АНТРОАНОМАЛИКА
  
           ГАНЕША. Чем же знаменит Ганеша? Фактически тем, что это был,
         выражаясь современным языком, бог... эротики и секса!
           "Божество с  головой слона считается воплощением тантричеких
         мистерий, - пишут Н.Дуглас, П.Слингер. с своей суперсексуаль-
         ной книге "Тайны пола.  Тантра Великая культура Востока. Фило-
         софия.  Метод.  Практика"(Минск,  1993). - Грациозная сила Бо-
         га-Слона  представляет  собой  обширную энергетическую станцию
         половой энергии. Очень подвижный хобот и чувственный рот слона
         наводят на мысль о мужских и женских половых органах.                                        
           Правитель полового центра,  Ганеша, всегда призывается в на-
         чале индуистских обрядов".
           В этой же книге на одной из первых страниц и был показан Га-
         неша  со  своей супругой Суддхи(представляющей сверхнормальную
         мощь). Это тантрическая форма бога-слона символизирует пробуж-
         дение половой энергии и духовных идеалов.  С каменного резного
         изображения(Южная Индия, XIV век).
           Большие храмы Ганеши есть по всей Индии, например, в Пури.
           "Ганеша обычно изображается со слоновьей головой,  с восемью
         руками, верхом на...  мышке! В его храме гид неизменно предла-
         гает паломника погладить эту мышку.
           - Сколько столетий люди гладят ее,  а мех еще не стерся, го-
         ворит он. - Вы почувствовали под рукой ее каменную шкурку?"
Однако, легенды о богам - это одно. Но, возможны ли подобные чудовищные формы в реальной биологии человека? Проще сказать - возможен ли человек-слон? Оказывается... возможен! История сохранила несколько случаев подобного уродства. Наиболее близ- кий нам был описан Ф.Эдвардсом в его книге "Странные люди", по записям : медицинского эксперта, сэра Фредерика Тривза, выз- ванного к "больному мальчику" ночью 1870 года. "Пожалуй, самым страшным уродом среди известных уродов, ста- ло трагическое существо, известное под именем "мальчик-слон" и родившееся у бедняков-родителей, которые, чтобы избавиться от него, продали ребенка заезжему балаганщику..." Доктора пригласили в почти пустую комнату, где, в углу, на куче тряпья, лежал пациент. Когда ничего не подозревающий врач стянул с него одеяло, светоч медицины по словам очевидцев, за- шатался от представшего его глазам зрелища: Мясистый отросток свисал у него со лба, наподобие хобота слона. Губчатый нарост покрывал шею. Волосяной покров совер- шенно отсутсвтвовал. На лбу - один глаз. Над верхней челюстью нависал, выпячиваясь, костный нарост. Носа - не было. По всему телу складками свисала сморщенная ко- жа. Правая рука напоминала плавник. Из-за опухлости ступней он не мог ходить, развечто еле пе- редвигался, шаркая ногами. Вдобавок ко всему, его уронили, когда он был грудным младенцем, поэтому позвоночник его искри- вился. Поскольку балаганщик, купивший мальчика-слона, не мог добит- ся разрешения на его демонстрацию, оба сидели без копейки. Доктор Тривз дал им денег, чтобы балаганщик смог уехать обрат- но во Францию, однако, спустя некоторое время доктор обнаружил мальчика-слона в... сточной канаве, хныкающего, окруженного толпой зевак, пытавшихся стянуть с него тряпье, которым он прикрывался. Сэр Фредерик Тривз взял мальчика к себе в дом, для наблюдений с профессиональной точки зрения. Приходилось того содержать, но доктор финансово даже выиграл: после слухов об удивительном уроде, к доктору потянулись многие знаменитости, чтобы посмотреть и оставить денежные приношения на содержание мальчика. Со временем мальчик переехал на ферму, гле ему уже не могли досаждать любопытные. Но здесь-то его и настигла нежданная ги- бель. Дело в том, что, из-за чудовищной деформации тела парень спал всегда сидя, положив свою несчастную голову на колени, а по обеим сторонам свисали складки кожи. Но теперь у него были средства к существованию, поэтому он решил спать, как все нор- мальные люди, на спине. "Оставшись в комнате один, без помощников, он лег на спину, может быть, первый раз в жизни, и, конечно, в последний. Мас- сивная голова свесилась со спинки кровати, придавив нежное ды- хательное горло и самый страшный урод, известный в истории, испустил дух. Он умер, как и многие другие уроды, с желанием быть похожим на остальных людей", - заключает Ф.Эдвардс.
