С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.13. НА ПРОСТОРАХ МОНГОЛИИ 

           1.13.1. Пыль, пыль, пыль... Топот копыт многочисленных та-
         бунов.  Яркие  краски неба над головой и тысячелетиями неиз-
         менная картина:  бескрайние пространства, раскаленное солнце
         и красноватые горы вдали. Это - Монголия.
           Свои звездочеты, свои предсказатели были и здесь. И именно
         с легкой руки одного из таких астрологов,  поверивший в свое
         "звездное" предзназначение юноша Темучин,  отправился на за-
         воевание огромного мира и стал великим и могущественным Чин-
         гис-ханом, имя чье сохранилось в веках.
           Жилища скотоводов-кочевников - небогатые юрты,  небольшая ог-
         родка, коновязь,  может быть - повозка.  И - все. Откуда тут
         взяться астрлогии и - высокомыдрому зодиаку?
           Но - он тут есть!  На первый взгляд -  загадка.  Для  чего
         нужны самым разным народам многочисленные изображения зодиа-
         ков?  Это - не календарь,  метку-день на него не  поставишь.
         Это - не предмет украшения:  раньше вообще,  практически, не
         было понятия "украшение",  поскольку каждый предмет, деталь,
         цвет, полоска, форма - играл чисто ритуальную роль. Это - не
         родовая память, на нем нет отметок родственников и близких.
           Но, как оказывается, именно зодиак, или хотя бы часть, как
         считалось, мог играть роль - охранного амулета  и  благодея-
         тельного талисмана(амулет и талисман - разные вещи).
           В Монголии у изголовья новорожденного  помещали  различные
         обереги. Это могло быть - схематически вырезанное из войлока
         животное 12-летнего  цикла,  но,  разумется  -  того  самого
         "счастливого" знака, под каким родился ребенок.
           В другом случае это могл быть "банд хорло", предет, кторо-
         му приписывается  совершенно особенная роль в охранной маги-
         чеко практике ламаизма.  Фактически это был именно - зодиак,
         построенный по всем правилам:
           1) в центральном круге его  были  вписаны  символы  девяти
         "мэнгэ"("родимых пятен"); 2) В средний круг были вписаны во-
         семь китайских триграмм;  3) во внешнем круге -  изображения
         12 животных мнголького календарного цикла.
           У местного населения принято считать,  что все  три  круга
         оказывают влияние на жизнь человека, все его поступки и дея-
         ния как бы "замкнуты" внутрь этих кругов,  исчерпываютя ими,
         сответствуют вписанным изображениям.
           Круг "банд хорло" ставился не только в изголовье младенца,
         но и в головах умершего человека.  И,  если в первом  случае
         они исполнял явную роль оберега новоживущего,  то во втором,
         согласно поверьям,  - служил своеобразным  проводником  души
         умершего к  новому перерождению.  Сочетание числе 12,  8,  9
         считалось магическим.

           1.13.2. Монгольский 12-летний календарный цикл,  как и ки-
         тайский,  начинался в года Мыши(Крысы), в отличие от тибетс-
         кого, кторый начинался с года Зайца(Кота). Последовательност
         и наименования годов в Монголии были таковы:
           1) Мышь(хулгана); 2) Бык(ухэр); 3) Тигр(бар); 4) Заяц(туу-
         лай);  5) Дракон(луу);  6) Змея(могой);  7) Лошадь(морь); 8)
         Овца(хонь); 9) Обезьяна(мэчин); 10) Курица(тахиа); 11) Соба-
         ка(нохой); 12) Свинья(гахай).
           Годы не только приобрели названия конкретных животных. Они
         получили  и еще ряд добавочных параллельных характеристик. В
         частности,  они  делились  на  "твердые"(мужские)  и   "мяг-
         кие"(женские). В данном случае они последовательно чередова-
         лись друг с другом. "Мужскими" годами всегда были года - Мы-
         ши,  Тигра,  Дракона,  Лошади,  Обезьяны, Собаки. "Женскими"
         годами были года промежуточные - Быка,  Зайца,  Змеи,  Овцы,
         Курицы, Свиньи.
           Деление такое закрепилось прочно,  вдобавок,  потому,  что
         "мужским" и "женским" признакам,  как считается соответству-
         ют,  попарно,  другие  признаки,  типа  "счастье-несчастье",
         "удачанеудача",  "хорошо-плохо",  "легко-тяжело" и  т.п.  Во
         всяком случае,  по замечанию этнографов(напр. Жуковская Н.Л.
         "Категории и символика традиционной культуры  монголов". М.:
         Наука,  1988), в системе бытовых календарных примет у монго-
         лов отчасти прослеживаются сочетания, типа того, что прошлый
         Год Зайца(женский) был несчастлиым, была бескормица и пр.

