С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.12. ВОСТОЧНЫЕ ПРИЧУДЫ 

           1.12.1. Итак, согласно путешествию Луны по небу, небосклон
         поделили на 28 созвездий,  лунных "остановок". При этом, как
         помним,  небо делили по принципу "У-Син"(принцип пяти), на 5
         частей - центр и четыре по краям. В каждом секторе оказалось
         по 7 созвездий, в центре - Большая и Малая Медведица.

         ----------------T-----------------------T-----------------¬
         ¦               ¦ ЧЕРНАЯ ЧЕРЕПАХА       ¦                 ¦
         ¦               ¦ Север, Вода           ¦                 ¦
         +---------------+-----------------------+-----------------+
         ¦ БЕЛЫЙ ТИГР    ¦ ЖЕЛТЫЙ ДВОРЕЦ         ¦ СИНИЙ ДРАКОН    ¦
         ¦ Запад, Металл ¦ Центр, Земля          ¦ Восток, Дерево  ¦
         +---------------+-----------------------+-----------------+
         ¦               ¦ КРАСНЫЙ ФЕНИКС        ¦                 ¦
         ¦               ¦ Юг, Огонь             ¦                 ¦
         L---------------+-----------------------+------------------

           В северном секторе, Черной Черепахи находилось 130 звезд и
         созвездья с непривычными нам именами:  Пустота, Кровля, Дом,
         Стена и проичми.
           В южный  сектор,  Красного Феникса,  на "теплое местечко",
         набилось больше всего звезда - 200 штук!  Здесь -  созвездия
         Колодца, Духов, Ивы, Семизвездья и другие.
           В восточном секторе,  в Синем Драконе - гораздо меньше,  90
         звезд, с именами Сердце, Рог, Шея, Хвост и тому подобное.
           В западном секторе,  в Белом  Тигре,  чуть  больше  -  120
         звезд, с прозвищами:  Желудок, Вилы, Утиное Гнездо и прочими.

           1.12.2. Каждое из 28 созвездий,  согласно  астрологической
         восточной  "теории",  было  "ответственно" за какую-то часть
         окружающего мира.  Так, созвездие Изгиб "заведовало" травами
         и деревьями. Семизвездье - являлось "чиновником", отвечающим
         за "срочные" дела.  А созвездие Натянутый Лук - было еще бо-
         лее важным,  управляя праздничными приемами и угощением гос-
         тей.
           Считалось, что подобные "функции" были у всех 28-ми и,  ес-
         тественно, астрлог ревностно отрабатывал свой хлеб, следя за
         состоянием дел в том или ином секторе,  споря до  хрипоты  с
         конкурентами, стремясь  раньше другого "предугадать" измене-
         ния в земной экономике и политике.
           Показательно, что старые астрологи  здесь  ошибались  куда
         меньше  современных,  но...  тому были чисто земные причины,
         поскольку основную прибыль приносили прогнозы чисто  феноло-
         гические и метеорологичекие, то есть чисто земные! Астролог,
         попросту играл роль синоптика, метеоролога, прогностика.
           Скажем, про созвездье Тыква-Горлянка отмечали,  что  когда
         его "заволакивают" темные и черные звезды, то "рыба и соль -
         дорожают". Связано это было, как нетрудно догадаться, отнюдь
         не с самими далекими звездами, а с состоянием близкой земной
         атмосферы, насыщенной влагой или пылью... Современные астро-
         логи такого оборота,  разумеется,  не учитывают и бесползено
         "пыжатся" изо  всех  сил,  пытаясь  "космическими"  методами
         предсказать простые, чисто земные процессы.
            Многое в восточной астрологии было глубоко поэтично. Так,
         про три звездочки в  созвездии  Шэнь(Заслуги)  астролог  мог
         рассказать,  что они называются Цзуй-Хуэй,  т.е.  "Морда", и
         бразуют ни как раз голову Белого Тигра,  ведя делами обеспе-
         чения войск. Были и весьма своеобразные названия, созданные,
         видимо,  от скуки, так к югу от созвездья Шэнь указывали че-
         тыре звезды,  называемые "Тянь-цэ", что расшифровывалось как
         "Небесное отхожее место"...
           Естественно, что пониже звезд  Тянь-цэ  располагалась  еще
         одна звезда,  называемая, соответственно, Тянь-ши, "Небесные
         испражнения". Считалось,  кстати, что когда Тянь-ши "нормаль-
         ного", желтого цвета - это сулит счастье, когда же она сине-
         го, белого или темного цвета, это - к несчастью.

