ГЛАВА 1.3. ЗОЛОТО И КОРОЛИ
           1.3.1. Алхимиками не становились от хорошей  жизни. Короли
         не обращались к алхимикам,  когда дела их шли хорошо.  Очень
         характерно,  что "Кухней Гебера", а именно так именовали ал-
         химию в средние века(Гебер,  аль-Джабир - известный арабский
         алхимик),  интересовались лишь те из королей и королев Евро-
         пы, финансовые дела которых явно приходили в упадок.
           Алхимики были своеобразным "внутренним резервом" государс-
         тва.  Определенную  аналогию здесь можно усмотреть в случае,
         когда отсуствие природного каучука в молодой Советской  Рос-
         сии вынудило найти свои каучуконосные растения и - чисто хи-
         мический способ получения каучука!
           Именно только ради получения золота коронованные особы го-
         товы были свести знакомство с теми людьми сомнительной репу-
         тации,  которых в народе называли "чернокнижниками", которых
         церковь преследовала за "связь с дьяволом", которых, за мис-
         тические  наклонности  и  туманные речи,  не признавали ни к
         ученые, ни к ремесленники, которые приходили и уходили неиз-
         вестно  куда.  Только  жажда  золота  заставляла венценосцев
         презреть законы общества и иметь дело с алхимиками.
           В пьесе  В.Шекспира "Тимон Афинский",  богач из Афин,  Ти-
         мон(лицо реальное,  описанное Плутархом и  Лукианом  Самоса-
         том), обедневшей и презревший золото, находит в лесу, где он
         отныне жил,  клад из золотых монет. Рассматривая золото, Ти-
         мон произносит такой яркий и горький монолог:

           "Золото?... Металл -
           Сверкающий, красивый, драгоценный...
           Тут золота довольно для того,
           Чтоб сделать все чернейшее белейшим,
           Все гнусное - прекрасным, всякий грех -
           Правдивостью, все низкое - высоким,
           Трусливого - отважным храбрецом,
           Все старое - и молодым, и свежим!
           К чему же мне, о боги, это все?
           Бессмертные, к чему - скажите? Это -
           От алтарей отгонит ваших слуг,
           Из-под голов больных подушки вырвет.

           Да, этот плут сверкающий начнет
           И связывать, и расторгать обеты,
           Благословлять проклятое, людей -
           Ниц повергать пред застарелой язвой,
           Разбойников почетом окружать,
           Отличьями, коленопреклоненьем,
           Сажая их высоко, на скамьи -
           Сенаторов. Вдове, давно отжившей,
           Даст женихов, раздушит, расцветит,
           Как майский день, ту жертву язв поганых,
           Которую и даже госпиталь -
           Из стен своих прочь гонит с отвращеньем!
           Ступай назад, проклятая земля,
           Наложница всесветная, причина
           Вражды и войн народов - я тебя
           Вновь положу, в твоем законном месте!"

           Но, как нетрудно догадаться,  абсолютное большинство насе-
         ления так отнюдь не считало.  И потому, с какого-то времени,
         фактически все монархи средневековья,  несмотря на  разнооб-
         разнейшие  свои мировоззрения и запреты церкви, предпочитали
         держать возле себя хотя бы нескольких достаточно  толковых и
         эрудированных лиц, своеобразных "док" и "экспертов", в част-
         ности,  и по золотому вопросу, как правило, в качестве прид-
         ворных врачей и аптекарей, астрологов и алхимиков.
           Так, при дворе Педро II придворным медиком и, параллельно,
         алхимиком служил Арнольд(Арнальдо) де Вилланова.  Свои алхи-
         мики были у королевы Елизаветы английской.
           Некоторые монархи и сами  проводили  активные  "исследова-
         ния".  Так Фридрих III,  король Дании, бесполезно истратил в
         течение своего 20-летнего правления многие  миллионы талеров
         на алхимические опыты. Такой же неуемной страстью отличался
         Рудольф II.  Вот лишь некоторые достаточно известные примеры
         "сотрудничества" царственных особ с алхимиками.