           1.13.3. Не  менее интересен "суточный" монгольский зодиак.
         У монгольских кочевников сутки делились на 12 сдвоенных  ча-
         сов,  каждый  из которых обозначался именем одного из 12 жи-
         вотных зодиакального цикла:
           1) час Мыши - 0-2 ч.; 2) час Быка - 2-4 ч.; 3) час Тигра -
         4-6 ч.;  4) Зайца - 6-8; 5) Дракона - 8-10; 6) Змеи - 10-12;
         7) Лошади - 12-14; 8) Овцы - 14-16; 9) Обезьяны - 16-18; 10)
         Курицы - 18-20; 11) Собаки - 20-22; 12) Свиньи - 22-24.
           Механические часы в Монолии появились позно, да и то, пер-
         воначально лишь в среде аристократии.  Поэтому прстой народ,
         по прежнему  продолжал  поределять время по солнечным часам.
         Основную роль здесь играло дымовое отвертие юрты.  Далее же,
         по углу  падения луча,  проникащего через него,  время можно
         было определить, с точностью до пяти минут!

           1.13.4. Своеобразный "циферблат" в  расположении  животных
         зодиака  по  участкам  юрты,  определял  своеобразную "магию
         пространства" внутри жилища,  приучал к ней,  навязывал  ее.
         Каждое  животное  зодиака  условно теперь определяло хозяйс-
         твенное назначение того или иного местечка внутри юрты.
           Мышь - считается знаком богатства. И вот, в северной части
         юрты, под знком мыши(крысы) хранили наиболее ценное и  доро-
         гое имущество. Туда же сажают наиболее почетных гостей.
           Бык - северо-восточный знак, крупное мясистое жиотное как-
         бы определяло то, что там будут стоять продукты в ящиках.
           Заяц - символ слабости. Там находилось,соотвественно, мес-
         то "для слабых", т.е. для детей.
           Дракон и змея - символы воды и  водной  стихии,  на  женс-
         кой(восточной) половине юрты.  Там,  под этими знаками "вод-
         ных" существ оберегаются и сосуды с водой.
           Овца - сама по себе говорит за себя. Там, под знаком овцы,
         на юго-западе, содержали новорожденных ягнят.
           Обезьяна -  с  ее длинным хвостом и лапами.  Под этот знак
         укладывалась упряжь, с ее тенденцией "по-обезьяньи" капризно
         перепутыватья и переплетаться.
           Собака - символ охоты.  Потому,  под знак собаки,  под его
         "охраной" хранилось и оружие хозяина.
           Все было подразделено отчетливо и ясно, раз и навсегда.

           1.13.5. Первый памятник монголькой  историчекой литературы
         "Сокровенное  сказание"  относят  к 1240 году.  Уже он ведет
         хронологию по календарю, в котором упоминаются: Год Курицы -
         1201, Год Мыши - 1204, Год Коровы - 1205 и т.п.
           Со временем,  однако,  этот календарь испытал сильное  ки-
         тайское  и  тибетское влияние.  Первое началось вскоре после
         завоевания монголами Китая и появления монгольских  правите-
         лей  в  Пекине.  Окружающая обтановка потребовала налаживать
         придворный быт и весь государственный аппарат по веками  от-
         лаженному  китайскому  образцу.  В  1267 году была проведена
         вторая реформа монгольского календаря и год  стали начинать,
         как и в Китае, с первого весенннего месяца.
           Возник и знаменитый восточный 60-летний циклический кален-
         дарь.  Первое упоминаие о нем в Монголии - надпись на камен-
         ней стеле в Эрдэнэ-Цзу(1346). Именно в ней, наряду со знаком
         животного  впервые упоминается и знак первоэлемента, стихии.
         Было их всего - пять:  Дерево(модо),  Огонь(гал),  Земля(шо-
         роо), Железо(тэмэр), Вода(ус).
           Понятие пяти элементов, пяти стихий мороздания было разра-
         ботанов в китайской натурфилософии. Для определенности, каж-
         дая стихи имела свое цветовое  соответствие:  Дерево  -  си-
         нее(исиня-зеленое), Огонь - красный,  Земля - желтый, Железо
         - белый,  Вода - черный. Цвет и элемент могли быть взаимоза-
         меняемы. Например, 2000 год мог быть обозначен и как Год Бе-
         лого Дракона,  и как Год  Железного  Дракона(металличекого).
         1997 год мог быть аписан как Год Красного Быка и как Год Ог-
         ненного Быка. И - т.д.

