ГЛАВА 37. ВОСТОЧНЫЙ АСТРО-МЕТЕО-ПРОГНОЗ...
           37.1. Среди многих ныне забытых наук, не имевших, впрочем,
         даже конкретного названия,  одна,  так или иначе имеет явное
         отношение к астрологии,  ибо, фактически, ее породила. Это -
         уже упоминавшаяся нами астро-метеорология, прогностика пого-
         ды с помощью... звезд!
           Современному человеку,  привыкшему  к съемкам Земного шара
         из космоса,  знакомому с метеозондами и метеостанциями,  по-
         добная прогностика будет в диковинку и даже для иных "астро-
         логов" покажется "шарлатанством".
           Однако, вот  тут-то  древний астролог как никогда стоял на
         ногах твердо.  Разумеется, он судил по предстоящим катаклиз-
         мам по цвету того или иного светила.  Но цвет этого светила,
         фактически неизменный за многие годы,  менялся(знал это аст-
         рологи ил не знал, неважно), от... состояния атмосферы! Све-
         тило играло,  фактически, просто роль - фонаря со светофиль-
         тром! Астролог занимался - небесной "фотоколориметрией"!

           37.2. Все это,  несомненно, когда-нибудь составит еще одну
         тему какой-нибудь большой занимательной  работы,  но  сейчас
         ограничимся лишь несколькими цитированиями.
           "Коэффициент прозрачности зависит от содержания в атмофере
         водяного пара и аэрозолей: чем их больше, тем меньше коэффи-
         циент прозрачности при  одном  и  том  же  числе  проходимых
         масс..." -  сообщают  авторы  книги "Метеорология,  методы и
         технические средства наблюдения"(Городецкий О.А.  и др., Л.:
         1984). Речь здесь идет о прозрачнсти атмосферы.
           "Когда диаметр частиц тумана,  облаков и аэрозолей  стано-
         вится более 1-2 мкм, то лучи всех длин волн уже не рассеива-
         ются,  а одинаково диффузно отражаются;  поэтому  отдаленные
         предметы при тумане и пыльной мгле заволакиваются уже не го-
         лубой, а белой или серой завесой...
           Солнечный диск кажется тем желтее, чем он ближе к горизон-
         ту,  т.е.  чем длинее путь лучей через атмосферу и, следова-
         тельно,  чем больше рассеяние. У горизонта Солнце становится
         почти красным,  особенно когда в воздухе много пыли и  мель-
         чайших продуктов  конденсации(капель  или  кристаллов)..." -
         отмечает пособие "Метеорология и  климатология"(Хромов С.П.,
         Петросянц М.А. М.: 1994).
           Еще более полные замечания дает, например, "Курс общей ме-
         теорологии"(Л.Т.Матвеев. Л.: 1984) и ряд других изданий.
           Теперь же, прежде чем перейти к древней астро-метеорологии
         посмотрим ее подобие, но в чисто земном варианте:
           "В уезде Тайсин(провинция Цзянсу) группы юношей в полнолу-
         ние  1-го  месяца  выходили  гулять  за деревню с зажженными
         факлами,  которые называли "небесным огнем". - пишет про об-
         ряд встречи Весны в Китае работа "Календарные обычаи и обря-
         ды народов Восточной Азии.  Новый Год".(М.:  1985). - Жители
         деревни, наблюая здали движущиеся огоньки факелов, гадали по
         их цвету о погоде в будущем году:  красный цвет -  предвещал
         засуху, белый - наводнение..."
           Разумеется, трудно было ожидать большой точности от подоб-
         ных "прогнозов". Но в них, все-таки, был хоть какой-то отда-
         ленный физический   смысл.   Приведем    примеры    подобных
         "предсказаний", для разных светил.

