ГЛАВА 1.25. ЗОЛОТЫЕ РЕЦЕПТЫ АЛХИМИКОВ
         
           1.25.1. Рецепты,  инструкции,  памятки пишутся  для  того,
         чтобы по ним что-то можно было сделать.  Иногда, разумеется,
         они пишутся для того,  чтобы сбить  нормального  человека  с
         толку,  но, все же, согласно здравой логике, большинство ре-
         цептов созданы отнюдь не ради провокации.
           Алхимик Дионисий  Захарий(1510-1556)  появился  на  свет в
         достаточно родовитой семье и  был  послан  обучаться  Бордо.
         Чисто случайно  его  домашним наставником оказался страстный
         поклонник "герметических"(т.е.  тайных,  скрытных,  от слова
         Гермес) наук,в частности, алхимии.
           Решив быстро разбогатеть,  молодой Дионисий забросил учебу
         и  целый  год усиленно собирал и записывал в Бордо различные
         рецепты "трансмутации" металлов,  т.е.  "Великого  Делания".
         Большинство  этих,  абсолютно  невыполнимых,  полуколдовских
         "рецептов" носило, однако "авторство" людей необычайно высо-
         кого положения:  "Делание кардинала Лоррена", "Делание коро-
         левы Наваррской", "Делание кардинала Турно" и тому подобное.
           Но, увы,  последующие  попытки  осуществить  и воплотить в
         жизнь хотя бы какую-нибудь из  этих  великолепных  "инструк-
         ций" не дали ни малейшего результата!

           1.25.2. Увы,  рецепты алхимиков, как легко понятно и ясно,
         не отличались - ни ясностью, ни понятностью. Правада, толику
         такой  "запутанности"  можно,  все-таки  "списать" на слабое
         знание, последующими читателями, той эпохи и рапространенных
         тогда веществ.
           Для создания "золота" или, во всяком случае золотоподобной
         смеси,  мржно было бы воспользоваться "перекрашенным" и дос-
         таточно тяжелыми металлами,  какими были,  в частности, рап-
         ространенные свинец и ртуть. Однако ртуть, даже пожелтевшая,
         оставлась жидкой.  Потому алхимики страстно преследовали од-
         ной из целей, создать... "фиксированную" ртуть, то есть, не-
         подвижную, твердую.
           На эту тему и будет первый  "рецепт".  Он  взят  из  книги
         "Черный Дракон"(СПб,  1913). Автор - некто Нитибюс, имя, под
         которым,  вероятно,  скрывался Элифас  Леви("...аббат  Этьен
         Констан,  он  же Элифас Леви,  для большей внушительности он
         перевел свое имя на еврейский язык",  - замечает  оккультист
         Жюль Буа в книге "Невидимый мир".  СПб.: 1909), поскольку на
         обложке книги сидит козел-дьявол, с поднятой рукой и женской
         грудью,  рисунок-символика,  изготовленный,  собственноручно
         Элифасом Леви.

           1.25.3. Каков же "рецепт изготовления твердой ртути"?
           В данном случае она применялась для изготовления  "осчаст-
         ливливающего" талисмана. О том, что ртуть опасна для челове-
         ка, никто из ученых старых времени не догадывался. В ртути -
         едва ли не купались и использовали ее, в частности, в случае
         заворота кишок. О том же, что среди любознательных алхимиков
         наблюдается чересчур повышенная смертность и малая продолжи-
         тельнсть жизни - никто не ведал вообще.
           "Взять по 2 унца(в Англии,  1 унция = 31,103 г - А.А.) на-
         шатыря,  римского купороса,  граугрюна,  обратить в порошок,
         высыпать в железный котел,  прилив 3 кружки железистой воды.
         Все это нужно кипятить до тех пор,  пока все это упарится на
         1 кружку после чего влить 2 унца чистой ртути.
           Все эти вещества нужно кипятить,  все  время  помешивая(и,
         попутно,  "сладостно" вдыхая отравляющие густые пары ртути -
         А.А.), пока получится густая смесь. Смеси дают остыть и сли-
         вают  с  нея воду.  На дне котла остается зеленоватая масса,
         которую нужно 2 или 3 раза промыть водой.
           Массу вынимают,  раскатывают в тонкую лепешку,  на дубовой
         доске  сушат  на  солнце  и прибавляют 2 унца terra merita и
         столько же александрийских цинковых цветов.  Затем кладут ее
         в плавильный(можно гессенский) тигель, который покрывают по-
         добным же тиглем,  причем между отверстиями  нужно  замазать
         тестом   из   глины,   лошадинаго  навоза  и  железных  опи-
         лок(по-простому жили алхимики,  ни опилками,  ни навозом  не
         гнушались - А.А.).
           Тигли ставят на огонь и накаливают до  красна.  Дав  затем
         тиглям остыть на дне одного из них найдем ртуть в виде твер-
         даго куска или кусочков.  Их надо вынуть,  сплавить с бурй и
         отлить в подходящую форму".
           Нам же рецепт "твердой ртути" любопытен еще и потому, что,
         изменив,  "под золото",  цвет подобного же состава,  алхимик
         мог получить материал достаточно своеобразный, желтый, тяже-
         лый, ковкий, т.е. напоминющий "несовершенное" золото!

