АНТРОАНОМАЛИКА
  
           МАНДРАГОРА(По кн.  Ганзелка И.,  Зикмунд М.
         К охотникам за черепами. М., Молодая Гвардия, 1960):
           "Плуты и  шарлдатаны,  кои со всяким товаром по свету ездят,
         продают какой-то корень,  на мужчину или на женщину похожий, и
         рассказывают людям,  с  каким трудом они его добывают,  что им
         приходится в страхе и с орпасностью для жизни  выкапывать  его
         под виселицами,  привязывать  к этому корню за веревку чернуюб
         собаку, затыкать самим себе уши смолою или воском,  чтобы  не
         слышать плача и крика этого корня. Ибо, услышав, они кмрут тут
         же на месте..."
           Эти слова  о  корне мандрагоры написал известный итальянский
         врач Пьетро Андреа Маттиоли в своем  прославленном  "Гербарии,
         или  трав  лекарственном собирателе",  впервые изданном в 1554
         году.  А о корне этого чудодейственного растения он с  твердым
         убеждением писал дальше следующее:
           "Хитро все это придумав,  они продают такой  корень  дорого,
         приписывая ему удивительную силу,  говоря, что он якобы прино-
         сит счастье людям,  зачарованным и завороженным им,  что бесп-
         лодных женщин он  делает способными родить,  но для этого нужно
         такого человечка каждую субботу омывать вином и водой,  а чис-
         тое завертывать и хранить его в тайне.
           Однако доброжелательный читатель должен  знать,  что  корень
         мандрагоры, или  человечек,  есть  не  что иное,  как сказка и
         ложь. предназначенная для того, чтобы обирать простых людей.
           Ибо шарлатаны  эти  уподобляют  корень женщине или мужчине -
         сами, вырезая его из корней брионии, либо ириса.
           Туда же, где должны быть волосы, они вклюадывают зерна ячме-
         ня или проса, потом вырезанный таким образом корень закапыва-
         ют в песок и оставляют там до тех пор, пока зерна не прорастут
         и не выпустят из себя волоски.
           Потом они  тщательно срезают острым ножом все лишнее,  чтобы
         казалось, что у корня есть волосы и космы на голове, на бороде
         и внизу,  и,  таким образом одурманивают глупых людей. Про по-
         добное мошенничество рассказал мне в Риме,  лично, некий плут,
         похваставшись,  что один из таких корней он продал за тридцать
         дукатов..." 
И, все же за "альраун", этот корень чудодейственой мандраго- ры, вырезанный наподобие человечка, дорого платили на протяже- нии многих веков, как за волшебное средство для облегчения ро- дов и предохранения скота от дурного глаза, как за чудесный напиток, привораживающий любовь, и как за магической средство, позволяющее удвоить сумму денег, если положить их на ночь ря- дом с мандрагорой. Даже Вильям Шекспир вкладывает в уста Джульетты слова ужаса перед мандрагорой в тот момент, когда она собирается выпить склянку с чудодейственым напит ком, чтобы, по совету францис- каца Лаврентия, уснуть на сутки и, таким образом, избежать свадьбы с нелюбимым Парисом: ...если слишком рано Проснусь от гнусных запахов и криков, Что разума лишают, как ужасный Крик мандрагоры, вырванной с корнями, - Вдруг я сойду с ума, когда закружит Вокруг меня их мерзкий хоровод?! Отвар мандрагоры применялся уже в древности, как наркотик при сложных операциях...." РОГА. Современные сенсации не могут, к скорби газетчиков, быть абсолютно неограниченными. Рамки логики постоянно их сдерживают. Можно сообщить про "кровоточащие" волосы, про "фо- тосинтезирующего" зеленого человека, про человека с головой вместо руки и т.п. Более вероятны сенсации более простые. Их и придумать легче и опровергнуть сложнее. Например, описать человека с "рогами" на голове, "эволюционная" ветвь, "объъясняющую" происхождение расказов о чертенятах с рожками. Впрочем, пока, об этом заявлять не особо рискуют, хотя, как- то, мелькнуло сообщение об диком африканском племени, с рогами на... спине(даже с подобием "фотографий"). Правда, при желани- ии нетрудно выяснить, что точь в точь такие же персонажи насе- ляют некоторые эпизоды "Дум-2" компьютерной игры-"стрелялки", и ведут себя, действительно, "по-дикому"...
Чаще, все ж, приходят сообщения не о человеке "с рогами", а о животных с разным, нетипичным количеством рогов приходят до- вольно часто. Например, на Дальнем Востоке, да и в Европе из- давна ходят легенды о - единороге, странном животном, похожем на оленя. При большой фантазии можно посчитать, даже, что та- ким животным был - шерстистый носорог, вымерший десятки тысяч лет назад. Но... Оказывается, среди старых оленей, маралов, изюбрей могут возникать... однорогие формы! Скажем, как-то охотоведы на Алте стали обнаруживать маралов со страшными ранами на боках и гру- ди, нанесенных словно копьем(г.Труд, 26.11.1986 г.). Стали ис- кать садиста-браконьера, и вдруг выяснили: рану наносит такой же марал, но - с длинным единственным рогом! Пришлось такого "копьеносца" выследить и, нет, не убить, а - отстрелить смер- тоносный рог-оружие. Есть и животные с... тремя рогами! Когда-то таким трехрогим ящером-гигантом был знаменитый трицератопс, с одним рогом на носу, как у носорока и с двумя на голове, как у быка. Но, ока- залось, такие животные есть и в наше время, например, трехро- гая буйволица во Вьетнме! Третий рог, у нее правда был на лбу(ж.Вьетнам, 1988). Количество рогов может увеличиваться еще более, и в Румынии, например, наблюдали появление... 6-рогих баранов! Аналогично - в Китае(г.Труд, 09.08.1985; Советская Россия. 23.05.1989 г.). Наш рассказ, конечно, посвящен, в основном, человеку, и его анатомическим аномалиям. Однако миновать аномалии у живот- ных подчас и нежелательно и невозможно. Очень соблазнительно рассказать про аналогичные случаи во всем прочем животном ми- ре, показать, что не только у человека возможны "чудеса" форм. Один из старых исследователей, Азара, рассказывает, что без- рогие парагвайские коровыв произошли от безрогого быка, родив- шегося в 1770 году., причем у некоторых телят появляется руди- ментарные не приросшие к черепу и потому подвижные рожки. В опыте Мюллера 4-рогий козел и нормальная коза дали нор- мальную козу и 4-рогого козла. А эти дали козленка с 6-ю руди- ментарными рогами, из которых пара вскоре исчезла, и 4-рогую козочку, у которой один рог был еще раздвоен. Любопытна "сенегамбийская порода быков с роговым наростом на носовых костях, как у носорогов, мыши-носороги и др." - заме- чает зоолог В.Шимкевич в книге (Биологические основы зоологии. М., 1925). Занятно, что и говорить, услыхать, например про кошку "забо- данную" мышкой!
