С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1,.3. ПОД НЕБОМ ЭЛЛАДЫ

           1.3.1. Небо для всех одно.  И преодолев синие  волны  при-
         вольно раскинувшегося Средиземного моря,  попав в совершенно
         другой мир,  на другие берега и в другие страны, древний мо-
         реход мог,  однако,  быть совершенно спокоен - небо, как ги-
         гантская карта было постоянно над его головой. Он не мог по-
         теряться  и заблудиться в огромных бушующих просторах.  Небо
         было общим для всех, вечным и неизменным.
           И, хотя все смотрят на него по разному,  изображения  неба
         имеют и сходную структуру само по себе,  а, поскольку народы
         проживают близко друг от друга,  откуда  так  же  происходят
         многочисленные сходства.
           В Древней Греции каждое из 7 видимых светил(Солнце, Луна и
         пять планет) имели свое название: Гелиос(и Аполлон), Селена,
         Гермес, Афродита, Арей, Зевс, Кронос. С каждым из них связа-
         ны были десятки легенд, забытых и сохраненных.

           1.3.2. Гелиос, бог солнца и солнечного света, карал слепо-
         той,  но мог и исцелять слепых. Согласно мифу, Гелиос каждое
         утро выеждает с востока  на  золотой  сверкающей  колеснице,
         запряженной четверкой огнедышащих коней, а вечером спускает-
         ся в Океан на западе.
           Ночью Гелиос  объезжает землю в челнок(золотой чаше) чтобы
         вновь возвратитья и появиться на востоке.  Семь стад  быков,
         по 50 голов,  принадлежавших Гелиосу,  паслись на мифическом
         острове Тринакрин(Сицилия), число 7 х 50 = 350 являлось оли-
         цетворением 350-дневного греческого года(вместо 365 дней).
           С развитием  греческой религии культ Гелиоса все более вы-
         теснялся культом  другого,  не  менее  блистательного  бога,
         Аполлона(имя это присходит от малоазийского "дверь", почему,
         как полагают, Аполлон был сперва богом дверей, предотвращаю-
         щим  несчастья.).  Теперь  уже  лучи могущественного Аполло-
         на-солнца отождествлялись с золотыми стрелами,  которыми бог
         поражал  своих  неприятелей.  Соответственно и внешние черты
         лица, волос, частей тела Аполлона были "стрелоподобны" - от-
         крыты, прямы, светлы.

           1.3.3. Селена - богиня луны,  несет свое имя от греческого
         слова  "селас" - светящая,  блестящая,  лучистая.  Как и бог
         солнца Гелиос(позже - Аполлон),  Селена мчится по небу в се-
         ребрянной  колеснице,  запряженной парой белоснежных коней(в
         другой версии - быков, с "луноподобными" рогами).
           Согласно одному из мифов  Селена  влюблена  в  прекрасного
         юношу Эндимиона,  который получил от богов вечную юность, но
         за это был обречен спать непробудным  сном(заметим вскользь,
         что, действительно,  в ряде случаев летаргии, чрезмерно дли-
         тельноого сна,  спящие остаются на период сна неизменными  в
         своей внешности).
           Селена, промчавшись по ночному небу,  спускается в  пещеру
         горы Латма в Карии и с грустью любуется его красотой.  Впро-
         чем, один из мифов собщает, что Селена, так или иначе, умуд-
         рилась родить от Эндимиона 50 дочерей(пять, как и в случае с
         Гелиосом - по числу недель гречского года, 50 х 7 = 350).

           1.3.4. Планету  Меркурий олицетворял бог Гермес,  первона-
         чально,  бог,  приносящий благосостояние, покровитель стад и
         пастбищ. Он и изображался, подчас, именно, как пастух, с но-
         ворожденным ягненком на плечах.  Любопытно, что впоследствии
         изображение "языческого" Гермеса, как "доброго пастыря" было
         заимствоано христианами и перенесено на образ Иисуса Христа.
           В "классическое время" Гермес,  легконогий бегун, считался
         вестником богов,  проводником в Аид,  царство мрака, для душ
         умерших. Попутно он был покровителем красноречия и гимнасти-
         ческих остязаний. Любопытно, что именно его называли изобре-
         тателем алфавита, мер, весов. Поэтому он более вего почитал-
         ся как   бог   почты,   дорог,   путешественников,   купцов.
         Изображали его,  как  и древнеримского Меркурия,  в крылатых
         снадлиях, на босу ногу,  в дорожной шляпе, с кадуцеем - жез-
         лом вестника.