ГЛАЗА. Среди забавных газетных сенсаций одна из послед- них(см.напр. г.Скандалы 21.1993 и перепечатку в других газетах) - то, что некая Тереза Кельброк(г.Чикаго, США) роди- ла... глаз! Биологически, кстати, такое возможно, но вот ста- тистически, увы, весьма и весьма маловероятно... Зато вполне достоверным, хотя и редким, любопытным отклонени- ем является изменение количества... глаз! В старой литературе описана свинья-циклоп, с одним глазом, не так давно сообщали про поросенка более "зоркого", с 4-мя глазами(г.Труд, 18.05.1988). Рассказывали про троеглазого бычка "Артемку"и про тому подобные "чуда". И количества и расположение глаз варьирует не только у жи- вотных, но и у человека. Глаза, порой, стоят неоыбчайно широ- ко, как у зайца или рыбы. Правда, подчас сообщения больше по- хожи на сказку. Так, рассказывали про учительницу Эми Хансон(г.Колумбус, США) с третьим "дополнительным" глазом на... затылке(см.напр. дайджест "Для Вас", 1992.32, Нижний Новгород)! Правда, это, разумеется, вовсе не чудесный "третий глаз"(в общем-то, это - гипофиз, бывший "третий глаз" древних ящеров, которым они, видимо, и впрямь - видели) который мечтают раск- рыть все оккультисты, колдуны и йоги, но, все-таки - достаточ- но любопытно. Во всяком случае, в конце 80- х годов называли некую девочку в Закавказье, действительно - с тремя глазами. Кроме троеоких встречаются одноглазые, безглазые(с заросшими глазами, от рождения) даже четырехглазые! Правда, читая про четырехглазых в мифах, надо быть осторож- ным: "четырехглазыми", неграмотные местные жители подчас назы- вали... некоторых путешественников, подчас,... людей в очках! Но люди с четырьмя глазами были и "в натуре". Одним таким был знаменитый Цан-цзе - легендарный изобретатель китайского иероглифического письма, изображенный, как и многие первопред- ки, в одежде из листьев(XVII в). ж.Курьер, май 1990 г.
Впрочем, аномалии глаз гораздо более многочисленны, чем обычно признается. В 1954 г. английский специалист В.Друри в "Бостон медикал джорнэл" писал об обследованном им 4-глазом человеке из Криклейда. Две пары карих глаз у того расположены были друг над другом, а огромные зрачки обведены красными кру- гами. Друри писал: "Он мог закрывать любой глаз отдельно от других, мог, также, вращать каждым глазом в отделльности, или поворачивать в раз- ные стороны, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище". Мистеру Друри не понравился 4-глазый человек: он богохульст- вовал(еще бы, при его-то уродстве - А.А.) и пел "таким скрипу- чим голосом, что я не мог слушать его без отвращения". Впрочем, иногда были и фальшивые "многоглазы". Так, когда Темен и Кресфонт(из мифических героев Древней Греции) обрати- лись к оракулу, то узнали, что для успеха похода они должны избрать... трехглазого вождя! Они поставили во главе войска - этолийского царя Оксила, ехавшего на коне, один глаз которого был выбит стрелой. Под его предподительством Гераклиды(потомки Гераклы и Деяниры) одержали победу над правящим в Пелопонессе Тимасеном. Но... глазом - больше, глазом - меньше. А вот как быть, если речь идет об увеличении количества... голов?!
