С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.4. БОГИ ДРЕВНЕГО РИМА 

           1.4.1. Итак,  современные астрономические(и,  одновремнно,
         астрологические) названия планет - Меркурий,  Венера,  Марс,
         Юпитер, Сатурн, призошли от имен богов древнеримского панте-
         она. "Видимых" планет таких знали только пять, поскольку те-
         лескоп еще не был изобретен. Другие три планеты - Уран, Неп-
         тун,  Плутон были открыты значительно ближе к нашим временам
         именно с помощью этго прибора.
           "Римлянам были  чужды образы живых и светлых греческих бо-
         гов. - пишет Р.Ю.Виппер в известном старом учебнике "История
         древнего мира"(переиздано,  М.: 1993). - У них вобще не было
         никаких рассказов о богах. Их боги - одни только названия, и
         взяты эти названия от человеческих действий.  Малого ребенка
         учат ходить,  кричать и говорить особые боги ходьбы, крика и
         речи.  Двери  домов  и  ворота  городов охраняет бог-Отпира-
         тель(Янус).
           Есть богиня Верность,  бог Держатель слова и т.п.  Главная
         сила у бога-воителя, Марса, и у великого отца, Юпитера".

           1.4.2. Впрочем, число "двенадцать" - повсеместное магичес-
         кое число,  олицетворявшее двенадцать месяцев года никуда не
         исчезает и в Древнем Риме. Двенадцать - это число высших бо-
         гов,  заимствованных, правда, из греческой религии. На неко-
         торых блюдах, фресках, барельефах боги эти "расставлены" яв-
         но не без намека на те или иные сезоны года.
           В магический божественный додекаэдр входили:  Юпитер, Неп-
         тун,  Марс, Аполлон, Вулкан, Меркурий, Юнона, Венера, Минер-
         ва,  Диана, Веста и Церера. Культ двенадцати богов был уста-
         новленв  примерно  в  III  еке  до  н.э.  Позже  сюда же был
         присоединен и Митра.  Статуи двенадцати стояли  в  Риме,  на
         подъеме от Форума к Капитойскому холму.
           История мифологии  у  разных народов довольно своеобразна,
         имеет много сходств и, одновремнно, различий. Практика пока-
         зывает,  что довольно характерным случаем было то,  когда, в
         очень давние времена племена,  расходящиеся на разные терри-
         тории,  уносили с собой одну и ту же религию, одних и тех же
         героев и мифы.  Но шло время и у каждого  народа  появлялись
         новые черточки своих богов.
           Однако, общая канва сохранялась.  И  потому,  подчас,  уже
         много  позже  бывало  так,  что несколько разных богов вновь
         объединялись в одного.  Такими богами-"аналогами" были, нап-
         ример, Марс и Арей, Венера и Афродита, Юпитер и Зевс, и т.д.

           1.4.3. Меркурий,  ближайшая к  Солнцу  планета,  считалась
         второй  по  дальности  от Земли,  после Луны на "хрустальных
         сферах",  "аерных(воздушных) оболочках", которые, как счита-
         лось, окружали Землю.
           В Древнем Риме это был бог торговли, прибыли и обогащения,
         а позже стал,  также богом почты. Само имя Меркурия напрямую
         связывают со словом "торговать",  "меркаре".  Культ Меркурия
         рано слился с культом греческого бога Гермеса.
           Помимо торговли Меркурий-Гермес читался покровителем  мно-
         гих других  ремесел,а  также  - магии.  Имя "Меркуриум" было
         придано и открытой алхимиками ртути,  вполне возможно, за ту
         "шустрость" шариков ртути,  с которой они разбегаются в раз-
         ные стороны - сама планета Меркурий также очень быстра в не-
         бе, небольшая и блестящая.
           Стремительного "летучего" Меркурия изображали с крылышками
         на  шлеме  и на сандалиях,  и со специальным "знаком гонца",
         жезлом-кадуцеем,  а также с денежной сумкой на боку. Кадуцей
         представлял  собой  стволик со спиралееобразно спущенной ко-
         рой, которую позже заменили на двух обвившихся змей.

