ГЛАВА 1.21. "НЕ БЛАГОРОДНЫЕ" МЕТАЛЛЫ.
          
           1.21.1. Возможно, некоторый свет на получение "золота" мо-
         жет пролить описание тех металлов, из которых, преимуществе-
         но, это золото  производилось.  Кроме  достаточно  известных
         ртути, серебра и меди использовались,  что любопытно, и дру-
         гие металлы и вещества.
           Уже в  античном мире были хорошо знакомы со свинцом и оло-
         вом(Pb и Sn).  Соединения мышьяка, сурьмы и висмута(As, Sb и
         Bi) были известны еще в древнем Египте.

           1.21.2. Медь.  Справка: Символ - Cu(Cuprum). Атомный номер
         - 29, атомная масса - 63,5. Плотность 8920 кг/м.кб. Темпера-
         тура  плавления - 1084,5 С.  Металл розовато-красного цвета,
         пластичный,  ковкий. На воздухе покрывается голубовато-зеле-
         ным налетом - патиной.
           Бронза -  сплав на основе меди,  в котором,  чаще добавкой
         является олово.  В современных бронзах возможны добавки алю-
         миния, свинца, бериллия, хрома и других элементов, за исклю-
         чением цинка(это уже булет латунь) и никеля.
           Латунь - сплав меди с цинком(до 50%).  В современных лату-
         нях - часто с добавками других металлов:
         алюминия, железа,  марганца, никеля, свинца и других элемен-
         тов. Латунь  хорошо  обрабатывается  давлением,   достаточно
         прочна, пластична,  стойка против коррозии и, главное - жел-
         та, словно золото!
           Медь применяли для "трансмутации" металлов,  проще говоря,
         для превращения в золото явно реже, нежели такие металлы как
         олово или свинец.  Помехой применению меди являлась, видимо,
         относительно высокая температура плавления и слишком вызыва-
         ющий красный цвет, который сложно "замаскировать" небольшими
         добавками постороннего вещества.

           1.21.3. В  1707 году советнику Диппелю предоставилась воз-
         можность познакомиться с весьма  своеобразным  способом  де-
         монстрирования "трансмутаций",  странствующим алхимиком Лас-
         каром.  "Превращение"  было  проведено  не  в  тигле,  а  на
         пластинке металла,  но со все теми же знаменитыми ""белым" и
         "красным порошками".
           Ласкар провел Диппеля и еще нескольких лиц  в  мастерскую,
         бывшую по соседству и предъявил им для осмотра медную тарел-
         ку около 30 см в диаметре (т.е.  все было, прямо "как нароч-
         но", подготовлено для опыта!).
            Далее он поставил тарелку на плиту,  так,  что раскалился
         лишь центр, диаметром около 10 см. и бросил на него несколь-
         ко зерен белого вещества, от чего нагретая часть "немедленно
         превратилась в серебро".
           Далее, как в типичной сказке с медным, серебрянным и золо-
         тым сундуками следовало ожидать появления и золота,  но,  по
         всей логике - в меньшем(это зависит от цены) количестве. Так
         и случилось!
           Словно хороший артист с иллюзионом, Ласкар положил тарелку
         на другую плиту с другим размером конфорки,  так, что раска-
         лился лишь самый центральный круг,  диаметром около 4 см(ти-
         пичный  размер  крупной  золотой монеты,  которая могла быть
         "врезана" в тарелку), бросил несколько крупинок красного по-
         рошка и теперь уже этот участок превратился "в золото".
           Тарелку с  тремя концентрическими кругами меди,  серебра и
         золота он предложил Диппелю, который наблюдал за всем проис-
         ходящим с необычайным интересом. Диппель, кстати, пишет:
           "Знаток Искусства  не  только показал нам тарелку снаружи,
         но и разрезал ее на кусочки,  чтобы  показать,  что  составы
         распространились  на всю толщину металла.  Он продал нам эти
         кусочки по весьма умеренной цене".

