ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 19. ДРАКОНЫ В БОЮ

           1. ДРАКОНА МОЖНО ПОБЕДИТЬ.  С драконами  можно  биться.  С
         Драконом, со Змеем-Горынычем, с Чудом-Юдом - сражаются самые
         разные смельчаки и храбрецы в сказках и мифах десятков наро-
         дов мира. Но, иногда, одолеть их удается только могучими ча-
         рами - настолько изощрен дракон в своих многочисленных  бое-
         вых хитростях.  Вот красочный и довольно протяженный образец
         такой волшебной схватки,  в  сказке  "Кэндзо-победитель"(сб.
         "Японские сказки". Л.: 1958):
           "Я растерзаю тебя!  - завопил дракон, и, изрыгая смертель-
         ное пламя,  устремился на волшебника.
           Но тот сказал волшебное слово и превратился в могучего ве-
         ликана. Увидев это, дракон превратился в льва. Тогда великан
         вновь принял облик человека,  поднял вверх золотую палочку -
         и из-за туч на льва посыпались острые стрелы.
           Зарычав от боли, лев подпрыгнул на месте и исчез.
           - Вы победили синего дракона! - закричал привязанный к де-
         реву Кэндзо.
           Но волшебюник  не торопился радоваться.  Он вынул зеркало,
         положил его на землю,  и в зеркале отразилось все, что дела-
         лось за облаками.  Кэндзо увидел в небе дракона, который це-
         лился в волшебника отравленной стрелой.
           Вновь поднял  волшебник к небесам золотую палочку - и дра-
         кон свалился на землю.  Но едва он прикоснулся к земле,  как
         превратился в волка и бросился бежать.  Волшебник принял об-
         лик тигра и понесся в погоню за волком.  Тогда волк  превра-
         тился в коршуна, а волшебник - в могучего орла.
           Но, в тот самый момент,  когда орел настигал коршуна, кор-
         шун, сложив крылья, упал в траву, превратился в крота и ушел
         глубоко в землю.
           В то  же  мгновение орел превратился в вепря и начал разы-
         вать нору крота. Крот выскочил из-под земли, обратился в ка-
         мень и  покатился  вниз с горы.  Тогда странник принял снова
         свой облик,  ударил по кмню золотой палочкой - и камень раз-
         летелся на мелкие осколки.
           Но осколки  эти опднялись в воздух и превратились в ядови-
         тых мух.  Странник поднял горсть песку,  подбросил его - и в
         воздухе оказалось множество воробьев. Воробьи набросились на
         мух, стали клевать их,  и вскоре из всех мух уцелела  только
         одна. Кэндзо увидел ее, когда она была уже высоко в нбе. Еще
         мгновенье - и она скрылась бы за облаками. Но странник дунул
         на тучи, и все небо покрылось паутиной. В этой паутине и за-
         путалась муха.
           Кэндзо видел,  как муха билась в паутине.  Но,  чем больше
         она билась, тем сильнее запутывалась. Волшебник бросил в му-
         ху золотую палочку - и муха, превратившись в дракона, разор-
         вала паутину.  Упав на землю с такой высоты, дракон разбился
         насмерть".
           Синий Дракон был побежден.  Чудесный ларец с людскими бла-
         гами оказался в руках человека.  И он, словно птиц, выпустил
         на свободу - Мудрость,  Здоровье, Богатство, Храбрость, Зна-
         ние, Веселье. Выпустил, чтобы они могли прилететь к каждому.