           1.4.4. Вторая от Солнца планета, была поименована Венерой.
         Впрочем, в геоцентрической(с Зеелй в центре) системе Венера,
         однако, считалаась третьей по дальности от Земли.
           Венера - богиня садов Италии была отождествлена с  Афроди-
         той, богиней любви у греков, матери Энея, легендарного осно-
         вателя римского гоударства.  Кроме  того,  Венере  придавали
         черточки других  двух  богинь  -  финикийской богини брака и
         любви, Астарты,  изображаемой нагишом,  стоящей  на  льве  и
         древнеегипетской богини Исиды,  покровительницы материнства,
         здороья и плодородия(сестры и жены Осириса).
           Изображения Венеры,  обнаженной молодой женщины,  во время
         туалета, сна, любовных шашней в картинах и в скульптурах бы-
         ли, в  свое  время  одними из излюбленных сюжетов античных и
         средневековых художников,  куда входят Боттичелии, Веласкас,
         Веронезе, Джорджоне,  Кранах,  Рубенс,  Рембрандт,  Тициан и
         многие другие.

           1.4.5. Марс  -  которому был посвящен первый месяц римкого
         календаря,  был богом войн и покровителем воинских искусств.
         В  Древней  Греции  аналгом его был кровавый бог войны Арей.
         Распространенный термин "Марсово поле" напрямую связан с по-
         казом воинских умений и доблестей,  это - плац,  для демонс-
         траций. Первое такое "Марсово поле" было оборудовано в Древ-
         нем  Риме - именно для военных смтров.  Культом Марса в Риме
         ведала специальная коллегия жрецов - салии.
           Главной святыней  Марса  были  якобы  упавшие с неба щит и
         копье. Это,  повидимому были какие-либо метеориты, поскольку
         "огненными щитами"  и  "огненными  копьями" в многочисленных
         летописях отмечают именно момент выпадения метеоритов,  наб-
         людаемых пораженными свидетелями.
           Священный этот щит, "анкил" считался залогом непобедимости
         Древнего Рима. Чтобы враги не могли его выкрасть, а, поытно,
         для соблюдения своеобразной зодиакальной  "симметрии",  было
         сделано еще 11 таких же щитов(1 + 11 = 12).
           Во время празенств в чест Марса,  жрецы-салии проходили  в
         торжественной процесии с этими щитами.

           1.4.6. Юпитер - дренеримский бог неба,  вета, грома и мол-
         нии, аналог греческого Зевса, имел многочисленные функции, в
         основном  - руководящего характера.  он следил за справедли-
         востью, за соблюдением клятв и договоров, покровительствовал
         земледелию, но, попутно был богом войны и победы.
           Триумф полководца-победителя выражался,  например,  в том,
         что  слагал  свой  лавровый  венок в хрме Юпитера,  приносил
         именно там - благдарственные жертвы.  И, как верховный царь,
         бог богов,  именно благородный Юпитер был покровителем Римс-
         кого государства.

           1.4.7. Сатурн - на многих зодиаках изображается в виде бо-
         га  смерти,  с  косой или серпом,  а то и в виде скелета.  В
         Древнем Риме его облик  сурового  и  непримиримого  борца  с
         жизнью  стал более мягок и положителен.  Это был - бог посе-
         вов,  причем,  вероятно, серп или коса в руках сыграли здесь
         не  последнюю  роль.  Именно  Сатурну  приписывали ведение в
         Древней Италии земледелия,  виноградарства и других полезных
         занятий,  связаных с землей(но отнюдь не с мрачным под-"зем-
         ным" миром).
           Правление Сатурна впоследствии наызвали  "веком  Сатурна",
         символическим "золотым  веком",  когда  все люди были равны,
         царило изобилие, спокойствие и вечный ненарушимый мир.
           Ежегодно в  декабре справлялись праздники в честь Сатурна,
         "сатурналии". Во время сатурналий приостанавливалиь все  об-
         щественные дела,  школьники освобождались от наказаний, люди
         делали друг другу подарки, царило необузданное веселье. Даже
         рабы на 19 декабря считались - свободными.

