ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 18. "ПРИМЕНЕНИЯ" ДРАКОНА

           1. ПРИРОДА И ДРАКОНЫ. Древние китайцы безоговорочно верили
         в существование драконов,  этих удивительных и чудесных соз-
         даний. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о них. Сказа-
         ния даосизма упоминают об их деяниях.  Во всех частях страны
         имеются сведения об этих сокрытых от людей  местах  обитания
         драконов, об их ужасном появлении.
           Едва ли не все глобальные и катастрофические явления  при-
         роды в Древнем Китае связывались с действиями дракона:  про-
         ливные ливни и засуха, землетрясения и наводнения, солнечные
         или лунные затмения, пролеты комет или метеоров и т.п.
           Уже простая струя воды считалась живым драконом,  а расхо-
         дящиеся волны "очаровывали" своими "драконбими" изгибами.
           В море неистовством или игрой драконов объсняли  все:  из-
         вержения подводных вулканов, выбросы огня, светящиеся в глу-
         бине потоки лавы, кипение воды и пар, гигантские волны-цуна-
         ми, клубы дыма и поражающие воображение моретрясения. Счита-
         лось,  что на пламенном выдохе дракона могла свариться рыба,
         а на огненных испарениях его туши она могла изжариться.
           Дракон поднимался на поверхность и тогда  вздымалось море,
         неслись  гигантские смерчи,  приносили беду тайфуны.  Драокн
         взлетал и тогда землю обрушивались ливни  и  град,  с  домов
         слетали черепицы и крыши,  небо прорезалось сотнями молний и
         наполнялось грохотом.
           "Восточный дракон  не  является  ужасным монстром,  плодом
         средневекового воображения. - писал Вильямс К.А.("Энциклопе-
         дия восточного символизма".  М.:  Золотой век,  1996).  - На
         Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон
         - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни...
           Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружаеттся
         в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и
         действия.  Он  раскрывается  в грозовых тучах,  он умывается
         своей гривой во мраке бурлящих водоворотов.  Его когти в из-
         гибах молний. Его чешуя начнет искриться в коре сосновых де-
         ревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ос-
         лабевшему лесу..."

           2. ДРАКОНЫ  ВМЕСТО  "ДУХОВ".  За объяснениями не надо было
         ходить далеко и в особых научны теориях никто  не  нуждался.
         Все  знали,  причина  землетрясений - движения рассерженного
         дракона. Бури и смерчи - пролет дракона или борьба драконов,
         причиняемые ими разрушения - следы "когтей".
           Происхождение солнечного или  лунного  затмения  просто  -
         дракон,  возмущенный их поведением,  пожирает светило. Впро-
         чем,  по другой версии,  светило пожирал не дракон,  а "спе-
         циаьная" небесная  собака,  "тянь гоу".  Во время солнечного
         затмения все население выскакивало на улицу и поднимало неи-
         моверный  шум,  где годилось все:  звенели гонги и барабаны,
         воинские доспехи и домашняя посуда.  Население наивно надея-
         лось запугать дракона и заставить его оставить в покое солн-
         це или луну.
           Главным виновником отсутствия воды или наводнений был, ко-
         нечно,  водяной дракон. Он являлся в масках различных живот-
         ных, которых находили во время наводнений в реках. При обна-
         ружении жертв наводнений устраивались церемонии задабривания
         дракона.
           Разнообразные драконы,  таким образом,  находились  везде,
         напоминая,  тем самым,  по "функциям", нашу "нечистую силу",
         водяных,  домовых,  полевиков,  лещих, "горных" и т.п., пос-
         кольку встречались в земле,  воздухе, воде, в доме. В старом
         Китае даже выгпускались карты, на которых обозначались места
         расположения дракона.
           "...дракон может уменьшить свои размеры до величины шелко-
         вичной гусеницы или увеличиться до таких размеров,  что пок-
         роет собой и небеса и  землю.  Если  он  пожелает  подняться
         ввысь, то будет подниматься, пока не достигнет облаков. Если
         захочет погрузиться в пучину океана, то будет погружаться до
         тех пор, пока не достигнет самого глубокого дна".
           Подобно христианскому  богу,  которй непостижим в его под-
         линном облике, восточный дракон также никогда не обнаруживал
         свою  плоть перед смертными людьми:  если видели его голову,
         то скрыт был хвост.  Если выидели хвост,  то была скрыта его
         голова. Изображали дракона в клубящихся облаках или в бурных
         пенящихся волнах. Тем не менее драконов "видели" и более то-
         го - пользовались этим "видением".
           Таково было искуство китайской геомантии(буквально "земле-
         гадания"),  "фэн-шуй",  своеобразной  экологической геодезии
         древности,  когда храм,  дом,  могуилу, пагоду, город и т.п.
         устраивали только сообразуясь с характером местности,  осно-
         вами которой считались именно - Дракон и Тигр, вода и ветер.

