ГЛАВА 1.14. АЛХИМИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
         
           1.14.1. Тексты алхимиков сложны для нас не  только потому,
         что  они  усиленно  старались  зашифровать  свои  открытия и
         скрыть от постороннего глаза свои тайны. Многие непонятности
         их текста связаны всего-навсего с тем, что из нашего обихода
         давно уже выпали многие слова,  распространенные  в  старину
         или  же  мы просто не знаем специфических названий старинных
         приборов, устройств и веществ.
           Большинство же процессов ими производимых, хорошо известны
         любому лаборанту и тем более, профессиональному химику. Под-
         робно про них прочесть можно в книгах, типа "Техника лабора-
         торных  работ"(Рачинский Ф.Ю.,  Рачинаская М.Ф.  Л.:  Химия,
         1982) и других чисто технических пособиях.  Что же  касается
         специфических названий, то часть из них хорошо известна, не-
         которые сохранились и доныне.
           "Винный камень" - соль винной кислоты, получавшийся
         из осадка на стенках винных бочек.
           "Водка крепкая" - кислота, обычно азотная.
           "Водка липкая"  - металл,  растворенный в концентрироdнной
         кислоте(или их смеси).
           "Водка царская" - смесь азотной и соляной кислот, позволя-
         ющая растворять и золото.

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦                                                          ¦
         ¦       Au + 3 HCl + HNO   =  AuCl   + NO + 2 H O          ¦
         ¦                       3         3            2           ¦
         ¦                                                          ¦
         L-----------------------------------------------------------

           "Воды" - вещества жидкие.
           "Жавелевая вода" - водный раствор смеси  солей  соляной  и
         хлорноватистой кислот.
           "Земли" - твердые сухие сыпучие вещества,
           "Квасцы" - двойные сернокислые соли,  которые,  при потере
         кристаллизационной воды,  называются уже "жжеными квасцами",
         как, например, Al2(SO4)3 x K2SO4 x 24H2O.
           "Колчеданы" -  природные необработанные руды с содержанием
         сульфидов:  железный или серный колчедан - FeS2(пирит); мед-
         ный колчедан CuFeS2 и пр.
           "Купоросное масло" - концентрированная серная кислота.
           "Купоросы" - сернокислые соли. Белый купорос - сернокислый
         цинк, ZnSO4 x 7H2O Зеленый или железный купопрос - сернокис-
         лое железо, FeSO4 x 7H2O, медный купрос - CuSO4 x 5H2O.
           "Селитра" - обычно, нитрат калия.
           "Серебряная вода" или "быстрое серебром"  - ртуть.
           "Шпаты" - твердые породы.  Например, "шпат тяжелый" - сер-
         нокислый барий BaSO4; "полевой шпат"; "плавиковый шпат".
           "Щелок" - различные виды щелочей;
           "Царь металов" или просто "царем"(королем) - золото,

           1.14.2. Разумеется,  попади средневековый алхимик в совре-
         менную химическую лабраторию,  он был бы совершенно подавлен
         даже теми простейшими процесами, которые были бы понятны его
         неискушенному взору - совершенством химической посуды, авто-
         матическими процессами регуляции температуры,  работой ваку-
         умных насосов, наличием огнетушителей и тому подобного.
           Всевозможныеже хроматографы,  спектрографы, фотоколоримет-
         ры,  поляриметры,  рефрактометры, рН- метры и прочие измери-
         тельные приборы - привели бы его в полное уныние.
           Но, попади современная химическая  аппаратура  к  алхимику
         средних веков, он вряд ли бы смог ипользовать большинство из
         ее компонетов. По тем временам она была слишкм небольшая, на
         редкость хрупкая и не огнеупорная,  поскольку в очень многих
         процесах алхимику приходилось заниматься  именно  расплавами
         веществ, а отнюдь не водными растворами,  как это преоблаает
         в настоящее время.
           На картинке из книги "Tripus  hermeticus"(1680)  немецкого
         врача  и химика И.И.Бехера(1635-1682) приводятся весьма сво-
         еобразные и несколько непривычные инструменты химической ла-
         боратории, больше напоминающие ассортимент кузницы: меха для
         раздувания  огня,  плавильные  тигли,  литейные  формы,  му-
         фель(камера из огнеупорного материала),  крючья и щипцы, мо-
         лоток и наковаленка, непременные весы - трех видов.
           Халат, мешочки  для порошков,  марлечки для фильтрования -
         уже непременный атрибут.
           Реторты и  кувшины,  баночки и чашечки,  пестики и ступки,
         вороночки и лопатки.  Колб и пробирок,  пипеток и  мензурок,
         как таковых еще и не было.  Не было, разумеется, даже "холо-
         дильников" с водяным охлаждением и "водяных бань", не говоря
         уже о бюретках,  дефлегматорах, эксикаторах, алонжах, насад-
         ках и прочих, рядовых ныне мелких химических деталей. Не бы-
         ло  и  столь привычных сейчас горелок и спиртовок,  вытяжных
         шкафов и воздушных насосов,  барометров и термометров, меха-
         нических мешалок.
           Здесь же, однако - занятный предмет: заячья лапа для пере-
         мешивания порошков.  Бехер уже  знал,  что  многие  вещества
         взрываются  при неосторожном ударе и предпочитал более "мяг-
         кое" воздействие.  Правда,  следует заметить,  та же  "лапа"
         могла успешно загрязнить смешиваемый материал.

