ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 2. ГРЕШНЫЕ ДРАКОНЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

           1. ЗМИЙ-ДРАКОН, АДАМ и ЕВА. В Европе дракон не пользовался
         популярностью  во  многом в связи с известной библейской ле-
         гендой о сотворении и грехопадении  первых  людей,  Адама  и
         Евы, совращенных дьяволом, принявшим облик коварного хитрого
         Змия,  Дракона(в целом ряде перводов вместо слова "Змей" или
         "Змий" недвусмысленно указано - "Дракон").
         . В  многократно  переиздававшейся  дореволюционном  издании
         "Объяснение  символа  веры,  молитв  и заповедей" (Изд.39-е.
         СПб.: 1910) протоиерей Г.Чельцов пишет:
           "Адам и Ева жили в раю.  Это был прекрасный сад, данный им
         Богом, чтобы они возделывали и хранили его. Здесь они прово-
         дили вполне  блаженную  и счастливую жизнь,  беседуя часто с
         Самим Богом.
           В раю  было много разных дерев и всяких растений,  но осо-
         бенно были замечательны там два дерева: одно называлось Дре-
         вом Жизни, а другое - Древом познания Добра и Зла.
           Вкушение плодов Древа Жизни могло предохранить человека от
         болезни и смерти. О Древе же познания Добра и Зла Бог сказал
         Адаму и Еве, чтобы они не вкушали плодов этого дерева, а ес-
         ли вкусят, то умрут.
           Но диавол прельстил их нарушить эту заповедь Божию, потому
         что  завидовал  их блаженству и желал,  чтобы люди,  подобно
         ему, лишились своего блаженства и сделались злыми и непокор-
         ными Богу.
           Он вошел в Змия и стал уверять Еву,  что Бог неправду ска-
         зал,  будто они помрут, если вкусят от плодов Древа познания
         Добра и Зла,  напротив: если вкусят, то сами будут как боги,
         знающие добро и зло.  Ева поверила.  К тому  же  плоды  были
         прекрасны на вид. Она взяла их и ела, а потом уговорила Ала-
         ма, и он ел.
           Когда Бог явился обличить их в грехе,  они, вместо раская-
         ния, стали слагать свою вину на других. Адам сказал, что же-
         на, данная ему Богом,  соблазнила его,  а Ева  сказала,  что
         Змий обольстил ее.  Бог положил им наказание,  сказав Адаму,
         что он в поте лица будет добывать себе хлеб,  пока не умрет,
         а Еве,  что она в болезнях будет рождать детей,  и изгнал их
         из рая..."
           Что же касается Дракона,  Змия,  то он также был наказан:
           "Змей, который,  по народному верованию, когда-то имел но-
         ги, должен ходить на своем чреве и  есть  прах..."  -  пишет
         Г.Гече в книге "Библейские истории"(М.: 1990).
           Змей, таким  образом,  отныне  был  принужден  ползать  на
         брюхе, а ноги его ликвидировали, за ненадоностью.

