ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 15. ДРАКОНЫ - СИМВОЛЫ АЗИИ

           1. ДРАКОН КАК СИМВОЛ ВОСТОКА. В многих китайских сказках и
         преданиях дракон,  почему-то нередко приобретает чисто чело-
         веческий облик и,  на протяжении всей сказки, в дракона даже
         не превращается. И, раз за разом, создается впечатление, что
         "дракон", это своеобразный титул, обозначение типа людей или
         какого-то племени.
           "Любопытно отметить, что первый целый череп пекинского че-
         ловека,   Человека  прямоходящего(Синантропа  -  А.А.),  чья
         жизнь, очевидно, была связан с использованием огня, был най-
         ден  в  конце 1929 года в Китае,  в месте,  носящем название
         "Гора Дракона",  - пишет американский биолог  Карл  Саган  в
         книге "Драконы Эдема"(М.:  Знание,  1986).
           Любопытно, в связи с этим отметить и другое: "просто чело-
         век"  и  "человек  с  огнем" - могли стать "разными" людьми.
         Второго,  непонятного и всемогущего покорителя природы отны-
         не, могли причислить к...  драконам!  Но,  это означает, что
         "великим драконом" мог стать - практически, любой?!
           "...если задаться  вопросом,  что же является наиболее ха-
         рактерным символом самого Китая,  его истории и культуры, то
         можно с полной уверенностью сказать: дракон". - пишет С.Шве-
         цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9).
           Именно - дракон.  Любимый всеми дракон.  Дракон, который в
         Европе, напротив, оказался ненавистен, как дьявол.
           В Китае,  например, по сей день, поются песни, прославляю-
         щую дракона.  В одной из них такие слова:  "Китай  -  родина
         дракона.  Китай - родина моя.  Дракон - воплощение мужества,
         непобедимости. Его воля устремлена к солнцу, к людям. Дракон
         велик, дракон могуч. Китай - родина дракона".
           Те, кому довелось побывать в Китае,  бывали поражены  тем,
         как  много повсюду изображений этого "предводителя" мифичес-
         ких животных, наделенного, по народным поверьям, неукротимой
         мощью,  стремительностью и внутренней силой.  Его грациозное
         тело и свирепый ощеренный лик можно увидеть в любых  магази-
         нах и лавках на ярких изделиях из керамики и фарфора, тради-
         ционных лампах-фонарях,  лодках и воздушных змеях,  вырезках
         из бархатной бумаги и лубочных картинах...
           Затейливые народные поделки из глины и камня,  изделия  из
         яшмы и нефрита,  драгоценных металлов и слоновой кости, кар-
         тины,  каллиграфические свитки и открытки, назнания замысло-
         ватых  изысканных  блюд,  рассчитанных  на гурмана,- все это
         дракон, дракон,  дракон.  Дракон - в самых разнообразных его
         видах, превращениях и обличьях.
           Дракон - это символ Азии. Дракон - символ Востока. Восток,
         это - Дракон,  Дракон - это Восток. Дракон и Восток - едины.
         Дракон и Восток - одно.

           2. ДРАКОН ПРИХОДИТ НЕ ЗРЯ. Если даже в относительно "прос-
         вещенной", богатой коммуникациями Европе в реальность драко-
         нов веровали долго и рьяно,  то что говорить  о  заброшенных
         одиноких азиатских селениях,  где за целую жизнь местные жи-
         тели подчас не видели ни одного постороннего человека?
           Постоянным и простым "объяснением" чего-либо странного бы-
         ли - драконы. Буйная фантазия расселила драконов в заливы мо-
         рей и устья рек, в озера и болота, даже в родники и колодцы,
         откуда они распоряжался водными запасами.
           В этом,  заметим, с точки зрения этнографа можно усмотреть
         в драконе просто - символ "воды",  но, с позиций биолога эта
         подозрительное  тяготение  -  весомый признак что речь могла
         идти о конкретном животном.  Как уже рассказывалось,  анало-
         гично, дракон охранял ручьи(жил в них и возле них) и в мифах
         Древней Греции,  предпочитал колодцы в Англии и Франции, и в
         целом ряде других подобных случаев.
