С АСТРОЛОГИЕЙ - ВОКРУГ СВЕТА!
           ГЛАВА 1.16. ЗВЕЗДОСЛОВЦЫ ОКАЯННЫЕ 

           1.16.1. Когда астрономия и астрология впервые  "по-настоя-
         щему"  шагнули  на Русь,  там царили жестокие годы средневе-
         ковья. В то время по всей Европе неудержимыми шагами рвались
         перед - наука,  культура, искусство. Рвались вперед, не взи-
         рая ни на что, через растерзанные тела и растоптанные книги,
         через свист кнутов и стрел,  сквозь лязг мечей и тук топоров
         на плахе.
           Яркими звездами сияли в истории  науки  и  памяти  народов
         имена звездных первопроходцев: Джордано Бруно, Галилео Гали-
         лей,  Иоганн Кеплер и многие другие.  Так было в одной  лишь
         астрономии, не говоря уже о других науках.
           И только  в  России все было крепко и неизменно,  в науках
         особо не нуждались, а просещение держали в узде. Точнее, на-
         уки, как таковой и не было. Была церковь, была религия и ве-
         рования, были многочиленные суеверия, навязывание безграмот-
         ных  воззрений  и,  отсюда - крайне смутное представление об
         окружающей природе.
           "Богомерзостен перед Богом всякий,  кто любит геометрию, -
         поучал один из святых отцов,  - А се душеные грехи - учиться
         астрономиии и эллинским(греческим - А.А.) книгам.  По своему
         разуму верующий легко впадает в различные  заблуждения. Люби
         простоту больше мудрости,  не изыскуй того, что выше тебя, а
         какое дано тебе от Бога учение, то и держи..."
           Даже в Испании,  где сотнями пылали костры инквизиции, ду-
         ховенство вынуждено было отступать перед  наукой,  поскольку
         ее, науку, защищала знать, нуждающаяся в знаниях, в развитии
         ремесел. На Руси же,  даже церковная, когда-то извне привне-
         сенная грамотность  и  знание  священных писаний были в таком
         плачевном состоянии и так дико "импровизировались", что даже
         один ученый богослов, швед Иоанн Ботвид ухитрился в 1620 го-
         ду защитить диссертацию в Упсальской академии(Швеция) на те-
         му "Христиане ли московиты?"
           Церковь настолько усердно исстребляла и без того  малочис-
         ленные "колдовские" книги с опасной "цифирью",  что,  в 1492
         году для относительно несложных рассчетов "пасхалий"  потре-
         бовалась даже специальная "экспедиция" в Италию,  в Рим,  за
         "грамотностью", организованная   новгородским   архиепископом
         Геннадием Гонзовым.  Своих математиков,  увы,  отечественная
         инквизиция в живых - не оставила...

           1.16.2. Впрочем, влияние идущей впереди просвещенной Евро-
         пы все же проникало на Русь. Не всегда, правда, оно было по-
         ложительным.  Чаще оно лишь вносило дополнительную  смуту  в
         неискушенные умы.
           В Новгороде, например, это выразилось в подавлении в 1490-
         и и 1504-м  годах,  так  называемой  "ереси  жидовствующих",
         обозначеннной  так,  поскольку  "ересь" была занесена евреем
         Схарией,  прибывшим в Новгород из Литвы в 1471 году.
           Сожженные книги "жидовствующих" состояли,  в основном,  из
         переводов  с  ерейского  и арабского,  что,  по всей логике,
         восприниалось православной церковью  как  пропаганда  чуждых
         верваний,  в частности иудаизма.  Преобладали в книгах фило-
         софские и астрологические темы.
           "Остронумия, Звездотечья,  Сонник, Волховник, Птиченьграй,
         Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол-
         нечные", - перечислял,  ставшие модными в ХХ веке книги, ав-
         тор "Слова от Святого Евангелия", и подытоживал: "Все Марто-
         лои проклятые..."
           В старинном  "Азбуковнике"(энциклопедии),   наример,   под
         словом "Планеты" можно было прочесть:
           "Планиты - суть седьмь звезд,  иже на аерных(т.е.  на воз-
         душных - А.А.) седьми полих,  кояждо на особом поясе:  Арис,
         Ермис,  Зевс,  Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна.
         Сими  звездами  окаянные звездословцы(астрологи - А.А.) мнят
         ся(бя способными) угадывати человечие нравы и счастие..."
           В этих пяти строчках - вся астрология.

