ГЛАВА 1.8. "ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ".
         
           1.8.1. Про "Философский камень", странное и непонятное ве-
         щество,  которое можно использовать, например, для "изготол-
         вения золота", хотя бы вскользь, упоминали все известные пи-
         сатели средневековья. Вот, Франсуа Рабле (1494-1553) знамени
         тые "Гаргантюа и Пантагрюэль"(М.: изд. "Правда", 1991):
           "Тут вплотную  к  нам приблизился груженный барабанами ко-
         рабль, среди пассажиров коего я узнал людей почтенных, между
         прочим, Анри отирался, старинного моего приятеля. На поясе у
         него висел,  как у женщин - четки, большущий ослиный причин-
         дал, в левой руке он держал засаленный, замызганный, старый,
         грязный колпак какого-нибудь шелудивого, а в правой - здоро-
         венную кочерыжку.
           Увидев меня, он вскрикныл от радости и сказал:
           - А ну,  что это у меня? Поглядите(тут он показал на осли-
         ный причиндал),  вот настоящая альгамана(амальгама -  А.А.),
         докторская шапочка - это наш единственный эликсир, а вот это
         (н показал на кочерыжку) - это Lunaria  maior("лунная трава"
         еобходимая для получения камня - А.А.). К вашему возвращению
         мы добудем Философский камень!..."
           Итак, что  же такое "Magisterium",  "Lapis hhilosophorum",
         "Философский камень", "Вечный эликсир"?

           1.8.2. Откуда взялось такое понятие - достаточно отчетливо
         показывает история химии,  а, точнее, "предхимии". Такое во-
         ображаемое средство "должно"  было  появиться.  В  противном
         случае само существование алхимиков становилось так же неоп-
         равданным, так же, как существование астрономии в давние го-
         ды,  без астрологии.
           Цель - обогащение,  средство  -  золото.  Цель  -  золото,
         средство  -  философский камень.  Цель - философский камень,
         средство - неизвестно...
           И вот тут-то пути расходились. Потому что как получать фи-
         лософский камень - никто толком не знал.
           Первое упоминание о "философском камне" появилось, видимо,
         в трудах Гебера(Джабир,  Абу-Муса-Джафир аль  Софи,  702-763
         гг). Родился  он в Месопотамии,  долго преподавал в Севилье.
         Его сочинения известны лишь в старых латинких  переводах, по
         котрым трудно установить все ли книги ему принадлежат.
           Как и все его предшественники,  Гебер считал,  что металлы
         отличаются лишь  количественным  соотношением  особых компо-
         нент, а отнюдь не качеством("модернизируя" такое учение мож-
         но, даже сравнить серу и ртуть, с протонами и нейтронами).
           Наибольшую известность Геберу  принесло  его  алхимическое
         учение. Он первый создал химическую теорию о соединениях ме-
         таллов, на основании которой объяснял возможность их превра-
         щений. Занятно, что этой теории, хотя и с некоторыми измене-
         ниями,  многие химики придерживались вплоть до XIX века.

           1.8.3. Согласно этой теории все сложные вещества, особенно
         металлы(ибо большого различия от сплавов не делалось) состо-
         яли из двух "начал": sulfur - серы, и mercurius - ртути.
           1) Сера - есть носитель свойств изменяющихся  от  действия
         огня, это активное, "мужское" начало, "отец";
           2) Ртуть  -  носитель  собственно  металлических  свойств:
         блеска,  тягучести,  плавкости и т.п., это пассивное, "женс-
         кое" начало, "мать".
           Различные вещества отличаются между собой  лишь  тем,  что
         содержат в себе различное количества серы и ртути. Оба нача-
         ла,  таким образом,  встречаются в чистом и нечистом виде, в
         тонком и грубом состояниях.
           Для примера  Гебер собщает,  как можно превратить свинец в
         олово. Сделать это оказывается очень просто:  надо  сплавить
         свинец с известным количеством рутути.  Олово, по его мнению
         только тем и отличается от свинца,  что оно несколько богаче
         ртутью. Таким  образом,  задача  алхимиков сводилась к тому,
         чтобы выяснить наиболее  точные  количественные  соотношения
         "начал" в металлах.
           Следует сразу отметить, что как среди самих алхимиков, так
         и среди последующих их исследователй существовала масса  пу-
         таницы по поводу серы и ртути,  как веществ, и серы и ртути,
         как чисто философский понятий, природных начал. В этом смыс-
         ле предельно ясен и лаконичен Беккер("Phesica subterranea"),
         он пишет:
           "Ложные алхимики  ищут только способ делать золото,  а ис-
         тинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддель-
         ные камни, а вторые приобретают знание вещей".