ГОЛОВЫ. Какие аномалии могут случиться с головой? Это, нап- ример, аномалии по числу голов. Голова, конечно, может быть и одна, т.е. "одна", одна - совершенно, без всех прочих "придат- ков", рук, ног, туловища. Так, известен случай, когда сиамский брат(приросший, паразитический) представлял собой... всего од- ну лишь голову, расположеную на затылке и темени человека! Из сказочных же историй можно вспомнить немало, самых раз- ных, хотя бы, например, одинокую гигантскую голову из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"(Сочинения. М., ОГИЗ, 1949): "...Яснеет, смотрит храбрый князь - И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним - живая голова. Огромны очи - сном объяты. Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте Как тени ходят, развеваясь В своей ужасной красоте, Над мрачной степью возвышаясь..." Одно из самых необычных, и, увы, почти нежизнеспособных уродств, это - двуглавость. Она поражала людей издавна и у древних народов встрtчается немало изображений и фигур, посвя- щенных этому. В Венгрии в 1987 году в десятке поросят родился один 2-гла- вый(г.Труд, 25.02.1987). Он, к сожалению, не способен был есть сам, его приходилось кормить через соломинку. В 1990 году ро- дился 2-главый теленок в колхозе "Верный путь"(Лысковского рай- она, Горьковской, ныне Нижегородской области). Аппетит у него был отличный, он оссал то одним, то другим ртом, но... не прожил и трех дней - молоко вытекало у него из противоположного рта, так и не поступая в желудок. Чаще же по- добные телята появляются вообще мертворожденными(г.Горьковская правда, 25.01.1990). Как видим, двухголовые не слишком приспособлены к существо- ванию. Две головы вечно делят что-то между собой и то и дело остаются ни с чем. Г.М.Смит из Колорадского университете(США) и Г.Перес-Хигареда из института тропической биологии(Мексика) обобщили немало сведений. проанализировав 267 случаев 2-голо- вости у змей 87 видов. Характерно, что 2-главые змеи - это однояйцеклеточные близ- нецы, а отнюдь не срастание двух зародыйшей из разных яйцекле- ток(ж.Природа, 1988.11). Две головы, при достаточно длинных шеях, ведут себя точь в точь как две особи, одна более сильная и доминирующая, другая - более слабая и подчиненая. Они неред- ко дерутся между собой, не могут поделить корм, желают ползти в разные стороны и это нередко приводит к фатальному исходу. Многоголовы - излюбленные персонажи многих легенд и сказок. Вспомните, хотя бы Змея Горыныча, с его тремя, шетью, девятью и двенадцатью(по числу месяцев) головами! Энтузиасты наших дней готовы, даже, представить легендарного Змея, как "прос- то" динозавра, но - трехголового. Кстати, определенный биологический смысл здесь есть - с нес- колькими головами и ртами прокормить огромную тушу, в принципе, легче... Троицы богов были "модны" во всем мире. Так, своя троица бы- ла у индусов. Сказем, в "законах Ману" (древнее собрание зако- нов Индии) говорится, что верховный господин и судья саостоя- тельно разделил свое тело на две части - женскую и мужскую, и от соединения этих двух начал родился Верни - сын. Так образо- валась первоначальная божественная троица: Нара - отец, Нарий - мать, Верни - сые. На земле эта троица потом превратилась в другую троицу: Брама, Вишну, Шива..." Но рождались ли у человека ли трехголовые особи? Невозможно? Оказывается - рождались! У исследователя уродств, Гинара есть на эту тему и описание и рисунок - с натуры... А вот, доживали ли такие до зрелого возраста - уже вопрос. Гораздо же чаще среди животных и людей изредка, но встреча- ются... двухголовые особи. Змеи, ящерицы, кошки, телята. Такие двуглавы есть у всех. А что касается двуглавого орла древних хеттов, то тот, после преобразования Византией, перешел и к нам, в российский царский герб. В книге Вальтера Фридриха. "Близнецы"(М., 1985) приводится рисунок 1687 года с изображением двухголового воина, жившего в это время.
Можно перечислить немало двуглавых уродств. Одним из первых экспонатов Кунсткамеры Петра I-го(1714 г.)был... двухголовый теленок, привезенный из Сестрорецка мастеровым Иваном Понруже- вым. Двухголовый теленок жил несколько месяцев, обе его головы нормально функционировали, то бишь - исправно сосали молоко... Правда, экскурсантов поначалу было мало, и потому "Петр за- ботился, чтобы в музее было больше посетителей и велел выда- вать им по чарке водки и цукерброду". Вполне бесплатно... Есть и более свежие новости. Не столь уж давно еженедельник "Уинли Уорлд Нбюс"(США) опубликовал поразительную сенсацию: В 1963 г. в городе Вольфсберге(Австрия) в семье полицейского Людольтьера родился на свет двухголовый мальчик, которого наз- вали Эрик-Карл. Однояйцевые близнецы не разделились в чреве матери. Развивался благополучно 28 лет. До 14-го возраста Эри- ка-Карла Людольтьера показывали в цирке. Он вызывал у зрителей не только удивление, но и страх. Но, затем, если верить прессе, удивительный Эрик-Карл взялся за гитару. И... пришел успех! Под псевдонимом "Double-Vision"(Двойное видение) он заработал за один год мил- лион долларов (см.напр.ж.Чудеса и приключения, 1992.1-2). "Мы получили от поклонниц много предложений о браке", - рассказывает двухголовый артист. Разумеется, в наши дни подобное сообщение вполне может быть умело поданной "уткой". Тем более, что фотографии с двумя го- ловами легко сфабриковать с помощью... обыкновенного большого зеркала!