           1.13.6. В Золотой Орде(Улус Джучи) огромном феодальном го-
         сударстве созданном монголами на землях,  завоеванных к XIII
         веку чеканилась своя монета,  "джучская",  "джучидския".  И,
         что интересно,  для того,  чтобы бы отмечать год выпуска, на
         монетах проставлялось изображение - зодиакального животного!
           Монеты было  принято  чеканить к каждому Новому Году хидж-
         ры(священного календаря муульманской религии, шариата). Нап-
         ример,  основаватель  османского государства,  Осман I (1299
         -1325) выбил новые медные монеты с изображением Зайца, к на-
         чалу Нового года Зайца, по тюркскому циклическому календарю.
         Можно напомнить,  что Заяц идет в  общей  последовательности
         типичных 12 животных: Крыса, Буйвол, Тигр, Заяц и т.д.
           Впрочем, на характер изображения зодиака  накладывались  и
         национально-религиозные обычаи.  Так,  среди  изображений на
         монетах Золотой Орды отсутствуют такие животные,  как свинья
         и мышь. Причиной было то, что свинья и мышь принимались сре-
         ди муульман как "нечистые животные".
           Про свинью бытовало представление, что она вышла из... ка-
         ла слона.  А мышь,  соответственно, вышла из ноздрей свиньи.
         Разумеется цикл  зодиака не иключал ни Свиньи и Мыши,  но на
         монетах они отсутствовали.  Здесь,  впрочем, был найден сво-
         еобразный компромиссный выход.
           Свинью - заменили, на изображениях, тем же самым слоном!
           Мышь - заменили на...  верблюда. Размеры животных, разуме-
         ется, несопоставимы, но в тюркской легенде о появлении кале-
         наря есть   любопытный  момент,  связанный  с  обоими  этими
         животными. Как-то,  в новогоднюю ночь звери собрались встре-
         тить восход солнца. Договорились, что тот, кто первым увидит
         лучи солнца, получит право назвать год - своим именем.
           Спесивый верблюд  понадеялся  на  сой  рост и гордо стоял,
         возвышаясь над всеми, уверенный в успехе. Однако, хитре всех
         оказалась, все-таки - мышь.  Она незаметно взобралась на го-
         лову верблюда и первой уидела восход солнца,  на нее  первую
         упали его живительные лучи.
           Впервые образ  верблюда("Год Верблюда") вместо цикличекого
         символа Года Мыши появился в нумизматике Золотой Орды  в 785
         году хиджры(см.напр.Галкин Л."Монеты к Новому Году". ж.Вокр-
         гу Света,  1990.12),  который как раз и проходил под  знаком
         Мыши. На джучидских монетах за спиной верблюда изображено, в
         виде розетки - солнце.  Но сам верблюд, с досады, что восход
         первой увидела,  все-таки, мышь - с досады плюнул. На монете
         это даже изображено - в виде "запятой" перед его мордой.

           1.13.7. Впрочем,  на Восток все глубже проникал  и  типичный
         Средиземноморский  солнечный зодиак с его совершенно другими
         животными и образами: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев и т.п.
           Например, на одной из серебрянных монет Золотой Орды - лук
         и стрела,  значок Стрельца.  На другой монете -  изображения
         двух рыб, знак Рыбы. На третьей - бородатое и рогатое живот-
         ное, аналогом здесь может  быть  Козерог.  Впрочем,  лук  со
         стрелой мог  быть  и  изображением воинской доблести,  а две
         рыбки - символом знаменитой бинарной символики "Ян-Инь", где
         две рыбки кружатся друг вокруг друга в брачном круговороте.
           Еще на одной монете показан зодиакальный знак Льва и "пок-
         ровительствующее" ему светило, Солнце. Здесь правда, местное
         население, слабо знакомое с  основами  астрологии,  ридумало
         своеобразную "объясняющую"  легенду.  В XIII веке сельджукид
         Кейхосров II намеревался, якобы изобразить на монетах себя и
         жену свою, Расудан, дочь грузинской царицы. Но мусульманские
         богословы воспротивились этому.
           Тогда, чтобы обойти запрет, монарх приказал изобразить се-
         бя в образе льва, а жену - в виде солнца(или - наоборот).
           Изображение льва и солнца несла и другая монета,  выпущен-
         ная в Сарае на Нижней Волге при хане Узбеке(1312-1339). Дру-
         гая же - несла рисунок рака, еще одного зодиакального симво-
         ла.  И,  если  вспомнить  теперь,  что,  первоначально,  Рак
         изображался  в  виде типичного средиземноморского краба,  то
         можно понять, насколько далеко "забрались" зодиакальные зна-
         ки - от синих волн южного моря, до пыльных степей Востока...


Next