АНТРОАНОМАЛИКА
  
           УСЫ. Усы - неотъемлемая часть многих мужчин и, притом, часть
         сугубо индивидуальная.  ПО некоторым усам можно сразу  узнать,
         кто это и откуда. Никто не спутает усики Гитлера и усищи Тара-
         са Бульбы,  франтоватые усы молодого мушкетера  Д'Артаньяна  и
         "моржеобразную" усовую  щетку писателя Максима Горького.  Все-
         возможные усишки,  усенки, усята и т.п. украшают многочислен-
         ных героев нашей и зарубежной литературы.

           Вот, например,  одна из таких усовых знаменитостей,  в книге
         Джанни Родари, "Приключения Чиполлино"(см.Свердловск, 1959):
           "Вслед за профессором Грушей явился огородник Лук  Порей.  У
         него  был  густой  чуб,  спадающий на лоб и длинные-предлинные
         усы.
           - Из-за этих усов, - жаловался Лук Порей Чиполлино, - у меня
         немалдо неприятностей. Когда моя жена собирается чушить белье,
         она сажает  меня  на балкон,  привязывает мои усы за кончики к
         двум гвозядм и вешает на них свои простыни, рыбашки и чулки.
           А я должен сидеть на солнце до тех пор, пока белье не высох-
         нет. Вот, видите, какие у меня следы на усах!
           Действительно, на  усах  Лука Порея виднелись следы от дере-
         вянных защепок..." 
В жизни реальной усы неимоверной длины тоже встречаются. Ме- сут Канат, житель городка Кызылтене(провинция Мардин, Турция), был не только главой 5-тысячного племени смерьян, но и облада- тель самых длинных в Турции усов. Они у Месута достигали 90 сантиметров, что по его словам явно укрепляет авторитет среди соплеменников. (см напр. Сб.Познай себя! М.: Знание, 1989). Впрочем, даже такая впечатляющая длина - всего лишь жалкие "усишки" по сранению с усами, взращенными Биргером Пелласом(г. Мальме, Швеция), "рекордные" усы которого достигали длины... 2,34 метра! Несомненно они были внесаны в известную "Книгу ре- кордов Гиннеса". Туда, кстати лучше и заглянуть любителям "усиных" рекордов. Перещеголять рекордсменов, которые там названы, уже вряд ли удасться, разве что, с помощью специального "ростового" препа- рата...
УШИ. Уши - элемент достаточно простой и большого разноообра- зия в уродствах не представлял. Рождались, конечно, абсолютно безухие или люди с особо крупными или длинными ушами, но, в общем-то и все. "Наружное ухо, о возможности умножения которого мы говорили выше, в противоположность тому, может вполне отсуствовать, или перемещаться более или менее низко, приближаясь к шее", - пи- сал в прошлом веке И.Ранке(Человек. т.1 СПб., 1896). Про такие случаи, как скажем, про "четырехухую" кошку (как у клоуна Юрия Куклачева) человечество, в общем и не слыхало. Правда, по прихоти сказочников(а, может быть и вследствии мутации, как знать), у царя Мидаса из Фригии были... ослиные уши! Длинные и мохнатые! Миф даже давал оправдание таким ушам: Мидаса поставили судь- ей на музыкальном соревновании между Аполлоном и Паном, т.е., фактически, между классической музыкой и "кантри". Мидас приз- нал побежденным... Аполлона, и тот, разгневавшись, и наградил- Мидаса - длинными ослиными ушами! Тайну Мидаса выдал некий ци- рюльник, увидевший эти уши и шепнувший тайну в земляную ямку из которой вырос тростник, расшелестевший по всему свету, что у царя Мидаса - ослиные уши... "Мусульманские легенды, например, рассказывают о народе го- гов и магогов, - пишет известный этнограф Тэйлор Э. в книге "Первобытная культура"(М., 1939), - которые чрезвычайно малы ростом, но неделены такими же ушами, как у слона. Они были очень многочислены и опустошали мир. Жили они на Востоке, от- деленные от Персии высокой горой с одним только проходом. Когда соседние с ними народы узнали о подвигах Александра Великого, они заплатили ему дань, за то, что он построил им стену из бронзы и железа для ограждения их от гогов и магогов. Кто не узнает монголов Азии в этом мифическом описании?" - заключает Э.Тэйлор.