           37.3. "Когда происходит затмение Солнца,  то это неблагоп-
         риятно для тех мест, где оно случилось, - писал Сыма Цянь. -
         Если же затмение повторяется,  оно уже благоприятно для этих
         мест.  Когда же затмение наиболее полное,  значит на престол
         взойдет правитель..."
           Солнце, как "верховное" светило, неизменно, в десятках са-
         мых разных стран связывалось,  по ассоциации, с образом вер-
         ховного правителя страны.  "Ущербность" солнца  или  "Смена"
         солнца при затмении воспринималась,  фактически, как "намек"
         небес на возможную гибель и смену правителя.
           К затмениям  поэтому относились с большой опаской и в обя-
         занность астрологов входило непременное предугадывание  зат-
         мения. Согласно китайским хроникам, еще в 2137 году до нашей
         эры были казнены два незадачливых астронома  Хи  и  Хо(имена
         эти, однако,  скорее всего чисто нарицательные),  которые не
         сумели вовремя предказать очередное затмение,  проводя время
         в пьянстве и довольстве.
           После этого учет затмений шел четко. Скажем, с 720 г.до н.
         э. примерно  за 250 лет было отмечено 37 затмений Солнца, из
         которых 33 были подтверждены  современными  ретроспективными
         рассчетами.
           "Предсказательные" на основе  Солнца  были,  подчас,  явно
         связаны с состоянием атмосферы:  запыленностью, влажностью и
         т.п.,  что иногда было  вызвано  природными  явлениями,  но,
         иногда связано и с обширной человеческой деятельностью, ког-
         да, скажем, выступление многотысячных восточных армий подни-
         мало огромные облака легкой лессовой пыли. Например:
           "Если [свет  солнечного ореола] во внешней части темный, а
         в середине красный,  стороны разойдутся мирно".  Если наобо-
         рот, то стороны разойдутся "с ненавистью".
           "Если световое кольцо-ореол из частиц ци(мерцающие пылинки
         в воздухе - А.А.) рано появляется и поздно исчезает,  распо-
         ложенная [в этом месте] армия победит".
           Яркость Солнца, различная в годы различной его активности,
         очевидно,  прямо или косвенно, связана с яркостью освещаемых
         Солнцем  планет.  Видимо,  именно потому,  если планеты были
         видны днем, это в Древнем Китае всегда предвещало несчастья.
         Правда, вид каждой планеты "предвещал" несчастья уже разные:
           "Меркурий -  наводнения,  Венера - войну,  Марс - пожары и
         опять-таки войну,  Юпитер - страшный голод, Сатурн - засуху.
           Почему именно так - догадаться нетрудно,  сопоставив такие
         "прогнозы" в принципом "У-син"(пяти):  1) Меркурий связывали
         со стихией Воды - отсюда "наводнения"; 2) Белую Венеру ассо-
         циировали с Металлом, железом(отсюда - "войны"); 3) Марс - с
         Огнем(вот  и - "пожары");  4) Юпитер - с Деревом,  растения-
         ми(отсюда "голод"); 5) желтый Сатурн - с желтой Землей(отсю-
         да - "засуха").

           37.4. Луне,  по сравнению с другими  планетами  не  делали
         большого предпочтения,  хотя и за ней наблюдали очень внима-
         тельно.  Считалось, что в зависимости от маршрута передвиже-
         ния этого светила,  можно ожидать различий в наступающих со-
         бытиях.  Во всяком  случае,  если  Луна  двигалась  "средним
         путем", как обычно, это, как полагали и выражало нечто сред-
         нее,  "благополучие и  спокойствие,  согласие  и  справедли-
         вость".
           В созвездии Скорпиона располагали звезды светлого и темно-
         го начал. Соответственно, участки эти называли: Зал Света Ян
         (активное начало) и Зал Тьмы Инь(пассивное начало).
           Кроме них были еще звезды Ян-син и связываемой  с  властью
         Тай-ян или "Великого Светлого", и Инь-син, связываемые с Тай
         -инь, и "Великого Темного".
           1) если Луна двигалась через темную звезду Инь-син - пред-
         рекали большу воду и войну(стихия Воды - черного цвета, чер-
         ны и дела);  2) если Луна проходила через светлую звезду Ян-
         син - обещали много жестокостей и заключений в тюрьмы,  а то
         -  период  большой засухи и траура (стихия Металла - белая и
         бел цвет траура).
           Любопытно трактовали   китайские  астрологи  покрытие  Лу-
         ной(светилом ночи,  Инь-светилом, "угнетающим") какой-нибудь
         планеты,  Для  астрологов это означало "порчу функций" такой
         планеты. Согласно Сыма Цянь:
           1) Если исчезала под Луной планета  Чжэнь-син(Сатурн),  то
         "низшие вредят высшим";  2) Если Луна покрывала Суй-син(Юпи-
         тер),  то "наступал голод,  почти гибель"; 3) Если закрывала
         Ин-хо(Марс),  то  "происходят беспорядки";  4) Если скрывала
         Тай-бо(Венеру),  то "сильные царства терпят поражения в  бо-
         ях"; 5) Наконец, когда Луна покрывала планету Чэнь-син (Мер-
         курий),  выяснялось, что... "наступают беспорядки из-за жен-
         щин"!
           Разгадки подобных "прогнозов" в не  раз  уже  называвшемся
         принцип "У-Син"(пяти). Смысл достаточно прост и прозрачен:
           1) Сатурн - Земля .  Лишение земли ведет к бунтам; 2) Юпи-
         тер - Дерево. Закрытие дерева, растительности ведет к ее от-
         сутствию,  т.е.  к голоду;  3) Марс - Огонь. Закрытие огня -
         ведет к темноте, значит - к беспорядкам; 4) Венера - Металл.
         Закрытие  металла  -  лишает оружия и ведет к поражению;  5)
         Меркурий - Вода.  Вода - основная сила "Инь", женского нача-
         ла. Уменьшение женского начала требует его восстановления.