           2. ДРАКОН И БИБЛИЯ.  Итак, Дракон, Змий - оказался повинен
         тем,  что люди ныне живут не в раю. Трудно, правда, сказать,
         хорошо  это или плохо.  Во всяком случае,  на гравюре Матвея
         Мериана "Рай",  1633 года, нередко используемой как верующи-
         ми,  так и не верующими авторами, рай видится в виде своеоб-
         разного природного зверинца,  запруженного зверьем так,  что
         на рисунке буквально нет живого места. И - нет людей.
           Слева лежит группа величественных оленей,  позади которых,
         сквозь рога,  проглядывают слоны и верблюды, лезут на дерево
         к павлинам, мартышки. Справа, в явном недоумении стоит лев с
         поджатым хвостом. Позади него высится пара страусов и едино-
         роги. В  центре,  между  львом  и  оленями щиплет оставшуюся
         травку зайчишка, лают на кого-то собаки, еще дальше - буйво-
         лы и аисты,  и т.д. и т.п. Обезноженному Змею-Дракону в этом
         рисунке места,  по счастью,  не досталось, иначе его бы поп-
         росту затоптали.
           Тем не менее,  в мифе о грехопадении, именно фаллоподобный
         дракон(или  - драконоподобный фаллос?) оказался своеобразным
         связником между грехом и безгрешием, и эту полу-философскую,
         полу-анатомическую загадку  сотни  лет пытались решить очень
         многие, начиная от иссушения плоти и самооскопления - одних,
         и кончая шабашами и оргиями, после вкушения самодельных нар-
         котиков из шейных желез жаб и ужей - других.
           В связи с подобными обстоятельствами крайне любопытно поэ-
         тому упомянуть комментарий  к  понятию  "Дракон",  из  книги
         "Библейская энциклопедия"(Архимандрит Никифор. М.: 1891):
           "Дракон - трудно решить,  какое животное  должно  разуметь
         под сим названием.  Не невероятно, что это есть родовое наз-
         вание, означающее известный  класс  животных,  различающихся
         между собою какою-либо общею характеристическою чертою и од-
         нако из книг Пл.Иер(IV,3) и Мих.(I,8) явствует, что под этим
         названием разумеется какое-то особое животное, которое воет,
         подает сосцы и кормит своих детенышей.  Впрочем, в последней
         цитате оно на русском переводится словом шакал"
           Не правда ли - крайне неожиданная находка: любимец фантас-
         тов  и мистиков - грозный и величественный дракон на поверку
         оказывается... маленьким грязным шакалом?!
           "Слово, переведенное у пр.Исайи(XXVII, 1) левиафаном, зме-
         ем изгибающимся,  чудовищем морским,  переводится  в  кн.Бы-
         тия(I,21) словом:  большая рыба, у Иова(VII, 12) морским чу-
         довищем, в кн.Исход(VII,9) - Змеем, и в кн.Втор.(XXXII,33) -
         Драконом"(в  сокращениях  исходного текста,  "Мих" - Михаил,
         "Н.З" - Новый Завет и т.п. - А.А.).
           Вообще же здесь должно заметить. что у Греков и Римлян под
         Драконом разумелась большая и страшная змея,  чудовище  нео-
         быкновенной силы, величины, ядовитости, с крыльями и пастью,
         изрыгающей пламя,  и обитающая то в морях,  то на суше, осо-
         бенно в пустынях.
           В Н.З.,  в Апокалипсисе(XII, 3, XIII, 11) под словом Боль-
         шой Дракон изображаемый красным, с 7-ю головами и 10 рогами,
         с чрезвычайно большим хвостом,  -  разумеется  Сатана,  Змий
         Древний, Диавол, по объяснению самой же этой книги".
           Впрочем, определения, это - одно, а конкретные "свидетель-
         ства", это - другое.  Приведем несколько известных легенд  о
         драконах предположительно "водившихся" в Европе.