           1.21.4. В 1716 году, в Вене, Ласкар демонстрировал превра-
         щение меди в серебро. В доме графа Карла Эрнста фон Раппаха,
         в  присутствии  доброй  дюжины  государственных мужей,  была
         расплавлена горсть медных монет и - превращена. Но, не в зо-
         лото,  а подешевле - в серебро(цит.  по Жак Саду."Алхимики и
         золото". Киев, 1995):
           "Один из посетителей(имеется в виду алхимик Ласкар - А.А.)
         принес философский порошок,  завернутый в кусок бумаги, нез-
         начительное  количество,  замечает Панцер,- который выглядел
         как морская соль.
           Множество медных монет, собранных из различных мест, в том
         числе и из кружки для пожертвований, было взвешено и все ве-
         са скрупулезно записаны.  Монеты расплавили и добавили к ним
         поршок обычным способом,  причем некоторые из присутствовав-
         ших помогали производить небходимые дейтвия.
           Один из  них обжег себе пальцы,  пытаясь выудить монету из
         горячего тигля(?  - А.А.). Отмечается, что братья Меттернихи
         крайне итересвались всеми операциями, в итоге завершившимися
         удачей. В докладе сообщается, что 1 часть настойки полностью
         превратила 10.000 частей металла в серебро".

           1.21.5. Олово.  Справка: Символ - Sn(Stannum). Атомный но-
         мер  - 50,  атомная масса - 118,7.  Плотность 7.295 кг/м.кб.
         Температура плавления - 231,9  С.  Металл  серебристо-белого
         цвета, мягкий и пластичный. Медленно тускнеет на воздухе.
           Олово, известное человечеству с давних пор,  применялось в
         самых разнообразных областях - где в чистом виде, где в виде
         бронзовых сплавов.  Изредка оно применялось и в изготовлении
         "алхимичекого золота". Изредка - вероятно потому, что удель-
         ный вес олова явно не был близок к удельному весу золота.
           Тем не менее известен алхимик, Сефельд, который пользоваля
         оловом постоянно.  Примерно в 1770 году,  поселившись в  ок-
         рестностях Вены он неоднократно, на глазах хозяев, у которых
         он жил,  "приготовлял золото" именно из олова. В расплавлен-
         ный металл алхимик бросал некий красный порошок,  металл на-
         чинал кипеть и пузыриться, после чего, когда пена спадала, в
         тигле оказывался материал, который, как казалось свидетелям,
         представлял собой "чистейшее золото".

           1.21.6.  Цинк. Справка: Символ - Zn(Zincum). Атомный номер
         - 30, атомная масса - 63,39. Плотность 7.130 кг/м.кб. Темпе-
         ратура плавления - 419,5 С. Металл серебристо-синевато-белый,
         в сплаве с медью образует желтого цвета латунь.
           Цинк называется в связи с "золотоделанием" довольно редко,
         но - называется.  Алхимик Александр Сетоний Космополит,  по-
         гибший под пытками курфюста Саксонии,  герцога Кристиана II,
         использовал и цинк.  В 1633 году,  в Кельне,  в  присутствии
         ювелира И.Лондорфа и еще нескольких свидетелей,  Сетон пред-
         ложил провести сеанс.  Превращать он намеревался сурьму, но,
         по требованию ювелира, использовал свинец.
           Сам же Лондорф тайком подложил в палвитльный котел и кусок
         цинка, поскольку будучи уверен,  что вскроет обман,  так как
         алхимики, как правило,  использовали  для  "трансмутации"  -
         свинец, ртуть и сурьму.  Смесь была расплавлена, Сетон пере-
         дал юелиру  щепотку  инициирующего  порошка,  завернутого  в
         бумагу. Утверждается, что, по окончанию процесса Лондорф был
         вынужден признать, что получившийся желтый материал - золото.