РОТ. Рот может быть и маленький и большой. При анатомических отклонениях рот приходится расширять хирургически, или, напро- тив, сшивать "заячью губу" и ликвидировать прочие недостатки внешности. Как ни странно, но самый большой рот, в животном мире вовсе не у знаменитых хищников, акул, а у рыб либо довольно не при- мечательных, либо обитающих в недоступных глубинах. Пример первой - придонный удильщик, рыба-черт, которая лежит на дне, слегка прикрытая песочком и болтает над своей головой приман- кой - специальный отросточком. Стоит подплыть рыбке - ращзевается широченная, во всю голову пасть и неудачливый охотник за червяками буквально всасывается туда. Еще один хищник - большерот или черный живоглот, у кото- рого пасть занимает едва ли не пол-тела. У человека же ротик, все же поменьше. Правда, время от вре- мени устраиваются длаже соревнования на "самую большой рот", например, среди заядлых курилдьщиков. В 1985 году, на таких соревнованиях в США приз взял некий Джим Пьрол(шт.Флорида, США), умудрившийся раскурить во рту сразу... сорок толстых си- гар!
РУКИ. Одним из излюбленнейших приемов факиров и фокусников всех мастей было применение муляжей руки, о которых зрители и не подозревали. Здесь можно вспомнить, например, такую кинокомедию как "Фан- томас разбушевался"(Франция), где хитроумный полицейский ко- миссар Жюв(комик Луи де Фюнес) применил талую уловку, как "третья рука", специальный поднимающийся и опускающийся муляж, имитирующий руку, в то время как подлинная рука, с пистолетом, была настороже, за пазухой. В жизни, однако, случаются анатомические отклонения, когда у человека вполне реально появляется такая "третья рука", воо- чию, чаще, правда, таких дополнительных конечностей(рук ли, ног ли) обычно две, поскольку они "принадлежат" недоразвитому однояйцевому брату-близнецу, намертво сросшемуся с основным телом... Вспоминая легенды о многоруких индуистских богах, где, нап- ример, страшную богиню Кали, или всемогущего Шиву изобража- ли... с четырьмя руками, следует помнить, конечно, что много- рукость вовсе не обязательно обозначает уродливость божества. Иногда она использовалась как бы для показа своеобразного "мультфильма", выражая движение одной и той же руки в разные положения. В храмах, при смене освещения это и впрямь создает весьма своеобразные эффекты "оживания" статуй. Однако, такое условное изображение - только лишь одна из версий, с ней вполне может сосуществовать и версия человечес- ких уродств, поражавших древнего человека, и отразившего их в облике своих обожествленных жрецов, а впоследствии - богов. Так, не так давно было описано уродство у одного из жителей Индии, Надарахана Натадаха, у которого, на 42 году жизни(!) из груди стали вырастать руки его нерожденного брата-близнеца. Надарахан явился как бы "инкубатором"(см.напр. г."Скандалы", 1995.1 и пр.). Четыре конечности одновременно - не столь уж редкое уродство у человека и животных. Оно, во всяком случае более жизнеспособно, чем, скажем, форма с двумя головами. Возможно, именно подобные калеки, изгои, например, в Тибете послужили прототипом и знаменитого волосатого многорукого Ман- гуса, людоеда и вампира, чудовища из монгольской мифоло- гии("майу" - злой, дурной). Согласно устной бурятской версии Гесериады(сказания о Гесе- ре) мангусы возникли из сброшенных на землю останков восточного тенгри Ата Улана(энтузиасты, наеврняка, не прочь заявить, что злой Тенгри - был радиоактивен, а мангусы - мута- ции вызванные радиацией - А.А.). Живут мангусы в труднодоступ- ных областях в пустыннх голых темных местах, так что "экологию окружающей среды" особо сильно не нарушают. Или - не нарушали. Ведь сказки о мангусах пришли к нам из далекого прошлого.
Каковы, вообще говоря, возможности руки? Во всевозможных мультфильмах руки могут вытягиваться и до земли, становиться в несколько раз длиннее роста и изгибаться, "как попало" в са- мыцх невообразимых направлениях. В одной своей фантастической, пока неоконченной повести, у автора этих строк одним из глав- ных героев, на дальней планете являются "моноруки", существа с головой человека, туловищем змеи и с... кистью руки на конце хвоста! Но все это, все ж-таки, фантазии, для пущего эффекта худо- жественного произведения. В увелкательной сказочно-фантасти ческо-романтической книге "Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков так писал про визит "веселой компании" к финдиректора Римскому: "Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, протянувшующся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку. Верхняя уже была открыта... ...Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула, сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и трясти раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая и покры- лась трупной зеленью..." Впрочем, чтобы вытянуть или неимоверно вывернуть руки, вовсе не надо быть волшебной покойницей. Трюки с освобождением из оков демонстрировал, когда-то всемирно извстный "король це- пей" Гарри Гудини. Он умел... смешать кости рук и ног, мог "разбирать" руку по суставам и "складывать" ее потом. Нечто подобное продемонстрировал, когда-то, в одной из пер- вых передач телепрограммы "Взгляд", так называемый "человек без костей" Михайил Эвстенюк. Выглядело это так: "Возьмите меня за руку. Сделайте оборот(выворачивая кисть - А.А.). Еще оборот. Еще оборот. Хватит..." Три оборота проделала кисть руки(предварительно, наверняка, "закрученная" в противоположную сторону) с такой видимой лег- костью, будто это была просто ручка водопроводного крана!
