ГЛАВА 1.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛХИМИИ.
        
           1.7.1. В книге П.Пиобба "Древняя высшая  магия.  Теория  и
         практические формулы".(СПб.,  1910) алхимию отнсят к оккуль-
         тным наукам.  Систематика оккультизма там такова:  1)  Отдел
         общего оккультизма;  2) Астрология общая;  3) Психургия;  4)
         Алхимия; 5) Магия; 6) Теургия.
           Само же понятие алхимии дается П.Пиоббом весьма  скромно и
         лаконично: "Алхимия - древняя наука, изучающая законы приро-
         ды в их приложении к низшим ея царствам:  минеральному, рас-
         тительному и животному".
           В этом определении,  однако,  - мало чего-либо "магическо-
         го" и "волшебного". Итак, что же такое - алхимия?

           1.7.2. Наиболее лаконичные,  но емкие  определения  любого
         предмета дают, как ни странно, отнюдь не многотомные и прос-
         лавленные  энциклопедии,  а  относительно  небольшие  слова-
         ри(правда, лучше, если они - специализированные).
           "Алхимия, - сообщает "Новейший  энциклопедичекий  словарь"
         (М.:  Вестник знания, 1927), - до 17 столетия то же, что хи-
         мия, затем - стремление адептов превратить неблагородные ме-
         таллы  в  золото  и серебро с помощью философского камня или
         камня мудрецов, или найти эликсир жизни. Знаменитые алхимики
         средних веков:  Альберт Великий, Рожер Бэкон, Арнольд Вилла-
         нован, Раймунд Луллий".
           Итак, отражен важный момент:  все химическое,  раньше, так
         же именовалось - "алхимией", но, позже, когда ушли прочь ме-
         дицинская химия(фармакология и токсикология),  призводствен-
         ная(промышленная) химия  и  химия  эстрадная(фокусников),  в
         "алхимиках" остались исключительно "золотоделатели".

           1.7.3. "Алхимия(позднелат. alchimia, от араб. ал-кимиа), -
         пишет "Энциклопедический словарь"(1-2 т.  М.: Сов.энциклопе-
         дия, 1963), - направление в химии в ср.века, в основе к-рого
         лежали ложные представления о возможности  получения  "фило-
         софского камня", якобы превращающего неблагородные металлы в
         золото, и "жизненного эликсира",  будто бы сообщающего чело-
         веку бессмертие.
           А. особенно широко была распространена в Западной Европе в
         12-17 вв.; в России распространения не получила. Нек-рые ал-
         химики достигали отд.результатов,  не связанных с неосущест-
         вимыми  задачам  А.,  но  имевших  значение для развития хи-
         ич.знаний.  Совр.методы превращения хим.  элементов осн.  на
         новейших достижения  физики  атомного ядра,  не имеют ничего
         общего с мистич. представлениями алхимиков".
           Итак, еще один важный момент:  в России,  в стране лесов и
         полей,  с малым количеством открытых рудных месторождений  -
         алхимия не имела чисто природных оснований,  "поддержки",  в
         отличие от Западной Европы.

           1.7.4. "Алхимия,  - сообщает компактный,  но  на  редкость
         точный  и емкий "Философский словарь" под редакцией Э.Л.Рад-
         лова(СПб.:  1904), - химия древности и средних веков, вплоть
         до  XVII  века.  Главной  задачей ея было найти средство для
         превращения неблагородных металлов в  благородные,  а  также
         открыть жизненный эликсир.
           Теоретическим основанием  А.  служило положение о единстве
         материи и о возможности перехода качеств одного  элемента  в
         другой. Философским камнем назывался тот препарат,  посредс-
         твом которого совершается превращение металлов.
           Родиной А. был Египет. От александрийских греков А. переш-
         ла к арабам и от них в западную Европу. Вера в А. не исчезла
         и до настоящего времени.  С историей А.  можно познакомиться
         по сочинениям Коппа,  "Alchemie" и Бертело, "Les origines de
         l'alchemie", который в 1889 г.  издал тексты греческих алхи-
         миков с французским переводом".
           Забавно, но в современном,  огромном, в 10 раз тяжелее ве-
         сом,  на 800 с лишним страниц "Философском энциклопедическом
         словаре"(М.:  Сов. энциклопедия, 1989), на "алхимию" не было
         уделено ни строчки.  Между словами "Алогизм" и Альберт Вели-
         кий(страстный любитель алхимии, заметим), она не убралась.
           И это,  не взирая на то, что, многие века именно алхимиков
         почетно или презрительно именовали - "философами"...

           1.7.5. Слово "алхимия" чаще всего производят  от арабского
         "аль-хеми",  подразумевая,  что  "аль"  -  типично восточная
         приставка,  а слово "хеми"(кеми,  кхеми) обозначает "земля",
         "химос" (хумос, гумус) - сок, выжатый из растений.
           Впрочем, обращаясь к еще одному словарю, ("Теософский сло-
         варь". М.: 1994), примечательно мнение писательницы Е.П.Бла-
         ватской(1831-1891) хорошего знатока древней мистики и магии,
         основательницы  "теософии"  указывающей иную версию названия
         чернокнижной дициплины -  от  древнееврейского  "алхим"  или
         "элохим",  что обозначает,  буквально "духи", "боги", "исти-
         на"("Бени Элохим" - сыновья бога и т.п.).