Видя, что уши сами варьируют мало, человек взялся их видоиз- менять. Например, растягивать, как в бразильском племени ботокуду. "Боток" - затычка бочки, по-португальски, втулка, вставляемая в отверстие, проткнутое в ухе(как для серег) причем ухо растягивается до такой степени, что после извлечения де- ревянного кружка, остающаяся петля опускается почти до плеча. "Таким образом, возможно, что в излюбленных древниями геог- рафами чудесных повествованиях насчет плдемен, огромные уши которых спускаются до самых плеч, содержалась известная доля правды, хотя рассказчики чересчур уж преувеличивали, когда уверяли, что люди этих племен ложатся на одно ухо вместо пос- тели и покрываются другим, как одеялом". - писал этнограф Тэй- лор Э. в книге "Первобытная культура"(М., 1939). Здесь сразу же можно вспомнить многочисленных мифологических персонажей с крупными ушами - знаменитых "длинноухих" с острова Пасхи; Будду с его огромными ушами - символом "мудрости" и мно- гие другие примеры. Уши были любимым предметом эстетического уродования, "Ушные мочки, - сообщал Рейхард о племени ваниавези, - прокалываются в юности или если тогда этого не сделали, у взрослых железной иглой или шилом, и сначала продевается нитка, которая на тре- тий день заменяются по заживлении, куском дерева вроде втулки, а эта последняя, - чтоб еще увеличить образовавшееся отверс- тие, - утолщается ежедневно навертыванием древесной или хлоп- чатобумажной материи. Если хотят еще увеличить дыру, всовывают в нее постеннно утолщающееся горло тыквенной втулки, проталкивая его все даль- ге и дальше..." Привести пример на тему уродования ушей - нет ничего проще. В одной из старых книг ("Человековедение. Основы антропологии и этнографии". СПб., 1904) этнограф А.Соколовский писал: "Африканские племена в различных случаях изменяют форму уш- ных раковин и губ. Ватчагга, племя эживущее на плодородных и здоровых склонах Килиманджаро тяжелыми ушными подвесками вытя- гивают свои ушныя мочки до уродливой длины... Подобное же уродование, только в еще больших размерах, про- изводят над собой различныя индейские племена средней и южной Америки. Карихона и рукухон носят вставленную в нижнюю губу жестяную палочку. Орегоны протыкают края ушной раковины и мочку, ноздри и ниж- нюю губу и вставляют туда круглые кусочки коры, постоянно рас- ширяя отверстие до 16-20 мм в поперечнике..." Впрочем, не надо думать, что упражнения с ушами заключаются исключительно в их продырявливании: не так давно "Экспресс-га- зета" описывала мужчину, которому, путем хирургической опера- ции родное ухо было пересажено на... бедро! Его девушке это ужасно нравится, и, если верить прессе, он намеревается пере- садить и второе ухо...
ФАЛЛОС. Рассуждать на фаллические темы сейчас, когда мы пе- реживаем "сексуальную революцию", и в литературе, и в кино, и, похоже, в жизни, вещь довольно неблагодарная. Поэтому постара- емся быть предельно краткими. Аномалии фаллоса достаточно хорошо известны врачам и для ши- рокого читателя большого интереса не представляют. Сознатель- ные уродования упомянутых принадлежностей с внедрением всевоз- можных "шариков", "усиков" и т.п. так же интересны больше сексуальным маньякам и профессиональным "жрицам любви". Любопытны, правда, отличия, имеющеся, скажем, у животных, они довольно многообразны, но перечислим лишь нкоторые. Так, например, у кенгуру фаллос - раздвоенный! У слона он в спокойном состояниии укладывается буквой "S". У некоторых ры- бок мужской половой орган, гоноподий - едва ли не в длину все- го тела. У прыгучих тушканчиков окончание столь важного органа покрыта(видимо весьма возбуждающими) роговыми шипиками. А у моржа имеется внутренняя особая кость "os penis", достигающая среди мира млекопитающих максимальной величины - 512 мм! У человека же существует отклонение, именуемое "приапизм". Энциклопедический справочник "Сексология"(2 изд. Минск, 1994) приводит цветную иллюстрацию с красочной фрески, найденной в развалинах Помпеи, где изображен мужчина с впечатляющих разме- ров "аппаратом"(подобный встречается, подчас, у некоторых го- мосексуалистов) и приводит лаконичное описание: "Приапизм(греч. priapismos - по имени древнегреческого бога плодородия Приапа), стойкая патологическая эрекция полового члена, не связанная с сексуальным возбуждением. Начинается внезапно, обычно во сне. Половой член становится максимально напряженным, принимает не перпендикулярное, как прифизиолги- ческой эрекции, а дугообразное положение и пригнут к животу..." Что же касается происхождения культа самого Приапа, то это началось где-то еще до IV века до нашей эры, в Лампсаке, мест- ные жители которого утверждали, что Приап был изгнан из города именно за небывалый по размерам фаллос(который он, видимо, "не по назначению" использовал...). После походов Александра Маке- донского культ Приапа распространился по всему восточному Сре- диземноморью.