           1.3.5. Кто такая Афродита, подробно описывать, вероятно не
         надо. Афродита - по религизным предтавлениям древних греков,
         богиня любви и женской красоты,  любимая дочь Зевса. В римс-
         кой мифологии ей сответствовала Венера. Родилась она, тем не
         менее,  согласно мифу, весьма своеобразно - из морской пены,
         но не простой, а сбитой из капель семени(иногда пишет - кро-
         ви)  оскопленного  Кроносом Урана("афрос" - пена).  Согласно
         пышной и красочной древнегреческой мифологии,  Афродита была
         довольно свободна и любвеобильна.
           От Гермеса(Меркурия) у нее сын - Гермафродит.  От Анхиса -
         Эней.  От Арея(Марса) - сразу пять: Гармония, Эрос, Антерос,
         Фобос и Деймос(последние два, "Страх" и "Ужас" воплощены ны-
         не в названиях двух спутников планеты Марс).
           В то же время, "официально" Афродита является супругой бо-
         га огня и кузнечного ремесла хромоногого Гефеста,  но, поль-
         зуясь постоянной загруженностью мужа в кузнице,  то  и  дело
         изменяла ему, то с богами, то со смертными.

           1.3.6. Арей  - греческий аналог древнеримского бога войны,
         бога-воителя,  Марса. Сын Зевса и Геры, который явно пошел в
         своих суровых родителей. Он воинственен, даже свиреп, жесток
         и дик.  Впрочем, в греческих верованиях он занимал далеко не
         самый высокий пост, а в мифах далеко не всегда одерживал по-
         беды.  Но,  воин - есть воин. Атрибуты его - столь же воинс-
         твенны: копье и пылающий факел, собака и коршун.

           1.3.7. Зевс-громовержец,  которому в древнеримской мифоло-
         гии соответствует Юпитер(два культа этих  богов  там  слилсь
         воедино)  являлся  верховным  божеством Олимпийской религии.
         Это царь и отец всех богов и людей. На зодиаках он, как пра-
         вило изображается крайне величественным, в ниспадающем плаще
         и с пучком занесенных молний,  нередко в виде  своеобразного
         "трезубца".  Мифы  про  Зевса и их вариации трудно поддаются
         исчислению и перечислению.
           Обитает он, как нетрудно догадаться, на горе Олимп. Основ-
         ная жена его - многотерпеливая Гера. Дети от нее - Арей, Ге-
         ба, Гефест.  Масса  "незаконорожденных",  то есть детей,  от
         других богинь.  Здесь и Аполлон с Артемидой - от Латоны, Пер-
         сефона - от Деметры,  Афродита - от Дионы, Гермес - от Майи,
         Горы и Мойры - от Фемиды, Хариты - от Эвриномы и т.п.

           1.3.8. Кронос(аналог Сатурна),  отец Зевса, был предупреж-
         ден  предсказателями,  что он будет свергнуть одним из своих
         детей.  Полагая, однако, что он сам - хозяин своего счастья,
         Кронос  решил  пресечь подобный ход событий и взялся активно
         "корректировать деторождаемость".
           Проявлялось это в том,  что он, попросту, проглатывал всех
         произведенных на свет детей.  Именно этот эпизод,  или пред-
         шествующий ему,  в большом количестве встречается в астроло-
         гических иллюстрациях и в зодиаках для Сатурна.
           Однако, когда родился Зевс,  Рея, которой надоело подобное
         самоуправство мужа, подсунула ему огромный камень, завернутый
         в пеленки и одеяльце.  Камень Кронос проглотил вместе пелен-
         ками и потоу обмана не заметил.  Быстро подросший Зевс восс-
         тал против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных братьев
         и сестер, но убивать не стал, а предоставил место в огромном
         подземном царстве,  Тартаре(в другой версии, на острове Бла-
         женных).
           Такова, вкратце "раскладка"  основных астральных(звездных,
         отвечающих семи светилам) богов в греческой мифологии.