РЫБЫ-ЛЮДИ. Существа, которых на древних рельефах и в рукопи- сях изображают как "человеко-рыб" часто не являются чем-то аб- соютно неизвестным. Современные сенсации - "баборыба"(тулови- ще рыбы с женскими ногами), "дельфины" с человечьими руками и тому подобное, порождены техническим прогрессом и, обычно, яв- ляются самыми обычными людьми, но, например, в специализиро- ванных гидрокостюмах... Так, образ "человека в кожанке", как мы знаем, был неотъем- лемой чертой начала 20-х годов нашего столетия. Однако, кожа- ная одежда применялась издавна. "Гидрокостюмы" применялись не только в наши дни, но и гораздо раньше. Причем, существовала не только привычная одежда из выделанных шкур и кож животных четвероногих, но и из... выделанной кожи крупных рыб! Именно из кожи сазана, щук и других огромных рыбин изготов- ляют, по сей день халаты, лодки, палатки, некоторое племена, например, по берегам Амура, на Дальнем Востоке. И рыбки брались не маленькие, а каждое - с доброе бревно толщиной. Шкуру такой даже не разрезали, лишь вычищали изнут- ри, делали прорези для рук и... влезали в нее, как в своеоб- разную непромокаемую жилетку! Такая одежда неплохо защищала от ветра, а в воде была ничем не хуже чем современный гидрокостюм! Кроме способа снятия шкуры с животного - путем разрезания на животе, достаточно распространен и другой, когда животное вскрывают в одном каком-то месте, после чего шкура снимается с тушки "трубкой", "чулком". Именно такой способ снимания "трубкой" мог использоваться для снимания шкуры с... рыбы! Подобный способ отмечался, нап- ример, для туземцев Бразилии при использовании "рубашечного дерева", сообщал известный этнограф Тэйлор Э. в книге "Перво- бытная культура"(М., 1939): "Человек отрубает ствол или толстую ветвь в 4-5 футов длиной и снимает кору с нее в виде цельной трубки. Ему затем остается только размочить и разбить ее домягка, прорезать в ней дыры для просовывания рук, чтобы, после этого надеть как готовую рубашку". У вавилонян, например, жрец, одетый под облик бога Эа, пове- лителя подземных вод и морей, так и надевал на себя шкуру огромной рыбы, как плащ, так, что жаберные крышки образовывали своеобразный шлем! Именно такой "костюм", с неснятой чешуей наружу, вполне мог послужить целому ряду легенд о всевозможных "морских монахах" и "морских девах"(если не считать отдельных мифов о водяных животных - тюленях, выдрах и т.п.). Таков, например, странный китайский Лин-Юй, существо с телом рыбы, но с руками, ногами и голосом - человека! Рисунки таких людей-рыб кочуют по эпохам и народам. Так, в ритуальном бас- сейне из Ашшура изображен Кулулу - спутник бога Эа(Эйя, Энка), в огромной рыбьей шкуре(см.рис.). В Древней Греции - мифичес- кого героя Главка изображали в виде получеловека-полурыбы со старческим лицом с длинной бородой и волосами до плеч.
Что же касается русалок, то если мы будем про них писать, то не хватит целой книги. Впрочем, писатель И.С.Тургенев, когда он купался, как-то в юном возрасте, постречал одну такую голую русалку , позорно бежал от нее, но был "спасен" пастушком, ко- торый кнутом отогнал "русалку". Выяснилось, что это была прос- то... местная старуха-сумасшедшая, воображавшая себя русалкой и целыми днями не вылезавшая из воды! Разумеется, из легенд про русалок несложно набрать материала на целую книгу. Впрочем, что - легенды! На ярмарках, в старые года, в специальном "аквариуме" подчас показывали... вполне живую, улыбчивую русалку, способную острым словцом отбрить всякого. Такие демонстрации практиковались вплоть до начала ХХ века. В книге "Русские народные городские праздники", увеселения и зрелища. Л., 1988) Некрылова А.Ф. пишет, как ведущий представ- ления. "Трошин", громогласно объявлял: "- Сейчас Вы увидите аттракцион-иллюзию, Женщина-Рыба или русалка. И пояснял, указывая палкою: "Севрху у нее все, как полагается, зато внизу, вместо ног рыбий хвост. Марья Иванов- на, помахайте хвостиком". И толстая Марья Ивановна, с распущенными волосами, сидевшая в каком-то зеркальном ящике, к общему восторгу действителдьно приветливо помахивала рыбьим хвостом". В наши же дни подобные трюки перекочевали в разряд газетных "фотосенсаций". Но... верят им не меньше!
САТИРЫ. Современные сказочные черти произошли в средние века от... героев старинных мифов, точь в точь таких же, мохнатоза- дастых, хвостастых и рогастых. Только, в целях устрашения ве- рующих церковь сделала их - носителями зла. Тем самым, попут- но, вытравлялись верования, свойственные античным религиям, уничтожалась, таким обазом, религия-"конкурентка". Прототипы чертей в Греции именовались, а в Древнем Риме - Фавнами, Панами, Сильванами. Это были низшие божества - напо- ловину козлы, наполовину люди, обросшие шерстью, имели рожки на лбу, заостренные ушки и крючковатый нос. "Характер арийский, нордический..." - сообщалось в досье о разведчике Штирлице, действующем в глубоком тылу врага. Анало- гично, и на чертей можно составить свое "досье". "Считались весельчаками и выпивохами, - отмечал Хорхе Луис Борхес в книге "Энциклопедия вымышленных существ". Сопровожда- ли бога Вакха в его веселом завоевании Индостана. ЛОвили сетя- ми Нимф, им до одури нравились пляски, и они искуссно и грали на флейте. Крестьяне почитали сатиров и приносили им в жертву часть первого урожая или домашних козлов". Мохнатое существо в одной фессалийской пещере пленили леги- онеры Суллы и привели к своему вождю. Сатир кричал страшным голосом и с виду был так уродлив, что Сулла не выдержал и при- казал вернуть его в горы. Нетрудно догадаться, что под "сатирами" разумели в давние времена... крупных обезьян! Это же видно и по описаниям знаме- нитого Карла Линнея, первого систематика и классификатора жи- вотного мира("Сатир Альдрованда" и т.п.). Впрочем, сатирами именовали и просто, избыточно волосатых...