           3. ЛЕГЕНДА  О СИГУРДЕ.  Легенды о драконах беспокоят нас в
         первую очередь потому,  что в них  остались  запечатлены  на
         редкость  реалистические черты - повадки животного,  способы
         охоты, детали анатомии и внешнего строения.
           В Африке,  и  в  ряде южных стран Азии и Америки известен,
         например,  простейший способ охоты на крокодилообразных  жи-
         вотных. Оставив ему на песке привязанную жертву, охотник до-
         жидался,  когда крокодил займется добычей,  а  потом  крепко
         втыкал на  обратной дороге несколько прочных,  отлично зато-
         ченных клинков, в расчете, что, возвращаясь, хищник распорет
         себе битком  набитое  брюхо.  Иногда,  заранее вырыв,  возле
         жертвы яму, охотник и сам забирался в нее, с оружием.
           Но... откуда  африканский  способ добычи - в скандинавских
         сюжетах?  Например,  от XIII века одним из важнейших литера-
         турных  памятников явилась "Сага о Волсунгах",  как считают,
         исландский вариант сюжета,  получившего  особую  известность
         как известная верхненемецкая "Песня о Нибелунгах".
           В "Саге о Волсунгах", после целого ряда интриг и родствен-
         ных  убийств,  на свет появился юный богатырь Сигурд.  И вот
         его-то коварный дядька Регин подговорил вступить в бой с мо-
         гучим  змием Фавни,  хранителем драгоценного клада,  некогда
         проклятого карликом Андавари. Изломав несколько предложенных
         плохих мечей, Сигурд выпросил у матери сломанный надвое зна-
         менитый меч Грам,  дарованный Сигмунду-кокунгу  самим  богом
         Одином и велел перековать его заново.
           И таков был меч Грам,  что когда его вынули из горна, куз-
         нечным подмастерьям почудилось,  будто пламя бьет из клинка,
         и готовым мечом Сигурд разрубил пополам наковальню,  а затем
         - легко рассек мокрый ком шерсти в горном потоке.
           А далее события развивались  просто,  не  хуже  банального
         американского  вестерна.  Сигурд и Регин поехали в пустынные
         горы к той тропе,  по которой обычно проползал Фафни,  когда
         шел  на водопой,  причем,  как гласит предание,  "с тридцать
         локтей"(не менее 10 метров) был тот камень, на котором лежал
         он  у воды,  когда пил(далее цит.  по "Зарубежная литература
         средних веков". М.: Просвещение, 1974):
           "...Тогда промолвил Сигурд:
           - Сказал  ты,  Регин,  что  дракон этот не больше степного
         змея, а мне сдается, что следы у него огромные.
           Регин молвил:
           - Вырой яму и садис в нее,  а когда змей поползет к  воде,
         ударь его в сердце и так предай его смерти: добудешь ты этим
         великую славу.
           Сигурд молвил:
           - Как быть, если кровь змея того зальет меня?
           Регин отвечает:
           - Нечего тебе и советовать,  раз ты все пугаешься и не по-
         хож ты отвагою на своих родичей.
           Тут поехал Сигурд в пустыню, а Регин спрятался от сильного
         страха. Сигурд выкопал яму. А пока он был этим занят, пришел
         к нему  старик с длинной бородой(подразумевается,  что это и
         был всемогущественный бог Один - А.А.) и спросил, что он де-
         лает, и Сигурд ему сказал. Отвечает ему старик:
           - Это  дурной совет:  вырой ям побольше,  чтобы кровь туда
         стекала, а ты сиди в одной и бей змея того в сердце.
           Тут старик исчез,  а Сигурд выкопал ямы, как было сказано.
         А когда змей тот пополз к воде,  то  задрожала  вся  округа,
         точно сотряслась земля, и брызгал ядом он из ноздрей по все-
         му пути,  но не устрашился Сигурд и не испугался этого шума.
           А когда  змей прополз над ямой той,  вонзил Сигурд меч под
         левую ключицу,  так, что клинок вошел по рукоять. Тут выска-
         виает Сигурд из ямы той и тянет к себе меч,  и руки у него -
         все в крови по самые плечи. И когда огромный тот змей почуял
         смертельную рану, стал бить головой и хвостом, дробя все что
         под удар попадало..."

           4. ЛЕГЕНДА О БЕОВУЛЬФЕ. Храбрым героям мифов Древней Евро-
         пы приходилось,  подчас, сражаться с животными весьма сомни-
         тельного происхождения. Многие авторы охотно именуют их всех
         - "драконами", но животные эти были очень разные: единороги,
         быки,  львы, вепри, гидры, или, например, трехголовая химера
         у древнегреческого Беллерфонта, которой, позже, для эффекта,
         стали добавлять эпитет "огнедышащая".
           Такой герой,  как  англо-саксонский Беовульф.  описанный в
         VII веке(Беовульф - "пчелиный волк",  т.е.  фактически, мед-
         ведь,  медовед,  пасечник) совершил на своем веку ряд подви-
         гов, в частности, избавил короля данов Хродгара - от Гренде-
         ля, человекоподобного чудовища, исстреблявшего его дружинни-
         ков, а затем убил и объявившуюся мать  Гренделя,  еще  более
         страшное чудище.  Интересно,  что датский король Хротгар су-
         ществовал вполне реально, его крепость находилась на острове
         Зеландия, возле побережья современной Дании.
           После пятидесяти лет благополучного правления Беовульф со-
         вершил  еще  один и последний свой подвиг - победил дракона,
         который опустошал страну,  будучи разгневанным(согласно  ле-
         генде)  людским  "посягательством  на  охраняемый им древний
         клад". В смертельной схватке Беовульф убил дракона, но и сам
         получил рану, от которой уже не оправился.