           3. ДРАКОН ВЕЗДЕ,  НО НЕ ВСЮДУ.  Дракона на Востоке  любят,
         уважают,  почитают, его изображений - десятки и сотни, но...
         дракон вовсе не "всеяден",  как это может показаться  многим
         наивным европейцам, и, тем более заезжим американцам с их на
         редкость упрощенческим подходом ко всем  жизненным явлениям.
         Дракона можно встетить лишь в местах - достойных дракона.
           Примерно в VII в.  до н.э. изображение дракона использова-
         лось для украшения ритуальной и парадной одежды,  позже дра-
         коном украшали ворота,  музыкальные инструменты, архитектур-
         ные сооружения,  рукоятки меча, крыши домов, посуду и т.п. В
         Пекине перед воротами Тянь-аньмэнь стоят две высокие декора-
         тивные колонны из белого камня - хуабяо.  Резьба на этих ко-
         лоннах изображает драконов.
           Изображение драконов  в феодальном Китае можно было встре-
         тить в императорских дворцах, в храмах, на мемориальных обе-
         лисках, на священных курильницах и прочих древних сооружени-
         ях и предметах прикладного искусства. В реквизите китайского
         классического  театра немало предметов с изображением драко-
         на, постоянно встречается оно в живописи, скульпутуре.
           Кстати, чем же оыбчно занимается дракон на изображенимх?
           По мнению восточных этнографов (см.напр. ж.Вьетнам 1988.3.
         Ван Зунг "В фаянсе, дереве и камне") в изображениях драконов
         можно выделить несколько наиболее частых сюжетных линий:
           1) дракон с иероглифом в зубах,  обозначающим  долголетие;
         2) драконы, дерущиеся за обладание лунным диском 3) взвиваю-
         щийся дракон;  4) дракон в "строгом стиле (на ручках куриль-
         ниц  для  благовоний);  5) дракон,  прячущийся среди морских
         волн или в облаках;  6) дракон,  играющий в волнах с  рыбкой
         (традиционный сюжет культового характера).

           4. ДРАКОНЫ И АЛХИМИКИ ВОСТОКА. Восточный Дракон - приятная
         загадка для этнографов и биологов, но постоянно искать и ви-
         деть в Драконе некое  реальное  животное,  искать  реалии  в
         пестрых восточных текстах - далеко не всегда разумно. Дракон
         - существо, играющее роль своеобразного символа, причем сим-
         вола очень многогранного.
           Образ Дракона на Востоке вобрал в себя, одновременно, мно-
         гие  параллельные  понятия,  выстроеные  с ним в одну линию.
         Например,  среди сторон света он обозначал -  Восток,  среди
         времен года - Весну,  среди времени суток - Утро,  и так да-
         лее, согласно принципу "У-Син"(пяти первоэлементов).
           У даосских алхимиков,  Синий Дракон обозначал - ртуть, Бе-
         лый Тигр - свинец.  У алхимиков европейских чаще в такой фи-
         лософско-химическом тандеме действовали ртуть и сера. Напом-
         ним,   что   драконы   в   алхимических   трактатах   Европы
         присутствовали постоянно, один "Уроборос"(ауроборос), дракон
         кусающий свой хвост многого стоит. Поэтому текст про Дракона
         в трактате или его рисунок могли означать,  порой, вещи хотя
         и привлекательные, но очень далекие от зоологии.
           Вот, например, образец даосского текста по "внутренней ал-
         химии"(медитациям)  и  дыхательной  гимнастике(ци-гун),   со
         взращивнием в себе чудесной и таинственной "внутренней пилю-
         ли",  естественно, с упомнанием драконов(цит. по "Баоцзань о
         Пу-мине". М.: Наука, 1979):

           "Совершенномудрый, необходимо -
            Собирать прежнее небо.
            Тогда много эссенций в воздухе -
            Проникает в священную сокровенность,
            Соединяя четыре формы в одном теле.
            В истинном огне пяти первоэлементов
            Плавится золотая пилюля.
            Стихии Инь и Ян - сливаются. Тогда только это - Путь.
            Девица и младенец - вместе спят.
            Слева - Синий Дракон, неподвластный годам.
            Справа Белый Тигр, поистине он свиреп.
            Между ними оказался - истинный бессмертный.
            Схватил обеими руками, Уложил их вместе.
            Дракон возник, чувство возникло, Тигр успокоился.
            Два начала соединились. Завязалась золотая пилюля.
            Вверху - золотой господин. Он - Ян-отец.
            Внизу желтая госпожа. Она питает зародыш бессмертия.
            Благодаря ему покинете пять первоэлементов
            А также и четыре формы - исполнят сорок восемь обетов,
            Превратитесь в мудрых и добрых"

           Синий Дракон и Белый Тигр, здесь, соответственно - ртуть и
         свинец. Младенец и Девица,  это - начала Ян и Инь,  светлое,
         мужское, активное и темное, женское, пассивное, их аллегори-
         ческое обозначение.  Впрочем, иногда считают, что речь идет,
         опять-таки про ртуть(девица) и свинец(младенец), то есть про
         вполне конкретные химические реакции  и  реальные  вещества,
         выраженные изысканными литературными символиками.