Газета "Московский комсомолец" как-то поместила небольшую заметку, также на темы желаний и возможностей(31.08. 1993 г.): Какой-то энтузиаст "тяжелого секса" дождался отъезда своей жены и пригласил любовницу. "Перед самым ответственным момен- том вколол себе, прямо в член, папаверин, и парочка занялась любовью. Оргия продолжалась почти без перерыва двое суток". Через двое суток вернулась жена, сменив вконец измочаленную любовницу. Но, "страсть" не проходила и, так или иначе, приш- лось прибегнуть к помощи медиков "Измученный тремя сутками непрерывной эрекции, бедолага вызвал "скорую" прямо у подъез- да, стоя в одних трусах, напоминающих по форме парашют. Врачи облегчили мучения полового гиганта, выпустив лишнюю кровь из разбухшего органа..." Шуток и карикатур с уродливыми людскими телами, было во все века немало, и, если бы мы, к нашему повествованию, добавили многочисленные случаи литературных и карикатурных анатомичес- ких уродств, то утонули бы в целом море художественных фанта- зий. Достаточно вспомнить знаменитого классика сюрреализма, художника Сальватора Дали, наших "Кукрыникс" из карикатурис- тов, писателя и математика Льюиса Кэролла с его иллюстрациями об Алисе в "Стране чудес" и т.п. Достаточно произвольно просочетать различные части тела и получить, например, осминога с восьмью руками; человека, у ко- торго вместо каждого кулака растет... голова; человека с пят- кой вместо черепа и тому подобное. Особенно много шуток было "на эту" тему. Рассказывая о про- исхождении великана Пантагрюэля в известной книге "Гаргантюа и Пантагрюэль", веселый и озорной Франсуа Рабле сообщил, что ве- ликаны про получились из людей, растущих "вдоль и поперек", после того как наелись ягод... кизила! Другие же люди "росли", как он описывал, в других частях те- ла: у одних росли руки, у других - ноги, плечи, нос и т.п. "У иных вытягивался в длину орган, именуемый "пахарем", - живоописал Рабле(см.напр. М., 1991), - он становился на диво длинным, дюжим, ражим, пригожим, цветущим, торчащим вверх на античный манер и люди пользовалась им как поясом, и раз пять или шесть обматывая его вокруг туловища. Когда же он находился в стоячем положении, а ветер дул людям в спину, то в эти минуты при взгляде на них, можно было поду- мать, что это играющий в "кинтен" выставили пики. Порода этих людей исчезла, по крайней мере так утверждают женщины, ибо они постоянно плачутся..." Впрочем, как говорится, в известной поговорке, "хорошего че- ловека должно быть много". Гораздо хуже, когда... вообще ниче- го нет! Так, по свидетельству историка М.Семевского в Санкт-Петербургской "Кунсткамере" среди живых "экспонатов" со- держался и некий человек без... половых органов, которые зме- нял "грибовидный вырост, похожий на коровье вымя"... Живому "экспонату", для развлечения, дозволялось колоть дро- ва для музея, а уехать домой, увы, не дозволялось (см. напр. г.Труд, 14.01.1995 г.). Как-никак - редкость...
ХВОСТ. Одним из важных "признаков" колдуньи, как считали вплоть до XIX века, является... хвост! История сохранила нема- ло случаев "поиска хвоста" у женщин, подозреваемых в колдовс- тве, но, по счастью, "чертов хвост" ни разу не находили. В 1899 году в одной из деревень Орловской губернии мужики чуть было не убили некую тетку Татьяну, которую вся деревня считала ведьмой. "Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее, - пишет очевидец. - И вот что произошло потом из- за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне с строгим запросом, она им обещала прев- ратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: "Ты вот ведьма, а заговори мой кулак, так, чтобы он небя не ударил". И ударил ее по затылку. Татьяна упала, на нее как по сигналу на- пали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у нее хвост и оторвать. Баба кричала благим матом и защищащалась так отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были ру- ки. Хвоста, однако, не нашли..." Тем не менее хвост, большой или маленький у человека иногда появляется. Его считают за атавизм, за проявление "обезьянь- ей", когда-то, природы. У человека, в случае появления, хвост, чисто анатомически, имеет 3-5 коротких позвонков, иногда снаб- жен мышцами и способен шевелиться, как типичный хвост животно- го, например, в тот момент когда обладатель хвоста раздражен или волнуется. Гете, исходя из своих разносторонних познаний в области анатомии, писал по поводу одного известия, появившегося с Риме в 1787 году: "Хвостатые люди меня не удивляют: судя по описа- нию, это - нечто вполне естественное". А соратник Ч.Дарвина, Т.Гексли в эпоху становления эволюци- онной теории Чарльза Дарвина на одной из дискусский так напря- мик и заявил: "Я горжусь своей прабабушкой обезьяной!" Среди аргументов в пользу связи человека с обезьяной назы- вался, например, американский мальчик у которого длина хвостика достигала - 10-ти сантиметров! Отличный хвост! И зай- цы, и медведи - и те гордились бы! Занятно, что гордость такая переходит, подчас, в формы впол- не реальные. Так, согласно И.Ранке племя джайнджадов в Индии относительно нередко имеет отклонение в виде небольшого "хвос- тика", но нисколько не гнушается этим. Напротив, гордится, считая себя, ни больше, ни меньше, а... прямыми потомками Ха- нумана(Ганумана), всемогущественного царя обезьян! "...Окен сообщает, что, по словам полковницы Эльвуд, правя- щая фамилия города Пурундера из племени Джайвад, утверждала, будто она произошла от обезьяны ганумана(Semnopithecus entellus), героя индийской мифологии. Члены ея и по сю пору титулуют себя "хвостатыми Рана" на том основании, что один из их предков, будто бы, обладал удлиннением позвоночного столба. В данном случае хвост признавался, повидимому, за нечто почет- ное".