           1.3.2. Филипп IV (1268-1314),  король Франции,  бесславный
         завоеватель Фландрию, опозоривший чсебя "битвой шпор" в сра-
         жении при Куртрэ(Фландрия, 1302), когда с убитых французских
         рыцарей горожане сняли около 4000 позолоченных шпор.
           Филипп бескомпромиссную  и беспощадную борьбу с папами Бо-
         нифацием VIII и Климентом V, уничтожил орден тамплиеров. По-
         нятно,  что деньги ему нужны были постоянно и потому в исто-
         рию он вошел не только под именем  Филиппа-Красивого,  но  и
         Филиппа-Фальшивомонетчика.
           Он вполне  беззастенчиво пользовался порчей денег для уве-
         личения собственного достояния.  Недаром великий поэт  Данте
         Алигьери(1265-1321), в Поэме "Божественная комедия", из трех
         частей,  "Ад", "Чистилище", "Рай", рисуя картина Ада, помес-
         тил в нем, среди прочих грешников и - наказанного Филиппа!
           При Филиппе  Красивом закнчил свой жизненный путь английс-
         кий ученый,  монах-францисканец,  Роджер   Бэкон(1214-1292),
         написавший "Opus minus", "Opus majus", "Opus Terium". Совер-
         шенное знание естественных наук навлекли на Бэкона  подозре-
         ние в служении магии,  из-за чего он был, в 1278 году заклю-
         чен, в Париже, в темницу, где он и пробыл 10 лет.
           В тайно  переданных им рукописях содержалось немало новых,
         очень свежих мыслей о возможностях техники,  физики,  химии.
         Бэкон  рассуждал  о летательных и движущихся аппаратах,  дал
         ценные рассужения об оптике.  Будучи еще на свободе, он дея-
         тельно занимался алхимией,  составил рецепт одного из первых
         порохов(еще до "Черного Бертольда",  монаха Бертольда Шварца
         из Фрейбурга, которому в Европу приписывают изобретение чер-
         ного дымного пороха).
           Веря в существование "Философского Камня" пытался осущест-
         вить "трансмутацию" металлов  с  помощью  алхимии.  Согласно
         другой версии,  именно поэтому, чтобы выведать у него секрет
         золотоделания, он и был брошен в  темницу,  и  выпущен  лишь
         тогда, когда вынуждены были признать, что он не раскроет эт-
         го секрета.

           1.3.3. Людовик IX Святой (1226-1270).  В значительной мере
         на время царствования во Франции короля Людовика IX Святого,
         человека на редкость справедливого и набожного, попадают пе-
         риоды  жизни двух великих людей своего времени,  так же,  на
         редкость во всем логичных и посвятивших себя богослужению.
           Это - Альберт Великий и Фома Аквинский,  учитель и ученик,
         два больших друга.
           Альберт Великий из Больштадта (иначе Больштедский, Альберт
         Магнус,  1193-1280),  доминиканец, профессор в Париже, автор
         многочисленных сочинений (21 том). Поимо всех прочих обширных
         познаний, он исчерпывающе знал алхимию и читается классичес-
         ким предстаивтелем в этой области.
           Пользуясь огромным уважением среди  своих  современнников,
         присмоивших ему титул "Doctor mirabilis", тоесть "Изумитель-
         ный доктор",  он путешествует от одного мнастыря к  другому,
         через всю Европу,  попутно производя ботанические,  зоологи-
         ческие и меинералогические исследования.
           Именно про  него  была сказана своеобразная фраза,  о том,
         что Альберт "magnus in magia,  major in philosophia, maximus
         in theologia", т.е., буквально "Величайший в магии, великий
         в философии, превыше всего - в богословии".
           В тех написанных им книгах,  относительно которых доказана
         их подлинность, Альберт описывает способы лабораторной рабо-
         ты, возгонку  и  перегонку,  сообщает  рецепты приготолвения
         различных веществ. Он получил в чистом виде мышьяк, научился
         химически отделять  серебро  от золота(в природе эти металлы
         часто встречаются вместе), указал, что между изменеием внеш-
         него вида металла и превращением одного металла в другой су-
         ществует огромная разница.
           Хотя современники считали,  что Альберту подвластно "Вели-
         кое делание",  то есть создание "Философского Камня" и золо-
         та, с помощью него,  сам Магнус, хотя и верил в принципиаль-
         ную возможность полчения золота из  неблагородных  металлов,
         тем не  менее  достаточно честен и откровенен,  признаваясь,
         что он еще не видел алхимика,  который бы и впрямь изготовил
         подлинное золото.  При  основательном  последующем испытании
         такое золото всегда оказывалось подельным,  а его "делатель"
         был разоблачен, как мошенник.
           Подлинным "алхимиком", по мнению Альберта Великого являет-
         ся природа,  и лишь ее действия могут быть, со стороны чело-
         века, в лучшемслучае - поддержаны с помощью "снадобий".
           Фома Аквинский(Аквинат,  1225-1274),  сын  графа Ландольфа
         Аквинского,  доминиканец,  профессор философии в Париже и  в
         Болонье,  он  создал своеобразные энциклопедии философии тех
         времени  и  католического  богословия  -  многотомные  труды
         "Summa philosophiae" и "Summa teologiae". Он так же увлекал-
         ся алхимией,  на что указывают многие его достаточно профес-
         сиональные замечания и выказывания.