           1.16.3. Бестолковые книги по астрологии запрещали  и  жгли
         вместе  с их незадачливыми хозяевами.  Но в ногу с занятной,
         но не слишком-то полезной астрологией приближались  и  столь
         необходимая  для навигации - астрономия,  и метеорология,  и
         сезонная агрономия(о которых современные астрологи  даже  не
         вспоминают,  хотя все это входило именно - в астрологию!) и,
         потому, ересь проявлялась все более и более.
           Первые русские цари начали,  по примеру европейских монар-
         хов, держать возле себя придворного советника-астролога.
           У Василия II-го Васильевича,  "Темного"(1415-1462 гг) был,
         по слухам,  астролог,  Василий Немчин(немец), предугадавший,
         якобы, что  царь  Василий будет ослеплен(отсюда и прозвище -
         "Темный"), за что предсказателя едва не посадили на  кол. Он
         же, как  утверждают,  на  столетие предвосхитил модного ныне
         Нострадамуса, рассчитав(правда, верно или нет, неведомо) со-
         бытия в стране, вплоть до XXI века.
           Был астролог и у Василия III-го  Ивановича(1479-1533  гг),
         немецкий врач и философ, Никола Булев(Люев), распротранявший
         на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией.  Мно-
         гие в окружении царя ив стране были просто взбешены подобным
         обстоятельством.  "Лже глаголет  астроложь  неистовство!"  -
         убеждал  проветитель Максим Грек(1480-1556 гг),  прибывший в
         России из Греции и астрологию прекрасно знавший. Критика бы-
         ла,  правда, больше эмоциональная,  чисто религиозная,  и не
         особо научная...
           Именно протестуя  против присутствия Булева,  в 1524 году,
         старец Филофей написал дьяку Мисюрю  Мунехину  "Послание  на
         звездочетцев"(критика астрологии).  Само  послание  это мало
         кому известну, хотя именно там высказано мнение о непреемле-
         мости и "греховности" всего западного и латинского(т.е.  ка-
         толического, или протестантского, не православного) отец Фи-
         лофей утверждал неизбежность падения церковных твердынь.
           По его мнению,  неминуемо было падение "первого Рима"(Рима
         в Италии)  и "второго Рима"(Константинополя),  поскольку они
         впали в ереси и упали в глазах Бога и хритсианства. На смену
         им, греховным и "погрязшим", Филофей пророчил руский "третий
         Рим". "Два...  Рима падоша,  а третий стоит, а четвертому не
         быти..." - писал старец, на все корки ругая астрологов.

           1.16.4. Предсказатели на Руси, были, однако же, как и вез-
         де,  весьма, мягко говоря, "слабоваты". Скажем, уже упомяну-
         тый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь ско-
         ропостижной кончины царя от заражения крови("мала болячка...
         в булавочную голову"). Он же сам - и "залечил" родного госу-
         даря бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пы-
         таясь одолеть чирей... мукой с медом и печеным луком!
           Согласно "правилам"  тогдашней медицины,  царю сделали ис-
         кусственное воспаление,  но явно перестарались. В астрологи-
         ческом же плане,  со смертью Василия народ связал некое "не-
         бесное явление",  опять -таки,  не предсказанное  придворным
         звездочетам солнечное затмение 24 августа.
           "...В первом  часу  дня  круг  солнца казался вверху будто
         срезанным:  что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и
         что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь
         великой государственной перемены", - писал известный историк
         Н.М.Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние
         царского дома,  поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В
         данном случае он, чисто случайно, оправдался.