Впрочем, среди путешественников старых времен ходило немало легенд о хвостатых людей, но, не об отдельных представителях, а о...целых племенах! Дело в том, что, первоначально не дела- лось никаких различий между "дикими" племенами и крупными пле- менами. Более поздние европейские путешественники пытались уже дать рациональное объяснение слышанным ими в Африке и на Вос- токе рассказам о людях с хвостами. "Легенды всех народов занимались этим предметом - пишет И.Ранке("Человек".т.1 СПб., 1896). - Фантазия греков, при виде таких явлений, обращалась к чудесным истолкованиям, и миф пе- реработал их в хвостатого сатира(впрочем, "сатирами" именова- ли... обезьян, которых, когда-то было немало в южной Европе и остатки которых сохранились лишь в районе Гибралтара - А.А.). Устанавливалась уверенность в существовании хвостатых народов и племен... Передававшиеся с древних времен басни по этому поводу, помимио совершенно неосновательных измышлений самих путешественников или принятых ими на веру, оказались заблуждением, порожденных некоторыми костюмами. Дело в том, что у диких народов хвост животного иногда слу- жит украшением задней стороны тела..." В качестве примера И.Ранке приводит воинов Ням-Ням(Ниам-Ни- ам) в Африке, женщин племени бонго и прочее, украшавших себя хвостами со шкурок животных, висящими сзади, как "свой"... Так, племя вакамба привешивало сзади кусок шкуры по поводу чего исследователь Крампф ехидно замечал: "Неудивительно, что народ рассказывает, будто во внутренней Африке есть люди с хвостами!" "Несмотря на то, что туземное племя миау-тсе или "сыны поч- вы", по временам спускаются в Кантон для торговли, китайцы до сих пор твердо убеждены, что люди эти, подобно обезьянам об- ладают короткими хвостами". - отмечал другой автор. Наличие хвоста было как бы показателем "низости" развития. Даже полуцивилизованные малайцы описывали более дикие племена в виде людей с хвостами. Мусульманские народы Африки рассказы- вали ту же историю о народе ньям-ньям, живущем внутри материка (у них, как уже сказано "виноваты" подвешиваемые хвостики). О каготах, живущих близ Пиренеев, говорят, что они родятся с хвостами. НЕ менее любопытно сохраняющееся у диких племен пре- дание, что в древнейшем или первобыытном состоянии человек - был наделен хвостом. На остравах Фиджи сущетвует легенда о погибшем в великом по- топе человеческом племени с собачьими хвостами, а тасманицы говорят, что у людей первоначально были хвосты и не было сги- бов в коленях. "Де-Лаэт(Португалия, 1600 г.) дал описание свадебных обрядов у бразильцев: тесть здесь острым кремнем отсекает конец дере- вянной палки, отсекая таким образом, символически, хвосты у всех своих будущих внуков,чтобы они рождалсь без хвостов". Заметим, попутно, что, когда-то подобную процедуру отсекания хвостов, чисто экспериментально, в научных целях проводил крупнейший эволюционист Аугуст Вейсман. Проделывалось это на мышах, из поколение в поколение, однако "отрезанные хвосты" так и не наследовались...
"Лохнер очень картинно описывает, - сообщал И.Ранке(Человек. т.1 СПб., 1896), - как родители одного хвостатого ребенка сперва нерешительно намекнули, и только после торжественного обещания тайны с его стороны, открыли болезнь(хвост - А.А.) и дозволили ему осмотреть и исследовать пациента. Из сообщения Гессе видно также, какой ужас внушает эта ано- малия, когда он в своем "Описании путешествий по Ост-Индии" говорит: "в числе прочих наших рабов в рудниках находилась од- на невольница, которая, подобно презреннлму животному, была обезображена коротким придатком или козьим хвостом". В XIV веке, по свидетельству аббата Тританиуса, хвост счи- тался признаком начинающегося превращения в оборотня. Хвосты появляются и в наши дни. В Луксоре(Египет)в 1990 году родилась девочка с... 10 сантиметровым хвостиком! Фотографии младенца обошли все египетские газеты. По мнению врачей такая аномалия вызвана генетическим отклонением. Обсле- дование показало, что хвостик не связан с нервными окончаниями и было решено удалить его хирургическим путем. До операции мать ребенка скрывала случившееся от родственников и знакомых и даже отказывалась дать имя своей дочке( г.Частный Детектив, 13.1990).
