ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 3. ДРАКОНОЛОГИЯ - КАК НОВАЯ НАУКА

           1. ГДЕ НАМ ВИДЕЛСЯ ДРАКОН?  Если бы легенд о  драконах  не
         было - их стоило бы выдумать.  Это человек,  а,  точнее, все
         человечество и сделало.  Вот,  хотя бы десяток из того,  что
         могло  быть и было запечатлено в крайне смутном и обобщенном
         образе "драконов" и "змиев":

           1) извивающиеся огненные потоки лавы;
           2) несущийся с гор, после ливня неудержимый сель;
           3) морские смерчи, разгуливающие  по  морю средь кораблей;
           4) гигантские многосотметровые водовороты;
           5) колоссальные песчаные вихри, самумы в пустыне;
           6) кровавые росчерки крупных метеоров в темной ночи;
           7) молнии  из клубящихся туч и сами эти грозные тучи;
           8) взрывающиеся бурным фонтаном непонятные гейзеры;
           9) самовоспламеняющиеся газовые выбросы из-под земли;
          10) ползущая вдали лента вражеской армии.
           И - многое, многое другое.

           В облике "драконов" сохранилась память о странных, возмож-
         но,  и впрямь,  неведомых животных, виденных когда-либо один
         лишь раз или не виденных вовсе:  змеи, крокодилы, осьминоги,
         спруты,  слоны(или - мамонты?) огромные рыбы, гигантские тю-
         лени или киты - многое, жившее когда-то, но вымершее или ис-
         стребленное человеком.
           Ископаемые останки,  являющиеся из-под земли волей воды  и
         ветра  порождали  легенды о чудовищах,  "выползающих" на по-
         верхность и гибнущих от солнечного света, или падающих с не-
         бес и разбивающихся насмерть.  И первое,  и второе порождали
         сперва мифы,  а позднее - фантастику,  типа  "Путешествие  к
         центру Земли" Жюля Верна, "Плутония" В.А.Обручева, "Ужас вы-
         сот" А.Конан-Дойля и т.п.
           Аналогично рождались  мифы о всемирном потопе и "до потоп-
         ных" чудовищах, которым не оказалось места на ковчеге, сору-
         женном предусмотрительным Ноем.
           Все это - соединенное воедино рождало то неповторимоё ска-
         зочное  обличье,  которое  просто  обязано  было родиться на
         свет.  С помощью "драконов" легко объяснялись бури, изверже-
         ния,  пролеты комет и десятки других бедствий. В средневеко-
         вых студенческих курсах наряду с "демонологией"  можно  было
         бы ввести и такую отдельную дисциплину, как "драконология" -
         тысячи легенд о драконах обеспечили бы безбедное существова-
         ние ее бесшабашным преподавателям.
           Но жить одной конкретикой невозможно, да, подчас и не нуж-
         но. Механику сказки положено знать сказочнику, а не ребенку.
         Технику прыжка кропотливо изучает балерина а  не очарованный
         зритель, для которого классическая музыка заглушает "конский
         топот" на сцене. Религиовед знает, что бога нет, но верующий
         об этом и слушать не хочет.  Попытаемся использовать минимум
         объяснений, не теряя сказку. Хотя это и очень трудно.