           В периоды губительной засухи и  сокрушительных  наводнений
         взоры всех людей,  от императора до простолюдина, были обра-
         щены к дракону. Лишь он один мог великодушно ниспослать бла-
         годатный дождь, приостановить сокрушительные разливы рек или
         усмирить  морскую  бурю.  Не  случайно  храмы   царя-дракона
         "Лун-вана" были весьма многочислены в старом Китае.
           Парадокс, но у всех народов Восточной Азии зубастый дракон
         никогда не олицетворял зло,  явление дракона расценивали как
         знак счастливых изменений. Дракон мыслился воплощением свет-
         лой силы Ян в единении с земной силой Инь,  и потому из глу-
         бин вод он воспарял к небу, был повелителем всех плавающих и
         чешуйчатых существ. Дракон был символом мощи и власти.
           Многочисленные мифы народов Восточной Азии,  особенно  ки-
         тайские,  изобилуют драконами. Этими сказочными причудливыми
         животными расписана посуда,  колонны дворцов.  Чаще всего  у
         дракона длинное извивающееся,  покрытое чешуей тело,  четыре
         когтистые лапы,  четырехпалые, а порой и пятипалые, зубчатый
         длинный гребень вдоль всего тела,  и хвост, явно рыбий - ло-
         паточкой, или "веником". Возле рта бахрома с длинными, как у
         сома,  усами. Есть и рога. Подчас имеются крылья. Полное ос-
         нащение для боевых действий на земле, воде и в воздухе.
           Великолепные изображение  дракона  в Китае можно было уви-
         деть повсюду:  в храмах, во дворцах, на мемориальных обелис-
         ках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в
         виде картинки или вырезки из бумаги).
           В испарениях, поутру поднимающихся с земли, древние китай-
         цы видели очертания взлетающих драконов,  которые  принимали
         вид облаков. Облака-драконы возили на себе духов и бессмерт-
         ных небожителей.  В Китае до сих пор  сохраняется  верование
         (разумеется, у определенной части населения), что небо - это
         обиталище драконов,  а облака - их могучее дыхание, в клубах
         которого чудовища прячутся, из них ловят Солнце или Луну.

           3. ДРАКОНА ЗОВУТ НА ПРАЗДНИК.  Дракон дарил воду и потому,
         самыми изощреннейшими ритуалами, Дракону всячески "показыва-
         ли", что о НЕМ помнят и заботятся, и, что если ОН позаботит-
         ся о людях, то и они вновь позаботятся о НЕМ.
           На праздниках несколько десятков человек проносили длинный
         бамбуковый остов дракона, оклеенный цветной бумагой или шел-
         ком.  Дракону делали золотистые или синие глаза,  серебряные
         рога украшали красными кисточками,  длинная зеленая борода и
         открытая пасть со свисающим красным языком.
           Освещенный разноцветными фонарями,  он выглядел  величест-
         венным и красивым.  Такого дракона торжественно проносили по
         главным улицам города или поселка. Это дракон был добр. Ник-
         то не станет тратить шелк и краски на злого духа, разве что,
         чтобы его задобрить.
           Как правило  перед драконом - символом облаков, приносящим
         дождь,  несут,  словно приманку перед ослом - большой и ярко
         раскрашенный шар.  У этнографов мнения по поводу происхожде-
         ния этого шара расходятся. Одни называют его - солнцем, дру-
         гие - луной, третьи, чтобы не конкретизировать - жемчужиной.
         Что же могло напоминать "жемчужину" в небе?