СЕРДЦЕ. Кардиологи могли бы указать весьма многочисленные аномалии в строении и деятельности сердца. Но все они, как правило, скрыты от глаз и весьма специализированы, представляя интерес разве что для инженера-гидравлика или медика. Так что о них можно поговорить в более научной книге об аномалиях, а вовсе не здесь, где, что ни говори, мы пытаемся(хоть чуть-чуть) "развлечь" читателя. Скажем, одним из первых пациентов, у которого наблюдали жи- вое сердце, был Айу, третий виконт ирландского графства Монт- гомери, который в детстве перенес тяжелое ранение. В связи с этим, у него на груди образовалось незарастающее отверстие, через которое которое хорошо было видно пульсирующее сердце (г.Советский Спорт. 11.05.1990 г.). Известны случаи рождения людей и животных с несколькими сердцами или даже... вообще без сердца! Впрочем, удвоенное сердце хирурги делают и специально, для улучшения кровообраще- ния. Вена(Австрия). Лоренц Хипфль из города Кремса родился не с двумя сердцами. Он стал обладателем двух сердец после опера- ции, которую сделал ему 2,4 года назад профессор Раймунд Марг- райтер(Инсбрук). 27-летний Химпфль перенес операцию по трансплантации серд- ца(05.02.1984). С тех пор он и живет с двумя сердцами и чувс- твует себя хорошо. Ездит на велосипеде, играет в пинг-понг и даже в футбол(г.Известия, 24.08.1986 г.). "Впервые человек живет с двумя сердцами, - сообщал еженедельниц "За рубежом" в 1974 года(N49). - Вечером 24 нояб- ря профессор Кристиан Барнард, пионер в области пересадки сердца, пересадил сердце 10-летней девочки в грудную клетку 58 -летнего мужчины, чье сердце было оставлено на месте. Второе сердце лишь помогло улучшить кровообращение у больного". Пациент быстро пришел в себя и пришел в сознание. "В операционном протоколе доктор Барнард указал, что переса- женное сердце было помещено справа от сердца больного, чтобы заменить ослабший левый желудочек. Между аортами и предсердия- ми двух сердец был проведен анастомоз и два сердца в сшитом состояниии представляют собой, фактически, одно, по крайне ме- ре в функциональном плане".
Количество сердец, впрочем, может быть различным от природы. Сообщалось про животных с двумя и даже тремя сердцами. А од- нажды была обнаружена курица у которой было сразу... 9 малень- ких куриных сердечек! Что же касается сказочников, то они наделяли своих героев сердцами самыми разными - железным, как у наследника Тутти из книги Ю.Олеши "Три толстяка"; матерчатым, с опилками, как у Железного Дровосека из "Волшебника изумрудного города" А.Вол- кова; пронзенного осколком колдовского зеркала, как в "Снежной королеве" Г.Х.Андересена и т.д. и т.п. Некоторые герои худо- жественных произведений попросту, и морально, и физически, лю- ди "бессердечные". Впрочем, как показывает практика, такие "бессердечные", под- час, вполне реально появляются на свет! Подобные явно неприспособленных особи, вероятно, представля- ют собой "остаток" от второго близнеца(см.напр. И.Ранке."Человек".т.1. СПб., 1896) И.Ранке называет абсолютно "неавтономные"(несамостоятельные, "бессердечные" уроды, кото- рые, несомненно, не были приспособлены к жизни, но в организме матери длительно развивались, за счет питания через плаценту.
СЛЕЗЫ. Слезы - жидкость достаточно привычная и обычная. Но, даже слезы могут быть не совсем такими какими мы их привыкли видеть, а, например, кровавыми. Именно таким слезами плакала знаменитая "стигматичка" Тереза Нойман, женщина глубоко верую- щая. На фотографиях она запечатлена в такими кровавыми подте- ками по щекам, на благоговейно-невозмутимом лице. Напомним, "стигматами" называют раны, подобные ранам Христа, полученным, согласно преданию, на распятии. Такие же раны - на ладонях возникали и у Терезы, у Святого Франциска и многих других(об этом рассказано в другом микрословаре, о Религии). Впрочем, например, индийские танцоры легко добиваются в чем- -то подобоное эффекта, вкладывая в угло глаза семечко растения (кажтся, конопляное, в результате чего) глаза становятся по краям красными, что выглядит в танце очень красиво. Правда, здесь недалеко заработать и конъюнктивит, но - чего не сдела- ешь ради искусства! Фокусники же, вместо такого семечка кладут в глаз кусочек красителя и... способны плакать - голубыми слезами из одного глаза и красными из дургого... Что же касается неутомимых жур- налистов, то, не так давно они объявили очередную сенсацию, у одной индийской девочки из глаз лезли... муравьи! Правда, мелкие, совсем маленькие. Возможно, и впрямь "где-то" вывелись...
СИРЕНЫ. И звук сирены - сладок и приятен... Но, разумеется, не сирены скорой помощи или милицейской машины. Приятным счи- талось - пение красавиц-сирен Сирены - полуженщин-полуптиц, рожденные Ахелоем и одной из муз. Согласно мифу, сирены - морские девы, необыкновенной красо- ты, входили в свиту богини Деметры. Как-то они провинились пе- ред богиней, когда не помогли ее дочери, Персефоне, украденной Аидом. В наказание Деметра наделила их... птичьими ногами. Сирены были соперницами знаменитых Муз - как раз в области музицирования у признанных специалистов Сирен, в Древней Гре- ции, впрочем, называли "Музами смерти". Впоследствии сирен стали изображать целиком в облике птиц с женской головой. Согласно "Одиссее" , жили на отдаленных ост- ровах и завлекали путников сладкими голосами. Согласно преданиям, сирены славились нежностью своего чарую- щего и завораживающего голосса. Их пение привлекало всех. Они проводили большую часть своей жизни, лежа на скалах и принося гибель рыбакам и мореплавателям, которых они заманивали своими песнями.