           1.25.4. Алхимики,  в грубой классификации, делились на две
         категории:  "посвященные"  теоретики(адепты)  и "непосвящен-
         ные" практики(профаны, суфлеры, пафферы).
           Первая категория,  те, кто занимался более теорией, видели
         высшие цели в чемто духовном и высшем.  Получение золота они
         принимали как побочную цель,  как,  всего лишь, своеобразный
         "индикатор" проверки полученного вещества - получен ли "жиз-
         ненный  эликсир",  "философский камень",  несущий бессмертие
         или - нет?  Саму же алхимию они рассматривали как спсоб изу-
         чения природы,  для тех,  кто веровал - способ изучения дела
         "рук божьих".
           Вторая категория,  более  практичная  и  приземленная,  не
         слишком вдавалась в философские вопросы,  слабо понимала или
         вообще  не  понимала  тайной символики рукописей своих пред-
         шественников.  Под "ртутью" они понимали ртуть,  под "серой"
         понимали  серу.  Бессмертие  и изучение природы было для них
         побочной целью, а основной целью было - получение золота. Их
         презрительно именовали:  "пафферами", "суфлерами" и т.п.
           Именно благодаря  исканиям  вторых  явились на свет многие
         достаточно "безумные" рецепты.  О результатах  использования
         таких рецептов  более известно из алхимии Востока,  в первую
         очередь - Китая,  где минимум пол-дюжины императоров сошло с
         ума и умерло, отравившись "жизненными пилюлями" или "пилюля-
         ми бессмертия",  одним из основных компонентов которых  была,
         разумеется, столь обожаемая алхимиками-практиками - ртуть...
           Вот один из подобных же, но "европейских" рецептов, приво-
         димый  в целом ряде магических книг(в данном случае цит.  по
         Нитибюс. "Черный Дракон". СПб.: 1913):
           "Жизненное золото. Взять 2 унца("унц" - унция; так, в Анг-
         лии,  1 унция = 8 драхм = 31,103 г - А.А.) ртути,  очищенной
         солью и винным укусом, прибавить 1 драхму чистаго восточнаго
         золота,  обращеннаго  в порошок и оба эти вещества смешать в
         подогретом глазурированном глиняном горшке.
           Полученную амальгаму  вливают в колодезную воду,  и,  если
         остается не много такой ртути,  которая не смешалась в золо-
         том, то ее нужно для очистки процедить сквозь кожу(продавли-
         вали сквозь замшу - А.А.) и прибавить к остальной амальгаме.
           Приготовив амальгаму,  ее  кладут в прочный глиняный пере-
         гонный сосуд,  приливают 2 унца крепкой водки(имеется в виду
         кислота -  А.А.)  и перегоняют на песочной бане.  Дистиляцию
         продолжат, пока перегоняется жидкость, затем ее из приемника
         переливают обратно, снова начинают перегонку и так до 5 раз.
           На дне перегоннаго сосуда получается порошок,  кторый сле-
         дует вынуть, всыпать в тигель(можно употреблять так называе-
         мый гессенский тигель),  облить розовой водой  и  хорошенько
         закупорить, после чего тигель нагревают до красного каления.
           Когда препарат остынет,  его открывают и  достают  готовый
         преапарат.
           Порошок этот обладает свйствами лечить чуму,  оспу, прока-
         зы, водянку,  но полезен от засорений желудка и печени и мо-
         жет употребляться как противоядие и лекарство от ран".
           Что и говорить,  спсобность "лечить чуму,  оспу,  проказу"
         была бы просто замечательной, если бы была реальной. Меж тем
         в городах Европы эпидемия проходила за эпидемией. Люди выми-
         рали десятками тысяч,  трупы лежали в домах и на улицам гру-
         дами и их некому было убирать. В одной лишь Севилье, в одном
         лишь 1649 году, из 120 тысяч населения, от чумы умерла ровно
         половина населения.  И "жизненное золото",  столь простое по
         составным компонентам явно не имело здесь пользы...

