ГЛАВА 1.17. ЭТО ПРОСТО ЗОЛОТО.
          
           1.17.1. Справка:  Золото.  Символ - Au(Aurum, auris - ухо,
         ушко, возможно, намек на торчащие "уши" самородков; впрочем,
         aurura - заря,  aura - сияние,  свет).  Атомный номер -  79,
         атомная масса - 196,9. Плотность 19.320 кг/м.кб. Температура
         плавления - 1064 С.  Металл  желтого  цвета,  мягкий,  очень
         пластичный, химически весьма инертнен.
           История золота в истории человечества сопряжена  с сотнями
         и тысячами разноообразнейших эпизодов.  Войны, убийства, по-
         хищения,  мошенничества и целый сонм преступлений,  так  или
         иначе связан с золотом и знаменитая фраза из куплетов Мефис-
         тофеля из "Фауста" В.Гете,  "Люди гибнут за металл"  остава-
         лась "актуальной" на протяжении многих веков и тысячелетий.
           Одни из первых письменных сообщений о золоте  приходят  из
         Древнего Египта.  Древнейшие из них, относящиеся ко временам
         фараона Тутмоса III свидетельствуют,  что  египтянам  золото
         было известно еще 5500 лет назад.
           В Древнем Египте и Риме высоко ценили, причем выше золота,
         сплав из "электрума",  золота с серебром,  который, поэтому,
         кстати, раньше и был символическим "металлом Юпитера" и лишь
         много позже "заменен" у астрологов на обычное олово.
           Если верить легендам, то листами из позолоченной меди были
         крыты  вершины знаменитого комплекса пирамид Хеопса,  Хафра,
         Микерина в Древнем Египте,  не считая того, что это и впрямь
         были  "пирамиды",  т.е.  фигуры с идеально гладкими четырьмя
         боковыми плоскостями, а отнюдь не те "ступенчатые" рассыпаю-
         щиеся соружения,  что высятся на берегах Нила ныне - полиро-
         ванная облицовка с них сорвана еще тысячи лет назад.
           Пирамиды встречали золотую зарю и форма их,  форма полуок-
         таэдра, как можно полагать, возникла далеко не случайно: фа-
         раоны,  "сыновья  Солнца",  стремились  подражать  Солнцу во
         всем,  и вполне могли избрать в  магико-символичеком  смысле
         форму полукотаэдра, типичную форму кристалла "солнечного ме-
         талла", золота или "солнечного камня", алмаза, также дающего
         октаэдрические кристаллы.
           Золотыми листами были покрыты крыши многих древних азиатс-
         ких храмов(многие сохранились по сей день), например, в Бир-
         ме, Тиаланде, дворца Потала в Лхассе(Тибет). Занятно, что на
         базарах  подобных  стран одной из стандартных фигур являются
         нищие(по нашим понятиям) кузнецы, которые деревянными молот-
         ками плющат...  кусочки золота,  доводя их до состояния тон-
         чайшей фольги и продавая относительно дешево верующим.
           Такие исключительно тонкие листочки могут употреблять... в
         пищу, а также - в качестве индивидуального приношения статуе
         какого-либо святого. Исполняется это достаточно своеобразно:
         верующий просто "прилепливает" тончайший листик  золота  по-
         верх  скульптуры  избранного  святого,  разглаживает рукой и
         предоставляет место следующему.  За многие годы статуи неко-
         торых  святых  заметно  потеряли свою начальную форму и ныне
         покрыты весьма толстым слоем такого листового золота.