           Наблюдения древних за небом и попытки  объяснить, например,
         такие удивительные явления, как падение метеоров или пролеты
         комет приводили к попыткам объяснить видимую ими в небе  фи-
         гуру - огненное ядро, за которым несется огромный светящийся
         хвост. Именно так могла появиться легенда о небесном драконе,
         пытающемся схватить  пылающую  "жемчужину",  которую  весьма
         недвусмыслено изображали всю в язычках пламени
           Известный американский этнограф и китаевед К.А.Вильямс пи-
         сал так(цит.  по "Энциклопедия восточного  символизма".  М.:
         Золотой век, 1996):
           "Круглый красный  предмет,  который  казался  неотъемлемой
         принадлежностью драконов, по-разному трактовался как солнце,
         луна,  символ  катящегося грома,  как эмблема двойственности
         природы,  как зерно силы -  потеря  которого  сопровождается
         убылью силы,  - или как "ночная сияющая жемчужина",  которую
         профессор Гайс определял как алмаз или рубин.
           Символом китайского оружия,  начиная с императора Хана,  и
         вплоть до времен династии Чинг,  была пара драконов, сражаю-
         щихся за обладание этой жемчужиной".

           4. ДРАКОН ПРИХОДИТ НА ПРАЗДНИК. Праздник Нового Года в Ки-
         тае завершался,  достигая своей  наивысшей  точки  в  период
         празденства Первой  Ночи(Юаньсяо),  проходившей  в  середине
         1-го месяца,  т.е.  в период полнолуния.  Празденство Первой
         Ночи именовали также Праздником Фонарей,  потому что он соп-
         роваождался исключительно  широкой  ночной  иллюминацией  из
         маслянных светильников всевозможнейших форм и расцветок.
           "В праздник  фонарей  одним  из  самых  любимых  китайцами
         представлений  был  "Танец  Дракона".  Истоки его теряются в
         глубине веков.  Во всяком случае, еще в период правления ди-
         настии  Хань  ыжным  элементом  новогодних  празденства были
         "шествия рыб и драконов".
           Группы любителей изготовляли из материии и бумаги и пруть-
         ев чешуйчатое тело чудовища и устрашающую морду с усами, ро-
         гамит горящими зелдеными глазами и красным языком в зубастой
         пасти, изнутри мкет был озарен свечами.
           "Дракона приводили в движение люди,  державшие его на бам-
         буковых шестах.  Впереди несли  золотистый  матерчатый  шар,
         изображающий солнце,  которое драокн - символ облаков - ста-
         рался проглотить,  - пишут авторы книги "Календарные  обычаи
         народов Восточной Азии.  Новый Год. М.: Наука, 1985. - Когда
         процессия с чудовищем шествовала по улице, ее участникам вы-
         носили из домов деньги,  завернутые в красную бумагу, а дра-
         кон в ответ "кланялся" дарителям".
           Зачастую зрители бросали в дракона хлопушки  и  шутихи,  а
         лди,  скрывавшиеся за его чешуей,  в свою очередь изображали
         нападение чудовища на толпу.  Эта, отнюдь не безопасная игра
         продолжалась до тех пор, пока дракон не разваливался. В Юго-
         Западном Китае шествие с драконом так и  называли  "сожжение
         дракона".
           Во многих  районах  существовал  обычай  - после окончания
         празденств "мыть дракона":  тело дракона приносили к реке  и
         бросали в воду его бумажную оболочку, сохраняя его "кости" -
         деревянный каркас. И сожжение и "мытье" дракона были своеоб-
         разными "очистительными" обрядами.
           Поскольку дракон был символом плодородия, огонь, зажженный
         от  огня горевших в нем свечей,  вносили в дома,  что дложно
         было способствовать рождению мужского потомства.  В Гуандуне
         женщины,  желавшие родить сына, бросали в дракона зерна. Усы
         дракона сжигали,  а пепел съедали,  как чудодейственое  сна-
         добье. Подобные же игры проводились и с изображениями львов,
         играющих с шаром,  но, в отличие от шествий с драконом, "ль-
         вы", могли даже входить в дворы и дома.

           5. ТАНЕЦ ДРАКОНА. Итак, Дракон был непременным спутником и
         участником всех народных гуляний.  Именно  в  честь  дракона
         5-го  числа  по  лунному календарю(конец июня - начало июля)
         проходил праздник начала лета,  летнего солнцестояния("дуань
         у цзе" или "дуань ян цзе").