           1.12.3. Внимательно следили и за планетами. Здесь, правда,
         больший акцент, явно или неявно делался на погоду, на сезон-
         ное состояние атмосферы. Влажная она или нет, пыльный воздух
         или чистый - все это определяло цвет наблюдаемых  светил,  а
         значит и наводило астролога на мысли об экологической чисто-
         те и возможных неурожаях.  Планеты, здесь, ясно, были не при
         чем, ни служили лишь "световым индикатором" предстоящих нес-
         частий.
           1) Меркурий, Чан-син, предвещает урожай, если он - чистого
         желтого цвета. Темный же цвет - предрекал наводнение. Почему
         - нетрудно догадаться: влажный воздух придавал свечению пла-
         неты темный оттенок.
           2) Венера,  Тай -Бо,  которая для  европейских  астрологов
         всегда была символом мира и доброты,  в Китае, напротив, оп-
         ределяла код военных действий(белый ее цвет -  белый металл,
         железа,  металл войны). Вот и "верь" гороскопам!
           3) Марс,  Ин-Хо, красным цветом своим, опять-таки, опреде-
         лял кровавый и огненный характер предстоящих бедствий - вой-
         ны, мятежи, голод, неурожай и прочее.
           4) Юпитер, Суй-син, предвещал мир и благоденствие, правда,
         лишь когда светил ярко, что, как вновь легко догадаться сви-
         детельствовало о... чистой спокойной земной атмосфере.
           5) Сатурн,  Чжэн-Син(вопреки  тому,  что  он  в  Европе  -
         "злой"), если был светел, предрекал обильную жатву, согласно
         "долгосрочному прогнозу".Если же он весной казался краснова-
         тым - обещал голод. Почему - красный цвет обуславливала зем-
         ная пыль, поднятая земными ветрами с земли.

           1.12.4. Впрочем,  разумеется, играла роль не только Земля.
         Чрезмерная или "недостаточная" активность Солнца, естествен-
         но,  проявлялась на видимой яркости планет,  свяетящих отра-
         женным светом.  Так,  считалось, что если планеты видны даже
         днем, то это наверняка предвещало какие-либо пакости:
           1) Свет Меркурия, ближайшего к Солнцу - наводнения. Объяс-
         нение в том, чтоу Меркурий "отвечал" за... стихию Воды!
           2) Свет Венеры,  следующей в Солнечной Системе - войны.  И
         здесь объяснение элементарно:  белой Венере подчинялась "бе-
         лая" стихия Металла;
           3) Свет Марса - пожары.  Из-за чего - ответ ясен:  красный
         Марс "ответствовал" за стихию красного Огня;
           4) Свет Юпитера,  если был слишком ярок, "обещал" страшный
         голод.  "Объяснение" несложно:  "синий" Юпитер связывался  с
         "синей" стихией Дерева, то есть цветом деревьев, трав, куль-
         турных растений, урожая;
           5) Свет Сатурна "предсказывал" засуху.  И здесь все связы-
         вали с чисто "натуралистическими" признаками: так как Сатурн
         отвечал за стихию Земли,  где тусклый темноватый Сатурн, яс-
         но, обозначал влажную темную землю, а Сатурн светлый - землю
         сухую, высохшую, осветлевшую.
           Никакой научности, как видим, в таких "прогнозах" не было,
         просто  астролог  следовал  отработанному и не подвергаемому
         сомнению принципу "У-Син", принципу "Пяти". Но, заметим, что
         при  известной  доле  фантазии в такой небесной "спектрогра-
         фии" было свое рациональное зерно.  В самом деле,  повышение
         доли красного света - это,  обычно,  и усиление инфракрасных
         "тепловых" лучей, а отсюда - более частые пожары(для красно-
         го Марса). Что же касается годов активного Солнца, то именно
         оно навязывает Земле повышенную геотектоническую активность,
         а, значит - целые шквалы катастроф.