           5. ЛЕГЕНДА О ТРИСТАНЕ. Примерно к этому же времени(VI век)
         относится миф о Тристане и Изольде,  где, собственно для нас
         интересен лишь эпизод с драконом.
           Согласно преданию,  Ирландия когда-то подвергалась набегам
         свирепого дракона,  и король пообещал отдать в жены прекрас-
         ную прицессу Изольду тому,  кто сумеет убить чудовище. Трис-
         тан, племянник корнуоллского короля Марка,  присланный в Ир-
         ландию, согласился на это предлложение.
           Ирландский придворный  сенешаль и несколько других рыцарей
         издали показали ему логово чудовища и сами,  в страхе, скры-
         лись. Тристан  напал  на дракона и,  после жестокой схватки,
         сразил его. Предосторожности ради, он отрезал дракону язык и
         спрятал  под  доспехами,  на  груди(вспомним  многие русские
         сказкис подобным же эпизодом). После чего с трудом добрел до
         ручья, где и потерял сознание.
           Расхрабрившийся сенешаль вернулся посмотреть,  что  сделал
         дракон с Тристаном,  но,  увидев убитого дракона, решил этим
         тут же воспользоваться. Он отрубил голову чудовища, привез к
         королю и стал требовать выдачи принцессы. Но, к тому времени
         был найден и Тристан.  Когда его приводили в чувство и сняли
         доспехи, то увидели отрезанный язык дракона.
           Тристана тайком пронесли во дворец, и когда сенешаль гордо
         предъявил голову дракона,  как свидетельство своей храбрости
         и преданности,  Тристан попросил придворных  посмотреть,  на
         месте ли язык в голове дракона.  Когда выяснилось, что языка
         нет, то после короткого замешательства, сенешаль был изгнан,
         а подвиг и победа Тристана были признаны всеми.

           6. ДРАКОН И ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. Так убивали драконов. Реально или
         нет - неизвестно.  Во всех трех случаях он ен летает,  а хо-
         дит,  или даже - ползает.  В предании о Сигурде,  Беовульфе,
         Тристане,  чисто биологически, можно усмотреть некое крупное
         позвоночное,  например, "недобитого" мамонта (или, возможно,
         ископаемого гигантского тюленя),  у которого толстый длинный
         хобот представлялся как змеевидная шея,  уши -  как  крылья,
         бивни - как рога.
           Понятно, что такое животное постоянно нуждается в источни-
         ке пресной воды, возле которого и обитает. У него явно выра-
         женное туловище, в то время как у змеи, даже очень крупной -
         довольно сложно определить участок грудной клетки  и сердца,
         куда предлагалось бить Сигурду, да и крови не так много.
           Но, в  еще  одной истории,  принесенной из Северной Англии
         речь идет явно о каком-то ином животном, со змевидным телом,
         которое привыкло "стискивать" добычу,  т.е., "теоретически",
         либо об удаве,  либо об осьминоге.  Названо оно "Ламбтонский
         червь"(ряде языков "червь" и "змея" звучат сходно) и на ста-
         ринных рисунках изображено во вполне змеевидном виде, толши-
         ной с ногу или руку сражающегося с ним рыцаря.
           В плохо датированные стародавние  времена  юный  наследник
         Ламбтонского замка, Джон Ламбтон, ловил рыбу в небольшой ре-
         ке Вэйр.  Он выловил странного мерзкого на  вид  "червя"  и,
         насмотревшись на неприглядную добычу,  выкинул ее в колодец.
         Вскоре Джона отправили учиться,  а когда, спустя семь лет он
         приехал из дальних краев,  то выяснилось,  что "червь" ухит-
         рился выжить, вырос и сумел выбраться из колодца.
           Днем он  преспокойно  свертывался  кольцами  вокруг скалы,
         торчавшей посреди реки. Но, по ночам он переплывал реку, вы-
         ползал  на берег и похищал местных людей и скот.  Находились
         храбрецы,  пытавшиеся сразиться со змеем,  но, стоило разру-
         бить его на куски, как они тут же срастались снова!
           Правда, или нет(легенда есть легенда,  это  лишь  "сообще-
         ние",  а не "факт"),  но Джон, чувствуя свою вину, также ре-
         шился сразиться со змеем.  В качестве технического новшества
         местная  колдунья порекомендовала ему снабдить щит и доспехи
         острыми режущими шипами и - сразиться посреди реки.
           Схватка состоялась. Чудовище стиснуло рыцаря, видимо, точ-
         но так,  как обычно и делало раньше,  но - тут же  оказалось
         все изранено, за счет своих же усилий. Тем временем Джон ус-
         пел рассечь его на части и,  вопреки всем россказням,  куски
         тела таинственного "червя" так уже и не срослись заново...
           Еще один европейский Дракон - был уничтожен.  Возможно, он
         был последний.


Next