           5. ДРАКОН ПОД СОУСОМ.  Один китайский поэт,  желая обрисо-
         вать опасности высокого положения,  написал: "Удел единорога
         - стать ветчиной, дракона - стать мясным пирогом". Увы, дра-
         конов - охотно ели!
           Драконов ели и символически,  и по-настоящему.  В Китае, в
         провинции Сычуань,  в Новый Год изготовлялись особые обрядо-
         вые клецки,  хунь-тунь.  Ели их особо торжествено, предвари-
         тельно,  в обязательном порядке,  умыв лицо и почистив зубы.
         Эти клецки,  желтого и белого цвета,  с  красной  крапинокй,
         символизировали для них драгоценные жемчужины, которые стре-
         мился проглотить божественный дракон.
           Возможно, когда-то ели "настоящих" драконов - кем  бы  они
         ни были, динозаврами, реликтовыми рыбами, змеевидными китами
         -эндемиками или странного вида тюленями.
           На земле образ дракона нередко олицетворяет змея - вот по-
         чему она считается священной.  Это, однако, ничуть не мешало
         китайцам употреблять в пищу змеиное мясо. В жжном Китая один
         из деликатесов назывался "битва дракона с тигром". Это блюдо
         состояло из смеси мяса змеи, которая олицетворяла дракона, и
         мяса специально откормленой "мясной" кошки,  которая олицет-
         воряла тигра.
           "Обыкновенных же змей во все времена в Китае употребляют в
         пищу,  - пишет М.М.Богачихин(ж."Природа и человек", 1.1989).
         - Знаменитое блюдо кантонской кухни "битва  тигра  с  драко-
         ном" готовится  из  мяса  змеи  и кошки с добавленрим свини-
         ны(для тройственности).
           Когда автор  учился в Пекинском университете,  приехавшего
         тогда в Китай одного высокого  советского  гостя  угостилити
         этим блюдом,  после чего программу визита пришлось изменить:
         сообщили, что тигр с драконом начали битвы.
           Впрочем, не исключено,:  что это была современная легенда,
         придуманная дипломатами для своих дипломатических целей. Мой
         коллега по Пекинскому университету Е.Синицын дважды  ездил в
         Гуанчжоу (Кантон), чтобы испытать эту битву на себе. И ниче-
         го - остался цел..."
           В провинции Гуандун было и  блюдо  "дракон  хризантемы"  -
         змеиный бульон с лепестками хризантемы и ломтиками лимона, а
         также - жареную змею с ветчиной и креветками под жирной сви-
         ниной  в  крепком  томатном соусе,  жареную змею с куриной и
         утиной печенью,  тушеные утиные лапки  со  змеиной  кожей  в
         красном соусе.
           К слову сказать,  автор этих строк, как-то попробовал нем-
         ного жареного мяса крупной гюрзы,  случайно пойманной капка-
         ном(правда,  е в Китае,  а в Азербайджане).  Мясо  вкусно  и
         вполне съедобно. Важно лишь, чтобы в него не попал яд от той
         же змеи. Впрочем и яд - белок, он должен перевариться.