           1.25.5. Трудно сказать, насколько серьезно можно относить-
         ся ко многим рекомендациям,  инструкциям,  рецептам и памят-
         кам,  которые алхимики составляли как для себя,  так  и  для
         других. Порой, ничего не добившись в "золотодобыче", но сде-
         лав себе имя на чем-то  другом,  неудачник  пытался  сделать
         "хорошую мину при плохой игре",  т.е. оставить о себе "алхи-
         мическую" память как о человеке, который действительно нашел
         секрет секретов,  столь желанный "философский камень" и даже
         смог его воочию использовать.
           Возможно, к именно таким несбыточным рецептам можно отнес-
         ти следующие рекомендации,  взятые в трактате, известном как
         "Малый алхимический свод  Альберта  Великого"(см.ж."Химия  и
         Жизнь", 1981, 4 и 5, нумерация наша - А.А.):
           "Как же все-таки получить золото и серебро, если поступать
         в согласии со всем тем, что я предписал тебе в этой книге.
           1) Возьми  по  1  части  возогнанной и закрепленной ртути,
         закрепленного мышьяка и серебряной окалины. Тщательно разот-
         ри  в порошок составленную смесь на камне и насыпь раствором
         нашатыря.  Трижды,  а то и четырежды потори это, измельчай и
         насыщай. Прокали.
           2) Потом попробуй растворить,  а раствор сохрани.  Если же
         смесь не растворится,  еще раз хорошо измельчи и добавь нем-
         ного нашатыря. Тогда-то уж обязательно растворится.
           3) Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того,
         чтобы потом перегнать.  А потом(весь этот раствор) перегони,
         как я тебя когда-то учил.
           Не вздумай поставить раствор для перегонки в  золу!  Почти
         все у тебя тогда затвердеет, и тебе опять придется отвердев-
         шую смесь растворять, как уже только что приходилось.
           4) Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести
         свой материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь бе-
         лую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристал-
         лу, разжижающующся на огне, словно воск, всепрникающую и ус-
         тойчивую.
           5) Возьми же только 1 часть этой субтанции на  100  частей
         любого очищенного и обожженного металла.  Только попробуй, и
         ты на вечные времена улучшишь его - этого металла - природу.
           Боже упаси, н вздумай привести твою субстанцию в соприкос-
         новение с неочищенным металлом!  Металл твой немедля - после
         2-3 проб - навсегда утратит свой цвет".

           1.25.6. Как видим, химически, все, пока, не так уж сложно.
         Однако дальше Альберт Великий внезапно запутывает ситуацию и
         переходит  от сугубо материальных и четких понятий к чему-то
         более "духовному" и неясному:
           "К сему прибавлю.  Аристотель в своей книге "О совершенном
         Магистерии"(magistr, высший - А.А.) сообщает о возогнанной и
         прокаленной  ртути,  под  коей я понимаю ртуть закрепленную,
         ибо если ртуть прежде не закрепить,  едва ли возможно прока-
         лить оную. А не прокаливши, и не растворишь ее ни за что.
           Обсуждая завершающий момент опыта,  (кое-кто) говорит, что
         следует добавить белое - определенного сорта - масло филосо-
         фов для  умягчения  нашего  медикамента.
           Если закрепленные субстанциональные духовные принципы неп-
         ригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равно-
         великое количество незакрепленных тех же принципов,  раство-
         ри,  а потом сгусти.  Не сомневайся,  что вот тогда ты  дос-
         тигнешь того,  что субстанциональные духовные принципы обре-
         тут всепроникающую способность и прочее.
           Точно так же,  если какое-нибудь обожженное тело не подда-
         ется сжатию в твердое сплошное  состояние,  прибавь  к  нему
         немного этого же вещества в расплавленном состоянии, и к те-
         бе тоже придет удача(в данном  "разъясняющем"  абзаце  речь,
         фактически,  идет  о  "склеивании" порошкообразного вещества
         таким же, но расплавленным, что сравнимо с ситуацией плавле-
         ния, например, олова при высокой температуре и с рассыпанием
         ее в порошок при морозе - А.А.).
           Раздели яйцо философов на такие 4 части,  чтобы каждая об-
         ладала самостоятельной природой.  Возьми каждой природы рав-
         номерно в равных пропорциях,  смешай,  но так, однако, чтобы
         не нарушить их природной  несовместимсти.  Именно  тогда  ты
         достигешь того, что вознамерился достичь.
           Это и есть универсальный метод.  Однако я объясню тебе его
         в форме отдельных операций, коих число есть четыре.
           Две из них можно выполнить очень даже хорошо, без каких бы
         то ни было помех и осложнений.
           1) Соотнеси воздушную и земляную субстанции с  теплотою  и
         влажностью,
           2) а потом приведи их  в  такое  единство,  которое  будет
         слитным  и неделимым,  и в котором бывшие составляющие этого
         единства явлены неразделимыми.
           3) Засим  ты можешь прибавить к ним два действенных добро-
         детельных начала, а именно воду и огонь. Это и есть тот пре-
         дел, в коем алхимическое деяние свершится окончательно.
           Слушай и внимай!  Ежели ты примешаешь к единству воздуха и
         земли только одну воду - тебе  откроется  серебро.  А  ежели
         огонь - твоя материя примет красный цвет..."