Гомер называл Сирен очаровательными обольстительницами муж- чин (цит. по Рене Менар. Мифы в искусстве старом и новом. М., 1992): "Кто по неосторожности остановится и будет прислушиваться к пению сирен, тот не увидит больше ни жены, ни возлюбленных де- тей: Сирены очаруют его своими грамоничными голосами и погу- бят. Вокруг этих очаровательниц валяются кости и высохшие ос- товы их жертв..." Судя по легендам, Сирены едва не очаровали бродягу-Одисея, но тот велел гребцам замазать уши смолой и воском, а сам потре- бовал, чтобы его привязали к мачте, дабы послушать, все-таки, о чем поют прелестные сирены. В итоге все остались целы. Поскольку Сирены в соревновании с Музами проиграли, то были безжалостно теми "ощипаны" и от стыда бросились в воде. Поэто- му некоторые художники изображали сирен в виде дев с рыбьим хвостом. Недаром, среди водных млекопитающих специально выде- ляют "сиреновых" - животных весьма любопытных, которые, как и тюлени, любят, высунв голову из воды наблюдать за людьми7. Правда, без всякого пения. Если отвлечься от явных сказок, то прототипы красивой леген- ды можно найти в... довольно редких человеческих уродствах, наследственного характера с... двупалой или трехпалой ступней! Так, журнал "Вокруг Света" публиковал, как-то крупную фотогра- фию людей-страусов из Южной Африки! Стопа их ноги раздвоена в виде своеобразной клешни, которую можно принять и за "птичью" ногу! Впрочем судя по довольным физиономиям фотографирущимся и по их стоптанным пыльным пят- кам, они ни духовного, ни физического неудобства от своей не- типичности - не испытывают... Впрочем, такие случаи не единичны и биологически, и мифоло- гически. В легендах и мифах люди с "птичьими ногами" не столь уж редки. В Китае это, например, Лэй-гун и Син-син-гоу, в Ин- дии - знаменитый Гаруда и т.д. и т.п. Возможно, конечно, что это и впрямь была эволюционная ветвь "людей-птиц", возможно, то были "космические пришельцы", воз- можно, вообще все это были выдумки. Впрочем, вот несколько ци- тать специалиста из капитального труда прошлого века: "В иных случаях ноги являются сросшимися вполне или отчасти, вследствие чего получается подобие коечностей сирен или тюле- ней, от которого ведут начало верования в русалок или людей с рыбьями хвостами", - отмечал И.Ранке ("Человек". т.1. СПб., 1896), в теме о человеческих ногах. "В числе уродливостей в которых старинная школа признава- ла "сходство с животными", видную роль играли люди с ногами на подобие гусиных или руками в виде плавников. Действительно, довольно чатсо встречаются уродливости, когда пальцы на руках и ногах вовсе не разделены или разделены только отчасти", - добавляет он в другом месте. И, наконец, еще одно высказывание, которое явно разочарует и энтузиастов "снежного человека" и "дьяволопоклонников": "На ряду с "гусиными ногами", у людей в старинных описаниях упоминаются и "козлиныя" или "лошадиныя" ноги, которым, по преимуществу приписывалось "дьвольское" происхождение". Таких детей прятали, укрывали, но, в конце концов, нередко попрос- ту... выбрасывали! Так, иногда и появлялись столь прославлен- ные античные фавны, сатиры и силены, которых христианская цер- ковь, впоследствии умело "перековала" в рогатого дьявола!
СПЕРМАТОЗИОД. Описывая всевозможные реальные, мифические и мистические аномалии в формах человека, можно накнуться, под- час, на случпи довольно неожиданные, когда, например, человека находят на... буквально, микроскопическом уровне! Открытие микроскопа, вообще приписывают сыновьям аптекаря, братьям, Захариусу и Гансу Янсенам. Но первые относительно на- учные исследования проделал Антоний ван Левенгук(1632-1723 гг, Голландия). Его "микроскопы", правда, представляли собой не- большие пластиночки, с одной единственной линзой, где, напро- тив, на игле крепился препарат. Но такие приборы приобрел даже царь Петр Первый. Открытие сперматозиодов относят к 1677 году, хотя сам А.Ле- венгук приписывает их обнаружение И.Гаму, студенту из Лейде- на(Германия). Согласно возникшей и бытующей в те годы теории "преформизма"("предформы", буквально, "вложения" последующих форм в предыдущие) сперматозоиды, "живчики", мужские семенные тельца("зоос" - животные) представляют собой, попросту... че- ловеческие "личинки", то есть - необычайно маленьких, несколь- ко искаженных по виду человечков! Именно таким изображен человечек-сперматозоид на рисунке из Хартзекера, излюбленном историками науки, где будущий ребенок сидит, охватив коленки, в виде "головастика" с длинным "хвос- тиком" и с огромной головой. Что же касается Делепадиуса, то тот впрямую утверждал, что видел уже вполне сформированным че- ловечков! И только много позже, лишь с появлением хороших микроскопов, было выяснено, что гипотеза "вложения"(фактически, теория "матрешек") должна потерпеть крах. Электронная микроскопия это лишний раз доказала. Сказки и здесь - не получилось...