           1.12.5. Большинство  предсказаний  у китайцев было,  поче-
         му-то, очень мрачным. Мрачность постоянно сопровождала, нап-
         ример, деятельность Луны:
           1) Если Луна затемняла Меркурий, то это, любопытно, "пред-
         вещало" беспрядки из-за...  женщин! Объяснение добной стран-
         ности,  по счастью,  несложно: Меркурий обозначался "черным"
         цветом,  и  отвечал за "черную" влажную стихию воды,  отсюда
         его вполне непосредственно связывали с... анатомией "женско-
         го начала"!
           2) Если  Луна прикроет Венеру - сильные государства потер-
         пят поражени в боях. Вывод, несомненно, делался согласно "У-
         Син",  так  как  "белая"  Венера отвечала за "белый" Металл,
         оружие.
           3) Если Луна заслонит планету Марс  -  произойдут  сильные
         народные беспорядки. Так как красный Марс отвечал за красную
         стихию Огня,  то трактовка его  исчезновения-появления  была
         буквальной: запылают грасным цветом господские фанзы, проль-
         ется красная кровь.
           4) Если Луна закроет Юпитер, то, считалось, наступит голод
         И здесь разгадка буквально на поверхности,  исходит от цвета
         приписываемой стихии:  "синий" Юпитер,  напомним, отвечал за
         "синюю" стихию Дерева, то есть за растения, урожай.
           5) Аналогичное происходило и для Сатурна, который был свя-
         зан с "желтой" стихией Земли.

           1.12.6. Среди всевозможных персонажей  звездной  китайской
         мифологии присутствовал и такой,  довольно воеобразный,  как
         "Тянь-гоу",  небесная собака.  Это было своеобразное "живот-
         ное",  с белой головой,  похожее на лису, спосбное отвращать
         всяческие беды и напасти,  например,  отпугивая  своим  лаем
         разбойников.
           Впрочем, Тянь-Гоу имело в Китае как бы  несколько обличий.
         Это и  созвездие Пес,  вблизи созвездия Корабля.  Это и злое
         божество, обитающее на Луне. Это и особый вид "звезд", кото-
         рые "падают с шумом", блеском и треском, и наземле напомина-
         ют "собаку".  Роль Тянь-Гоу на небе была достаточно  велика,
         поскольку именно  на  него возлагали "ответственность" за се
         приключающиеся солнечные и лунные затмения.
           Затмений опасались  необычайно,  поскольку  Солнце и Луну,
         так или иначе отождествляли,  аналогизировали с императором,
         с высшими чинами государства.  Наивно боялись,  что Солнце и
         Луна,  попав в беду,  уже никогда из нее не выберутся  и  не
         зажгутся внвь.  Полагали,  что их пожирает именно чудовищная
         "небесная собака".
           В одиночку  светило  против "собаки" устоять не может,  и,
         чтобы "помочь" ему,  верующие закатывали  колоссальное  "ша-
         ри-вари",  проще,  "кошачий концерт", стремясь отогнать "не-
         бесную собаку" воплями,  бряцанием оружия и боем  барабанов.
         Вплоть до  начала XIX века,  при затмении,  все выскакивали,
         кто в чем был, из своих домов и,  с помощью гонгов, сковоро-
         док, котлов и кастрюль,  поднимали невообразимый шум, "защи-
         щая" бедное светило...
           Поскольку же  неожиданные затмения нередко приводили к па-
         нике и к народным волнениям, то императоры постоянно держали
         при дворе астрологов, занимавшихся, помимо прочего, предска-
         зыванием столь неприятных явлений.  Ответственность их  была
         настолько велика,  что в 2137 году до нашей эры(!), были да-
         же, по преданию,  казнены два легкомысленных придворных аст-
         рлога Хи и Хо,  которые из-за любовных шашней пропустили(ви-
         димо, буквально, "проХИХИкали") солнечное затмение.
           Древним звездочетам,  в итоге,  приходилось стараться,  и,
         например, в период с 720 по 470 год до нашей эры были исправ-
         но предугаданы и рассчитаны 33 из 37 случившихся затмений.
           Занятно, что еще в 1897 году в Китае был опубликован  сле-
         дующий императорский указ:
           "Астрономическая обсерватория предупредила нас, о том, что
         в первый  день  24-го  года  нашего правления - будет полное
         солнечное затмение.  Относясь с пониманием к  этому  ужасноу
         известию(напомним, еще раз, солнце отождествлялось с импера-
         тором - А.А.), мы пытаемся найти у себя грехи, которые обра-
         тили гнев Неба,  на нашу Землю.  Посему приказываем изменить
         обычай празднования Нового Года:  отказаться от  пиршеств  в
         этот день.  Все  члены  императорского двора,  облачившись в
         скромные одеяния,  совместно будут молиться небу,  прося его
         проявить милосердие..."