           1.3.4. Эдуард III (Эдвард,  правил 1327-1377, Англия). Из-
         вестна занятная история,  согласно которой по заказу  короля
         Эдуарда  III в 1325 году некий алхимик приготовил значитель-
         ное количество золота,  правда,  с требванием,  чтобы король
         использовал  его  на снаряжение очередного крестового похода
         против "неверных", т.е. не верующих в учение Христа.
           Подозревают, что  этим странным алхимиком был Раймонд Лул-
         лий (1234-1315), выдающийся философ тех времен. Здесь, прав-
         да,  некоторое несовпадение дат позволяет предполагать,  что
         речь идет все же,  об Эдуарде II, поскольку к 1325 году Лул-
         лий был "мученически" убит,  при неудачных попытках привлечь
         в "истинную веру" население североафриканских городов  - его
         забросали камнями, проломив, при этом, череп.
           Поэтому "золотоделателем" здесь, видимо, был(если вообще -
         был?) ученик Луллия,  другой алхимик,  Кремер, которому, как
         полагают энтузиасты,  Луллий передал тайну изготовления "Фи-
         лософского Камня", "Великого делания" и "трансмутации"(прев-
         ращения) металлов.
           Сам же Луллий, чисто биографически, до 30-летнего возрасте
         вполне безбедно(подобно Будде) жил при дворе Якова Аррагонс-
         кого,  но позже,  "поняв тщету наслаждений", целиком отдался
         философии.  Именно последователями Луллия был целый ряд  из-
         вестных людей средневековья:  врач и алхимик Арнольд из Вил-
         лановы,  автор "Салернского кодекса" докторов; "маг" Агриппа
         из Неттесгейма, выбравший из сумбурной каббалистичекой магии
         научные зерна - в виде "магии  натуральной"(зачатков физики,
         химии и пр.) и другие.
           Даже Джордано Бруно(1548-1600,  сожжен инквизицией), автор
         известного  трактата "О бесконечности Вселенной и мирах" ув-
         лекался "Луллиевым искусством"(зачатком структурного  подхо-
         да) - вращающимися на общей оси кругами, на которых были за-
         писаны  различные  философские  понятия,  создающие,  подчас
         крайне неожиданные, но на редкость логичные сочетания.
           Согласно популяризатору  магии  Элифасу Леви(разжалованный
         из духовенства аббат Луи Констан, 1801-1875), золото это так
         и назыалось,  называлось "Aurum Raymodi",  т.е. "золото Рай-
         монда" из которых были сделаны монеты,  "Raimundini"(дослов-
         но, "раймундовки") . Их отождествляют с монетами, известными
         как "розенбобели".
           На одной стороне этих розенбобелей был  вычеканен  корабль
         несущий  знаком  розы,  а  на  другой  надпись  "Jesus autem
         transiens per medium illorum ibat"(Однако Иисус прошел через
         них насквозь), имея в виду неудержимость воинов предстоящего
         крестового похода.
           "Подобно тому,  как Иисус прошел, не будучи замечен, через
         ряды иудевв, так это было и с алхимиками, которые также ски-
         тались непонятые и неузнанные в массе народа", - замечает З.
         Шпаусус в книге "Путешествие в мир химии". (М.: 1959).
           Впрочем для  свершения крестового похода,  нужно было идти
         слишком далеко.  С вычеканенными из этого золота шестью мил-
         лионами  двойных  дукатов,  так называемыми "розенбобелями",
         Эдуард III предпринял поход против Франции. Она была ближе.

           1.3.5. Карл VI (1380-1422),  король Франции, вступивший на
         престол  малолетним,  слабоумный,  впоследствии окончательно
         впавший в безумие, тем не менее правил страной, как умел(хо-
         тя, фактически, правили регенты - брат короля герцог Орлеан-
         ский и дядя, герцог Бергундский).
           Как-то Карл VI узнал об писце Николае Фламеле,  дела кото-
         рого, начиная с 1382 года вдруг круто пошли в гору, благода-
         ря тому, что, как утверждал в своих записках сам же Фламель,
         ему повезло в деле получения "Философского камня" и, далее -
         в  изготовлении золота.  Фламель утверждал что причиной вне-
         запного богатства послужила некая старинная  книга  алхимика
         "Авраама-еврея",  в рецептами "Великого Делания",  символики
         которой ему посчастливилось расшифровать.
           Карл VI не подозревал об алхимических причинах обогащения,
         но потребовал расследовать обстоятельства появленяи  баснос-
         ловного  состояния Фламеля(тот оплачивал постройку множества
         часовен,  церквей,  больниц, стал, вдруг собственником более
         тридцати  домов),  прислав главного налоговго инсектора Сира
         де Кармуази.
           Много позже,  в 1655 году,  Пьер Борель, придворный врач и
         советник Людовика XIV, в своей книге "Сокровищница галльских
         и французских открытий и древностей" писал так:
           "Слухи о богатстве Фламеля дошли до короля, который послал
         месье де Крамуази,  проверить, есть ли в них хоть доля исти-
         ны. Но сей благородный господин нашел,  что Фламель живет  с
         очень стесненых условиях и даже пользуется глиняной посудой.
           Традиция, однако, утверждает, что Николай, обнаружив в ин-
         спекторе благородного человека,  рассказал тому всю правду и
         дал сосуд, наполненный своим порошком. Говорят, что этот со-
         суд многие годы сохранялся в семье инспектора.  Это избавило
         Фламеля в дальнейшем от королевского внимания.
           Подкуп "благородного человека",  Сира де Кармуази был оче-
         виден,  но он позволил Фламелю  избавиться  от  пристального
         взгляда королевской особи и - спокойно дожить до мирной кон-
         чины, в возрасте 80 лет. Свою могилу он просил украсить кар-
         тинами из вышеупмянутой книги.
           Подлинные причины его странного богатства так  и  остались
         неясны,  поскольку Фламеля называли и ростовщиком, и просто,
         обманщиком, но, в любом случае изготовление фальшивого золо-
         та вряд ли бы приветствовалось королем.

