ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 4. ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ - ДРАКОН НАРОДНЫХ СКАЗОК.

           1. ДРАКОНЫ И ПОГОНЫ. Рассказывать о "драконах", как запад-
         ных,  так  и  восточных,  и не помянуть героя многочисленных
         русских народных сказок, почти "родного" Змея-Горыныча - бы-
         ло, воистину, черной неблагодарностью. Змей-Горыныч, многог-
         лавый Змий заслужил не только простого упоминания.
           "В некотором  царстве,  в  некотором государстве жили-были
         царь с царицей. И была у них единственная дочь Марья Краса -
         Долгая  Коса.  Жили  они хорошо,  счастливо..." - начинается
         сказка "Марья-Краса - долгая Коса  и  Ванюшка"  в  небольшом
         сборнике "Добрый молодец"(Л.: Детгиз, 1958), и продолжает:
           "Вдруг пришла на них страшная беда. Налетел на царство-го-
         сударство страшный змей о девяти головах,  о девяти хоботах,
         о девяти хвостах. Закричал змей такие слова:
           - Слушайте, царь с царицей и весь русский народ! Все я ва-
         ше царство огнем сожгу,  пеплом развею.  Все леса  повыдеру,
         все реки-озера повыплесну,  всех людей погублю! А хотите жи-
         выми быть, кормите меня по самую смерть. Чтобы каждый день к
         вечерней заре оставляли мне на Буян-горе девушку шестнадцати
         лет. Мне на съедение, вам на спасение!"
           Вряд ли то был и впрямь "дракон"-рептилия, ящер, динозавр,
         эндемик юрского периода,  заговоривший человеческим голосом.
         Всадник в шлеме дракона;  всадник, в змеиной чешуе кольчуги;
         всадник,  летящий под гордо развевающимися  надувными  "дра-
         коньими" хвостами на длинных древках, вот кто он был - "Дра-
         кон"! И количество бутафорских драконьих голов были, попрос-
         ту,  как  знаки на боевом штандарте,  как ромбы на петлицах,
         как звездочки на погонах.
           Количество голов указывало - чин,  степень, звание, высоту
         положения. И сшибить, обрубить эти надменные штандарты - оз-
         начало,  унизить  противника,  доказать  ему свою силу.  Это
         русские богатыри не раз и доказывали.
           Маленькие были еще в давние поры "царства-государства", по
         современным понятиям - "районнного масштаба",  и тридевятые,
         и тридесятые.  И выкуп,  хоть и жестокий,  а все же "неболь-
         шой" требовал  непонятный  страшный "Змей":  ни серебра,  ни
         злата, а одного лишь человека, со всего государства, молодую
         девушку - поиздеваться, да поизмываться.

           2. ЛЕГЕНДА С ЛЕГЕНДОЙ МЕШАЮТСЯ.  Где было разбираться бед-
         ному неграмотному люду,  кто перед ними - пришелец с восточ-
         ных степей или, и впрямь, холоднокровное чудовище?
           Впрочем, по  ряду деталей заметно,  что сказки,  все-таки,
         явно смешивали исторические легенды  про  людей,  рядящимися
         под "змеев" - с историями биологическими,  более ранними,  с
         чудовищами-змеями - реальными огромными рептилиями.
           Один из  таких  признаков  -  попытка стать "несъедобным".
         Вспомним историю английского "Ламбтонского червя" где старая
         колдунья посоветовала рыцарю оснастить доспехи шипами и лез-
         виями, чтобы оказаться "несъедобным" для чудовища. В русской
         нардной сказке - тот же прием, та же хитрость!
           "Вдруг весть пришла, что завтра царевне Марье-Красе на съ-
         еденье к змею идти.
           Встал поутру Ванюшка, говорит бабушке:
           - Готовь  мне,  бабушка,  льняную рубашку чистую,  пойду я
         биться со змеем лютым - или живым не буду, или Марью-царевну
         и весь народ освобожу.
           Заплакала тут бабушка, приготовила ему льняную рубаху, по-
         бежала в огород,  принесла жгучей крапивы,  стала из  жгучей
         крапивы вторую рубаху плесть.
           Плетет рубаху, сама от боли плачет.
           - Вот,  - говорит,  -Ванбщка,  надень ты эту рубаху. Будет
         змей тебя кусать - языки обожжет!
           - Хорошо, - говорит Ванюшка".
           Не нужны  были  ни  кольчуга,  ни панцирь против страшного
         змея: крапивы жгучей - было вполне достаточно.