ЦЕРБЕР(КЕРБЕР). греч. сын Тифона и Ехидны(Тифон - младший сын Геи и Тартара, чудовище с сотней драконьих голов, с чело- веческим туловищем и со змеями вместо ног, Ехидна - чудовищный полудемен, полузмей, полуженщина-полузмея, также дочь Тартар и Геи.. Кербер - свирепый трехголовый пес, охраняющий выход из Аи- да(царства мертвых, ада, преисподней). Кербер пропускал в царство всякого, но не выпускал никого. "Теогония" Гесиода приписывает ему 50 голов, - замечает Хор- хе Луис Борхес в своей своеобразной книге "Энциклопедия вымышленных существ", - для большего удобства в искусстве скульптуры эта цифра падает до трех голов у Цербера. Вергилий упоминиает о его трех глотках. Овидий говорит о троекратном лае. Батлер сравнивает три его короны с папской тиарой, являю- щейся портретом небес, с тремя собачьими голвами, являющимися портретом преисподней... С точки зрения текстов более древних, Цербер приветствует хвостом(который есть змея) входящих в Ад, и старается сожрать того, кто пытается выйти". Орфею удалось укротить кербера звуками музыки и выйти вместе с женою Эвридикой из преисподней. Впрочем, говорят, он прода- вался и по более "дешевой" цене: почти как легендарный медве- жонок Винни-Пух - за бутерброд с медом...
ЦИКЛОПЫ. Вообще говоря, циклопами именовались мифические од- ноглазые великаны. Первоначально же, миф о великанах, населяв- ших в древности землю , был наивной попыткой объяснить существование в различных областях Древней Греции еще более давних монументальных построек(микенского периода). Согласно мифу эти-то постройки и воздвигли некогда пришедшие в Грецию циклопы. Отсюда-то и сохранилось выражение "циклопические" размеры. Уран держал циклопов, как и всех своих детей, в недрах зем- ли. Кронос(Хронос), когда циклопы помогли ему захватить власть над миром, опасаясь их дикой силы, заковал циклопов в цепи. Циклопов, впрочем, освободил Зевс и они стали подручными Ге- феста, помогая ковать молнии для громовержца. Циклопы не соблюдали законов гостеприимства, склонны к людо- едству и к непочитанию богов. Впрочем, вряд ли будешь особо гостеприимным, с одним глазом во лбу... Предание о циклопах использовали античные литераторы: Эври- пид, в драме "Циклоп", Феокрит в идиллии "Полифем" и т.д. Цик- лопов иначе называли "моноклями"("одноглазами"), а в русских сказках раскаживал лохматый одноглазый гигант Верлиока("идет Верлиока, ростом высокий..."). "Так, в одном сонете, - отмечал Хорхе Луис Борхес("Энцикло- педия вымышленных существ"), сочиненном в начале XVII века Гонгора говорит: "Монокль облачает Галатею". Это, конечно, говорится о Полифеме, о котором он писал: "Гора возвышающихся конечностей - Сын безобразный Нептунов. Глазом одним мир освещая со лба своего, В этом соперник он старшей звезде, Смело шагает Циклоп по кручам с сосною, Послушною, словно бы посох. Череные кудри, подобно волнам Мрачных Летейских потоков, Ветер их буйный приводит в порядок Целый поток стремится с его бороды Темных волосьев, висящих клоками Подобно суровым сынам Пиренеев, Пальцами рук бороздит он грудь свою, Что всегда без одежды". Согласно легенде, Одиссей, во время своих странствий, с 12-ю сп утниками попал в пещеру, где жил Полифем со своим овечьим стадом. Полифем завалил огромным камнем вход в пещеру и пижи- рал 6-х спутников. Одиссей все же ухитрился после, бежать из пещеры, прячась под животом барана. Перед этим же он выжег единственный глаз Полифема, который тому был дороже жизни. Но, легенды -легендами. А были ли, реально, на свете лю- ди-циклопы? Племя Циклопов не была единственной, кто имел один глаз. Плиний также имел одну идею об аримаспах: Первый географ и историк, Геродот Галикарнасский писал: "По- хоже, что север Европы по-настоящему изобилует золотом, но не известно, ни где его добывабют, ни где оно находится. Расска- зывают, что одноглазые Аримаспы грабят Грифов, но это доста- точно грубый рассказ, чтобы можно было поверить в то, что на свете существуют люди, имеющие только один глаз на лице, и этого им достаточно, как для прочих два". "Эти люди примечательны тем, что имеют только один глаз пос- реди лба, - отмечал Плиний. - Они живут в постоянной войне с Грифами, крылатыми чудовищами, похищая у них золото, коорое те добывают из-под земли и которое обороняют с не меньшей а лчностью, делая Аримаспов одноглазыми". То ли мифических, то ли настоящих циклопов находили и в наше время. В 60-х годах в Болгарии, в городе Разлог обнаружили бы- ло череп "циклопа" - череп с одним единственным глазом! Но, вскоре выяснилась простая археолгическая ошибка - череп был перевернут затылочным отверстием кверху, его-то приняли за "глазницу"! Потом вновь однажды возникла сенсация с крупным черепом и одной "глазницей". Но и здесь была ошибка: речь шла о носовом отверстии в черепе... слоненка!