           1.14.3. Компоненты  немногочисленной  аппаратуры сбираемой
         алхимиком для синтеза "Философского Камня" так же имели дос-
         таточно специфические наименования:
           "Алембик" -  округлый  керамический  или стеклянный сосуд,
         применявшийся для химических реакций.
           "Алхимическая печь" - то же, что атанор.
           "Атанор" - специальный горн,  печь, для поддержания темпе-
         ратуры во время реакции.
           "Амальгама" - смесь ртути с "растворенным" в ней каким-ли-
         бо металлом(известно амальгама в зеркалах и т.п.)
           "Пеликан" - сосуд с длинной шейкой,  отходящей под  углом,
         отдаленно напоминая клюв пеликана, предназначался для непре-
         рывно дистилляции.
           "Печать герметическая" - сосуд,  герметически закрытый  на
         все время процесса.
           "Реторта" - округлый,  почти шарообразный сосуд с длинным,
         отходящим сверху в бок длинным носиком, откровенно подражаю-
         щий по форме вспроизводящему мужскому органу.
           "Тройной сосуд"  -  собранный  комплекс из атанора(горна),
         чаши и философского яйца.
           "Чаша" - как правило, песочная баня,  наполняемая золой или
         песком, куда опускалась колба философского яйца.
           "Философское яйцо"  - особый толстостенный сосуд,  чаще из
         прозрачного стекла,  в форме яйца.  Другое его название было
         "матка", поскольку процес отождествляли с рождением. Еще его
         именовали - сферой, гробом, темницей, перегонным кубом и т.п.

           1.14.4. Впрчем,  даже знание нужного оборудования и нужной
         терминологии,  зачастую не спасало  от  витиеватого  способа
         составления  предлагаемых алхимиками "рецептов".  Вот пример
         русского перевода XVIII века из  книги  XVI  века,  алхимика
         Иоанна Исаака Голланда, который, судя по всему не слишком-то
         стремился быть понятым(цит. по "Андреева Е.В. "Баллада Мефис
         тофеля". Л.: 1965):
           "Се рецепт,  найденный в сундуке,  замазанном в стене. Был
         продан за великие деньги,  изведан самим делом на опыте  иот
         искусных в алхимии одобрен,  что и по делу оказывается. Того
         ради остерегайтесь открывать толикой важности  секрет жадным
         и надменнным людям,  тако же и тем, кои не суть дети филосо-
         фии. Итак, начнем.
           Возьми столько золота,  сколько тебе угодно, сделай амаль-
         гаму из 1 части ртути,  куда положи и золото и дай ртути вы-
         куриться на малом жару,  потом ревербируй его(прогрей, с вы-
         сушиванием - А.А.) 20 суток, изотри мелко.
           После этого налей хорошего дистиллированного и  ректифици-
         рованного уксуса на 4 пальца сверх материи,  замажь горлышко
         и поставь в теплую золу на 2 суток, по прошествии коих уксус
         получит от золота красный цвет.
           Потом ревербируй опять по-прежнему 9 суток, уменьшая число
         ревербирования и  сливая  завсегда крашеный уксус вместе,  и
         сие продолжай делать до тех пор,  пока все твое золото  рас-
         пустится и останется на дне один серый порошок, который ни к
         чему не годится..."
           Далее следовало еще без конца "сольвировать",  "ректифици-
         роавть",  "ревербировать",  растирать, прибавлять то спирту,
         то ртути,  и,  наконец,  "растопивши одну часть сего прошка,
         брось его на четыре чатси меркурия(ртути - А.А.), то превра-
         тится в хорошее золото и серебро.
           Итак посему и поступайте. Аминь".
           ("Аминь" с древне-евр. "Воистину", "Да будет").

           1.14.5. Многословные подробные описания приготовлений  ла-
         бораторного оборудования и веществ в книгах многих алхимиков
         плавно переходили в крайне  скупое  и  весьма  зашифрованное
         описание "Великого Делания", т.е. изготовления "Философского
         Камня", а затем, столь же плавн - в посулы тех благ, возмож-
         ностей  и  той панацеи,  которые это средство несет,  на что
         уходил еще определенный объем алхимического сочинения.
           Увлеченный читатель не замечал этого мягкого перехода. Меж
         тем,  теоретически, роль "Философского Камня" могла быть до-
         вольно  проста  -  он  мог  быть  катализатором или фактором
         "сшивки", то есть напимер, инициатором процесса, который на-
         зывали "фиксацией" ртути, ее отвердением.
           В XIX веке французский химик  Жан  Батист  Дюма(1800-1884)
         расшифровал некоторые алхимические рецепты.  Выяснилось, что
         всевозможными пестрыми обозначениями, за всеми этими разноц-
         ветными львами, драконами, королями и королевами - скрывают-
         ся хорошо известные вещества, причем, что в алхимических ре-
         цептах  описываются  способы  выделения золота из соединений
         его с другими веществами.
           Именно -  "восстановление"  золота  из  его соединений - в
         этом оказалась одна из главных тайн алхимиков.  И,  в  целом
         ряде   случаев  чудодейственный  "камень  мудрецов",  "Lapis
         phylosophorum",  "Большой магистериум"(Magisterium  Magnum),
         "Великий эликсир", "Квинт-эссенция" и тому подобное, когда с
         него сбросили покров таинственности, оказался, похоже, всего
         лишь обыкновенным химическим восстановителем.



Next