ГЛАВА 1.11. АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В АЛХИМИИ.
         
           1.11.1. Рассказывать об алхимии и не упомянуть многообраз-
         ные астрологические символы было бы большим упущением.  Ска-
         жем о них,  хотя бы очень вкратце.  В основе обозначений ме-
         таллов, как основных материалов алхимии господствоали именно
         чисто астрологические обозначения. Название же "Астрология",
         напомним,  расшифровывается как "наука о звездах"(от "астро"
         - звезда, "логос" - наука").
           Основами же астрологии же, как античной, так и средневеко-
         вой,  были 7 небесных светил и 12 знаков зодиака. Семь "све-
         тил":  Солнце,  Луна и пять видимых простым глазом планет  -
         Меркурий,  Венера,  Марс,  Юпитер, Сатурн.
           Двенадцать знаков зодиака:  Овен,  Телец,  Близнецы,  Рак,
         Лев, Дева, Весы, Сокрпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы -
         символизировали,  согласно,  например,  Арнольду  Вилланове,
         фактически, 12 органов тела,  обозначая наиболее  выраженный
         учаток этого органа.
           Так, Овен с рогами на "голове" обозначал - голову, Телец с
         толстой "шеей" - шею,  парные Близнецы - пару рук, Рак с его
         огромной головогрудью - символизировал грудь,  Скорпион -  с
         его  хвостом - фаллос и так далее,  вдоль туловища.  Знаки -
         были чистыми символиками и ничем иным, сопоставление их с 12
         отрезками года("туловищем" года) и 12 участками неба ("туло-
         вище" неба с 12 созвездиями)было чисто искусственным.
           В реальной последовательности планет, при постановке Солн-
         ца в  центре  Солнечной  Системы("гелиоцентризм") последова-
         тельность планет,  по удалению от Слнца,  такова:  Меркурий,
         Венера, Земля,  Марс,  Юпитер, Сатурн и "новейшие" планеты -
         Уран, Нептун,  Плутон,  открытые лишь с помощью телескопов и
         математических рассчетов.
           У астрологов же порядок был иной:  Луна, Меркурий, Венера,
         Солнце,  Марс, Юпитер, Сатурн. Поскольку господствовал "гео-
         центризм", представление о Земле, как о центре мира, то Зем-
         лю, как планету в расчет не принимали.

           1.11.2. Считалось, что влияние планет сказывается и на ал-
         химических опытах.  Движение светил на небесном своде влияло
         на успех "великого мастерста" в "делании"  золота.  Выделяли
         семь металлов, которые были аналогами семи планет.
           1) Желтое Солнце - сопоставляли с желтым  золотом.  Сопос-
         тавление такое было, практически, у всех дреыних народов.
           2) Белое  серебро  - с белой Луной.
           3) Проворный  и  быстрый  в  небе  блесткий шарик Меркурия
         отождествляли с юркими блесткими шариками ртути, так и назы-
         ваемой, "меркуриум".
           4) Голубую Венеру сравнивали с голубой от патины медью(хо-
         тя сама медь - красная).
           5) Красное от ржавчины железо считалось  металлом красного
         мутноватогов небе Марса,  кровавого бога войны(хотя само же-
         лезо - белое).
           6) "Металлом" Юпитера считался "электрум", природный сплав
         золота и серебра, а позже - олово.
           7) Тусклому и медленному, "тяжелому", словно несущему вин-
         цовую тяжесть Сатурну сопоставили "сатурний",  тусклый и тя-
         желый металл, свинец.
           Связь, как нетрудно видеть,  была в основном, чисто цвето-
         вая,  то есть,  весьма и весьма искусственная. При необходи-
         мости же прочесть об этом подробнее, автор отсылает читателя
         к своей небольшой книге "Лукавая астрология"(см."Знак вопро-
         са" N1, М.: Знание, 1996, ), которая полностью объясняет всю
         подлинную логику древнейшего "звездного учения".