           1.21.7. Сурьма. Справка: Символ - Sb(Stibium). Атомный но-
         мер - 51,  атомная масса - 121.75.  Плотность 6.690 кг/м.кб.
         Температура плавления - 630,5 С.  Металл серебристо-белый  с
         сильным блеском, при застывании из расплава - расширяется.
           "Официальная" регистрация сурьмы произошла  в  1470  веке,
         Василием  Валентином.  В  то же время при раскопках Вавилона
         были найдены сосуды из сурьмы, изготовленные еще за 3000 лет
         до нашей эры.
           Старое название сурьмы - "антимоний".  Назание это,  писа-
         тель Ярослав Гашек,  автор книги "Похождения бравого солдата
         Швейка" связывает с эпизодом,  шутливо описанным в  рассказе
         "Камень жизни". В 1460 году игумен Штальгаузенскго монастыря
         в Баварии,  занимаясь поисками "философского камня" и "элик-
         сира жизни", обнаружил металл, который охотно поедали свиньи
         и при этом очень быстро жирели.
           Игумен, заметив  такое свойство открытого им металла,  ре-
         шил,  съэкономив на питании,  сделать упитаннее монахов. Для
         этого он к главной пище монахов, гречневой каше, добавил ис-
         толченного металла.  "К утру все сорок монахов  скочались  в
         страшных мучениях", - пишет Гашек. Игумен назвал порошок по-
         латыни "антимонием", т.е. средством "против монахов".
           В чистом  виде сурьма,  как и мышьяк,  может быть получена
         прокаливанием окиси сурьмы Sb2O3 с углем, причем сурьма вып-
         лавляется:

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦                                                          ¦
         ¦          2 Sb O    +   3 C  =   3 CO   +  2 Sb           ¦
         ¦              2 3                    2         2          ¦
         ¦                                                          ¦
         L-----------------------------------------------------------

           Напомним одно из важнейших применений сурьмы,  это -  "ти-
         пографский металл", особый сплав, служащий для отливки шриф-
         тов,  буквенных литер: свинец(60%), сурьма(25%), олово(15%).
         Частое общение алхимиков с сурьмой ничего хорошего для орга-
         низма не приносило: соединения сурьмы, попав в желудочно-ки-
         шечный  тракт вызывают раздражение стенок желудка и рвоту...
           В 1633 году уже упомянутый алхимик  Александр  Сетон,  все
         там же,  в Кельне, продемонстрировал перед местным аптекарем
         и ювелиром Лондорфом "трансмутацию" сурьмы. Сурьму поместили
         в тигель,  расплавили, затем бросили туда немного "краснова-
         того" порошка,  завернутого в бумагу.  Спустя четверть часа,
         вместо  сурьмы  в  тигле был обнаружен маленький слиток.  Он
         состоял, как посчитали наблюдатели - из чистого золота.