           2. ДРАКОНЫ КАК СИМВОЛЫ ЗЛА. Тема битвы с драконом - в пря-
         мом или в переносном смысле издавна держалась в литературе и
         изобразительном искусстве  Европы.  Сотни  вариаций  картин,
         скульптур,  икон,  барельефов, чеканок, словесных описаний -
         все это символически воспевает один и тот же  сюжет  и  одну
         тему: победу воина над чудовищем, добра над злом, истины над
         ложью, человечного над бесчеловечным, веры над неверием, по-
         нятного над непонятным, красивого над уродливым.
           Многочисленные святые христианства, от Георгия-Победоносца
         с копием на коне(на Руси - Егория Храброго, символа Москвы и
         московских князей) до Святого Феодора - совершали,  в  общих
         чертах,  один и тот же подвиг, спасая от ненасытных драконов
         и змиев жизнь целомудренных девиц,  города и селения, а то и
         целые государства.
           В Европе,  в  годы средневековья образ дракона "западного"
         стал крайне отрицательным,  сухим  и  неприглядным.  Причина
         проста.  В античном мире под "драконом", понимали вполне ре-
         альных,  хотя и очень крупных змей  -  удавов-эндемиков,  то
         есть  последних,  уцелевших еще в Средиземноморьи гигантских
         пресмыкающихся(миф о Ясоне, яблоке Гесперид, непокорном жре-
         це Лаокаоне, пифии в Дельфах и пр.).
           В средние века когда реальные крупные змеи в Европе больше
         уже не встречались,  неприглядный Дракон, Змий превратился в
         "чистый" символ зла и уродства,  как явный помощник  дьявола
         или,  даже,  как непосредственно сам дьявол, т.е. символ ан-
         тихристианства, знак анти-Христа, Антихриста.
           Устрашающего дракона использовали в  первую  очередь,  как
         "пугало",  применяя  даже в боевой практике.  Еще у Гомера в
         "Илиаде"(песнь 11) мы читаем,  что на  щите  Агамемнона  был
         изображен синий трехглавый дракон. Викинги - рисовали драко-
         нов на своих щитах и помещали резные  изображения драконовых
         голов  на  носах судов.
           В Древнем Риме - дракон был значком когорты. Использовался
         он и парфянами. Известный русский князь Олег успешно запуги-
         вал  жителей  осажденного Константинополя огромными летучими
         драконами,  парящими над городом.  В Англии - на  штандартах
         саксонских  королей были изображения драконов,  дабы вселить
         ужас в войско неприятеля.  Сражения между  красным  и  белым
         драконами  олицетворяли борьбу галлов(британцев) с захватчи-
         ками-саксами в V-VI вв. Что же касается Уэльса, то там крас-
         ный дракон по сей день являетя национальной эмблемой.
           Если взять восточнее, то там десятки предметов или сделаны
         в форме дракона или,  хотя бы несут на себе его изображение.
         Гербом Казанского царства был именно коронованный  дракон. В
         Китае, драконы присутствовали даже на специальных орденах, а
         уже ближе к нашим дням,  дракон изображался на государствен-
         ном  флаге.  Огромные  надуваемые ветром драконы запускались
         над войском, для устрашения неприятеля, а то и для его атаки
         - сотнями горящих стрелами из пасти.
           В Европе Дракон был свиреп и драконов любили убивать в ре-
         лигиозных мифах(Святые - Геогрий,  Меркурий,  Тифон,  Федор,
         Теодор, Сизиний и пр.), а позже - в рыцарских книгах и детс-
         ких  сказках.  Здесь,  на Западе положительным героем дракон
         никогда не был.  Змий,  "совративший" первых людей" планеты,
         Адама и Еву,  автоматически не мог быть "хорошим", а то, что
         он,  свисая с дерева, с красным яблоком во рту, весьма проз-
         рачно  напоминал  известный  мужской орган с его характерной
         красной крайней плотью - и вовсе никуда не годилось.

           3. БЫЛИНЫ  О  ЗМЕЕ-ГОРЫНЫЧЕ.  Образ  Змея,  Змия,  Дракона
         встречается  практически в мифологии любого народа.  На Руси
         это хорошо известный по сказкам  многоглавый  Змей  Горыныч,
         про которого впору писать целый многотомный трактат, хотя мы
         ограничимся здесь лишь несколькими абзацами(пока).
           Отношение к змееподобным существам на языческой Руси отли-
         чалось большим своеобразием,  а именно... почти любовью. Па-
         мять этому  -  огромное  количество найденных дохристианских
         талисманов - зодиаков-"змеевиков", где во множестве присутс-
         твуют змеи, в виде магических фигур, в виде лучей своеобраз-
         ного солнца или в сюжетах по типу Святого Георгия и Змия.
           Вплоть до XIX века на Руси верили в охранительные и  цели-
         тельные свойства змеиных шкурок, головок, хвостиков и т.п.
           "В предостережении  лихорадок крестьяне носят на шее змеи-
         ную или ужовую шкурке или ожерелье из змеиных  головок.  Для
         защиты  от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову
         убитой змеи(подобное запрещалось - А.А.),  а в  привесках  и
         ладоках...  зашивают лоскуток змеиной кожи,  кто носит такую
         привеску,  того будут все любить и желать всякого  добра,  -
         сообщает "Русская простонародная медицина"(З-ин. СПб.: 1882).
           Согласно этнографам,  в древние языческие времена  в  сла-
         вянской мифологии имелось божество,  охраняющее воды, землю,
         природу,  олицетворяющее плодородие. В древнем Новгороде бы-
         товала легенда  о жившем в Волхове чудесном змие.  Змий,  до
         монголо-татарского нашествия,  как и в мифах других народов,
         был существом,  помогавшим  человеку,  не вызывавшим страха,
         но, во времена ига образ этот стал означать злого духа Вели-
         кой степи, несущего угрозу нападения и плена.
           Изображение змия часто встречается в  русском декоративном
         искусстве. Его изображения находили во время раскопок новго-
         родские экспедиции Московского университета под руководством
         Арциховского, Янина.  Змий и похожие на него существа встре-
         чаются, например, в каменных "прилепах" в архитектуре Влади-
         мира Суздальского княжества (Х11-Х111 века).
           На одной из наиболее распространенных эмблематических  фи-
         гур  Московского  государства Святой Георгий поражает змия -
         символ язычества. Змей Горыныч дошел до наших дней как герой
         былин и детских сказок, и ныне вполне достойно занимает мес-
         то на оборотной стороне сотен и тысяч российских монет.