           1.11.3. В иллюстрациях книг,  соответственно,  каждый еталл
         обозначался согласно "своей" планете.
           1) Золото(Au) обозначалось - солнцем, или просто рожицей с
         лучиками, солнышком, фигурой в доспехах с "солнечным" ликом,
         окруженном острыми шипами лучей(Аполлон, Гелиос).
           2) Серебро(Ag), аналогично, обозначалось или просто лицом,
         в  форме полумесяца,  или авлекательно полуобнаженной женщи-
         ной, Луной, с полумесяцем на голове(Диана, Селена).
           3) Железо(Fe) - алхимически обозначалось, разумеется, мус-
         кулистым воином с мечом и щитом,  в высоком шлеме,  в  латах
         "древнеримского" образца(Марс, Арей).
           4) Свинец(Pb) - показывался или в виде одноного  старика с
         серпом,  или,  даже, как скелет, смерть, с косой в руках(Са-
         турн, Кронос, Хронос).
           5) Ртуть(Hg)  - изобржалась в виде крепкого юноши,  с кры-
         лышками по бокам шлема и у сандалет(Меркурий).
           6) Медь(Cu)  -  оголенной  во  всех привлекательных местах
         красивой женщины(Венера, Афродита).
           7) Олово(Sn) - мощный внушительный мужчина(Юпитер, Зевс).
           И - так далее.

           1.11.4. Нечто подобное относилось и ко знакам зодиака. Ан-
         глийский исследователь алхимии Джон Рид в  книге "Химическая
         прелюдия"(Лондон,  1937) указывает такое распределение алхи-
         мических операций по знакам зодиака(указание  "стихии" знака
         зодиака,  т.е. Воздуха, Воды, Огня, Земли наше - А.А.). Счи-
         талось,  что каждый знак зодиака "заведует", "покровительст-
         вует" соответствующей операции:
           1) Овен - соотнесен, как знак Огня, с операцией "кальцина-
         ции", то есть с обжигом, превращением плавких веществ в неп-
         лавящиеся(в окислы).  Считалось,  что образуются металлы, не
         подверженные изменению,  а значит, расположенные ближе к зо-
         лоту.
           2) Телец - соотнесен,  как знак Земли, твердой и надежной,
         с операцией "коагуляции".  Так называли затвердевание жидких
         веществ.
           3) Близнецы - соотнесены, как знак Воздуха(летучий воздуш-
         ный) с операцией "фиксации". Именовали так превращение лету-
         чих(воздушных) веществ в нелетучие,  с приданием  летучим  -
         постоянства.
           4) Рак - соотнесен,  как знак Воды,  типично водное живот-
         ное, с "водной" операцией, с "растворением"(солюцией), кото-
         рое применяли как прием разделения веществ.
           5) Лев  -  соотнесен,  как  знак  Огня,  с операцией "вар-
         ки"(коксио), при воздействии медленного огня.
           6) Дева  -  соотнесена,  как знак Земли(грязи) с операцией
         "дистилляции", т.е. очистки от загрязняющих примесей, "обыч-
         но в ванночке Марии Иудейской(водяной бане)".
           7) Весы - соотнесены,  как знак Воздуха, с операцией "суб-
         лимации", возгонки  сухого  вещества  в  закрытом сосуде при
         воздействии "острого" пламени.
           8) Скорпион - соотнесен, как знак Воды, жидкости, с опера-
         цией "сепарации",  фильтрации,  цеживания,  отделения  взве-
         сей(суспензий) от жидкости, маточного раствора.
           9) Стрелец - соотнесен,  как знак Огня,  с операцией "раз-
         мягчения" (церация),  обращения твердого вещества в воскооб-
         разное, чаще, с помощью нагревания на Огне.
           10) Козерог - соотнесен, как знак Земли(навоза) с операци-
         ей "ферментации", брожения и гниения под воздействием тепла.
           11) Водолей - соотнесен,  как знак Воздуха(пара), с опера-
         цией "умножения"(мультипликации),  т.е. многократного увели-
         чения навески "философского камня",  масса которого увеличи-
         вается(расширяясь, подобно пару).
           12) Рыбы - соотнесены,  как знак Воды с операцией  "броса-
         ния"(проекция), по  буквальной  аналогии бросания рыбы в со-
         суд, где она оживает.