           1.17.2. Обнаружение  богатых месторождений издавно связано
         со всевозможными легендами. Писатель Джек Лондон в свою вре-
         мя блестяще отразил в своих произведениях "золотую лихорадку"
         на Клондайке, упоминая о находках огромных самородков.
           Действительно, золото встречается не только в россыпях или
         вкраплениях твердых горных пород,  но и в кристаллическом са-
         мородном состоянии.  Один из самых больших самородков  весил
         112  килограммов,  при  объеме "всего" в 0,006 куб.метра.  В
         России, на Урале, один из крупнейших самородков Царево-Алек-
         сандровской россыпи весил 32,5 кг.
           Занятно, но встречаемость и,  автоматически, "самородкооб-
         разуемость" таких металлов,  как золото,  серебро и медь от-
         четливо соответствует той шкале ценностей,  которая им  была
         установлена. В частности, согласно Б.В.Некрасову("Основы об-
         щей химии".  т.1,2.  М.:  Химия,  1973): "Самые крупные ког-
         да-либо найденные самородки золота, серебра весили соответс-
         твенно 112 кг, 13,5 т и 420 т)..."
           Способы же добычи золота, особенно ближе к нашему времени,
         не отличались "гуманностью" по отношению  к золотодобытчику.
         Золото добывалсь и добывается с помощью ртути, хлора, циани-
         дов - веществ, отнюдь не способствующих здоровью.

           1.17.3. Любопытнейший экскурс в прошлое  золота  и  прочих
         "первых" металлов предоставляет нам описание, что дал когда-
         то в своей,  по сей день цитируемой поэме "О природе  вещей"
         древнеримский  поэт  и  философ  Тит Лукреций Кар (99- 55 до
         н.э.).  Вот как рассказывает "О происхождении металлов"(цит.
         по "Книга для чтения по химии". ч.2. М.: Учпедгиз, 1956):

           "Были открыты затем и разного рода металлы:
           Золото, медь, серебро, и веский свиннец и железо,
           После того, как огонь истребил, охвативши пожаром,
           Лес на ысоких горах... недра земли распалялись
           И, в углубленья ее собираясь, по жилам кипящим
           Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком,
           Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились
           Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди -
           Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим
           И замечали притом, что из них сответствует каждый
           В точности впадине той, которая их заключала.

           Это внушило ту мысль, что, расплавив металлы, возможно
           В форму любую отлить и любую придать им фигуру:
           И до любой остроты и до точности также возможно
           Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой,
           Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,
           Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья,
           Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры.
           Это они серебром или золотом делать пытались -
           Так же сначала, как силой могучей и мощною меди,
           Тщетно:  слабей была стойкость у этих металлов, и с медью
           Вровне они не могли выдерживать грубой работы.

           Ценной была тогда медь, и золото было в презреньи
           Как бесполезная вещь, с клинком, от удара тупевшим.
           Ныне в презрении медь, а золото в высшем почете...
           Далее, как естество железа было открыто,
           Это и сам без труда ты понять в состоянии, Меммий,
           Древним оружьем людей были руки, и ногти, и зубы,
           Камни, а также лесных деревьев - обломки и сучья,
           Пламя затем, и огонь, как только узнали их люди,
           Силы железа потом и меди лишь были открыты.

           Но применение меди скорей, чем железа, узнали:
           Легче ее обработка, а также количество больше.
           Медью и почву земли бороздили, и медью волненье
           Войн поднимали, и медь наносила глубокие раны.
           Ею и скот и поля отнимали:  легк человеком,
           Вооруженным в бою, безоружное все уступало.
           Мало-помалу затем одолели мечи из железа,
           Вид не из меди серпа становился предметом насмешек,
           Стали железом потом и земли обрабатывать почву,
           И одинаковым все оружием в битвах сражатья..."

           Тит Лукреций Кар нисколько не погрешил здесь против  исти-
         ны.  Например, в Древнем Египте, какое-то время весьма расп-
         рстраненное там,  в те годы, золото, было - дешевле серебра.
         Более того,  не менее,  а подчас и еще более драгоценным ме-
         таллом считалось... железо, которое было крайне трудно добы-
         вать и обрабатывать и изделия из которого встречаются лишь в
         единичных экземплярах.