           3. СКАЗКИ, МОДЕЛИ, ГИПОТЕЗЫ. Могли или не могли сохранить-
         ся  гигантские  змеи  на  просторах Древней Руси - гадать не
         стоит. Гадание занимательно, но старо, это - не наука.
           Строить мистико-фантастические  гипотезы  -  подход  более
         современный,  но и они ни к чему. Мистические гипотезы увле-
         кательны своими оригинальными "сверхъестественными" выверта-
         ми, но,  подчас,  и - не более.
           Умело найти  "золотую середину" между сказкой и научностью
         можно лишь с помощью  модели.  Модельный  подход,  в  первом
         приближении,  прост,  это - список необходимых и достаточных
         признаков, компонент системы, которые надо подтвердить. Если
         рассматривать один  лишь  биологический  вариант  модели("Не
         змея ли?"),  то он таков:  крупной змее нужны - тепло, вода,
         пища, и - укромное место, чтобы скрыться от врагов и непого-
         ды, на длительное время, от трапезы до трапезы.
           Экологически, в южных краях,  у теплых  источников  вполне
         могли сохраниться крупные змеи, рептилии-долгожители, в этом
         нет, биологически, ничего противоречивого. Более того, можно
         достаточно точно предположить,  когда могла, наконец, насту-
         пил  закат  счастливой  эры "биологических" Змеев-Горынычей.
         Это были годы с VIII по XII века.
           Именно в  этот период на севере Европы и Америки наступило
         значительное потепление. Ирландцы, открывшие в VIII веке Ис-
         ландию, застали там цветущие луга и зеленеющие березовые ро-
         щи. На побережьи Канады в изобилии произрастал...  дикий ви-
         ноград! Часть  берега  Северной Америки потому так и называ-
         лась:  Маркланд- "Лесная страна", а другая - Винеланд, "Вин-
         ная страна".
           В таких условиях вполне допустимо,  что даже в таких, ныне
         "прохладных"  странах,  как Англия и Германия,  могли сохра-
         ниться крупные удавы-эндемики.  Рисунки таких  крупных  змей
         отмечены даже в Лапландии.
           Пункты "сценария"  сказки возникают, в итоге, такие:
           1) Огромные священные змеи обитали у ручьев и по побережь-
         ям рек и морей. Время от времени они нуждались в пище.
           2) Чтобы змея не нападала,  ей приносили жертву. Змеи ста-
         новились священными.  Им поклонялись.  Отсюда многочисленные
         древнерусские амулеты -  камни-змеевики,  маленькие  древне-
         русские "зодиаки", с ликом-солнцем посередине и змеями-луча-
         ми(они же месяцы года) по периферии.
           3) Крупную добычу, теленка или человека змея(удав) перева-
         ривает - 1-2 месяца. Отсюда необходимость регулярных жертво-
         ваний "владельцу" источника,  Змию. Позже память о таких че-
         ловеческих жертвах смешалась с памятью об  откупах иноземным
         завоевателям.
           4) Внезапное появление таких крупных  змей,  их  агрессив-
         ность,  вполне могла оказаться связана с сейсмикой Земли,  с
         непокоем ее внутренних недр.  Отсюда в некоторых сказках на-
         ряду со Змеями - соседствует буря.  Кстати, и "похищать" ца-
         ревен,  "выхватывая" их прямо из окошка высокого терема спо-
         собен "Змий" непогодный - смерч. Случаи такие известны.
           Если же избрать "человеческаую" версию - то можно, на суше
         предположить "драконом" - налетчика-степняка.  А на  море  -
         хитреца заморского,  "салтана"(султана), чье судно, украшен-
         ное чудовищами, грозно пышет "греческим огнем" из декоратив-
         но выполненного под "пасть дракона" раструба.
           Разумеется, правдоподобие - не правда, не истина. Но, она,
         подчас, приближает к истине.

           4. БОЙ СО ЗМИЕМ.  Схватки со Змиями большим волшебством не
         отличаются.  Это - обычный бой, сражение, "рубка". Иваны-ца-
         ревичи пользуют меч-кладенец. Иваны из народа, попроще - ду-
         бину, чугунный посох("тросточку") или косу для сенокоса.
           "Вдруг туча  надвинулась,  ветер зашумел,  море всколыхну-
         лось. Выходит из моря Змей о девяти головах,  о девяти хобо-
         тах, о  девяти  хвостах.  Каждый  хвост в свою сторону бьет,
         каждый хобот соим напевом поет, каждая голова зубами щелкает.
           Испугалась Марья-Крса, стала Иванушку будить:
           - Вставай,вставай, Иванушка! Змей идет, нас с тобой сорет!
           Спит Иванушка  непробудным  сном.  Плачет над ним царевна,
         слезами обливается.
           - Проснись, проснись, Иванушка! Русский человек смерть ле-
         жа не встречает, перед нею на ногах стоит!
           Проснулся Иван, схватился за косу острую.
           Налетел на него девятиголовый Змей, закричал, зафыркал.
           - И хорош ты, и пригож ты, добрый молодец! Да не быть тебе
         живому. Съем я тебя, да и с косточками.
           - Врешь, проклятая гадина! Подавишься.
           Начали они биться смертным боем. Лес кругом на корню шата-
         ется, песок столбом поднимается,  по синему морю волны идут.
         Змей огнем пышет,  дымом душит. Иванушка косой косит. Коса у
         него в руках докрасна раскалилась.  Семь голов Иванушка сру-
         бил, - две одолеть не может.  Ухватил его было Змей поперек,
         да выплюнул. Крапивная рубашка язык обожгла.
           Подбежала тут Марья-царевна,  стала Змея по  глазам  косой
         хлестать.
           Обернулся Змей в ее сторону,  а тут Ванюшка подскочил, две
         последние головы Змею ссек. Языки вырезал, головы под камень
         спрятал, туловище в море столкнул..."
           Так благополучно завершались схватки богатырей со Змеями.


Next