тогда начинает размножаться тьма вещей.
           Ее [великой силы инь] первопредок - Чжуань-сюй. Чжуань-сюй
         обозначает то же,  что ханьсу - "холод отступает".  Ее бог -
         Юань-мин;  юаньмин означает жуюань - "еликая тьма".  Ее свя-
         щенный дух-покровитель - Черная черепаха..."
           1) "Великая сила инь обнаруживается в  зодиакальном  знаке
         хай(свинья - А.А.).  Хай однозначен со словом ху -  "зерно",
         его музыкальный лад соответствует созвучию ин чжун.
           2) Она [великая сила инь] достигает своей полноты в  зоди-
         акльном знаке Цзы(крыса - А.А.).  Знак цзы однозначен со ло-
         вом цзы - "порождать", его музыкальный лад сответствует соз-
         вучию хуан чжун.
           3) Она приходит в упадок в зодиакальном знаке чоу. Чоу од-
         нозначен со словом ню - "связать", его музыкальный лад соот-
         ветствует созвучию да люй.
           Дни [великой силы инь] под циклическими знаками жэнь и гуй
         (т.е. Воды - А.А.)".
           Как видим, на свет выступают явные астрологические аналоги
         троек знаков 4-х годовых сезонов Востока и Запада.
           А. В цитированной восточной рукописи это: 1) "обнаруживаю-
         щие силу"(знаки,  начинающие сезон - Тигр,  Змея,  Обезьяна,
         Свинья);  2)  "наивысшего подъема силы"(средние - Заяц,  Ло-
         шадь,  Петух,  Крыса);  3) "сила приходит в упадок"(конечные
         знаки сезона - Дракон, Овца, Собака, Буйвол).
           Б. В 4-х сезонах европейского зодиака,  астрологи  именуют
         их как:  1) "кардинальные"(начанающие сезон - Овен, Рак, Ве-
         сы, Козерог); 2) "фиксированные"(средние - Телец, Лев, Скор-
         пион,  Водолей);  3)  "мутабельные"(конечные  знаки сезона -
         Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы).

           35.5. Довольно любопытные замечания содержатся в ряде ста-
         ринных медицинских книг(см.напр.Дубровин Д.А."Трудные вопро-
         сы классической китайской медицины. Л.: 1991, с.98):
           "В пятнадцатой трудности говорится:  В трактатах  сказано,
         что весной  пульс струнобразный,  лето пульс крючкообразный,
         осенью пульс подобен волоску, зимой пульс как камешек..."
           1) "Весной пульс струнообразный, что соответствует печени,
         Востоку, первоэлементу "Дерево".[Весной] все  зарождается  и
         начинает жить.  [На  растениях] появляются [молодые] ветви и
         листья. [В это время] пульсовая волна становится  мягкой(ху-
         ань), слабой(жуо) и длинной(чан).  Пооэтому про него говорят
         "как струна"(ассоциация: тонкая ветка Дерева - А.А.).
           2) "Летом пульс крючкообразный,  что соответствует сердцу,
         Югу, первоэлементу "Огонь".  [Летом] все в цветении и в изо-
         билии. [У  растений]  ветви  свободно свешиваются,  а листва
         становится раскидистой. [Ветви с листьями] изгибаются книзу,
         подобно крючку.  [В  это  время]  пульсовая волна начинается
         быстро и сильно, а заканчивается замедленно. Поэтому[про та-
         кой пульс] говорят,  что он "как крючок"(напоминая, ассоциа-
         тивно, "крючковатый" язычок Огня, т.е. - А.А.).
           3) "Осенью пульс подобен волоску, что сответствует легким,
         Западу,  первоэлементу  "Металл".  [Осенью] все завершается.
         Все растения увядают.  Ветви деревьев одиноко [свешиваются],
         подобно  волосам.  [В  это время] пульсовая волна становится
         легкой(цин),  пустой(сюй) и поверхностной(фу).  Поэтому [про
         такой пульс] говорят, что он "как волосок".
           4) "Зимой пульс как камешек(ассоциация с круглой черепахой
         - А.А.), что соответствует почкам, Северу, пероэлементу "Во-
         да". [Зимой] все становится плотным и  твердым.  На  пределе
         зимней поры вода застывает,  становясь,  как камень.  [В это
         время] пульс глубокий(чэнь),скользящий и гладкий(хуа).  Поэ-
         тому[про такой пульс] говорят,  что он "как камешек". Таковы
         пульсы четырех сезонов года".
           Считалось, что, в норме, пульс всех органов, по всем пара-
         метрам, должен изменяться в соответствии с четырьмя сезонами
         года.  Всякое нарушение этого совершенного уклада, предосте-
         регает  Наньцзин,  возымеет длительные,  отдаленные последс-
         твия и связано с возможной болезнью.