Двухголовый ребенок родился, как-то, в городже Петербург. Правда, не в нашем, российском, а в заокеанском(США, штат Ин- диана), 12.12.1953 г. Близнецы прожили несколько недель. Одна голова выглядела вполне "нормальной", а другая, хотя и могла работать ртом и вращать глазами, но не проявляла никаких приз- наков умственного развития. Тельца их срослись, образуя общий позвоночник, но головы двигались, спали и ели независимо друг от друга. К счастью подобные события происходят крайне редко. Кром то- го подавляющее большинство сросшихся близнецов не имеют ника- ких шансов на выживание. В одном специальном клиническом исс- ледовании сообщалось, что из 22 пар 15 родились мертвыми, и из 7 живорожденных выжила только одна пара. Ф.Холендер(1921 г.), правда, цитирует источник, согласно ко- торому сросшиеся близнецы доживали и до зрелого возраста. Так, в XVII веке в Шотландии якобы жил двухголовый человек, которо- го часто выставляли напоказ. "Двойной человек, к величайшему изумлению всех присутствую- щих, пел двумя голосами. Особенно вызывало удивление, что обе головы часто ссорились между собой. Когда чудовище поранило стопу, это почувствовали обе головы одновременно. Травмы в верхней половине туловища ощущались каждой головою отдельно. Он умер на 28-м году жизни". В Типтон-Каунти(США, шт.Индиана, 24.06.1889 г.) родилось чу- довище,зарегистрированное в медицинских анналах, как "близнецы Джонсы". У них было общее туловище, две головы, каждая обра- щенная в противоположную сторону, четыре сросшихся вместе но- ги, руки нормальные. Они выставлялись для публичного обозрения в течение года и умерли в 1891 году, в отеле Святого Джона в Буффало, в предместье Нью-Йорка. Двухголовая девочка родилась в 1981 г. в Болгарии. Обе особи обладали раздельной нервной системой, двумя позвоночными стол- бами, двумя пищеводами, двумя желудками, возможно и 4-мя поч- ками. Но, у них было только одно легкое, одна печень, одна об- щая выделительная система, а также одно сердце. Кроме всего прочего была сужена сердечная артерия. Разделение младенцов было совершенно исключено. Из документированных случаев известен такой. В городе Сасса- ри на острове Сардиния(май 1829 г.) у 32-летней женщины родил- ся монстр о двух головах. Головы соединялись с женским тулови- щем, при помощи индивидуальных спинных хребтов, так что родители назвали свое существо Рита-Кристина. Обе головы зна- чительно расходились во вкусах: ели, спали и плакали в разное время. Бедняки-родители отправились в Париж, где они зарабатывали себе на жизнь тем, что показывали публике своего ребенка. Но "общественность" потребовала запретить аттракцион, по мотивам "безнравтвенности". Потеряв доход, родители бросили ребенка на произвол судьбы и тот замерз в неотапливаемой комнате. К счастью, медику удалось уговорить местные власти намеревавшиеся сжечь тело, не делать этого. Двухголовый маленький скелетик и по сей день выставля- ется в Париже. В наши дни двухголовые сенсации "двоятся" еще более. Так, не столь уж давно в некоторых изданиях приводилась фотографию с описанием "Агнешки Правой-Левой", двухголовой молодой женщины, которая родила - также двухголового ребенка. Что ж, если эта "утка", то, утка - в квадрате(см.напр.г.Скандалы, 1994.14 и перепечатки с нее).