           1.8.4. "Средства для превращения металлов Гебер  распреде-
         ляет в три группы или порядка",  - сообщает Леманн А.  в из-
         вестной книге "Иллюстрированная история суеверий  и  волшеб-
         ства". (М.: Книжное дело, 1900).
           1) "Медикаменты  первого порядка".  У Гебера это вещества,
         которые могут изменять некоторые свойства металла.  Но полу-
         чаемые новые свойства непостоянны.
           Так, например,  медь при соединении с веществами, содержа-
         щими цинк,  становится золотисто-желтой(латунь), а с вещест-
         вами, содержащими мышьяк,  делается серебристо-белой,  но  -
         эти цвета не сохраняются в огне.
           2) "Медикаменты второго порядка".  По мнению Гебера и  они
         могут  сообщать  неблагородным  металлам  некоторые свойства
         благородных.  Но существенное отличие - приобретенные свойс-
         тва уже постоянны!
           3) "Медикаменты третьего порядка". Этот "медикамент" один,
         это  так назыаемый "Философский камень" - в твердом виде или
         "Великий эликсир" - в жидком виде.  Это - вещество,  которое
         может превратить все свойства неблагородных металлов.  И все
         изменения сохранятся неизменными.  В  результате  получается
         "высший" металл - серебро или золото.
           Цель алхимика становится достигнутой.

           1.8.5. У  Гебера используемые в работе вещества делятся на
         "медикаменты",  1,  2 и 3 порядка.  1 - вещества  изменяющие
         лишь некоторые свойства металла, и получаемые новые свойства
         непостоянны;  2 - приобретенные свойства постоянны; 3 - при-
         обретенные свйства окончательны.
           Сам придающий их "медикамент" один,  это и есть "Философс-
         кий камень" - в твердом виде или "Великий эликсир" - в  жид-
         ком  виде.  Это  -  вещество,  которое  может превратить все
         свойства неблагородных металлов.  И все изменения сохранятся
         неизменными.  В  результате получается "высший" металл - се-
         ребро или золото.
           Вера в возможности "философского камня" была, первоначаль-
         но, поистине неограниченной.
           "Если бы только умирающий мог взглянуть на камень, - гово-
         рит малоизвестный алхимик Иоанн(XV век),  -  то  ослепленный
         красотой его и потрясенный его достоинствами, он воспрял бы,
         отринув увечья,  в полном здравии.  Будь он даже в агонии, и
         тогда бы он воскрес..."
            Арнольд из  Виллановы,  врач-профессионал  по  профессии,
         здесь все же более сдержан:  "Философский  камень  сохраняет
         здоровье,  поддерживает  бодрость,  старику возвращает моло-
         дость,  изгоняет порчу,  устраняет яд, прокрвшийся в сердце,
         смачивает артерии, укрепляет легкие, очищает кровь и врачует
         раны.  Того, кто болеет ммесяц - вылечит за день, кто - год,
         ылечит  за  двенадцат дней.  Те же,  кто мается неклько лет,
         станут здоровыми за месяц..."