           1.17.4. "Золотой",  то есть желтый свой цвет золото  имело
         далеко не всегда.  Ювелиры древности с большой охотой добав-
         ляли туда всевозможные другие материалы,  которые оказывались
         под рукой, особенно разноцветные.
           В знаменитом  "пурпурном золоте" Древнего Египта физик Ро-
         берт Вуд(США) обнаружил следы железа  и  мышьяка:  возможно,
         пытаясь  получить лучший желтый цвет алхимик фараона пытался
         сплавить золото с мышьяквым соединением - аурипигментом.
           Бледнее - при сплавлении золота с белым серебром.
           Краснее - золото делается в сплаве с медью,  как этого,  в
         общем-то и следует ожидать,как при смешении двух красок.
           Ярко-желтое - когда золото,  серебро и медь сплавляются  в
         соотношении  Au : Ag : Cu = 4 : 3 : 1.
           Зеленоватое - получается золото при сплавлении золота, се-
         ребра и меди, в соотношении Au : Ag : Cu = 32 : 11 : 5.
           Голубое золото  -  получается  при сплавлении равных коли-
         честв чистого золота и стальных опилок.
           Серое - дает примесь серебра и, опять-таки, стальных опилок.
           Белое  - сотношение золота и платины, Au : Pt = 11 : 1.
           Впрочем, есть и десятки других рецептов.

           1.17.5. Легенда о царе Мидасе,  по воле  Вакха  обращающим
         все  - в золото и вынужденным отказаться от этого дара, ради
         того, чтобы просто - есть и пить, ясно показывает что золото
         - отнюдь не "предмет первой необходимости".
           Потому может показаться даже  парадоксальным,  что  именно
         золото - один из "двигателей прогресса".  Меж тем именно не-
         уемная жажда золота влекла к чужим государствам и  к далеким
         землям.  Поиск более легкого пути к "золотой Индии" привел к
         обнаружению  Америки(1492).  Поиск   мифического   "Эльдора-
         до"("эль Дорадо" - позолоченный;  например,  "дорады" - рыбы
         из породы кефалей с "золотой" чешуей)  привел  к  завоеванию
         Центральной  и  Южной Америки.  "Золотая лихорадка" повлекла
         освоение огромных просторов Северной Америки.
           Жажда золота повлекла десятки войн в Европе,  сотни войн в
         Азии и Африке. Чудесные Геродотовские легенды о "золотых му-
         равьях"(азиатских сурках),  миф о "золотом руне"(фактически,
         овечьей шкуре в золотоносном ручье),  "Золотые яблоки Геспе-
         рид"  в  мифических подвигах Геркала - все это и многое дру-
         гое, так или иначе было связано с таким великолепнейшим про-
         изведением   природы   и   удивительно  постоянным  торговым
         эквивалентом товара, как - золото.
           Любопытно, что  и в покоренной Америке именно золото и се-
         ребро служили символами Солнца и Луны, в представлениях жре-
         цов,  астрлогов и алхимиков. Так, вожди ацтеков(коренные жи-
         тели Мексики),  желая смягчить жестокость испанского конкис-
         тадора  Эрнана  Кортеса,  завоевавшего  территорию Мексики в
         1519 -1521 годах,  прислали ему в дар два символических дис-
         ка,  каждый размером с колесо от телеги, сделанные из золота
         и серебра, и обозначавшие, соответственно, Солнце и Луну.

           1.17.6. Разумеется, не обходилось без казусов. При появле-
         нии в Европе нового металла,  платины,  закоснелые алхимики,
         считающие,  что металлов "должно быть" лишь  семь,  согласно
         "божьей" установке и астрологическим основам, посчитали, что
         это платина - "дьявольская напасть"  и  индейские  хитрости.
         Пошли  слухи,  что платину южно-американские испанские посе-
         ленцы сплавляли с золотом,  чтобы утяелить его.  Это привело
         даже  к  тому,  что  в 1735 году в Испании затопили огромную
         партию платины, металла "фальшивомонетчиков".
           Объяснялось это,  вдобавок  тем,  что алхимики попросту не
         смогли обрабатывать тугоплавкую платину,  получаемую, к тому
         же, в порошке.
           Меж тем индейцы отлично умели ее обрабатывать.  Раскопки в
         Чили(Атакама),  в Северном Эквадоре, на побережье Эсмеральда
         и  в других местах Южной Америки выявил массу изделий из зо-
         лота с не менее драгоценной ныне платиной.
           "Мелкие зерна самородной платины,  - пишет В.И.Соболевский
         в книге "Замечательные минералы"(М.:  Просвещение  1983),  -
         смешивались с золотой пылью и обжигались небольшими порциями
         на кусках дерева(золото цеентировало платиновые зерна).  По-
         лученные кусочки  прокаливались в пламени паяльной трубки, в
         результате чего оба металла взаимно диффундировали".