           1.16.5. Любопытно,  но, если верить летописи, то "знамени-
         ем" было отмечено и рождение сына у Василия  III-го  в  1530
         году.  Это случилось 25 августа,  в 7-м часу ночи, когда, во
         время страшной ночной грозы - на свет появился  будущий Иван
         Грозный(1530- 1584 гг), великий Иван IV Васильевич. Прибавка
         "грозный", возможно появилась уже поэтому.
           Писали, что "...в самую ту минуту земля и  небо потряслися
         от  неслыханных  громовых ударов,  которые следовали один за
         другим, с ужасною непрерывною молнией..."
           Логично, правда,  предположить,  что,  конечно  же не роды
         "повлекли" молнию, а наоборот - гром и молния ускорили роды,
         напугав царицу-роженицу(у маленького Ивана возможно была ро-
         довая травма). Недаром, у некоторых народностей во время ро-
         дов и по сей день, мужчины, время от времени стреляют из ру-
         жей, чтобы,  внезапно напугав роженицу,  помочь ей родить, а
         заодно - отпугнуть злых духов...
           Возмужав, Иван Грозный и сам весбма интересовался астроло-
         гией и  прочими  предсказаниями(пусть,  даже и "бесовскими")
         науками, поскольку всюду подозревал предательство и зловред-
         ное колдовство. И, занятно, хотя вне дворца репресии на кол-
         дунов и звездочетов шли широко, во дворце они были в относи-
         тельной безопасности.

           1.16.6. В народе, однако, подобные не слишком нужные "муд-
         рости" искоренялись.  Скажем,  в  знаменитом  "Стоглаве"(сто
         глав  "отчета"  церковного собора) составленном в 1551 году,
         отмечалось с негодованием:
           "В Аристотелевы  Врата  и в Рафли смотрят(гадальные "разг-
         РАФЛенные" таблицы - А.А.),  и по звездам, и по планетам га-
         дают, и  смотрят дней и часов,  и теми дьявольскими дейтвами
         мир прельщают и от бога отлучают".
           Впрочем, при  дворе  у Ивана Грозного был личный астролог.
         Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала:
           "Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва(отчаянного
         волшебника - А.А.), нарицаемого Елисея, и бысть(тот) ему лю-
         бим.  А  (будучи) приближении положил на царя страхование...
         отвел царя от веры.
           На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам - на
         любовь преложи(л),  понеже безбожнии(немцы) узнали своим га-
         данием,  что было им до конца разогнанными быти. Того ради -
         такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди
         прелестены(доверчивы - А.А.) и падки на волхование..."
            И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог-
         ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять
         гороскопы, а также,  втихомолку,  приготовлял  яды,  которые
         царь, то  и дело пользовал на отдельных провинившихся верно-
         подданных. Впрочем, свою судьбу астролог, видимо, предвидеть
         не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию
         и не унулся.  Он, в конце концов запутался в интригах, попы-
         тался бежать,  но,  на границе с Полшей был схвачен и заживо
         поджарен на огромном вертеле.
           Как видим,  звездочет не смог предсказать даже собственной
         бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный то-
         же протянул немного, тем более, что его "психологически" до-
         канало очередное  небесное  знамение,  объявившаяся  "звезда
         хвостата".  Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с
         "крестообразным" хвостом.
           Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Бла-
         говещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил:
         "Вот знамение моей смерти!" Чтобы убедиться окончательно, он
         повелел собрать по Руси и  Лапландии  колдунов  и  колдуний,
         числом  около 40-60,  но те в один голос подтвердили "проро-
         чество".
           Видимо, с легкой руки тех же колдунов(ожидавших казни под-
         валах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым  си-
         ропом, за   шахматами,   а   затем   придушили   его,   "для
         надежности", когда тот упал...

           1.16.7. По примеру западных королей приглашал к себе  аст-
         рологов  и  царь Алексей Михайлович(1629-1676 гг).  Одним из
         приглашенных был известный путешественник  тех  времен  Адам
         Олеарий.  По мнению современников, царь честью великой почи-
         тал "альманашников"(от слова "альманах" -  звездная сводка).
           При Алексее  Михайловиче  в почете был,  опять же,  немец,
         "немчин",  Николай, который, например, в 1665 году предрекал
         великие  события  "по  случению высочайших небесных планид -
         Сатурна и Ювиса(Юпитера - А.А.)".
           Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор
         открыто упрекал царя,  в том, что тот "альманашников любил",
         а поп Лазарь буквально  умолял  в  сочинении  "О  изгублении
         правоверных государей власти", где писал:
           "Царю благородный!  Како времени сего не испытаешь: имеешь
         у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и зем-
         ли, и звезд хвосты аршином измеряющих.  (О) сих Спас(Христос
         - А.А.) глаголет - лицемеры быти!"