           37.5. Постоянно близкий к Солнцу, небольшой, блесткий Мер-
         курий(Чэнь-син)  хорошо  был  известен китайским астрологам.
         Его обозначали черным цветом.  Согласно сопоставлению с дру-
         гими  признаками,  по принципу "у-син"(аналогии 5-ти призна-
         ков,  для всего), его влияния связывали с севером и зимой, с
         холодом и водой.
           Изменение света Меркурия,  при изменении запыленности-чис-
         тоты, влажности-сухости атмосферы отражалось на метеорологи-
         ческих и социальных прогнозах,  "предсказаниях", которые де-
         лались  астрологами. Считалсь, что:
           1) когда Чэнь-Синь белого цвета, то - быть засухе; 2) если
         желтого цвета - то быть хорошему урожаю;  3)  Если  Меркурий
         был красного цвета,  "быть военным действиям".  4) "если она
         черного цвета, то быть [большой] воде", ливням и наводнению.
           Простейшее объяснение дает, разумеется чисто символический
         принцип "У-Син":
           1) белел  - связывали со стихией Металла,  безжалостного и
         мертвящего, а потому с засухой; 2) желтел - ассоциировали со
         стихией  Земли,  то  есть и с хорошим урожаем;  3) краснел -
         связывали со стихией Огня,  а значит с войной;  4) чернел  -
         связывали с Водой, а потому - с наводнениями.
           Впрочем, реальные изменения цвета  могли  быть  связаны  с
         чисто  физичекими  изменениями:
           1) белел Меркурий - от предельно  чистого,  свободного  от
         столь нужной влаги воздуха; 2) желтел - от слегка запыленно-
         го лессовой пылью воздуха;  3) краснел - от гигантских обла-
         ков  пыли,  взметнутой не столь далекими тысячными войсками;
         4) темнел - от влажной атмоферы;
           Впрочем, были и еще более своеобразные наблюдения,  напри-
         мер, по поводу гало(кольцевидного сияния вокруг), возле Чэнь
         -Синь:
           1) если гало темно-серого или белого цвета -  быть печалям
         или же "наступает траур"(в период засухи);
           2) гало красного цвета - "в центре  страны  нет  покоя"(от
         дыма  пожарищ  и  от  вздымающих пыль относительно недалеких
         "загоризонтных" войск, разумеется);
           3) гало черного цвета - приходит счастье(быть воде и  уро-
         жаю, поскольку воздух темен - влажен).