           1.11.5. Так  формировался  своеобразный  "астро-алхимичес-
         кий"  космос.  И, поскольку разобраться в его тонкостях было
         крайне сложно,  то очень много времени уходило,  фактически,
         на глупые чисто магические ритуалы,  без которых, как счита-
         лось ничего не может получиться.
           Процесс получения "философского камня",  естественно,  де-
         лился на этапы.  Алхимики,  эти бесконечные идеалисты, пыта-
         лись,  как и водится по тем временам,  поделить эти этапы на
         семь и найти каждому этапу "соответсвующую" планету. Алхимик
         Евгений Филалет определял такие семь этапов(цит.  по "Теории
         и символы алхимиков". М.: 1995):
           "1. Воздействие Меркурия. Материя проходит через различные
         цвета(Меркурий читался многоцветным - А.А.). Процесс немного
         замедляется на зеленом цвете и наконец  субстанция  чернеет.
         Это продолжается 50 дней.  Окрашенные пары сгущаются и осаж-
         даются снова назад на твердую материю.
           2. Влияние  Сатурна обнаруживается черным цветом(поскольку
         Сатурн был самый далекий,  т.е.  тусклый,  "черный" - А.А.).
         Черная растворенная материя кипит, иногда твердеет. Это про-
         должается 40 дней.
           3. Воздействие  Юпитера  продолжается от черного до начала
         белого цвета.  Испарение и сгущение.  В это время появляются
         всевозможные  цвета,  которые  трудно себе вообразить("царс-
         твенные" цвета,  недаром одной из символик Юпитера был "мно-
         гоцветный" павлин - А.А.).  Дожди пойдут все обильнее с каж-
         дым днем,  и наконец произойдут  вещи,  весьма  приятные  на
         взгляд:  на  стенках сосуда появятся маленькие белые волокна
         или волоски. Это влияние продложается 20 или 21 день.
           4. Воздействие Луны выразится в совершенной белизне(цветом
         Луны был белый - А.А.) и  продолжится  в  течение  трех  не-
         дель(21 день - А.А.).  Материя твердеет и растопляется поче-
         редно несколько раз в день.  Наконец она получает форму  ма-
         леньких белых зернышек.
           5. Влияние Венеры.  Субстанция принимает взамен белого зе-
         леный цвет(цвета Венеры,  голубой или зеленый - А.А.), затем
         светло-голубой и темно-красный.  Она распукается и  пучится.
         Это продлжается 40 дней.
           6. Воздействие Марса.  Материя сохнет, последовательно де-
         лается оранжевой и  темно-желтой,  затем  принимает  окраску
         цветов ириса(Марс, считалось, обладает "иссушающим" действи-
         ем,  его цвета близки красному, например, оранжевый - А.А.).
         Это продолжается 45 дней.
           7. Влияние  Солнца характеризуется переходом из оранжевого
         цвета в красный(цвет огня,  цвета Солнца - А.А.), она испус-
         кает красные пары,  затем опускается,  делается мокрой, сох-
         нет,  течет и крепнет по нескольку раз в день.  Наконец  она
         распадается на маленькие красные зерна".
           Как видим,  все цвета реакции постарались "подчинить" каж-
         дый - своей планете.
           Занятно, здесь сопоставить и число упомянутых дней:
           50 + 40 + 21 + 21 + 40 + 45 = 217
           Нетрудно видеть,  что  на долю Солнца осталось еще 50 дней
         (как и Меркурию),  что в сумме даст...  270 дней, 9 месяцев,
         срок  беременности женщины!  О какой точной науке может идти
         речь на фоне столь подавляющей символики!

           1.11.6. На тему вышеупомнутой "астрологическй алхимии" по-
         эт Хеффер так писал в философской поэме "Великий Олимп":

           "Выходит черный Сатурн,
            Которого Юпитер, появляясь из своего жилища
            Отрешает от господства,
            О чем вздыхает Луна,
            А так же и Венера, представляющая медь.
            Более я ничего не прибавлю,
            Как только то, что Марс, войдя в него
            Создаст убийственный железный век,
            После которого появится Солнце, когда оно возродится".

           Что и говорить,  поэтическая и красочная сторона в алхимии
         и,  особенно,  в алхимических книгах порою явно преобладала.
         Но, увы, преобладала в ущерб главному делу!



Next