           1.21.8. Висмут.  Справка:  Символ - Bi(Bismuthum). Атомный
         номер - 83,  атомная масса - 209,9. Плотность 9.800 кг/м.кб.
         Температура плавления - 271 С. Металл серебристо-белого цве-
         та с розоватым оттенком.
           Висмут известен также в глубокой древности.  Но "официаль-
         ные" его упоминания впервые встречаются в алхимических сочи-
         нениях  XV века.  И сурьму и висмут получали главным образом
         из сернистых минералов - "сурьмяного блеска"(Sb2S3) и  "вис-
         мутового блеска"(Bi2S3).
           До начала ХХ века висмут применялся мало:  в  медицине,  в
         виде  азотновисмутовой соли Bi(NO3)2 под высокопарным назва-
         нием Magisterium Bismuthi("mag", "magistr" - высший), а так-
         же в качестве туалетных белил.
           Гораздо большое применение висмут получил в... церкви! Де-
         ло в том, что предъявляя дела "рук Божьих", некоторые запад-
         ноевропейские священники  давали  прихожанам,  для  поцелуя,
         "святой крест". После этого ритуала крест опускали в(так же,
         "святую", воду) и он - исчезал в воде, словно бы унося поце-
         луи веры,  мольбу и молитвы неизвестно куда,  но, как уверял
         дошлый духовник - именно, к Богу.
           Жидкость в сосуде и впрямь была - вода, но - вода горячая.
         Крест же,  который торжественно в нее пускали был сделан  из
         очень  легкоплавкого  сплава,  с  столь  низкой температурой
         плавления, что он тут же растекался прямо в воде.  аналогич-
         ные трюки,  с  исчезвением  ножа или ложки демонстрировали и
         прсто, на ярмарках.
           Применяться могли,  например, такие составы: 1) сплав, из-
         вестный издавна, но, впоследствии получивший название "сплав
         Вуда"(Bi:Pb:Sn:Cd = 7:4:2:2) - плавится при 65 С;  2) "сплав
         Розе"(Bi:Pb:Sn = 2:1:1) - плавится при 70 С;  3) "сплав  Нь-
         ютона"(Bi:Pb:Sn = 8:5:3) - плавится при 94,5 С и т.д.
           В промышленности такие сплавы применяли,  например,  в ка-
         честве  пробок  в предохранителных клапанах - в паровых кот-
         лах,  водопроводных трубах и т.д. В расплавленном виде могли
         использоваться как теплоноситель.
           Для химических  лабораторий  подобные сплавы рассылаются в
         виде небольших серебристых таблеток, "пуговичек". Засыпав их
         в формочку легко изготовить, например, ключ, с которым потом
         очень легко показать фокус "исчезновения".  Раньше такие фо-
         кусы  любили  показывать  с  ложечкой,  которою мешали кофе.
         Правда,  пить такой "кофе с ложечкой" уже ни в  коем  случае
         нельзя - он ядовит.
           Что же касается применения висмута в алхимических экспери-
         ментах с  деланием золота,  то здесь,  "сведений"(или - слу-
         хов), к сожалению, у автора этих строк - нет.

           1.21.9. Мышьяк,  разумеется,  никоим образом к металлам не
         относится,  но его соединения  фигурировали  в  изготовлении
         "Философского Камня" и золота исключительно часто.
           "Если бы мы выбирали один из семи духов - 1) ртуть, 2) се-
         ру,  3) соединение изменчивого цвета, содержащее ртуть и се-
         ру,  4) живую серу,  5) орпимент и 6) аурипигмент, 7) реаль-
         гар,  - пишет про создание "Философского камня" Роджер Бэкон
         в книге "Зеркало алхимии" ("Alchimia mirror", нумерация наша
         - А.А.),  - мы не смогли бы их усовершенствовать, потому что
         природа  доводит  до  совершенства только определенную смесь
         обоих родительских принципов".
           Именно с помощью перечисленных веществ  десятки  алхимиков
         пытались делать золото.  Ныне это видится как нечто весьма и
         весьма наивное и явно бесполезное.  Из ртути и  серы  золото
         явно не получится,  как их не смешивай. Что же, однако такое
         - "орпимент", "аурипигмент", "реальгар"?
           Последние два вещества хорошо известны и по сей день.  Зо-
         лота в них,  конечно же нет.  Это - соединения мышьяка с се-
         рой: реальгар - As4S4 и аурипигмент - As2S3.
             Реальгар - оранжево-красный,  ярко-красный,  темно-крас-
         ный,  полупрозрачный,  блестящий,  находит  себе применеие в
         производстве стекла, в пиротехнике, в живописи. Одним из его
         местонахождений были окрестности Неаполя и вулкан Везувий, в
         Италии.  Аурипигмент(от  латинского  "aurum"  -  золото,   и
         "pigmentum" - краска) - ярко лимонно-желтого цвета,  просве-
         чивающий,  блестящий.  Он издавно использовался, как краска.
         Аурипигмент  растворим  в  азотной  кислоте и царской водке,
         ыделяющаяся при этом сера всплывает.