           37.6. Венера в западной астрологии, как планета богини Ве-
         неры, покровительствует женщинам, любви и браку. Что говори-
         ли о ней на Востоке?
           Оказывается, там Венера была отнюдь не миролюбива! Соглас-
         но принципу 5-ти стихий "у-син"(об аналогии всего  со  всем,
         по  5  делениям)  белоголубую  сияющую Тай-Бо связывали,  за
         цвет, с железом, сталью - белым Металлом. Отсюда, "от Метал-
         ла" и производили ее свойства,  влияния и ассоциации.  Как и
         Металл,  Венеру связывали с западом и осенью("уход" света  и
         тепла), с военными делами и казнями.
           Ее называли: "Яркая звезда"(Мин-син), если стояла невысоко
         над  горизонтом и близка к Солнцу и "Большая птица"(Да-сяо),
         когда была высоко и далека. В первом случае Тай-Бо олицетво-
         ряла - мягкость, во втором - твердость.
           В зависимости от  запыленности  или  влажности  атмосферы,
         цвет  планеты у горизонта менялся.  Это позволяло астрологам
         давать прогнозы как на небесные(погодные) и так и  на земные
         явления. Так, считалось:
           1) когда  лучи  Тай-Бо  - красного цвета(видимо,  от пыли,
         взметнутой многотысячными пока еще далекими войсками, от га-
         ри невидимых издали пожарищ), то - "быть войне";
           2) пучки лучей белого цвета (при засушливом чистом  возду-
         хе),  означали, что "быть трауру". Почему? Вероятно от прос-
         той символики - белый цвет на Востоке - цвет  траура,  таким
         он стал не только в связи с белым цветом мертвого тела, но и
         связи с белой стихией Металла, приносящего смерть.
           Лучи и  гало вокруг планеты темного цвета(от влажного воз-
         духа) означали "неприятности" от стихии воды. Спокойный свет
         и  желтый круг вокруг планеты(слегка запыленный влажный воз-
         дух) выражали связь со стихией земли  и  с  урожаем. И здесь
         речь явно шла о простых символических связях - черным и жел-
         тым цветами обозначали как раз Воду и Землю.

           37.7. Марс "восточный"(Ин-Хо), по своим качествам несколь-
         ко напоминал "западный" Марс, с богом войны Марсом. Согласно
         принципу 5-ти делений, "У-син" планета Марс, красного цвета,
         соответствовала,  красной  стихии Огня("хо" - огонь) и всем,
         что с этим связано,  с жарким югом и летом, с красной кровью
         и военными действиями(пролитием крови).
           "Когда [Марс] появляется, возникают военные действия, ког-
         да он скрывается, войска распускаются... Планета Ин-хо ведет
         к непокорности и бунту, жестокости и бесчеловечности, болез-
         ням, трауру, голоду, войне".
           Подобные заявления,  разумеется, делались почти "вслепую",
         без конкретных исследований событий,  статистики, корреляций
         и т.п., на одной лишь "голой" ассоциации по цвету, с огнем и
         кровью.  Тем  не  менее,  занимателен тот факт,  что красный
         свет, как таковой, вызывает... возбуждение организма челове-
         ка, даже если освещение производить незаметно.
           Голубой свет же,  как показали опыты - успокаивает. Трудно
         сказать,  существует ли влияние, скажем красного Марса и го-
         лубой Венеры в том виде,  каком его  приписывают  астрологи,
         или  в каком "нам желается",  но разобраться в этом вопросе,
         хоть чуть-чуть, наверно, следовало бы.
           У китайских же астрологов "прогнозы" по Марсу были своеоб-
         разны: "Когда планета на юге, наступает траур у мужчин. Ког-
         да она на севере, наступат траур у женщин".
           Почему так считали?  Из-за простой противоположности в зо-
         диаке.  "Марсианская", Ян-сторона, "мужская", горячая - была
         южной,  красной(Огонь).  Инь-сторона,  "женская", холодная -
         была северной, черной(Вода). Выводы, как видим, были доволь-
         но странны, но... логичны!