           4. ДРАКОН И БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ.  То, что под именем "дра-
         кон" скрывались самые разнообразные явления и объкты, приво-
         дило к необычайной путанице умов.  Явление дракона представ-
         лялось как явление некоего огромного зла, торжества ужаса:
           "И другое знамение явилось на небе:  вот,  большой красный
         дракон с семью головами и десятью рогами, а на головах его -
         семь диадем"(Откровение, XII, 3).
           Возможно, речь  шла  про  разлет  частей крупного метеора,
         возможно - про полярное сияние,  или что-либо иное, но здесь
         наблюдателям виделись - драконы. Победа же над драконом, ес-
         тественно, воспринималась как победа добра над злом:
          "И произошла на небе война:  Михаил и  Ангелы  его  воевали
         против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но
         не устояли и не нашлось для них места на небе.  И  низвержен
         был великий дракон,  древний змий, называемый диаволом и са-
         таною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и анге-
         лы его низвержены с ним"(Там же, 7-9).
           Зло непремено присутствует в мире,  но оно должно быть по-
         беждено величественной силой христианства:
           "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от
         бездны  и большую цепь в руке своей.  Он взял дракона,  змия
         древнего,  который есть диавол и сатана, и сковал его на ты-
         сячу лет,  и низверг его в бездну,  и заключил его, и полжил
         над ним печать,  дабы не прельщал уже народы,  доколе не ко-
         кончилтся тысча лет.  После же сего ему должно быть освобож-
         денным на малое время"(Там же, XX, 1-3).
           Своеобразна иллюстрация XI века к  этому  эпизоду(Франция,
         Национальная библиотека,  Париж):  парящий ангел, держащий в
         одной руке ключ от замка,  а в другой толстую цепь с грустно
         поникщим  и завязанным узлом,  как веревка,  огромным драко-
         ном(узел означал повершенное "связанное" зло).  Именно такой
         сюжет  послужил  началу многих десятков сказок,  где главный
         герой,  по наивности освобождает Дракона(Змия)  и  повергает
         себя, тем самым, в пучину небывалых приключений.
           В христианской  традиции  дракон,  неизменно - символ зла,
         обличье дьявола.  В старонемецкой  книге  о  находившемся  в
         "сговоре  с  дьяволом"  докторе  Фаусте(ХУI  в.) можно найти
         рассказ о том, как семь главных адских духов посетили нечес-
         тивого ученого.
           При этом один "...в образе дракона - так, и вошел прямо на
         хвосте.  Ног у него не было,  хвост окрашен,  как у ящерицы,
         брюхо толстое,  спереди две короткие лапы,  совсем желтые, а
         брюхо изжелта-белое,  спина коричневая,  как каштан,  на ней
         острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа".
           Там же  содержались описания и других разновидностей драко-
         нов - достаточно мерзкого вида и богопротивной сущности.
           В иконографии наличие дракона являлось одним из определяю-
         щих  признаков  того или иного святого.  У Святого Георгия -
         дракон пронзался копием. У архангела Михаила дракон попирал-
         ся ногами и над ним заносился меч.  У Святого Юлиана  -  был
         дракон, ведомый на цепи. И - так далее.
           Дракон неизменно помещался в изображениях лишь как низвер-
         гаемый,  убиваемый, но не азартно несущийся по небу за "жем-
         чужиной", как в классических сюжетах Востоке. Поэтому, если,
         например, благородные львы применялись в  геральдике  Европы
         очень широко, то дракон, напротив, необычайно редко.
           Занятно, что  среди многочисленных христианских святых по-
         пирающих дракона ногами и пронзающих его копием,  где в  оди-
         ночку, а где и попарно(Святой Георгий бьет дракона, а Святой
         Димитрий -  "басурмана"),  есть весьма своеобразный фрагмент
         коптского каменного барельефа(Египет, 300-400 г), на котором
         бог Гор(Хор),  сидя на коне,  пронзает копьем...  крокодила!
         Рельеф этот выставлен в музее Лувра, в Париже.