ГОМУНКУЛЮС. Повествуя о всевозможных анатомо-физиологических особенностях отдельных лиц современности и прошлого, не будем забывать и о многочисленных легендах и историях о человекопо- добных существах, так никогда и не увидевших света, хотя и по- дробно описанных и даже зарисованных. Одним из таких существ был знаменитый "гомункулюс", проще говоря искусственный ребе- нок, младенец, созданный в реторте, мечта десятков алхимиков. Так уж вышло, что, когда-то, в свое время, человек наивно, но вполне серьезно, пытался вырастить в колбе - руку, ногу, голову, целого человека. Современные приемы молекулярной био- логии и генной инженерии позволяют уже делать нечто подобное, например, выращивать морковь или капусту не из семян, а... из отдельных клеток. Но, в годы средневековья техника была увы, отнюдь не на столь высоком уровне. Об этом нетрудно судить по некоторым ре- цептам прошлого, связанного с самозарождением живых существ. "Простоте этого рецепта мог бы позавидовать всякий, - заме- чает известный популяризатор Н.Н.Плавильщиков в книге, так и называемой "Гомункулюс"(М., 1958). - "Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди". Что случится? Через двад- цать один день появятся мыши: они зародятся из испарений сле- жавшегося зерна и грязной рубашки". Таков был рецепт крупного алхимика прошлого, Ван-Гельмон- та(1577-1644 гг). Он утверждал, что лично наблюдал зарождение мышей в горшке и что мыши появились вполне взрослыми. Аналогичных рецептов было немало. Про мух, например, упорно держался слух, что они просто самохарождаются в виде белых червячков в навозе и гнилом мясе. Разгадку дал простой опыт Франческо Реди(1626-1687 гг), он попросту дал мясу гнить в горшочке, затянув его марлей от мух... Мухи - не "зародились". "Выдолбите углубление в кирпиче, положите в него истолченной травы базилика, положите на первый кирпич второй, так, чтобы углубление было совершенно прикрыто. Выставьте оба кирпича на солнце, и, через несколько дней запах базилика, действуя как закваска, видоизменит траву в настоящих скорпионов", - писал все тот же Ван-Гельмонт. Не менее просто предлагалось получить и... человека. На гра- вюрам многовековой давности можно видеть и самого такого чело- вечка и обрадованного кудесника. Один из рецептов получения легендарного "гомункулюса" предлагал знаменитый врач и алхимик прошлого, Теофраст Бомбаст Пара-Цельс(или просто - Парацельс, 1493-1541 гг): "Возьми извстную человеческую жидкость("сперму", "мочу", "кровь" или что ино, не уточнялось - А.А.) и оставь гнить ее сперва - в запечатанной тыкве, потом - в лошадином желудке со- рок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но, если потом, ежедневно, втайне и ост- рожно, с благоразумием питать его человеческой кровью и сохра- нять в продолжение сорока седьмиц("седьмица" - неделя, 7 х 40 = 280, девять месяцев, срок беременности - А.А.) в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет насто- ящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста..." Что ж, рецепт составлен так, как будто и впрямь, все было так просто...
ГРУДЬ. Если знаменитые амазонки, в свое время "выжигали" од- ну грудь, чтобы она не мешала им стрелять из дука, то, в наше время, наоборот, проблема крупного бюста волнует женщин посто- янно. Так, ныне вполне рядовым газетным сообщением становятся сведения, например, о то, что Дайяна Росс "мечтает" о большом бюсте, что Саманта Фокс считает свою грудь "идеальной" и так далее, и тому подобное. Рассуждения на подобные темы увели бы нас слишком далеко, памятуя о неимоверном количестве секс-бомб и кинозвезд с "бюстами" один краше другого. Поговорим, поэтому, об аномалиях. Аномальные бюсты(в печати о них сообщается то и дело) обычно представляют нечто вроде двух футбольных мячей, наполовину заправленных в лихо