Впрочем, циклопы, хоть редко, но встречаются и в реальности. Так, в 40-е годы XX века, на острове Кандаву в Тихом океане(60 миль к югу от о.Фиджи) жил... самый настоящий циклоп! Ростом это был гигант(более 2м), с большой головой и с одним глазом, величиной с кулак, располагавшемся в центре лба, "как положено" класическому циклопу. Кто он был и чем занимался - неизвестно. Судить о нем можно лишь по черепу, который в конце 80-х годов нашл ученые. Они же установили, что погиб этот феномен, как раз в период 1941-1944 годов. Смерть наступила от пули, ее исследователи извлекли из основания черепа уникума(г."Версия" по г."Частный Детектив", 21.1994). Впрочем, циклопов наблюдали и живьем. Так, если верить прес- се, то, в течение ряда лет бродячие актеры и циркачи-балаган- щики старались, щедрыми посулами, заменить в свои заведения настоящего... циклопа! Циклопа, то есть, человека с одним гла- зом(напомним, у рачка-циклопа, глаз - только один, как и у ле- гендарного героя Древней Греции). Несмотря на то, что он не хочет иметь ничего общего с шоу-бизнесом, многочисленные дельцы настолько надоели ему, что, кончилось тем, что "циклоп" пригрозил, что отдубасит вся- кого, кто осмелится приблизиться к его дому с очередным "вы- годным" предложением. К 1961 году этот человек достиг среднего возраста ( г.Экспресс-НЛО, 1994.6). По сей день, то тут, то там возникают небольшие сообщения и про одноглазых, и про многоглазых. Правда - не часто. Так, В конце 80-х годов в медицинской прессе мельком сообщили о трехглазой девочке, откуда-то с Кавказа. Но, затем как-то все замолчалось. Наверно, не слишком удобно, все же, жить с тремя- четырьмя глазами на нашем свете...
ЧЕРЕП. С самого начала появления человечества, человек стремился хоть как-то переделать себя. Скажем, обнаружив, что череп новорожденных весьма подвижен и пластичен, человек взял- ся этот череп "перелепливать"! Делалаось это с помощью специ- альных дощечек, накладок, повязок. Так, уродуя голову, "лисьеголовые" индейцы стремились при- дать голове форму, присущую животному их тотема. Делали это в Мексике, в Перу, вдругих странах. Еще Гиппократ и Плиний писали об народах, у которых сущест- вовал обычай искусственно механически уродовать головы детей благородных. скажем, черепах "длинноголовых" или макроцефалов, живущих близ Черного моря. Заявления древних врачей были подт- веждены находками фон Бэра в древних гробницах Крыма, Тамани, Керчи, - отмечал И.Ранке (Человек. СПб., 1904). Черепа со следами искусственого деформирования, вызванного длительным сдавливанием, находили и при раскопках древних за- хоронений(особенно сарматов Поволжья, аваров степей Восточной Европы. У некоторых народов Малайского архипелага и Центральной Аме- рики сохранился древний обычай, по которому считается краси- вой... "башенная голова" "В басейне реки Колумбии иные племена плоскоголовых настоль- ко приплющивают книзу лоб, что их лицо принимает форму груши, обращенной широким концом кверху. - писал известный этнограф Тэйлор Э.( Первобытная культура. М., 1939). - Соседние же пле- мена сдавливают с боков верхнюю часть черепа таким образом, что лицо их принимает вид груши, обращенной вверх своим узким концом". Даже во вполне цивилизованной Франции в конце XIX века по сообщению врачей, няньки в Нормандии все еще придавали голов- кам детей форму... сахарной головы при помощи повязок и особо- го тугого чепчика, между тем как в Бретани они предпочитают сдавливать черепа для придания им "красивой" круглой формы... Что и говорить, сразу же, автоматически, вспоминмается шутка про Деда Щукаря из шолоховской "Поднятой целины" и про "го- ловку тыковкой" у младенца, которому, за такую форму пророчи- ли... чин генерала!