СТОПА. "Если мы, европейцы и европейки, терпеливо отдаемся на произвол башмаков, то причиняемые ими изменения еще весьма незначительны, в сранении с изменениями и недоразвитиям формы, на которые мода обрекает китайских женщин, - писал И.Ранке еще в 1904 году(Человек. т.1., СПб.). - Эти уродования также при- мыкают к животноподобным искажениям. Стопе китаянок искусс- твенно придается сходство с лошадиным копытом". В древнем Катае или Китае дамская ножка тогда лишь имела пра- во претендовать на название "красивой", когда длина ее не превышает 8-10 см. Такой излишек красоты могли себе позволить только дамы высших сословий, которых жизненные условия не вы- нуждают к ходьбе. К искривлению стопы приступали с самого рождения ребенка. Уже в первые дни после рождения на боковые стороны стопы и на пятку накладываются дощечки и поверх их нога крепко зашнуровы- вается с помощью бинтов. Один лишь большой палец удерживал приблизительно свое нор- мальное направление. Остальные же пальцы оттесняли под подош- ву. Пяточная кость загибалась книзу и весь свод стопы сжимался. По китайским обычаям(вошедшим в традицию во II тысячелетии), женщина должна была иметь маленькие дугообразные ножки(и... плоскую грудь!), напоминающие форму молодого месяца или лилии. Девушке, не обладавшей этими признаками красоты, трудно было выйти замуж. "Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах в народе говорили: "Они подобны тростнику, ко- торый колышется от ветра". Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в палан- кинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигатья сами, то их поддерживали с обеих сторон. "В Нанкине, - вспоминал Г.Гессе-Вартег, - я наблюдал, однаж- ды, как одна дама была вынута их паланкина и отнесена во внут- ренние покои служанкой, таким же способом, каким носят своих детей феллашки, т.е. на спине. В Цзинцзяне я также много раз видел, как служанки так же пе- реносили своих разряженных хозяек через улицу в гости к соседям. Дама обхватывала служанку за шею, а служанка подхва- тывала свою госпожу сзади под ляжки. "Золотые лилии" высовыва- лись из-под платья и беспомощно болтались по обе стороны спины служанки". Как возник столь варварский обычай бинтования ног, опреде- лить трудно. По одной из версий, у императора династиии Тан Ли Хоу-чжу была наложница по имени Яо Нян. Император повелел юве- лирам сделать золотой лотос высотой в шесть футов. Внутри цве- ток был выложен нефриттом и украшен драгоценными камнями. "Яо Нян приказано было туго забинтовать свои ноги, придав им форму молодого месяца, и в таком виде танцевать внутри цвет- ка(мягко говоря, на "пуантах" - А.А.). Говорили, что танцующая Яо Нян была необыкновенно легка и грациозна, что, казалось, скользила над верхушками золотых лилий. По преданию, с того дня и началось бинтование ног". - собщает Сидихменов В.Я. в книге "Китай: страницы прошлого"(М., 1987). Разоблачение стопы представляло немаловажную детаель в эро- тическом искусстве Дальнего Востока. Всегда, даже в случае полного обнажения тела, женские ножки оставались закрыты. Это связывали с чисто китайским культом маленьких ступней, таких, что, как выражались, " можно было не только в руке зажать, но и во рту подержать". В литературе часто встечаются описания игры любовников с ма- ленькими туфельками, с разбинтовыванием ножек, которые сравни- ваются с лотосами. Китайский эрос. М., Квадрат , 1993.-504с. Такие игры считались самыми волнующими и интимными, а изображение ножек в обнаженном виде было "табуировано"...." "Такой любопытнй парадокс: все можно, но кроме женских ступ- ней. Для крошечных ножек существовали специальные ленты-бин- товки и изящные туфельки, в которых она могла выглядеть дейс- твительно красиво..." Впрочем, ножки в туфельках смотрятся красиво и без бинтов...
СТОПА. Кроме изменения количества ног, возможно и изменение количества пальцев в стопе. Известны уродства с двупалыми и трехпалые ногами. Двупалые в середине 80-х описывались, напри- мер, в журнале "Вокруг Света", где называлась местность в Юж- ной Африке, где целое племя имеет... наследуемую двупалость ноги! На крупной цветной фотографии, выставив вперед крупные грязные пятки сидят двое. И ноги их - двупалы, клешневидны. Такие люди, с двумя пальцами на ногах встречаются в племени вадомо(долина реки Замбези) и племени каланга(восток пустыни Калахари, Ботсвана). Подобная же клешневидность была, например, у известного "монстра Фомы" из Санкт-Петурбургской "Кунсткамеры" Петра I-го, учрежденной в 1714 году. И - ничего, Фома ходил вполне сносно, держался на ногах твердо. Кроме двупалой стопы бывает и... "птичья", трехпалая стопа. Вполне возможно, что именно таким уродствам обязаны своим про- исхождением мифы о людях с... птичьими ногами! Именно такими они изображаются на рисунках и фресках -в Древней Греции(сире- ны), в Китае(скажем, Син-ин гоу) и т.п. Примеров таких мифоло- гических героев можно привести не так уж мало. Бывают, среди аномалий стопы и такие, которые можно, условно назвать "однопалостью", "лошадиной ногой". Случаи такие отно- сительно редки, но все же встречаются. И именно такие случаи можно, при большом желании, использовать для объяснения появ- ления мифов о... сатирах, героев древних легенд и излюбленном населении картин Рубенса, Пуссена и других классиков живописи! Впрочем, сатиры и силены, фавны и черти, вся эта "козлоно- гая" нечисть, в общем-то была относительно безобидна и отлича- лась лишь изобилием шалостей, особенно, в отногении женщин. Называя здесь сатиров, мы, разумеется, "намекаем", на то, что пыльные стоптанные пятки с двумя кривыми пальцами могли быть характерны, скажем, для какого-то племени, с наследствен- но уродливыми ногами. А, впрочем, может быть и нет. Впрочем, далеко не на всех картинах и скульптурах сатиры по- казывались с мохнатыми бедрами, с хвостом и с копытами. Подчас это, внешне были вполне нормальные люди, только лишь сзади, "чуть пониже спины" скульпторы показывали курчавый участок, типа небольшого хвостика, что, кстати, довольно распространено среди некоторых народов Средизменоморья. Многие авторы, например, Ламетри, явно разумели под "сатира- ми" различные породы обезьян. Европу, особенно южную, когда-то населяли обезьяны(частично они остались в районе Гибралтара), и поэтому многие истории еще в средние века о "чертенятах" или "призраках" вызваны были порождены именно еще не исстребленны- ми европейскими обезьянками. Для художников и литераторов фавны, сатиры, силены и прочие предоставляли необозримую ниву, благо и те и другие любили вы- пить и закусить, любили женщин, а женщины любили их, за вполне человеческую обходительность и вполне животный азарт...