повязан- ный купальник. В эротических карикатурах можно встретить, допустим, такую, где полицейский, составляет протоколм, стоя в комнате перед полуобнаженной дамой, выслушивает ее сногсшибательные объясне- ния: "Он захотел увидеть меня полностью обнаженной..." Речь идет о партнере, насмерть задавленного освобожденными грудями: ноги его торчат из-под вышеописанной части тела, сви- сающей "аж" до самого пола... Впрочем, судя по некоторым и по довольно недвусмысленным фо- тографиям, гигантская карикатурная грудь имеет место в реаль- ности и вполне законное право на существование(см.г.Отражение, 1993.10). Афиша стриптиза одного из ночных клубов Бостона(США) стан- дартно гласит "Здесь выступает женщина, имеющая самый большой бюст в мире". Случайный прохожий, привыкший к таким объявлени- ям, пройдет, скорее всего мимо, однако, зрелище, судя по опи- саниям, все же стоит того, чтобы "заглянуть на огонек". По крайней мере, те, кто все же посещают данное заведение, покидают его в состоянии, близком к шоковому. А некий 35-лет- ний мужчина(если, конечно, все же верить досужим сплетням), увидев выступление Зены Фолсмнак, попросту его не выдержал и... скончался на месте! "Я не хотела этого, - скорбно заявила 22-летняя обладатель- ница "наикрупнейшего бюста" в интервью американскому ежене- дельнику. - Мне очень жаль, что мужчина умер, тем более, что я прекрасно знаю, какое впечатление производит моя грудь на сильный пол. Некоторые, действительно, не могут этого пережить. Когда я раздеваюсь в ночном клубе на сеансе стриптиза, а это - моя ра- бота, то мужчины, бывает, теряют сознание. Часто, из-за неожиданного приступа ревности они бросаются друг на друга и дело доходит до драки. Я сама удивляюсь, что обладаю такой силой, но - злоупотребляю ею..." Что ж, "слабым" женщинам - многое прощается... Поговорить можно об других аномалиях. Если вы помните один из первых мультфильмов режиссера "Ну, погоди!", где действие разворачивается на пляже, то там ворвавшийся волк перепугал загоравшую толстуху-свинью, завизжавшую благим матом. В ка- честве забавной детали на свинью художники нацепили - сразу несколько купальных бюстгалтеров! И недаром, ведь соски у свиньи идут вдоль брюха, как пуговицы на шинели офицера. Биологически такое число сосцов означает, что свиньи - "мно- годетное" животное. Пять-шесть поросят для нее - отнюдь не предел, как впрочем, и для женщин, один-два ребенка - вовсе еще не крайняя черта. Называют до восьми нормально(но, конеч- но, довольно "мелких") младенцев. Так что, выходя замуж, надо еще подумать, иметь ли детишек, или нет... Добавочные сосцы и, даже дополнительные молочные желе- зы(грудь) встречаются и у женщин(см.рис.добавочные сосцы у женщины, полимастия, по Эрнсту Геккелю). Чаще всего количество их четно, но встречаются и нечетное количество(три груди, нап- ример). В древности плодовитость и способность женщин к выкармлива- нию весьма уважалась и некоторые богини изображались или с грудью необъяиеых размеров или подчеркнуто многогрудыми(богиня Диана в городе Эфесс, Древняя Греция). Многогрудая статуя сивиллы, изливающей теплое молоко стояла в одном из храмов. Специальное нехитрое устройство с подогре- вом подавало молоко в статую и та действовала наподобие фонта- на. Молоко, разумеется за плату, сбывалось многочисленным веру- ющим. Занятно, что железы могут располагаться и несимметрично, так, газета Скандалы(22.1995) описала у одной женщины - третью грудь! Что же касается возрастного развития столь важного органа, то, скажем, в 1990 довольно редкий случай наблюдался в городе Ашдад(Израиль). Там, у 16-месячной девочки вдруг стали рас- ти... груди. Ребенок был госпитализирован. По мнению специа- листов к настоящему времени достоверно известно лишь 18 подоб- ных случаев(г.Частный Детектив, 13.1990 г.).