ШЕЯ. Всякая девушке хочется иметь длинную "лебединую" шею. Почти как у знаменитой Нефертити, а может быть и того длин- нее. Правда иногда важно не переусердствовать. Вспомните лег- комысленную Алису наевшуюся волшебного гриба( Люис Кэролл. "Приключения Алисы в стране чудес".1991), как она то росла, то уменьшалась, то вся целиком, то - лишь по частям: "-Ну, вот, голова, наконец освободилась! - радостно воклик- нула Алиса. Впрочем, радость ее тут же сменилась тревогой: ку- да-то пропали плечи. Она взглянула вниз, но увидела только шею невероятной длины, которая возвышалась, словно огромный шест над зеленым морем листвы..." Воистину, "Жираф большой, ему видней...", - как пелось в пе- сенке В.С.Высоцкого. Впрочем шея могла служить не только для возвышения. В еще одной детской сказке, уже А.Волкова "Волшеб- ник изумрудного грода"(первое издание было еще в 1939 году), другая легкомысленная девочка, Элли и ее товарищи, Железный Дровосек, Лев и Страшила шли в страну волшебницы Стеллы. Но, внезапно дорогу им преградили... Безрукие Коротыши! "На скалу с хохотом выскочил удивительный человечек. Был он короток и толст, и большая голова его с плоской макушкой сиде- ла на короткой и толстой морщинистой шее. Но у него совсем не было рук! Видя это, Страшила ободрился и сказал: - Очень жаль, что Вы так несговорчивы, но как Вы помешаете нам пройти, Безрукий Коротыш? Вы знаете, ведь человеку для драки даны руки, а у Вас их нет. Значит вам и драться нечем! И он смело полез кверху. Но шея странного человека растянулась, как резиновый шнур, голова вылетела вперед и с необыкновенной силой ударил Страши- лу в грудь. Страшила, кувыркаясь, полетел к подножию горы..." В схватке с Коротышами не помог даже лев: "Трудно драться с людьми, у которых стреляющие головы!" - смущенно признался он. Разумеется, у людей реальных нет таких "стреляющих голов", но вот нечто "длинношеее" среди людей можно найти. Вообще говоря, количество шейных позвонков, например, у мле- копитающих, постоянно. И количество поззвонков, скажем, у того же жирафы, в принципе, не больше чем у какой-нибудь "коротко- шеей" кошки или мышки. Поэтому, чтобы вытянуть шею нужно или вытягивать позвонки, или... промежутки между позвончками! В прошлом веке в цирке вытупал артист Виллард. На глазах всего цирка он - вытягивался делался выше, сантиметров на двадцать пять! А секрет был нес- ложен: "просто" Виллард особыми тренировками научился распрям- лять природные сгибы позвоночника и шеи... Несколько иначе поступают "женщины-жирафы" - стремящиеся к красоте "самые длинношеие" женщины на Земле. Это женщины из племени палаун (карены, Бирма). Они носят на шеях бронзовые и медные кольца, поводя все новые и новые, в результате чего шея становится все длиннее и длинее. Длина шеи у них признана даже в "Книге рекордов Гиннесса" и достигает... 40 сантиметров! "Раздвижная" шея становится все длиннее за счет изменения межпозвоночных промежутков и "раскольцованная" красавица вы- нуждена лежать в постели без движения, до тех пор пока не оде- нет все кольца. В противном случае она может даже погибнуть! Вот уж воистину, хочешь быть "красивым" - страдай...
ЩЕКИ. Пытаясь себя показаться значительнее, человек протыкал всевозможными украшениями не только мочки ушей, губы и ноздри, но делал это даже со щеками. Скажем, в Южной Америке одно из племен носило в качестве единственной принадлежности туалета перья арара, крупного яр- кого попугая Амазонии. Перья, проткнутые в дыры, сделанные у обоих углов рта, соедилнялись с разноцетными нитками, на кото- рых были нанизаны раковины, которые, как игрушки на елке, в изобилии свешивались из ноздрей, ушей и нижней губы. "Эскимосы, живущие на западе от реки Мекензи, делают две дыры на щеках, по одной на каждой стороне, они их посте- пенно расширяют и носят в них украшения из камня, которыя по- ходят по форме на большую пуговицу и могут быть названы щечны- ми пуговицами или запонками... Ардрахи делают надрезы на каждой щеке, заворачивая кожу по направлению к ушам и давая ей зажить в таком положении. Магисы отличаются тремя длинными косыми надрезами на одной и крестом на другой щеке". - писал известный этнограф Леббок Джон в кни- ге "Начала цивилизации"(СПб., 1896). Что и говорить щеки могут вытерпеть многое. Во всяком слу- чае, факир начала ХХ века, Дмитриус Лонго(не путать с нынешним "колдуном" Ю.Лонго, с подлинной фамилией Головко) ухитрялся подвесить на щеках крючки, с грузом около трех килограммов! Что же касается размеров раздуваемых щек, то они, с очевид- ностью наиболее "тренированные" и впечатляющие у музыкантов духового оркестра и выдающихся мастеров джаза. Впрочем, если вспомнить фильм-сказку "Илья-Муромец", то и там, у знаменитого Соловья-Разбойника резиновые пузыри-щеки - выглядели весьма внушительно.