           1.16.8. Астрологов неудачно пытались применять и в прогно-
         зе  предстоящих государственных переворотов,  что вскрылось,
         скажем, в "деле Шакловитого", в 1691 году.
           Здесь в допросах проходил иноземец - поляк,  Митька Силин,
         признавший под пыткой,  в стрелецком приказе,  что три  года
         жил в Заиконо-Спасском монастыре у Сильвестра Медведева. Там
         он лечил заговорами и колдовством,  гадал по солнцу с  коло-
         кольни Ивана Великого.
           На пытках  астролог  "раскололся",  заявив,  что  Медведев
         раскрыл ему весь заговор:  учинить бунт, убить молодого царя
         Петра,  царицу Наталью Кирилловну, и "весь род их изгубить".
         Князю Василию Голицыну жениться на царевне Софье и стать ца-
         рем.  Шакловитому - быть "под царем первым князем", а патри-
         архом "быть ему,  Сеньке". Силин утверждал, что Медведев га-
         дал  по  звездам  и  вычислил,  будто "...все бояре стоят за
         Голицына, а стрельцы - за царей".
           Астрологи ошиблись. Ошиблись - в очередной раз.

           1.16.9. Более  терпимо,  легко и просто стали относиться к
         астрологии лишь при Петре I-м Великим(1672-1725  гг),  когда
         государю потребовались ученые и землемеры,  флотоводцы и пу-
         тешественники,  когда возникла острая необходимость в  прик-
         ладной астрономии и в "спецах" по навигации.
           Навигацкая школа была открыта в знаменитой Сухаревой  баш-
         не, прославившейся тем, что именно на ней проводил свои ноч-
         ные бдения главный "астролог" и "чернокнижник"  тех  времен,
         сподвижник царя Петра,  выходец из Шотландии, Яков Вилимович
         Брюс(1670-1735 гг).
           Брюс имел огромную,  в полторы тысячи томов,  великолепную
         библиотеку,  впоследствии переданную Российской Академии На-
         ук.  У  него  были  феноменальная память и наблюдательность:
         мог,  например,  с одного взгляда сосчитать число горошин  в
         рассыпанной по столу кучке.
           После его смерти в комнате нашли  "страшные"  и  "колдовс-
         кие",  непонятного предназначения предметы, как, скажем вог-
         нутые зеркала и линзы,  что,  по тем  временам  было  просто
         ужасно и причислялось к колдовству.
           Именно Брюс начал выпускать,  фактически первый в  России,
         великолепно  оформленный  календарь,  доныне известный,  как
         "Брюсов календарь", где прогноз событий был рассчитан на 200
         лет перед, начиная с 1800 года. Впрочем, "прогноз" был весь-
         ма  стандартен.  Почти  на  каждый  год  там  предказывалась
         "...великая перемена в некотором знаменитом государстве, но-
         вый образ правления в некоей  республике,  славное  побоище,
         воцарение великого государя".
           Сам Брюс,  однако, астрологии не доверялся, а в календаре,
         на 6-й странице, поместил даже карикатуру на астролога.
           После Петра I-го гонений на астрономию и астрологию  прак-
         тически уже  не было.  Поэтому известный механик-самоучка из
         Нижнего Новгорода,  И.П.Кулибин(1735-1818 гг) кроме знамени-
         той "самобеглой" коляски,  химического прожектора,  арочного
         моста, часов "яичной фигуры" и прочего,  славного и неповто-
         римого, спроектировал и "планетные часы".
           Часы, и по нынешним временам,  по механизму очень сложные,
         но размером - не больше будильника.  Там,  на  циферблате  с
         шестью стрелками были все 7 "светил", все 12 знаков зодиака,
         время дня и ночи,  положения Солнца и Луны и многое  другое,
         как, например, фазы, кульминации, всходы, заходы.
           Астрологии уже  не  опасались.  Ее бестолковость и относи-
         тельная безвредность для духовенства и высшего общества ста-
         ли очевидна,  крестьянство же пользовало свои, чисто "народ-
         ные" способы предсказания.


Next