           1.3.6. Король Карл VII(правил 1422-1461) во время одной из
         войн Франции с Англией, так же воспользовался услугами алхи-
         миков.  С помощью алхимика Леклерка Карл VII изготовил  мно-
         жество фальшивых денег.
           Прослышав это,  и противостоящий Карлу  английский  король
         Генрих  VI(правил 1422-1461) начал изготовлять фальшивые мо-
         неты и наплнять ими европейские рынки. Состязание коронован-
         ных фальшивомонетчиков приняло грандиозные размеры и привело
         к великой путанице в торговых и хозяйственных делах.
           В годы правления Карла VII состоялся один из весьма  нашу-
         мевших процесов, и по сей день получающий весьма неоднознач-
         ные оценки среди историков. Это - процесс над одним из самых
         храбрых  маршалов  короля,  известном по сказкам Перро,  под
         именем сказочного злодея Синяя Борода.
           Иссиня-черную бороду имел Жиль де Лаваль, барон де Ре, ко-
         торого некоторые  исследователи  считают  душевнобольным.  В
         замке  Синей  Бороды  проживал алхимик Прелатти,  порядочный
         пройдоха,  вместе с которым барон проделывал какие-то стран-
         ные эксперименты.  Если верить свидетельствам тех лет,  то в
         округе происходи постоянные  исчезновения  детей,  некоторых
         брали в замок "на обучение" и они так же пропадали.
           В 1440 году случайные обстоятельства выдали  маршала.  Его
         жена,  мадам  де Ре,  оказавшись свидетельницей "Черной мес-
         сы"(кровавого человеческого жертвоприношения  "дьяволу"),  с
         сестрой и братьями поспешно покинула замок. На следующее ут-
         ро герцог Иоанн V осадил замок, люди маршала были разоружены
         и Жиль де Лаваль вынужден был сдаться.
           "Со всех сторон слышались ранее подавляемые  ужасом голоса
         родителей, требовавших своих детей, - расказывает Элифас Ле-
         ви в весьма художественном описании,  в известной книге "Ис-
         тория магии"(М.:  REFL-book, 1995), - по всей провинции раз-
         давались крики горя и скорби.  Замки Машекуль и Шантосе были
         разрушены,  в результате обнаружили две сотни детских скеле-
         тов(по другим данным - около 800 девушек -  А.А.), остальное
         было предано огню".
           "...Жиль де  Лаваль  скрыл,  -  отмечает  далее Элифас Ле-
         ви(бывший аббат Луи Констан), - что пытался добыть Философс-
         кий Камень из крови убитых детей и то,  что к этому чудовищ-
         ному  злодеянию  его  влекла  алчность.  По  наущению  своих
         некромантов  он  полагал,  что  универсальное средство жизни
         можно получить,  комбинируя действие и противодействие, над-
         ругательства над Природой и убийства.
           Он собирал радужную пленку с застывшей  кровью,  подвергал
         ее различным воздесйтвиям, настаивая продукт в философском яй-
         це атанора("философское яйцо" -  толстстенная  колба,  "ата-
         нор" - алхимическая печь,  - А.А.),  комбинируя его с солью,
         серой и ртутью. Несомненно, что он отыскал этот рецепт в ка-
         ких-то старых еврейских колдовских книгах..."
           После процесса  Жиль  де  Лаваль был сожжен заживо.  Более
         поздние расследования обтоятельств несколько сместили акцен-
         ты ситуации.  В 1925 году под развалинами замка Машкуль была
         обнаружена золотоносная жила. Таким образом кровь жертв тре-
         бовалась не непосредственно для получения "из нее" золота, а
         "всего лишь" для облегчения извлечения из руды...
           Это, однако, не смягчило приговора веков.


Next