СФИНКС. Сфинксом обычно именуют мифическое существо в виде женщины с туловищем львицы, нередко изображаемую, к тому же с крыльями. Гигантская фигура сфинкса Хафра, "Отца страха", как бы охраняет вечный покой своего фараона. Фантастическую фигуру сфинкса можно, конечно, посчитать "уродом", но более культурно выражаясь, он составлен путем "агглютинации понятий"(термин психологов) был - сфинкс. Сфинк- сом называли крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины, проживавшем на скале, близ Фив. Родителями его, ес- тественно были тоже известные чудовища(читай, уроды) Тифон со змеями вместо ног и Ехидна, полуженщина-полузмея. Дурная наследственность и неважное отношение окружающих, ви- димо, сказались на психике, и женщина-сфинкс, скучая на скале в одиночестве, время от времени убивала прохожих путников, за- давая им, в качестве собственного оправдания, загадки(по пору- чению Марса, правда). В связи с этим в Древней Греции про сфинкса ходила легенда как про безжалостного истребителя людей. Впрочем, на одной не- большой античной камее описанный "страшный" Сфинкс выглядит совсем маленьким и домашним, с щенячьим загнутым хвостиком. Тогда Креонт, правитель царства, вскоре после смерти Лая, фиванского царя, объвил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса престол и руку овдовевшей царицы. Тут-ир и объявил- ся Эдип, брошенный сын все того же царя Лая и воспитанный пас- тухом Форбасом. Сфинкс и ему загадал загадку: "Какое это животное, которое ходит утром на 4-х ногах, в полдень - на двух, а вечером - на трех?" "Это человек, - отвечал Эдип сфинксу. - В детстве он полхза- ет на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку. Это и есть его третья нога..." Сфинкс услышал ответ и, как говорят, бросился с горя в про- пасть. Впрочем, возможно, он упал туда и случайно, тем более что у загадки есть и более "эротическая" версия с "третьей" ногой человека...
ТАЛИЯ. Человек всячески старался изменить себя, сделаться отличным от других. Ныне он применяет хирургические операции, "наставляя" плечи, убирая "лишные" ребра(для стройности), уве- личивая объем груди(за счет пластиковых пакетов с силиконом) и видоизменяя себя еще более экзотическими способами: удлиняя кости ног, пересаживая радужку глаза(Филипп Киркоров сделал себе - синие глаза), превращая себя из негра в белого(как Майкл Джексон) и т.п. Чтобы "сделать себя" некоторые, сознательно или неосознанно, начинают отращивать живот. Иначе говоря - уничтожать "талию". Другие, напротив, борются с животом и талию "блюдут"... Вообще говоря, "блюдут талию" далеко не все. Скажем, в 1969 году в Канаде самодемонстрировалсь, естественно, за деньги, "самая тяжелая женщина в мире". Ее вес составлял... 334 килог- рамма! Для пущего привлечения публики она была одета в купаль- ный костюм и, "всего" за пол-доллара одаряла автографом и фо- тографией любого желающего. Тем не менее, пример такой не слишком типичен. Веками женщи- на стремилась стать стройной, и, одним из способов создания "осиной" талии, был, например, корсет. "Корсет(франц.), безрукавный женский нижний лиф, - сообщал "Новейший энциклопедический словарь"(Л., 1926 г.). - в который спереди вставляются стальные пластины, а в остальные - китовый ус, камышовые, тростниковые и другие пластины. Стягивается сверху шнурками, Крайне вреден для здоровья..." Что верно, то верно(можно выразиться и иначе, что вредно, то вредно). На балах "затянутые" в корсет девицы "штабелями" ва- лились в обморок, при малейшем волнительном происшествии. Кор- сет неминуемо нарушал кровообращение, ухудшал кислородообмен и настолько видоизменял грудную клетку(см.рис.), что он станови- лась похожа на... воронку! Но талия была воистину - "осиная"!
ТСАНТСА. Прочитаем любопытное описание, приведеное у известных когда-то автопутешественников И.Ганзелки и М.Зикмунда: "После похода шуарский воин отрезает у врага голову, по воз- можности ближе к плечам. Затем он разрезает кожу от затылка через темя ко лбу и осторожно снимает ее вперед, по направле- нию к лицу. Эту операцию он проводит с особой тщательностью, ибо верит, что умрет, если по своей неловкости прорвет или еще как-нибудь повредит кожу. Разрез он зашивает, сшивает также губы и веки, а для подве- шивания тсантсы продевает сквозь темя лиану, к концу которой привязана гладко обструганная палочка, не позволяющая лиане выпасть. Череп - с этого момент предмет нечистый - он выбрасы- вает в лесу, вдали от геи и от всех тропок, ведущих к ней. Приготовленную, таким образом, кожу он погружает в обычную речную воду и варит ее до тех пор, пока с нее не сойдет весь жир и мелкие частицы мяса. После того он вынимает ее, сушит в тени и затем кожу на шейном срезе накручивает на тонкий, свер- нутый кольцом прутик, так, чтобы шейное отверстие имело твер- дые края. Только теперь начинается само высушивание, а вместе с тем и быстрое сокращение кожи. Воин насыпает в голову прежде всего мелкую, раскаленную на костре гальку, потом, постепенно, все более тонкий и тонкий песок, с тем, чтобы он заполнил все складки. Горячие камешки устраняют остатки мышц и жира и вызывают затвердение кожи. Обряд этот весьма длительный, требующий пос- тиоянного внимания и ловкости от воина, который в течение все- го этого времени подправляет пальцами лицо убитого, чтобы сох- ранить его точный облик... Нетрудно понять, что борода и волосы убитого сохраняют нату- ральную, неуменьшенную величину. ПОэтому обычно создается впе- чатление, что тсантса - филигранный брелок на пряди волос, часто достигающих метра в длину..." Вряд ли здесь стоит добавить хоть слово, ведь информация пу- тешественникам шла, в буквальном смысле, из первых рук!