           1.8.6. Постепенно  к алхимикам стали относиться как к рех-
         нувшимся чудакам или как к явным  мошенникам  мошенникам.  В
         пьесе "Алхимик",  Бен Джонсон(XVI-XVII век,  Англия) с явной
         иронией пишет, в стихах, от лица наивного героя:
           "...Сегодня - я должен приготовить талисман. Наш перл тво-
         ренья - философский камень...  Вы все еще не верите? Напрас-
         но! Я весь металл здесь в доме превращу, сегодня ночью в зо-
         лото,  а  завтра  -  чуть  свет  за  оловом  и  за свинцом к
         лудильщикам я слуг своих направлю".
           Если профаны и дилетанты, начинающие мечтатели, начитавши-
         еся сказочных россказней,  принимали "философский камень" на
         веру,  всерьез,  то лучшие умы, давно прошедшие этап наивной
         веры и десятки раз попробавшие все "рецепты" в деле, относи-
         лись к этому по меньшей мре сдержанно.
           Основатель ятрохимии(иатрохимии), не раз упоминаемый здесь
         Теофраст Парацельс писал:
           "Алхимия - великая наука.  Она помогает человеку создавать
         множество необходимых ему в жизни предметов.  Но "философкий
         камень", над  получением которого ломают себе головы алхими-
         ки, вещь фантастическая.
           Задача алхимии  не  в отыскивании философского камня,  а в
         том, чтоб изготовлять лекарства для излечения больных..."
           Вот так, четко и откровенно, высказывался тот, кого счита-
         ли одним из "столпов" алхимии.

           1.8.7. Тем не менее,  время от  времени  "философский  ка-
         мень" словно  бы всплывал на поверхность,  появляясь в руках
         странных странствующих алхимиков,  которые подчас совершенно
         безвозмездно, то ли хвастаясь, то ли "вербуя", то ли с какой
         -то иной целью - демонстрировали возможнсти траснформирующе-
         го вещества, обычно - некоего красного порошка.
           Наиболее известны истории с двумя людьми,  явно "неподкуп-
         ными", в отношении алхимии, которые получили вещество и про-
         делали  эксперимент  своими  руками.  Это   Иоганн   Баптист
         Ван-Гельмонт(1566-1644) и врач Иоганн Фридрих Гельвеций.
           Ван-Гельмонт пишет:
           "Я получил один раз четверть грана(в Англии, 1 гран = 64,8
         миллиграмма - А.А.) "камня мудрецов",  обернул его  в  воск,
         для того,  чтобы из тигля он не был выброшен парами угля,  и
         бросил его на  поверхность  полуфунта(в  Англии,  1  фунт  =
         453,592 грамма - А.А.) нагретой ртути,  находившейся в обык-
         новенном трехугольном тигле.
           Ртуть вскипела и превратилась в густую кашу.  При усилении
         огня металл снова расплавился.  При выливании из тигля  было
         получено  восемь  унций(в  Англии  1 унция = 31,103 грамма -
         А.А.) чистого золота.  Одного грана "камня мудрецов",  таким
         образом было достаточно,  чтобы превратить 19.000 гран ртути
         в золото..."
           На радостях,  что ему удалась трансмутация металлов,  Ван-
         Гельмонт назвал соего сына -  Меркурием.  Сын,  впоследствии
         также сделался алхимиком, но - без особых успехов.
           Другой случай произошел в 1666 году. Доктора Иоганна Фрид-
         риха  Гельвеция,  ярого противника алхимиков,  посетил некий
         чужестранец, оставивший ему кусочек "камня мудрецов" и боль-
         ше не появлявшийся.
           Любопытствующий Гельвеций сам,  единолично, провел указан-
         ный опыт и...  получил золото из свинца.  Утверждается,  что
         подлинность золота была подтверждена как ювелиром, так и че-
         канщиком монет...