           1.3.9. Знаменитый  древнегреческий  астроном  и  математик
         Птолемей(1  -я пол.  II века н.э.),  автор знаменитого "Фль-
         агеста"(аль-Магест - "Высочайшее"), сводного трактата о гео-
         центрической основе мироздания,  несомненно,  верил в таинс-
         твенную связь между движением  небесных  светил  и  судьбами
         народов  или  отдельных людей.  Астрономия была для Птолемея
         неразрывна от астрологии,  связь небесных и земных явлений -
         неоспорима.
           Как Птолемей толковал небесные явления?  Это  проще  будет
         понять непосредственно процитировав этого всемирно известно-
         го ученого. Вот характерный фрагмент из его трактата:
           "Сатурн - есть звезда, преиущественно приносящая холод. Он
         также сушит,  но в незначительной степени,  и это вполне ес-
         тественно,  так как он находится дальше всех  и  от  теплоты
         Солнца и от влажности Земли.  Впрочем,  его силы, как и все-
         хостальных звезд находятся в зависимости от их положений от-
         носительно Солнца и Луны.
           Юпитер - умеренная,  благосклонная звезда. Он расположен в
         центре,  между  холодным Сатурном и жарким удушающим Марсом.
         Он дает тепло и влажность, но, так как сила теплоты преобла-
         дает, то от него исходят ветры, производящие плодородие.
           Марс - сушит и сжигает. Его цвет, цвет огня(красный), сог-
         ласуется с его свойствами.  Он находится вблизи Солнца, круг
         которого лежит внутри его сферы(астрономы судили по расстоя-
         нию  до  Марса и до Солнца,  полагая,  что Солнце обращается
         вкруг Земли - А.А.).
           Венера, по своей умеренности,  имеет сходство с  Юпитером,
         но причина для этого совершенно иная.  Так как она находится
         вблизи Солнца,  то несколько согревает, но при этом, подобно
         Луне,  возбуждает гораздо больше влажности,  ибо при содейс-
         твии этого большого светила(Луны), она притягивает влажность
         из ближайших к ней мест Земли.
           Меркурий - сушит и в довольно значительной степенит всасы-
         вает влажность,  так  как  он  лежит недалеко от Солнца.  Но
         иногда он немного и увлажняет,  ибо находится вблизи  Земли,
         ближе всех остальных планет, за исключением Луны...
           Луна - имеет влажное действие,  потому что она ближе всего
         к Земле,  из которой поднимаются влажные пары. Таким образом
         она размягчает вещи,  подверженные ее влиянию и способствует
         их гиению. Благодаря своему сходству с Солнцем, она обладает
         способностью согревать".
           Откуда взялись понятия о жаре и холоде, сухости и влажнос-
         ти?  Из простого - из характеристик окраски, яркости, свеет-
         лости или мутности цветов видимых  планет.  Теплые  и  яркие
         цвета говорят о "жаре" и "сухости" планет.  Тусклые и холод-
         ные цвета - об "холодности" и "влажности". Скорость движения
         в  небе среди неподвижных звезд определяла,  попутно,  даль-
         ность от Земли с ее "влажной" поверхностью. И - так далее.

           1.3.10. Птолемей делал некоторые выводы от себя, но, в об-
         щем -то ничего не выдумывал.  Он пытался  соблюдать  логику,
         цвета, света, ярксти, навязанную ему более давними авторами.
         И, как положено в научных трудах, Клавидус Птолемей постоян-
         но ссылался на более ранних(и явно более информационно "сла-
         бых",  чем он сам) авторов,  довольно наивно  доверялся  им,
         приспосабливался под них:
           "Древние утвержали, что Юпитер, Венера и Луна суть благот-
         ворные светила,  потому,  что  их  природа более умеренная и
         мягкая, и у них более всего теплоты и влажности.
           К неблагоприятным звездам следует отнести Сатурна и Марса,
         имеющих противоположную природу  и  дейтвие,  так  как  один
         очень холоден, а другой, напротив, пламенно горяч.
           Между этими группами находятся Солнце и  Меркурий, которым
         присущи свойства  тех и других,  ибо их действия одинаковы с
         действиями тех звезд, с которыми они имеют общие свойства".
           Подобно тому,  как  в  Древнем  Китае  все подразделяли на
         "Ян" и "Янь", т.е. активное мужское и пассивное женское, Так
         и Птолемей делит светила по "полу". Он, например, указывал:
           "Звезды делятся на мужские и женские.  Женские суть те,  у
         которыхпреобладают влажность   и  плодородие,  так  как  эти
         свойства лучше всего выступают у  женского  пола.  Остальные
         планеты - мужские.
           Поэтому Венера и Луна - называются женскими, так как в них
         преобладает влажность.
           Напротив, Сатурн, Юпитер, Марс - мужские.
           Меркурий принадлежит обоим группам,  как обладающий в рав-
         ной степени совйствами, как влажности, так и сухости..."
           Астрономически свойства  такие  не давали никакой информа-
         ции. Однако "информация" возникала чуть позже, когда пресло-
         вутые,  как на модели просчитанные,  жар и холод,  сухость и
         влажность, начинали сочетать со строением тела,  типом лица,
         характером и темпераментом и т.п.  Здесь вступала в силу уже
         - магия, ее Принцип Подобия и Принцип Параллелизма.