           1.21.10. Мышьяк.  Справка: Символ - As(Arsenicum). Атомный
         номер - 33, атомная масса - 74,921. Плотность 5.720 кг/м.кб.
         Температура плавления - 817 С(но уже при 615  С возгоняется,
         не плавясь).
           Получение элементарного мышьяка было описано еще в  энцик-
         лопедии  алхимика  Зосимоса  Панаполитанского(Зосима Панапо-
         лис).  Аурипигмент, например, был известен с древнейших вре-
         мен на Руси его знали как "желть".
           В I веке нашей эры греческий врач Диоскорид описал получе-
         ние белого мышьяка путем обжигания аурипигмента. Но, "офици-
         ально" же,  в свободном виде,  мышьяк был открыт в 1250 году
         столетии, Альбертом Великим.
           В свободном виде мышьяк получается  при  накаливании,  без
         доступа  воздуха,  мышьяковистого колчедана(FeAsS),  а также
         мышьяковистого ангидрида As2O3 с углем,  который отнимает от
         соединения кислород, свободный же мышьяк возгоняется.

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦                                                          ¦
         ¦         2 As O   +  3 C   =   3 CO   +  2 As             ¦
         ¦             2 3                   2         2            ¦
         ¦                                                          ¦
         L-----------------------------------------------------------

           Мышьяк привлекал к себе внимание в  первую  очередь  из-за
         "золотистого"  цвета  такой  своей соли,  как "аурипигмент",
         As2S3,  т.е.  в переводе, буквально, "золотой краситель(пиг-
         мент)".  Известно, что еще римский император Калигула(правил
         37-41 года нашей эры) пытался добыть золото именно из... ау-
         рипигмента!
           Его золотистые кристаллы,  называемые тогда "опермент" ка-
         зались содержащими истинное золото. Правда, возможно, "поис-
         ком золота" Калигула маскировал несколько иные пути  исполь-
         зования  вещества - для добычи ядов,  пользоватья которыми н
         был большой мастер.
           Алхимиков привлекало к мышьяку, в частности, то, что суль-
         фиды мышьяка, "словно золото", нерастворимы и в концентриро-
         ванной соляной кислота(HCl),  хотя крепкая азотная кислота и
         "царская водка" их растворяют. Из растворов же As2S3 и As2S5
         выделялись  в виде великолепных на вид ярко-желтых порошков.
           Алхимики прочувствовали на себе все коварство этого элемен-
         та. При термокрасном калении, без доступа кислорода, мышьяк,
         не  делаясь жидким,  прямо превращается в пары,  желтоватого
         цвета,  с чесночным  запахом,  которые  необычайно  ядовиты.
         Именно  от  испарений мышьяка погиб,  например,  в 48-летнем
         возрасте Иоганн Готлиб Леман(1719-1767),  известный геолог и
         химик, член Берлинской Академии Наук.
           Алхимическим символом, обозначающим мышьяк, способный воз-
         гоняться  в  виде поднимающихся вверх испарений явно не слу-
         чайно была выбрана - винтом взвивающаяся вверх и поднимающа-
         яся "вверх" змея, существо коварное и убивающее.
           Малоприятно и попадание мышьяка внутрь.  Похожий на  муку,
         сладковатый  на вкус порошок не вызывал,  поначалу,  никаких
         противоестественных реакций,  поедался даже столь чуткими  к
         отраве  грызунами  и недаром получил на Руси название "мышь-
         як", "мыший яд". Обнаружить его при еде затруднительно.
           Острое отравление  проявляется  не  сразу.  Постепенно оно
         проявляется в появлении болей в животе,  рвоты и поноса. При
         хроническом отравлении  As  постепенно развиваются пищевари-
         тельного тракта,  поражения слизистых оболочек и т.п.  Одним
         из противоядий является обычное молоко.
           Но все это - известно сейчас. Алхимики этого - не знали.



Next