           5. ДРАКОНЫ, КИТЫ, ИЛИ - ЗМЕИ? Увиденное и услышанное - ве-
         щи совершенно разные.  Так,  в книгах Олауса Магнуса, Понто-
         пиддана, Конрада  Геснера  и ряда других писателей средневе-
         ковья,  художники("сухопутные крысы"),  вынужденные  иллюст-
         рировать "вслепую",  по одному лишь  причудливому  описанию,
         проявляли чудеса изобретательности и фантазерства.
           Киты, кашалоты,  дельфины,  акулы,  скаты,  тюлени, моржи,
         крупные рыбы - искажены там до невозможности и лишь  по  от-
         дельным характерным чертам можно догадаться, о чем или о ком
         идет речь  в рисунке.  Всевозможные "Морские драконы",  или,
         "Морские Змеи",  как их чаще именуют - яркий тому  пример(но
         об этом у нас написана целая отдельная книга,  "Змей Морской
         и китобой", отрывки из которой уже публиковались).
           Забавный образец  несоответствия в сочетании фантазий сви-
         детеля,  фантазий пересказчика,  фантазий слуателя-писателя,
         фантазии  художника и,  вдобавок,  вариаций перевода - можно
         видеть на примере выпусков веселой книги средневекового  са-
         тирика Франсуа Рабле(1494-1553) "Гаргантюа и Пантагрюэль":
           1) в одном из первых отечественных изданий(М.:  1960) име-
         ется глава "О том,  как Пантагрюэль сразил чудовищного Морс-
         кого Змея";  2) в другом издании(Пермь, 1989) в той же главе
         говорится про "Чудовищного кита";  3)  в  третьем(М.:  1991)
         рассказывается про "чудовищного физетера", т.е., опять-таки,
         про кита, ибо "физетер" переводится как "кашалот"; 4) есть и
         другие  варианты, но мы  просто не хотим перегружать текст.
           "...В полдень,  в  виду  острова Дикого Пантагрюэль издали
         заметил громадного,  чудовищного физитера:  он шел прямо  на
         нас, сопя и храпя,  весь раздувшийся, возвышающийся над мар-
         сами наших судов, выбрасывающий из пасти воду с таким шумом,
         как будто с горы низвергалась большая река...
           Физитер вклинился между судами и точно Нильский  водопад в
         Эфиопии, окатил  ближайшие  к нему корабли и галлионы целыми
         бочками воды.  Тут в него со всех сторон полетели копья, по-
         лупики, дротики,  копьеца,  секиры.  Брат Жан не жалел своих
         сил.  Панург умирал от страха(друзья великана Пантагрюэля  -
         А.А.). Судовая артиллерия подняла адский грохот, - она зада-
         лась целью во что бы то ни было добить  физитера.  Выстрелы,
         однако ж, цели не достигали: издали казалось, будто огромных
         размеров железные и медные ядра, войдя в кожу физитера, пла-
         вятся там, как ювелирная матрица на солнце".
           Красочное описание продолжается и дальше, однако несколько
         изысканных гравюр Гюстава Доре(1832-1883) в тексте - начисто
         меняют любое представление об облике каких-либо китов и  ка-
         шалотов,  ибо  там  изображен,  все-таки,  именно гигантский
         Морской Змей, Дракон, извивающийся согласно нелепым правилам
         всех морских змеев, а именно, подобно кнуту - сверху вниз!
           Впрочем, на последнем рисунке отчетливо видно,  что бедный
         Морской Змей как две капли воды похож на... простого речного
         угря - у него те же плавники и жаберные крышки!

           6. СГОРАЮЩИЙ ДРАКОН. Переходя от нешуточных, хотя и леген-
         дарных сражений прошлого  к  шутливой  современности,  можно
         вспомнить, что в 1979 году некто Петер Дикинсон  прочел цикл
         лекций на тему "Почему летали драконы?"
           Там, согласно  его версии дракон сохранял высоту благодаря
         большому количеству водорода в собственном  теле,  поскольку
         водород,  как известно, легче воздуха. Поскольку же крылья у
         дракона были небольшие, то нужны они были лишь для начально-
         го толчка и управления дальнейшим полетом.
           Появление водорода  в  теле дракона Дикинсон легко "объяс-
         нял" химической реакцией между соляной кислотой  и кальцием,
         которые вырабатывались в желудке дракона и его костях. Коли-
         чество  кальция восполнялось тоннами сожранного драконом из-
         вестняка,  что, попутно объясняло, почему ископаемые остатки
         можно найти в известковых породах.  Поскольку химическая ре-
         акция шла безостановочно,  то у дракона постоянно сохранялся
         излишек  водорода,  который,  по-видимому  и сгорал у того в
         пасти, формируя знаметый "огонь изо рта и ноздрей".
           Под занавес  теория Дикинсона "объясняла" причину,  почему
         так и не было найдены останки сказочных существ -  они  поп-
         росту сгорали от все того же водорода!


Next