           6. СВЕЧИ-ДРАКОНЫ.  Знак дракона,  знак "высшего", на любом
         предмете выражает своеобрзаное мистическое  "клеймо  качест-
         ва". Все, что сделано с изображением дракона - не может и не
         должно быть плохим или обыкновенным.  Это, всегда - что нео-
         бычное. Например, свечи. Свечи-драконы.
           "Когда много лет назад я впервые подошел к даосскому  хра-
         му, - пишет известный журналист В.Д.Калинин, много путешест-
         вовавший по восточным странам("Золотая орхидея".  М.: Мысль,
         1989). - меня поразили огромные свечи у входа, дымящие слов-
         но паровозы.  Но паровозы,  начавшие свой путь  сравнительно
         недавно, его уже закончили, а свечи-гиганты все еще курятся.
         Португальцы,  открывавшие Азию для себя и остальной Европы в
         XVI называли эти свеи чудом и даже божеством...
           Существует два вида огромных пахучих свечей длиной от  од-
         ного до дух с половиной метра. К первому виду относятся дра-
         коны. Это значит,  что на поверхности свечи рельефом и крас-
         ками изображен  дракон.  Он  может  быть  выполнен  в разной
         цветовой гамме,  но обязательно с головой и туловищем, обви-
         вающем основу, хвостом и когтистыми лапами, торчащими в сто-
         роны..."
           Второй вид свечевй представлен фигурами различных божеств.
         Как сообщает журналист,  продаются свечи-гиганты  обычно  по
         три  штуки:  два  дракона и одно божество.  Стоимость такого
         комплекта немалая - около 300 сингапурских долларов.
           Основа свечи-дракона  делается из древесной пульпы - мель-
         чайших опилок,  почти пылинок, смешанных с водой, с добавле-
         нием ароматического  связующего вещества.  Полученной массой
         облепляют тонкий длинный деревянный кол - фитиль. Когда пер-
         вый слой  обсохнет,  налепляют следующий,  и так до тех пор,
         пока не будет достигнута требуемая толщина.
           Изделия хорошо  просушивают  на солнце.  Затем вырезают из
         древесной массы фигуры драконов или божков, добавляют нужные
         элементы из крашеного картона или бумаги. Армии таких драко-
         нов заполняют маленькие лавчонки.

           7. ДРАКОН В ТАТУИРОВКЕ. Друг сыщика Шерлока Холмса, доктор
         Ватсон, вернувшись с Востока, имел на руке типичное "восточ-
         ное" украшение - татуировку. Обычай татуировать на собствен-
         ном  теле различные рисунки возник там в глубокой древности.
         Татуировка могла ознаменовать вступление во  взрослую жизнь,
         наносилась  для красоты,  являлась символом принадлежности к
         определенному клану или сообществу.
           У разных народов в различные эпохи способ и время  нанесе-
         ния татуировки и цели были разными.  У некоторых народов та-
         туировка наносилась только девушкам на нижнюю часть  тела, у
         других - невестам в день свадьбы,  у третьих - тем, кто имел
         военные заслуги или какие -нибудь особые таланты.
           Например, у  вьетнамцев обычай наносить татуировку дракона
         на тело восходит к периоду борьбы легендарных королей динас-
         тии  Хунг за создание государства.  По преданию люди сначала
         жили в горах,  а потом спустились к воде,  начали выходить в
         море на рыбную ловлю. Нередко с ними случались несчастья, на
         них нападали  большие змеи, крокодилы, хищные рыбы.
           Местный властитель,  узнав об этом, отдал приказание выка-
         лывали на собственное теле изображение дракона,  похожего на
         тех морских тварей,  что живут в воде и которых часто прихо-
         дилось встречать.  Увидев татуированное изображение, ужасные
         морские чудовища должны были или испугаться, или же признать
         человека своим братом и помочь ему. Магия есть магия.
           Татуирование собствен ного тела считалось, попутно, своего
         рода испытанием зрелости и силы,  терпения и  закалки  воли.
         Человека кололи острыми иголками, сделанными из твердого де-
         рева, костей птиц, слоновой кости, рога буйвола.
           Иголки впивались в кожу и мясо, вызывали обильное кровоте-
         чение,  а человек должен был проявить спокойствие и невозму-
         тимость того же дракона. Уходя в море с татуировкой великого
         властителя морей,  рыбаки верили в священную  силу,  которая
         придаст им спокойствие и убережет от катастрофы.
           "В истории нашей страны,  - пишет этнограф Дык Ань(ж.Вьет-
         нам. 1988.3), - этот обычай наибольшее распространение полу-
         чил в эпоху династии Чан(1225-1400 гг.). В этот период Вьет-
         нам  трижды  наносил  поражения  захватчикам династии Юань -
         самой жестокой армии агрессоров в то время.
           Готовясь к битве,  вьетнамские военные моряки,  в основном
         это  были  жители  прибрежных  районов,  татуировали на теле
         изображение дракона как символ веры  в  победу,  как  клятву
         верности. На бедре талантливого полководца Иет Кису тоже был
         вытатуирован дракон.  Изображение дракона носили короли  ди-
         настии Чан, предки которых были рыбаками прибрежных районов.
           Король Чан Нян Тон часто говорил:  "Мы - жители приморских
         районов,  мы всегда привержены храбрости,  ведем свой дом на
         военный лад, поэтому любим, чтобы у нас на бедрах было изоб-
         ражение  дракона,  чтобы показать,  что мы не забываем своих
         корней"..."
           Вера в могущество татуировки была такова, что обычай изоб-
         ражать  на теле дракона приобрел самое широкое распростране-
         ние.  Поэтому в 1299 году после заключительной победы  после
         11-летней  борьбы,  король Чан Ань Тонг издал указ об отмене
         этого обычая.  Он считал,  что только самые достойные  могли
         получить право на изображение дракона.


Next