           Поскольку дракон  водится  в  воде и питает водой целебные
         травы,  то двери домов украшались душистыми букетами трав. К
         одежде  детей  и  к косичкам подвешиались амулеты с толченой
         травой. На  стенах  комнат вывешивались талисманы - заклина-
         ния,  изображающие гибель  пяти  "основных  вредоносных  су-
         ществ": зеленой лягушки, ящерицы, многоножки, паука и змеи".
           Любимым зрелищем и развлечением в городах в этот  день был
         уже упомянутый "танец дракона".  Россов,  наблюдавший в 1900
         г.  за "танцем дракона" в Порт-Артуре,  подробно описав уви-
         денное,  заключал,  что  иностранец под наплывом необычайных
         впечатлений впадает как бы в состояние экстаза. Ему кажется,
         что  он  находится перед сонмом чертей и ведьм,  исполняющих
         увлекательный дьявольский танец и  вся  феерическая  картина
         "представляется непостижимым очарованием".
           Дракон вечно жив,  жив и танец дракона. Вот некоторые впе-
         чатления очевидца(02.1984 г.,  г.Мэйсян,  провинция Гуандун)
         где отмечался Праздник фонарей.  На землю  спустилась  ночь.
         Вскоре  должен  был появиться потревоженный дракон и вот ги-
         гантское представление началось:
           На площадь  выбежало  несколько  десятков  по пояс юношей,
         размахивающих горящими факелами.  За ними -  группа  парней,
         бьющих  в  гонги и тарелки.  Им на смену - еще одна,  люди с
         длинными бамбуковыми шестами,  на которых висело  по  связке
         хлопушек. Все это - лишь прелюдия, подобно всевозможных бан-
         дильеро и пикадорам в знаменитой испанской корриде.
           Эти люди  как  бы  очищают путь дракону.  И вот на площадь
         выплывает сначала маленький дракон.  Он то лежит,  то скачет
         вслед за парнями по кругу площади.  После третьего круга(ри-
         туал важен),  на площадь из "логова" неторопливо и  бесшумно
         "выполз" громадный главный дракон.
           "Дракон состоит из звеньев,  начиненных  множеством  само-
         дельных  фейерверочных ракет и хлопушек.  Разукрашенный гро-
         мадный дракон с высоко вздернутой головой,  размахивая хвос-
         том,  описывает по площади круги. Его ведет к центру большая
         колонна людей, которые крутят во все стороны горящие факелы,
         то и дело взрывая хлопушки.
           Движения юношей, что несут на своих шестах грозного драко-
         на, удивительно согласованы между собой, и это сказочное чу-
         довище извивается всем телом,  как  живое.  Вдруг  раздается
         взрыв,  и из раскрытой пасти дракона извергается поток огня,
         а с его головы дождем сыплются фейерверочные искры.  Так на-
         чинается это необыкновенное зрелище горящего дракона,  пере-
         носящее нас в сказочный мир Дракона".
           Представление развивается  неуклонно,  эффектно  и стреми-
         тельно.
           "Гигантский дракон мечется и скачет,  а  огонь  охватывает
         одно  его  звено за другим,  пока не загорается все тело.  -
         пишет очевидец.  - Все это происходит под удары гонгов и та-
         релок,  оглушительный треск хлопушек и свист ракет, от кото-
         рых вот-вот, кажется, расколется ночное небо, а зрители при-
         ходят в еще больший восторг.
           Обнаженные по пояс парни,  не обращая внимания на февраль-
         ский холод и искры,  с еще большим пылом делают свое дело, и
         дракон с рыком и · ревом мчится по площади.  Его 30-метровое
         туловище так и сверкает вспышками ракет и хлопушек. В ночном
         воздухе и облаках дыма летают искры:  красные и золотые, зе-
         леные и синие, голубые и фиолетовые. Поистине волнующее зре-
         лище! Вся площадь тонет в буре восхищенных возгласов".
           Это - добрый дракон. Это - свой дракон. Это - Дракон людей.


Next