ЯЗЫК. В книгах фантастических и нынешних, и давних, можно встретить немало людей, которым, сюжета ради, придавалось то или иное уродство тела, где гипербола изменяла героя до неуз- наваемости. Средневековый писатель Франсуа Рабле в знаменитой книге "Гаргантюа и Пантагрюэль" писал, как, попав в "Атласную страну" путешественники вдруг услышали весьма странные звуки: "Не долго думая, мы пошли на шум и увидели горбатого стари- кашку, уродливого и безобразного. Звали его "Наслышка": рот у него был до ушей, во рту болта- лись семь языков, и каждый язык был рассечен на семь частей. НЕизвестно как, он ухитрялся, но только говорил он всеми семью языками одновременно и о разных вещах и на разных наречиях..." К счастью, в жизни "семиязыких" людей не встречается. И даже кобра имеет язычок-щупик лишь на два "хвостика", по одному на каждую сторону, которым она быстро вибрирует, ощупывая окружа- ющие предметы. Бывают не только языки "дольчатые", но и... с дыркой! Именно такое отличие, для входа и выхода "духов"(для "разговора" с ними) имеет, как правило колдун у австралийских аборигенов. Что же касается просто "праздничного" протыкания языка, то оно практикуется весьма часто у индуистов, когда, например, язык намеренно протыкается "трезубцем Шивы". "Праздничный" язык после этого присыпается пеплом или рисо- вой мукой, вот и все лекарство. После этого "излечения" верую- щие мучаются довольно долго и, в принципе, рискуют многим...
ЯНУС. В римском календаре 11-м месяцем управлял бог с двумя лицами, который так и именовался - двуликий Янус. "Этот бог времени, по совместительству охранял все входы и выходы, начи- ная от городских ворот до дверей каждого дома, и поэтому не- редко изображался с ключами в руке. Как верный страж римлян и повелитель времени, Янус имел два лика, чтобы видеть все впереди себя и за своей спиной, загля- дывать в будущее и не забывать о прошлом. И римляне, и древние греки, если последить за их мифами, не особо фантазировали. В их анатомические фантазии были... био- логически разрешены. И такого человека с двумя лицами, они на- верняка даже видели, может быть даже - живьем. Иными словами, Двуликие Янусы волпне возможны. Скажем довольно известный случай такого рода был связан с Эдвардом Мордрейком, отпрыском аристократической английской семьи, имевшем второе лицо... на затылке!!! "Второе лицо обладало положенными чертами - глаза, губы, нос, уши. Лицо видело(конечно же, своими глазами). Оно могло пла- кать, смеяться, но не могло ни есть, ни говорить. Обычно оно сохраняло злобное выражение и изо рта его текли слюни. Мало-помалу умный приветливый молоджой человек, носивший проклятие на своем затылке - этого дьявольского близнеца, со- шел с ума и умер в приступе буйного помешательства..." - отме- чали современники Мордрейка. Что и говорить, лучше всегда иметь свое лицо. И лучше - если только одно... Итак, пока наш микрословарь окончен. Итак, при всей необоз- римости уродств и отклонений, все имеет свои границы. Не рож- дался пока(точнее, не наблюдался пока) двенадцатиглавый чело- век или змей, эти сказки из области астрологии, где 12 голов змея(как и 12 апостолов) есть, всего лишь... олицетворение 12 месяцев года, аллегория, мифотворчество. Все, в том числе и аномалии(отклонения, изменения, "дельта") имеет свои границы, пределы, рамки. И - жизнь, увы, не безпредельна в своих вариациях. Рамки, рамки, рамки. Впрочем, выскочить из таких "рамок" позволяет поэзия, фантазии, сказки. Потому и привлекают они нас по сей день... Что и говорить, довольно занятно читать про всевозможные удивительные аномалии, конечно, интересно. Но вот иметь их у себя или у своих знакомых - вряд ли составит большое удоволь- ствие. Хотя... никто, если честно, не застрахован от ребен- ка-дауненка, дебила, сиамских близнецов самого чудовищного вида и тому прочим, совсем ненужных "сюрпризов"-аномалий. Но... человек - система биологическая. А значит, если хорошо знать свою биологию, можно избегнуть многого из того, что опи- сано, поскольку многие отклонения, уродства, аномалии, получа- ются исключительно по вине самого же человека. Из-за курения, алкоголя, промышленных ядов, повышенной ради- ации, некоторых лекараств(вспомните, хотя бы, талидомид, снот- ворное, из-за которого женщины рождали... безруких детей!), то есть - всего того, без чего, наверно, можно обойтись. Вспомним простую сигаретную пачку: "Минздрав предупрежда- ет!" А, как модно стало говорить - кто предупрежден, тот -воо- ружен. Вооружайтесь же знанием!
Вернуться в начало страницы Вернуться в главный список