           37.8. Каждой планете в западной астрологии  отводили  свои
         функции.  Юпитер(Зевс) выполнял функции верховного божества.
         А что делал Юпитер(Суй-Син) в восточной астрологии?
           Согласно принципу пяти делений,  "У-Син",  планета Юпитер,
         одна из пяти планет. Обозначали ее синим(сейчас, иногда, зе-
         леным) цветом,  поскольку связывали с деревьями, стихией Де-
         рева.  Юпитер ,как считалось, отвечал за весну и восток, ка-
         рал тех, кто "утратил справедливость".
           Поскольку полный оборот  Юпитера  равен  удобной  цифре  -
         12-ти  годам  (более точно - 11,8),  то значения Юпитера для
         астрономов Древнего Китая было очень велико - именно  с  ним
         связывали все календарные многогодовые циклы.
           "Государство [в созвездии которого] находится планета(Юпи-
         тер),  не может идти в поход, не может наказывать людей... -
         писал историограф Сыма Цянь. - Когда планета бытсро движется
         вперед, то у государства, [с нею связанного]. войска, втяну-
         тые в военные действия, не возвращаются. Когда планета отхо-
         дит, то в государство приходит беда".
           Свет Юпитера,  проходящий через сухую или влажную,  чистую
         или пыльную атмосферу,  был своеобразным индикатором, позво-
         ляя судить о некоторых явлениях:
           "1) Если цвет [Юпитера] красный и он испускает  пучки  лу-
         чей, то в государстве, над которым планета, наступает изоби-
         лие...;  2) Если цвет красно-желтый... получают большой уро-
         жай;  3) Когда же [Юпитер] светло-серого цвета, переходящего
         в красно-пепельный, то в полях [государства], над кторым по-
         мещается планета, будут заботы".
           Впрочем, нетрудно здесь рассмотреть слегка  "замаскирован-
         ный" принцип У-Син:  желтый - связан с Землей; серый(черный)
         с Водой и т.п.
           Когда Юпитер вступает в зону Луны, то на территории царств
         [над  которыми  планета]  изгоняют советников.  Когда Юпитер
         вступает в борьбу с планетой Тай-Бо(Венера),  то на террито-
         рии царств разбивают армии..."
           За медленным  продвижением  Юпитера  по  4-м секторам неба
         тщательно следили астрологи. Историограф Сыма Цянь писал:
           "1)Если Юпитер в зоне стихии Металла -  будет  урожай(пос-
         кольку  запад - сектор Металла,  то по ассоциации с металли-
         ческим серпом и уборкой урожая - А.А.).
           2) Если  Юпитер  в зоне стихии Воды - будут разрушения(се-
         вер, сектор Воды, отсюда суждения про наводнения - А.А.).
           3) Если  Юпитер  в  зоне стихии Дерева - будет голод(синий
         восточный сектор, сухое Дерево - А.А.).
           4) Если  Юпитер  в зоне стихии Огня - будет засуха(красный
         сектор Огня, юг - А.А.).
           Таково великое правило подобных гаданий..."
           Юпитер, как звезду, связывали с силой и добродетелью, поэ-
         тому своим приходом в какое-либо созвездие он сулил счастье,
         уходя - несчастье".

           37.9. Сатурн в европейской астрологии,  например,  отвечал
         за земледелие,  мудрость и людскую судьбу(смерть). А что де-
         лал Сатурн(Чэнь-Син) в восточной астрологии?
           Любопытно, но он... занимался почти тем же! В соответствии
         с прницпом "У-Син"(принцип связи "всего со всем",  с помощью
         5- ти делений),  планета Сатурн, за свой желтый цвет и почти
         полную  неподвижность ассоциировали с желтой землей, стихией
         земли, почему другим его названием было Ди-Хоу, т. е. "Князь
         Земли", считалось, что она управляет урожаем.
           "[Планета Чжэнь-син] - это Желтый император  -  Хуан-ди[на
         небе],  который  ведает  добродетелями,  она  - образ женщи-
         ны-правителя.  Каждый год планета  Чжэнь-син  проходит  одно
         созвездие и государство,  покровительствуемое этим созвезди-
         ем,  счастливо (в Европе Сатурн также  обозначался,  подчас,
         земледельцем  с серпом,  но и...  смертью с косой,  считался
         планетой несчастий).
           В связи с видимой траекторией Сатурна(петлянием) астрологи
         давали и такие своеобразные замечения:
           "Если планета...  поднимается  выше на 2-3 созвездия,  это
         называется Ин("быстрое восхождение светила"), и тогда ведаю-
         щие  судьбами [людей] не достигают успеха,  а не то приходит
         большая вода.
           Если... спускается   на   2-3  созвездия,  это  называется
         Со("Отход планеты"),  и тогда императрица грустит,  урожай в
         государстве  не повторяется,  а не то небеса раскалываются и
         земля трясется...
           Когда планета  стихии  дерева(Юпитер)  сходится с планетой
         стихии земли(Сатурном),  возникают  смуты  в  стране  и  го-
         лод..."
           Так писал Сыма Цянь. Историограф, человек той эпохи, в ко-
         торой жил, не обманывающий нас ни в чем ни на йоту...


Next