           1.4.8. Сказание об основании Рима говорит о том,  что пер-
         выми  жителями  и основателями были два брата - Ромул и Рем,
         вскормленные дикой волчицей. Братья поссорились, один из них
         убил  другого,  но в память об этом кровавом событии,  город
         получил имя "Рим".
           Исследователи утверждают, что в эти времена, пору царство-
         вания Ромула, т.е. около середины VIII, римляне пользовались
         весьма странным календарем, который, по свидетельству Цензо-
         рина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня.
           Месяцы первоначально  не имели названий и обозначались по-
         рядковыми номерами. Сам же год начинали с первого числа того
         месяца, на который приходилось начало весны.
           Однако, к концу VIII века до н.э. некоторый месяцы получи-
         ли "личные" наименования:
           1) Первый  месяц  года был назван мартиус(Martius) в честь
         бога войны Марса и это стал месяц март,  первый,  потому что
         на него приходилось весеннее равноденсствие, день сравнивал-
         ся с ночью и шел на прибавку;  2) второй месяц года был наз-
         ван априлис(Aprilis),  от латинского "aperire" - раскрывать,
         поскольку в этом месяце раскрывалиь почки на  деревьях,  так
         появился  - апрель;  3) третий месяц посвящали богине Майе -
         матери бога Гермеса(Меркурия),  поему он и получил  название
         "май"(Majus);  4)  четвертому  дали имя в честь боини Юноны,
         супруги Юпитера, откуда и возник "июнь"(Junius).
           Последующие месяцы оставались с именами, в виде численного
         обозначения:
           5) пятый  -  "квинтилис"(quitilis);  6)  шестой - "сексти-
         лис"(sextilis);  7)  седьмой  -  "септембер"(september);  8)
         восьмой   -  "октобер"(october);  9)  девятый  -  "новембер"
         (november); 10) десятый - "децембер"(december). Нетрудно уз-
         нать здесь столь привычные нам названия - сентябрь, октябрь,
         ноябрь, декабрь.

           1.4.9. Позже римский календарь претерпел неоднократные ре-
         формы(Цезаря,  Созигена,  Августа и пр.), в попытках прибли-
         зиться  к  другим  календарям  и  к истинному отсчету време-
         ни(здесь  см.напр.  Селешников  С.И.  "История  календаря  и
         хронология" М.:  1972;  Шур Я.И. "Рассказы о календаре". М.:
         1958 и т.п.).
           Главная же и первая реформа произведена была еще во време-
         на правления Нумы Помпилия,  в VII веке до н.э., когда к ка-
         лендарному году были добавлены еще два столь важных месяца -
         одиннадцатый и двенадцатый.
           Одиннадцатый был назван  "январем"(janvarius)  -  в  честь
         двоеликого бога Януса,  считавшегося стражем ворот между бу-
         дущим и прошлым,  а, также, богом света и солнца. Изображали
         его, соответственно, с огромным ключом в руках.
           Двенадцатый происходил  от  латинского  слова  "очищение",
         "februarius", что было связано с ритуальным обрядом очищения
         и посвящался богу подземного царства Фебрусу.
           Каждый месяц,  после этого получил определенное количество
         дней: Март - 31, Апрель - 29, Май - 31, Июнь - 29, Квинтилис
         (июль) - 31,  Секстилис(август) - 29, Сентябрь - 29, Октябрь
         - 31,  Ноябрь - 29, Декабрь - 29, Январь - 29, Февраль - 28.
           Получалась продолжительность "солнечного года" в 355 дней.
         Это  почти  совпадало  с  продолжительностью "лунного года",
         протяженностью в 354,4 дня(29,53 дня х 12 месяцев  = 354,4).
         Совпадение такое не было случайностью. Римляне активно поль-
         зовались лунным календарем и начало каждого месяца определя-
         ли по первому появлению лунного серпа после новолуния. Более
         того, специальные глашатаи, по приказу жрецев публично "вык-
         ликали"  начало каждого месяца и года,  для всеобщего сведе-
         ния.
           Лунный и солнечный календари, как видим, и здесь жили рука
         об руку, и - душа в душу.


Next