ГРУДЬ. Грудь женщинам меняет не только природа, но и... мо- да! Причем - гораздо чаще и, подчас, сильнее. "Некоторые наро- ды стараются изменить форму груди искусственно, - пишет доктор Соколовский А. в книге "Человековедение. Основы антропологии и этнографии"(СПб., 1904). Женщины пайагуа в Парагвае, посредс- твом давления по направлению книзу, с молодых лет удлиняют свои груди и продолжают то же самое после материнства, пос- редством стягивания и бинтования их ремнем. Чрезмерные затягивания в корсет наших современных дам не только оказывает вредное влияние на органы дыхания, но также неблагоприятно отражается на форме груди. Впрочем, в этом отношении грешат не только наши европейские женщины, но и представительницы многих первобытных племен. Многие африканские племена оттягивают грудь вниз шнурком, которым они опоясывются выше грудей. Ашанти, девушки которых обладают очень красивой формой гру- дей, придают им, посредством стягивания плоской повязкой, ко- нусовидную форму. Оригинальная форма молочных желез у женщин племени базуто. Они, задолго до родов, "тренируют" грудь, вытягивая ее в дли- ну, для того, чтобы можно было, впоследствии попросту... пе- ребрасывать их через плечо, в рот ребенку, которого они носят на спине! "В Германии корсет городских женщин не служит единственным средством обезображивания формы грудей. Костюмы различных на- родов также вредно влияют в таком отношении. Так, например, в Верхней Швабии и Дахау, груди совершенно уродуются, благодаря неразумному покрою платья; в других мест- ностях они оттягиваются книзу". В старом Китае обычай предписывал, чтобы женская фигура блистала... "гармонией прямых линий"! Для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Разви- тие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. - отмечал известный китаевед Сидихменов В.Я.(кн. Китай: страницы прошлого. М., 1987). Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела "изящной". Тонкая талия и предельно маленькие ступни ног("золотые лилии") считались признаком изящества де- вушки и это обеспечивало ей внимание женихов. "Груди различаются по размерам, форме и крепости, - пишет доктор А.Соколовский(Человековедение, СПб., 1904), - По Бар- тельсу, в зависимости от величин различают - толстыя, полныя, умеренныя и тощия груди; по крепости - стоячие, склоняющиеся и отвислые; конические и вымяобразные(как у козы)..." Что ж, каждому свое...
ГУБЫ. Форма губ у человека самая различная: у кого-то -выпя- ченные и пухлые, у кого-то - узкие и "презрительно" поджатые. Губы бывают всякие, но, в общем-то, не очень разнообразные. Знаменитая "губа Габсбургов" - это уже аномалия, но не слишком выдающаяся. Губы обрезали при наказаниях, и, например, знаменитые страш- ные маски Тибета(см.рис.), судя по всему, и есть и изображение такого наказанного изуродованного палачом преступника, удав- лившегося в горы, подальше от людей. История не сохранила имени первого человека, захотевшего ис- пользовать губу в качестве украшения. А использовать ее начали довольно своеобразно. В буквальном смысле слова у таких кра- савцев "губа - не дура". Различные племена носят нагубники или губные украшения. Иные из них постепенно расширяют дыру, сделанную на нижней губе, до тех пор, пока она не будет в состоянии вместить деревянный кружочек в 2-3 дюйма в поперечнике. Подобное делают, скажем, женщины из племени ботокудов - бра- зильского племени, получившего свое наименование именно вследствие этого нагубника, который португальцы сравнили с бо- чечной втулкой(по-португальски "боток"). В дальнейшем куски, достигают иногда поразительной величины - с... суповую тарелку! "В юго-западной Африке много племен носят в верхней губе, иногда в обеих, вставку, называемую "пелеле". "Этот пелеле, - пишет Лидер, - состоит из круглого плоского, часто разукрашенного диска, деревянного или глиняного, встав- ляемого в отверстие верхней губы... ...у старых женщин мускулы губ уже настолько ослабели, что они не могут держать диск го- ризонтально, пелеле похоже на большой замок, привешенный ко рту". "Каждый год, - пишет Ниблок про эскимосов, - вставляют в гу- бы все больший колышек или диск, так, что с годами губа оття- гивается вниз и открывает почрневшие испорченные зубы - зрели- ще отталкивающее для европейца, но для туземца - красивое и служащее признаком знатности, зрелости и высокого социального положения..." У белла-белла в Ванкувере, губные украшения, сообщает Якоб- сен, служат, одновременно, и для обозначения знатного положе- ния, так как каждое увеличение(рост в иерархии, выставление напоказ все большей собственной уязвимости - А.А.)этого укра- шения непременно сопровождается дорогостоящим пиршеством. Этнограф Кеннингэм подслушал, однажды, спор двух дам этого племени, при чем одна из них, чтобы окончательно восторжество- вать над своею соперницей, указала на свое губное украшение: "Что ты такое? - сказала она. - Разве у тебя такая же боль- шая губа, как у меня? Разве ты давала столько же подарков, как я? Ступай домой, и, если ты вернешься с таким же большим кус- ком дерева в губе, как у меня, то я тогда буду с тобой разго- варивать". В ответ на эти слова другая опустила голову и замолчала..." Но, времена меняются. "Путешественник Нахтигаль наблюдал в Судане одну старуху, которая, после того, как был оставлен обычай продырявливать губу куском дерева, старалась уничтожить, посредством рубцева- ния, дыру в своей губе и смущенно прикрывала место, где носила украшение, которым прежде так гордилась..."
Next