           1.3.11. И, все же Птолемей был более астроном, нежели аст-
         ролог.  Об астрологических выкладках он сообщает весьма крат-
         ко, предельно лаконично, подчас - лишь мимоходом.
           Астрологию, в отличие от времен современных,  тогда крити-
         ковали весьма смело и вполне умело.  Известный философ школы
         скептиков,  Секст Эмпирик(см."Сочинения".  т.1,2.  М.: 1976)
         составил не очень большой, но весьма емкий труд "Против аст-
         рологов",  в начале которого писал про астрологию так(астро-
         логов он именует "халдеями",  поскольку большинтво тех  было
         происхождением из Вавилона - Халдеи):
           "Украшая ее торжественными наименованиями, халдеи объявля-
         ют себя самих математиками и астрологами(астрономами,  в на-
         шем понимании,  т.е. - А.А.), с одной строны, доставляя раз-
         нообразный  вред  людям,  а  с другой - укрепляя в нас зако-
         ренелые предрассудки и не позволяя в то же время действовать
         согласно здравому смыслу".
           "Итак, они кладут в основу то, что земные вещи находятся в
         симпатическом отношении к небесным,  и что они каждый раз пе-
         рестраиваются заново в связи с истечениями  этих последних",
         -  пишет  он чуть далее,  раскрывая для непосвященных основу
         критикуемого астрологического учения.  - "...Всматриваясь  с
         излишним любопытством в окружающее,  халдеи утверждают,  что
         семь звезд(планет - А.А.) стоят в положении действующих при-
         чин всего того, что происходит в жизни, и что, с другой сто-
         роны, этому содействуют части зодиака".

           1.3.12. Занятно, что уже во времена Секст Эмпирика прояви-
         лась  столь модная ныне "медицинская астрология", дисциплина
         крайне  искусственная,  что(к  прискорбию  для  современных,
         безграмотных в этом и верящих этому, врачей) прекрасно пони-
         мали уже современники античных  родоначальников  астрологии.
         Эмпирик с насмешкой замечает:
           "Были и  некоторые такие халдеи,  которые возводили каждую
         часть человеческого тела к каждому из  животных(т.е.  своему
         знаку зодиака - А.А.), как находящуюся в симпатическом к ним
         отношении.
           Так, Овна они называли головой, Тельца - шеей, Близнецов -
         плечами, Рака - грудью,  Льва - ребрами, Деву - задом, Весы -
         частью от ребер до пахов,  Скорпиона - половым членом и мат-
         кой, Стрельца - бедрами,  Козерога - коленями, Водолея - го-
         ленями, Рыб - ногами(порядок сверху вниз - А.А.).
           И это опять не без рассуждения, но потому, что когда в ка-
         ком-нибудь из  этих  животных появляется та или иная звезда,
         приносящая своим зарождением зло,  то она производит повреж-
         дение одноименной части(человеческго тела - А.А.)".
           Иными словами,  по мнению "халдеев", последовательность из
         12 созвездий в небе(или, что то же, 12 сезонов в году) напо-
         минала последовательность органов в теле человека, от головы
         к  ногам.  Созвездия,  при  этом "влияли" на соответствующие
         части тела.
           Показательно, что  и  современные  звездочеты  и старинные
         "халдеи" нарочито или невольно маскируют и "забывают" то об-
         стоятельство, что все было наоборот - порядок созвездий и их
         названия в зодиакальном поясе ночного неба создался  как раз
         -  от схемы человеческого тела,  органы которого использова-
         лись... для запоминания созвездий зодиакального пояса,  сле-
         дующих одно за другим!

           1.3.13. Уже в те,  столь далеки от нас годы Эмпирик  очень
         метко находил уязвимые точки звездочетов. Так, и по сей день
         можно слышать,  как новоявленные "астрологи" бахвалятся, что
         могут предсказать,  например,  вид смерти новорожденого, что
         дата рождения, фактически определяет эти различия.
           "Но и рассуждение, противоположное ыставленному аргументу,
         как оказывается,  весьма значительно  уличает  халдеев...  -
         возражает Эмпирик. - Мы ведь наблюдаем, что многие различные
         по возрасту, по виду своего тела и по множеству других приз-
         наков  и  присущих  им свойств приходят к одинаковому концу,
         когда они или погибают на войне, или умираюю под развалинами
         жилищ, или тонут вследствие кораблекрушения".
           Не менее убедителен он и в других частях своей работы.
           "...нет никаких  оснований  ставить жизнь в зависимость от
         звездных движений, или если для этого есть основание, то это
         совершенно для нас неуловимо.
           Отправляясь от того же самого принципа, мы, однако, посра-
         мим  их и в том,  что они хотят связать с видом зодиакальных
         животных наружность и нравы людей, говоря, например, что ро-
         дившийся  подо  Львом будет мужественным("как лев",  т.е.  -
         А.А.)., а под Девой - будет с длинными гладкими волосами,ми-
         ловидным, с  белой кожей,  бездетным и скромным.  Ведь это и
         подобное этому больше достойно осмеяния, чем изучения.
           ...нужно было  бы,  чтобы  нитко из эфиопов не имел Деву в
         качестве гороскопа(сезона рождения - А.А.), потому что иначе
         надо было  бы согласиться,  что эфиоп - белый,  миловидный и
         имеет длинные гладкие волосы. А это уж нелепее всего".
           Да, были здравые люди! Жаль - в столь отдаленные времена!


Next