           1.25.7. Многими авторами утверждается,  что приготовлвение
         "Философского  Камня"  - неимоверно трудно.  Но совсем иначе
         рассмтривает этот вопрос анонимный автор  "Великого  гримуа-
         ра"(Киев. Карме-Синто, 1995). "Гримуарами" назывались "книги
         чародейстава" с заклинаниями для "вызывания духов"  и вообще
         любые невразумительные писания, "тарабарщина".
           На титульном листе цитируемого ниже гримуара  помещены две
         даты: 1522 - предполагаемый год написания и 1849 - год дейс-
         твительной публикации.  Этнографы  в  комментарии  полагают,
         что, скорее всего, указание на 1522 год - "распространнный и
         чисто условный камуфляжный прием укрепления авторитета книги
         отсылкой к давности ее происхождения".
           Вот что сообщает гримуар(нумерация наша - А.А.):
           "Секреты магического  искусства  Великого Гримуара.  Смер-
         тельный состав или Философский Камень.
           1) Возьмите горшок свежей  земли.  Добавьте  туда  1  фунт
         красной меди и полстакана холодной воы, (и все это) прокипя-
         тите в течение получаса.
           2) После  чего добавьте туда 3 унции окиси меди и прокипя-
         тите(все это) 1 час.
           3) Затем добавьте 2,5 унции мяышьяка и прокипятите 1 час.
           4) Добавьте 3 унции хорошо размельченной  дубовой  коры  и
         оставьте кипеть полчаса.
           5) (Добавьте) 1 горшок розовой воды, прокипятив 12 минут,
           6) (добавьте)  3  унции  сажи,  (и) будете кипятить до тех
         пор, пока состав не окажется готов.
           7) Чтобы  узнать,  сварен ли он до конца,  надо опустить в
         него гвоздь.
           Если состав действует на гвоздь(гвоздь желтеет, покрывает-
         ся "золотом" - А.А.), снимайте с огня. Он (этот состав) поз-
         волит Вам добыть 1,5 фунта золота.
           Если же (состав) не действует, это признак того, что остав
         недоварен.
           Жидкостью можно пользоваться  4  раза.  Нужно  выложить  4
         экю(видимо, заплатить, за медь, мышьяк и пр. - А.А.)".

           1.25.8. Еще один "рецепт",  приведем из словаря "Деревенс-
         кой  магии" в книге Папюса(Жерар Энкосс) "Черная и Белая ма-
         гия"(М.: 1992). Автор этот - большой любитель длительных ре-
         чей, но данный инструктаж на редкость короток:
           "Мистическое опиание великого делания.  Нужно извлечь соль
         или кристаллы из свинца, соединить их с таковыми же серебра.
         Затем взять то же из олова,  соединить с тем же из ртути. То
         же из железа оединить с тем же из меди.  От всех этих браков
         получается другой, и Солнце(золото - А.А.)находится в центре".

         -----------------------------------------------------------¬
         ¦                          Pb                              ¦
         ¦                          ¦     Cu                        ¦
         ¦                          ¦    /                          ¦
         ¦                          ¦  /                            ¦
         ¦                Sn--------Au---------Hg                   ¦
         ¦                         /¦                               ¦
         ¦                       /  ¦                               ¦
         ¦                    Fe    ¦                               ¦
         ¦                          Ag                              ¦
         L-----------------------------------------------------------

           Правда, что при этом получится -  "Философский  Камень"  ,
         или  же уже само "философское"(алхимическое) золото - из ре-
         цепта не ясно, но возникающая "трехосная система координат",
         сама по себе уже впечатляет.

           Как видим, все не так уж сложно, и возникает один лишь воп-
         рос - содержится ли "золото" в смеси из мышьяка и меди?!

 

Next