           1.12.7. Положение планет и мнение астролога учитывалось во
         всех делах, от государственных до домашних. Гадали обо всем.
         Особое  значение  астрология играла в выборе спутника жизни.
         Нужно было учитывать,  например,  сочетания -  пяти  стихий,
         знаков Ян-Инь, сходства животных того или иного человека.
           Как уже  сказано,  выделяли пять "стихий",  по числу "све-
         тил"(планет): Огонь, Землю, Металл, Воду и Дерево. "Дружест-
         венные", порождающие связи(Дерево порождает Огонь и пр.) шли
         по порядку цикла,  по "кругу" стихий.  "Недружелюбные" через
         один знак, по "звезде" стихий(Вода "тушит" Огонь и пр.).
           В брачном гадании,  считалось, что если женщина родилась в
         Год Огня,  а мужчина - в Год Дерева,  то брак-  нежелателен.
         ругое дело,  если жених - Огонь,  а Дерево - невеста. Тогда,
         считалось, тепло Огня согреет плодоносящее Дерево и оно при-
         несет желанные плоды.
           Аналогично смотрели на сочетаемость признаков Ян и Инь  раз-
         личных знаков зодиака.  Противопложности Ян-Инь существовали
         для любого признака:  свет-тьма,  тепло-холод, движение-поп-
         кой, твердость-мягкость и т.п., что, напомним, для психлога-
         фрейдиста или для врача-сексолога,  обретает вполне реальный
         и конкретный смысл(различие мужких и женских вторичных поло-
         вых признаков).
           В брачном гадании,  исходя из Ян-Инь,  астролог, опять же,
         ставил ограничения: если муж рождался в "мягкий", Инь-год, а
         невеста  - в "твердый",  Ян-год,  то брак "рекомендовали" не
         заключать...
           Такую же систему запретов ставили и в сязи с названием го-
         да, чтобы не свести в браке,  скажем,  "добычу" и "хищника".
           В брачном гадании,  например,  предписывалсь, что "нельзя"
         сочетать пару,  где мужа - Мышь(рожден в Год Мыши), а жену -
         Змея(рожденную в Год Змеи), потому что в природе змеи - едят
         мышей и крыс!
           Впрочем, о  системе  восточного  гадания мы еще поговорим,
         чуть позже.  А, пока, посмотрим вариации восточного зодиака,
         отправимся в сопредельные страны - в Корею,  Вьетнам, Тибет
         и Монголию...


Next