           35.6. В "седьмой трудности" медицинского трактата Наньцзин
         сообщается о предположительном распределении Ян-Инь по годо-
         вому циклу пульсов. Люй Гуан пишет(цит. по Дубровин Д.А.):
           1) "Малый Ян правит от 1-го месяца весны и года по китайс-
         кому календарю,  до 2-го месяца. Силы ци природы в это время
         еще крошечные и малые. Поэтому и пульсовая волна наступает и
         отступает без своей обычной силы".
           2) "Светлый  Ян  правит в 3-м и 4-м месяце,  когда силы ци
         природы заставляют набухать почки на  верхушках  деревьев  и
         начинают цветелние.  Тогда и пульс становится поверхностням,
         большим, но коротким".
           3) "Великий  Ян  правит в 5-м и 6-м месяце,  когда силы ци
         природы все приводят в наибольшее цветение.  Тогда  и  пульс
         становится увеличенным,  подобно потоку; большим и длинным".
           4) "Малый Инь правит в 7-м и 8-м месяце,  когда осень  по-
         беждает избыток Ян и иньская Ци начинается расцветать. Тогда
         и пульс становится твердым, большим и длинным"
           5) "Великий  Инь правит в 9-м и 10-м месяце,  когда янская
         Ци окончательно уменьшается,  а Иньская Ци расцветает. Тогда
         и пульс становится твердым, тонким и крошечным".
           6) "Недостаточный Инь правит в 11-м и 12-м  месяце,  когда
         иньская  Ци расцветает до предела.  Тогда и пульс становится
         глубоким, коротким и как бы стоящим торчком..."

         -----------------------------T-----------------------------¬
         ¦ ---------¬     ---------¬  ¦                             ¦
         ¦ ¦        ¦     ¦        ¦  ¦                             ¦
         ¦ ¦        ¦     ¦        ¦  ¦    --¬           --¬        ¦
         ¦--        L------        L--¦----- L------------ L------- ¦
         +----------------------------+-----------------------------+
         ¦ Контрастность пульса "Великий Ян"(5-6 месяцы года) и "Не-¦
         ¦ достаточный Инь"(11-12 месяцы)  по астро-модели          ¦
         L-----------------------------------------------------------
           Сх.35.3.
         L-----------------------------------------------------------

           35.7. Разумеется,  для  древнего восточного врача одним из
         главных информаторов был пульс со многими его сложными  про-
         явлениями(см.напр.  1)  сб."Пульсовая  диагностика тибетской
         медицины".  Новосибирск,  Наука,  1988; 2) "Инструментальные
         методы  исследования сердечно-сосудистой системы.  Справовч-
         ник".  М.:  Медицина, 1986 и др.). Однако для пациентов пре-
         доставлялись  более простые и чисто бытовые советы, например
         о пище "по сезону".
           "Конечно, рацион китайцев во многом зависел от времени го-
         да. -  отмечает  сборник  "Цветы  китайской  мудрости"(Орел,
         1992). - Еще Конфуций, как говорят, не ел продуктов, которые
         "не сответствовали сезону".
           Врач Сунь Сымяо дает более подробную  рекомендацию(нумера-
         ция наша - А.А.):
           1) Весной нужно есть поменьше кислого и побольше сладкого,
         чтобы стимулировать работу селезенки.
           2) Летом нужно есть поменьше горького и побольше вяжущего,
         чтобы благотворно влиять на легкие.
           3) Осенью нужно есть поменьше вяжущего и побольше кислого,
         ибо это полезно для желчного пузыря.
           4) Зимой нужно есть поменьше соленого и  побольше горького
         - это полезно для сердца.
           5) А в последнюю декаду каждого года и сезона  нажно  есть
         поменьше  сладкого и побольше соленого,  чтобы укрепить поч-
         ки".
           Сами советы эти(конечная часть фраз),  возможно, во многом
         и впрямь полезны,  но, схематика вся(начальные части фразы),
         если присмотреться,  опять-таки,  в который раз, исходит от-
         нюдь не от практики, а от чистой теории, от... модели!
           Модель такая называется "звездой пяти стихий" и о ней речь
         пойдет в следующей главе.


Next