ТУЛОВИЩЕ. Мы уже описывали разные формы, где, в приципе у одного и того же существа было как бы два туловища(в случае, например, единой головы). Ситуации такие обычно связаны с не- равномерным развитием двух близнецов, один из коорых является нормальным человеком, а второй, как бы "паразитом", произрас- тающим на основном туловище. Если Вы вспомните известный фантастический боевик "Вспомни все!" с могучим Арнольдом Шварценеггером в главной роли, то, вероятно помните, что у одного из ключевых героев на теле был крохотный брат-близнец, мудрец и руковдитель восстания на пла- нете Марс, которого безуспешно искала полиция. Этот "подвешенный" близнец был вполне жизнеспособен и деяте- лен, но, в живой природе такого обычно не происходит и "пара- зит" является подлинно, недоразвитым паразитом, который прак- тически не обладает никакими качествами нормального человека. "Большой популярностью в XVII веке в Западной Европе пользо- вался итальянский граф Лаццаро Коллоредо, - сообщает Вальтер Фридрих в книге "Близнецы"(М., 1965). - На его груди висел ру- диментарный близнец, который достигал примерно 90 см в длину. Голова и тело были четко оформлены, одной ноги не было, на изуродованных кистях рук было по три пальца. Человекоподобное существо двигало руками, ушами и губами, дышало, у него прослушивались удары сердца. Благодаря двойному крещению(церкви пришлось поработать мозгами, как "оформить" земную жизнь подобного человека - А.А.) церковь признала их двумя людьми. Граф путешествовал по всей Европе, демонстрируя свое уродство, что приносило ему богатый доход". Бизнес - есть бизнес... даже на собственном уродстве.
ТУЛОВИЩЕ. Некоторых людей с разным успехом можно назвать как "двухтелесными", так и "одноголовыми". В принципе, мы все, в основном, одноголовы. Но есть и другие "биоверсии" человечес- кого построения. История человечества знает, а, скажем, книга И.Ранке "Чело- век"(т.I., СПб., 1904) воспроизводит скелет двух туловищ с... одной-единственной головой! Такие "сиамские близнецы"(см.рис.) при абсолютной полноценности их туловищ, были, увы, принципи- ально - неразделимы... Внешний вид монстра(см.рис.), уже обле- ченного плотью, приводился в друго давнем пособии, изобилующем примерами на уродства, в книге "Биологические основы зооло- гии"(В.Шимкевич, М.-Л., 1925). В этой же книге, как и в других пособиях по тератологии, приводился и один из немногих примеров рождения ребенка с... тремя головами, на полном, вполне функционирующем туловище(см. рис.). При правильном уходе такое чудовище могло прожить отно- сительно долго, до "сознательного" возраста. Разумеется, в старой Европе, с ее относительно небольшим на- селением, чисто статистически, подобные аномалии возникали до- вольно редко. В то же время в азиатских странах, с огромными территориями и многомиллионным населением, возникновение по- добных отклонений могло происходить(и происходит) гораздо ча- ще. Поэтому мифы о двухголовых, трехголовых, четырехруких бо- гах и их живописные изображения могли иметь полне реальные прототипы! Рождение подобного ребенка рассматривалось, подчас, не как нежелательное уродство, а как "воля богов", проявление в су- щем. Детей с такими удивительными отклонениями могли брать на воспитание в храмы, выхаживать, воспитывать, запугивать и без того суеверное население. Одними из самых знаменитых близнецов, кроме близнецов Диос- куров(Кастора и Полидевка, иначе - Поллукса) были сиамские близнецы Молиониды, Эврит и Ктеат, родившиеся, согласно Гесио- ду, со сросшимися туловищами. Несмотря на это, они умудрились сразиться со знаменитым Гераклом, за своего дядю - не менее знаменитого Авгия, чьи конюшни Геркал основательно почистил. Геракл не пощадил сиамских уникумов, убил и - в очередной раз прославился. "Двойные и тройные уродства у человека представляют разные формы и разные степени развития каждой особи, - отмечает это пособие. - Так, один из двойников, называемых "автозитным", может хорошо и нормально развиваться, а другой, называемый "паразитным" может быть гораздо меньшей величины и представ- лять различные степени недоразвития. Такие уровни называются асимметричными, т.к. не только обе особи, составляющие уродство или оба компонента развиваются неодинаково, но и соелдиняются весьма различным образом: пара- зит может прикрепляться на небе, в области крестца и т.п..." В той же книге(по Гинару) приводится случай необычайно сво- еобразного "паразитства", наличие одной лишь "дополнительной" головы, поверх обычной, без... второго дополнительного тулови- ща(см.рис)! Сообщается об этом, впрочем, довольно сухо, без всяких модных ныне восторгов: "Описан(Хьюм и Воттем, 1790) паразитный урод, состоящий из одной головы, прросшей теменем к голове главного. Вероятно, и между полушариями той и другой особи имелось сравстание, так как, при сосании молока, главной особью, паразит выпускал слю- ну и производился сосательные движения..."
Иногда срастание было не столь значительным, и, в наши дни простейшее хирургическое разделение позволило бы двум близне- цам жить, как вполне нормальные люди. Одна из таких форм появилась в XV веке. Вальтер Фридрих. в книге "Близнецы"(М., 1985) пишет так: "С XV века сохранилась гравюра на дереве(см.рис. - А.А.) с изображением двух сросшихся головами близнецов. Этот случай многократно зафиксирован на картинах и в письменных докумен- тах. Летописец сообщает: "В 1495 году от рождения Христова, родила женщина в Бирш- таттине, деревне, лежащей между Бензеном и Вормсом, двух де- тей, головы которых срослись спереди, и когда одна шла вперед, другая должна была пятиться задом. Если одна ложилась на пра- вый бок, то другая должна была лежать на левом. Лбы у них совершенно срослись, так, что ни одна из них не могла смотреть вперед, а только в стороны. Когда я их увидел в Ментце, в 1501 году, им было 6 лет. Прожили они не более 10 лет. Когда одна умерла, нужно было отрезать мертвую от живой, а так как тогда у живой голова спе- реди оставалось открытой, она тоже вскоре умерла..." В наши дни население земного шара возросло во много раз и потому сенсационные "сдвойки" - не такая уж редкость. В нашей стране наиболее известны были сиамские близнецы Маша и Даша Кривошляповы, имеющие, фактически, два туловища на двух ногах, сросшиеся в области таза и принципиально неразделимые(см.напр. Московская правда, 01.02.1989; 27.04.1989 г). Не сладко, конечно, таким людям, но, все ж, одна голова хо- рошо, а две - лучше? Возможно, когда-нибудь и все люди станут - двухголовыми...
Next