           1.17.7. Любопытно,  что  при  обнаружении платины в России
         довольно быстро был найден способ ее обработки,  а значит  и
         использования.  Его разработал однофамилец только что приве-
         денной  цитаты,   металлург   Петр   Григорьевич   Соболевс-
         кий(1741-1781). Вот как он описывал свой метод:
           "Очищение почти  всех известных нам ковких металлов, кроме
         платины,  может производиться плавлением,  иногда  несколько
         раз повторенным(алхимики  такое  делали  тысячи раз - А.А.),
         так что вместе с надлежащим очищением металла  приемлет оный
         и свойственную ему ковкость.
           Но очищение платины,  по причине  нерасплавляемости  ее  в
         сильнейшем жару  плавильных печей не сообщает ей ни малейшей
         ковкости, и потому обработка платины, сверх очищения, требу-
         ет особенных  приемов,  весьма  отличных от металлургических
         процессов, наблюдаемых при обработке других металлов".
           "Опыт... оправдал  ожидания наши,  - отмечал он далее(цит.
         по "Горный журнал",  1827,  ч.2),  - и представил нам  самый
         простой и надежный способ обращения очищенной платины в ков-
         кое состояние. Способ сей заключается в следующем: очищенную
         платину в губчатом виде набиваем мы холодную весьма плотно в
         толстую,  железную кольцеобразную форму произвольной величи-
         ны,  сдавливаем ее сильным натиском винтового пресса, и, вы-
         нув из формы, получаем плотный кружок, имеющий металлический
         блеск.
           В сем состоянии платиновый кружок не имеет ковкости, а си-
         ла сцепления частиц между собою не противостоит в нем  силь-
         ным ударам:  оный ломается и крошится. Для обращения таковых
         кружков в ковкую платину надлежит только нагреть их до бело-
         го  раскаления  и  при сей степени жара подвергнуть давлению
         того же пресса. От одного удара кружок платины вовсе изменя-
         ет  вид  свой.  Зернистое  сложение его становится плотным и
         оный делается  совершенно  ковким...  После  такого  обжатия
         кружки проковываются в полоски и прутки желаемого вида обык-
         новенным образом".
           Так был официально открыт "метод  порошковой металлургии".
           "...Слава и честь г.г.Соболевскому и Любарскому, - отмечал
         профессор Н.П.Щеглов на торжественном собрании Ученого коми-
         тета по горной и соляной части(21.03.1827), - они нашли, на-
         конец,  такой способ,  при котором  кроме  горна,  винтового
         пресса и ничтожного количества углей ничего не нужно и кото-
         рым в час получается большой кусок платины, совершенно гото-
         вый  на  изделия  и  совершенно чистый,  тогда как очищаемая
         иностранцами платина  всегда  имеет  остаток  мышьяку,  ныне
         обыкновенно при обработке не употребляемого...
           Многие, может,  скажут, что это слишком просто, но я опять
         повторю, что знаменитые химики Европы 70 лет искали простоты
         сей безуспешно".
           Заметим, однако,  что некоторые алхимики, все-таки исполь-
         зовали некий сходный способ, смешивая порошок золота или его
         тонкие  листки с другими веществами.  Способ такой назывался
         "цементированием", но предназначался, как правило, для фаль-
         сификации драгоценого металла,  "утяжеления его". Порошковый
         метод обработки платины был найден и в Англии, У.Х.Волласто-
         ном(1766-1828), открывателем родия и палладия.


Next