           1.7.6. Итак,  наука "алхимия". Человек, впервые сталкиваю-
         щийся с ней,  имеет о ней, как правило, крайне смутное и ис-
         каженное представление, чаще, всего лишь на основе неграмот-
         ных мистико-приключенческих фильмов и книг, да еще двух-трех
         исторических анекдотов школьного учителя химии.
           Выслушаем, поэтому, для начала некоторых авторитетов, зна-
         комых с алхимией далеко не понаслышке.  Здесь,  забегая впе-
         ред, можно отметить странную, все же, картину. Одни - видели
         в алхимии яркую, сверкающую золотом цель, другие - утвержда-
         ли, что цель эта ложна, как лживы и сами алхимики.
           В стихотворной  сатире "Корабль дураков" немецкий поэт Се-
         бастьян Бранд(1457-1521) ясно высказал свое  мнение  относи-
         тельно алхимиков:

          "Алхимия - примером служит, тому, как плутни с дурью дружат.
           Вот этой мол, наукой ложной и золото в ретортах можно
           Искусственным путем добыть, лишь надо терпеливым быть.
           О, сколь неумные лгуны - Их трюки сразу же видны!
           Кто честно и безбедно жили, все состояние вложили
           В дурацкие реторты, в тигли, а проку так и не достигли".

           Поиск "философского камня" - вот основная цель многих  ал-
         химиков  Но - цель ли это всей алхимии,  и - истинная ли это
         цель?  Великий художник Леонардо да Винчи(1452-1519),  прек-
         расно знавший нравы своей эпохи и алхимию,  в том числе, так
         же осмеивал "лживое и пагубное искусство алхимии и ее плуто-
         ватых приверженцев".

           1.7.7. Абу Али ибн Сина(Авиценна,  980-1037) непревзойден-
         ный врач Древнего Востока - использовал в лечении много  ве-
         ществ и препаратов,  получаемых чисто химическим(т.е.,  в те
         года - "ал-химическим") способом.  Однако,  предостерегая от
         "делания золота", он категорически возражает:
           "Алхимики утверждают,  что  они будто бы могут осуществить
         подлинные превращеня веществ...  Я считаю  это  невозможным,
         ибо нет путей для превращения одного металла в другой".
           Парацельс(1493-1541), которого также называли "алхимиком",
         возражал против ее односторонности:  "Задача алхимии - не  в
         изготовлении золота и серебра, не в этом есть суть, а в соз-
         дании того, что является силой и добродетелью медицины".
           Пеннот Бернар(XVIII век).  алхимик, обедневший в ходе бес-
         полезных исканий,  подводя итоги своей прежней  деятельности
         ехидно заметил,  что "...тот, кто желает кому-нибудь гибели,
         но не может осмелиться открыто напасть на соего врага,  дол-
         жен побудить его заняться изготовлением золота".  Он пожелал
         никому не попадаться в эту сладкую ловушку.

           1.7.8. Николай Лангле Дюфенуа(XVIII век,  Франция) - исто-
         рик,  в  предисловии  к книге "История герметической филосо-
         фии"  записал такие слова: "В этом небольшом труде я дам ис-
         торию величайшего безумия и величайшей мудрости,  на которые
         способны люди.
           Пьер Жозеф Макер(1718-1784,  Франция),  автор "Химического
         словаря" и  "Элементов  химии"  так  характеризует  алхимию:
         "Слава  богу,  что  с  алхимией химия не имеет ничего общего
         кроме имени. Но этой ей так же неприятно, как умной и рассу-
         дительной,  но малоизвестной дочери носить имя матери, прос-
         лавившейся своими причудами и нелепостями".
           Луи Фигье(XIX век, Франция), историк алхимии высказывается
         неколько наоборот : "...алхимия есть мать нынешней химии".
           Герман Франц Мориц Копп(1817-1892, Германия), термохимик и
         историк химии поясняет: "занятия алхимией - повод и случай к
         развитию химии".
           Пьер Эжен Марселен Бертло(1827-1822,  Франция) считает ал-
         химию переходной ступенью между чистой магией и научными ме-
         тодами исследований.
           Иоганн Юстус Либих(1803-1873,  Германия),  замечает: "...я
         занялся историей  алхимии  и иатрохимии(с греческого,  "иат-
         рос" - врач - А.А.) и открыл,  что они являются не заблужде-
         ниями времени,  а  естественной ступенью развития...,  когда
         все силы направлены на определение свойств тел".
           И - так далее.  Но общий вывод, как видим, примерно такой:
         "Всему - свое время". И заблуждениям - тоже.

           1.7.9. Подведем небольшой итог словами известного английс-
         кого мыслителя Френсиса Бэкона(1561-1626),  чей более ранний
         однофамилец,  Роджер Бэкон(1214-1292) не раз назывался среди
         виднейших алхимиков. Об алхимии и алхимиках Ф.Бэкон высказы-
         вался, например, так:
           "Но пути и способы,  которые по их мнению ведут к этим це-
         лям,  как в теории этих наук,  так и на практике,  изобилуют
         ошибками и всякой чепухой. Поэтому и обучение этим наукам не
         является, как правило, открытым, но обставлено всячеки слож-
         ностями и таинственностью.
           Алхимии, однако,  мы обязаны тем, что можно прекраснопнять
         из  сравнения  с  басней Эзопа о земледельце,  который перед
         смертью сказал сыновьям,  что он им оставил  в  винограднике
         богатый клад золота, но не помнит точно, в каком месте зако-
         пал его.
           Тщательно перекопав  заступами весь виноградник,  сыновья,
         правда, не нашли никакого золота, но затополучили на следую-
         щий год богатейший  урожай  винограда,  потому что тщательно
         окопали корни виноградных лоз.
           Подобно этому, неустанные труды и огромные усилия упомяну-
         тых химиков, потраченнные на создание золота,  как бы зажгли
         факел  для множества прекрасных изобретений и экспериментов,
         весьма полезных как для раскрытия тайн природы,  так  и  для
         практичеких нужд человечества".
           А написаны были эти прекрасные слова еще в 1618 году...


Next