           1.8.8. Сами же алхимики,  если судить, в частности, по ра-
         боте  Альберта  Пуассона "Теории и символы алхимиков"(однои-
         менный сборник работ,  М.: 1995), различали минимум два типа
         философского порошка и,  соответственно, два пути изготовле-
         ния, "Делания".
           Это был Малый Магистерий(Magisterium,  magistr - высший) и
         Малое Делание,  и Великий Магистериум и Велкиое Делание. При
         этом существовало несколько вариаций таких деланий, отличав-
         шихся по степени опасности, времени приготовления и т.п.
           Далее все было,  как в хорошей сказке, с королевством мед-
         ным, серебряным и золотым.
           Малый Магистерий предоставлял "Камень" белого цвета, кото-
         рый не обращал "несовершенные" металлы(ту же медь,  свинец и
         т.п.) в золото, но лишь - в серебро. Там использовались соли
         ртути и серебра.
           Великий Магистериум порождал "Камень" красного цвета,  ко-
         торый обращал все "несовершенные" металлы Там использовалась
         смесь солей золота, серебра, серы и ртути.
           "Два камня и два Магистерия,  - пишет А.Пуассон, - изобра-
         жались деревом.  Одно - лунное дерево,  имеет на себе луны в
         виде плодов, это - Малое Делание. Другое - солнечное дерево,
         имеет на  себе  солнца,  это - символ Великого Делания.  Это
         различие между двумя Деланиями весьма древнее его  знали все
         алхимики".
           "Философы утверждали,  что золото сначала прошло через сос-
         тояние серебра.  Следовательно,  если кто-нибудь захотел со-
         вершить Делание с одним только серебром,  он не мог  бы  дви-
         нуться дальше  белого  и  мог  бы  превратить  несовершенные
         металлы только в серебро,  но никогда не превратил бы  их  в
         золото", - отмечал Вогель.
           И уже Гебер признавал именно "два" философских  камня  или
         эликсира. "Луна(серебро  -  А.А.),  укрепленная  для  белого
         эликсира, пригтовляется раствором луны в едкой водке", - от-
         мечает он.

           1.8.9. Впрочем, особо рассчитывать на получение "Философс-
         кого камня" с целью получения "именно золота",  все-таки  не
         приходится.  Вот рецепт некоего "Великого гримуара", предпо-
         ложительно 1522 года (цит по "Великий гримуар, или искусство
         заклинания духов небесных,  воздушных,  земных,  подземных".
         Киев. Карме-Синто, 1995):
           "Смертельный состав или Философский Камень.  Возьмите гор-
         шок свежей земли.  Добавьте туда 1 фунт красной меди и полс-
         такана холодной воы, (и все это) прокипятите в течение полу-
         часа.  После  чего  добавьте  туда  3  унции  окиси  меди  и
         прокипятите(все это) 1 час.
           Затем добавьте 2,5 унции мяышьяка и прокипятите 1 час. До-
         бавьте  3 унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте
         кипеть полчаса. (Добавьте) 1 горшок розовой воды, прокипятив
         12 минут, 3 унции сажи, (и) будете кипятить до тех пор, пока
         состав не окажется готов.
           Чтобы узнать,  сварен ли он до конца, надо опустить в него
         гвоздь. Если состав действует на гвоздь(гвоздь желтеет, пок-
         рывается "золотом" - А.А.),  снимайте с огня.  Он (этот сос-
         тав) позволит Вам добыть 1,5 фунта золота.  Если же (состав)
         не действует,  это признак того,  что состав недоварен. Жид-
         костью можно пользоваться 4 раза".
           Впрочем, чем дальше удаляются времена алхимиков,  тем  все
         более  смутно воспринимается учение о философском камне.  От
         дымных прокопченых лабораторий и полновесных  пузатых реторт
         реальных   "делателей"  размножившиеся  ныне  популяризаторы
         "черной магии" и оккультизма все более переходят к  чистень-
         ким абстрактным понятиям, к идеализациям и легковесной каст-
         рированной мистике...



Next