           2. ДРАКОН ПУГЛИВЕЙ ЧЕЛОВЕКА.  В одной из китайских  сказок
         тигр, дракон и человек оказались перед лицом разбушевавшейся
         стихии и вынуждены были сообща строить дом,  фанзу.  Один  -
         натаскал  деревьев,  другой - хвосроста,  третий - умело все
         это связал и устроил.  Непогоду пережили благополучно и  тут
         наиболее сильные обитатели,  дракон и тигр,  вздумали выжить
         остальных из стольудачно сооруженного жилища.
           Дракон принялся грозно свистеть ветром, метать кмни, тряс-
         ти жилицё,  но перепуганные тигр и человек, тем не менее, не
         убежали.  Тигр грозно ревел,  скрежетал когятми, бил хвостом
         по окрестным скалам,  так что трялась земля - дракон и чело-
         век устрашились,  но из домика не вышли.  Человек  -  поджег
         кровлю и, тут же тигр и с драконом в ужасе бросились какждый
         в свою сторону, тигр - на запад, а дракон на восток. Человек
         же быстро затушил огонь и остался навсегда проживать в прек-
         расном жилище.

           3. ЗВАНИЕ ДРАКОНА.  Сказка ложь,  да в ней намек, - гласит
         мудрая пословища. Все, что присуще тигру и дракону, осмотри-
         тельный человек взял себе и сам это использовал.
           Изображения многочисленных драконов на щитах,  мечах,  ко-
         лесницах,  на деталях доспехов - неизбежная и распространен-
         ная  деталь  древних времен и времен средневековья.  В одних
         случаях драконы предназначались для  запугивания противника,
         в других - как знак прошлой доблести,  в третьих - как прос-
         тое хвастовство, в четвертых - как художественная деталь.
           Назвать воина "Драконом" автоматически  означало признание
         его силы и смелости. Воин, называющий себя "Драконом" должен
         был постоянно доказывать свое прозвище в деле.  Получить ор-
         ден с изображением дракона,  или, тем более, меч с изображе-
         нием дракона из рук военачальника - счиалось высшей честью.
           Дракон, как существо,  наделялся всеми выдающимися качест-
         вами воина - мощью,  яростью, храбростью, изворотливостью. И
         человек  принял все эти качества и даже превзошел их - своею
         хитростью, изобретательностью, смекалкой.

           4. ПАЛЬЦЫ ДРАКОНА.  Боевые возможности разынх животных,  в
         частности,  дракона и тигра, их движения, манера деражаться,
         общий стиль -  выразились  в  названияхборцовых  и  воинских
         школ, в обозначениях боевых приемов, в боевых приспособлени-
         ях("коготь дракона" и т. п.).
           "Зуб дракона" - это выставленный из кулака  второй  сустав
         любого   пальца.   -  пишет  знаток  восточниых  единоборств
         А.Н.Медведев в книге "Кунг-фу"(Свердловск,  Лига,  1990).  -
         Для каждого пальца существует оотождествление с одним из пя-
         ти первоэлементов. Так, большой палец относится к воде, ука-
         зательный - к воздуху,  средний - к дерев, безымянный - зем-
         ле, мизинец - к огню.
           Отсюда ударные формы "зуб дракона" называются,  в  зависи-
         мости от выставленного пальца,  "огненный зуб дракона", "во-
         дяной зуб дракона" и т.д. Могут быть выставлены одновременно
         два и более суставов...
           "Глаза дракона" - это когда из кулака выставлены  два  по-
         лучсогнутых пальца  с ударными площадями,  охватывающими все
         наружные поверхности двух фаланг пальцев".
           Боевые приемы то и дело несут упоминание о драконе:
           1) "Черный дракон выпускает когти" - маневр, блок ладонью;
         2) Два дракона выходят из пещеры" - удары  двумя  локтями  в
         стороны; 3)  "Бой тигра с драконом" - двойной удар в пах и в
         грудную клетку;  4) "Черный дракон ыходит из воды" -  ловкий
         переход в одну из выгодных стоек. И - так далее.

           5. У-ШУ,  СТИЛЬ ДРАКОНА. Некто Бай Юйфэн из Шаньси, выдаю-
         щийся боец и,  одновременно,  прекрасный теоретик, в XV веке
         предложил обновить и усовершенствовать традиционные  "звери-
         ные" стили У-Шу.  Это были стили Тигра,  Леопрада, Змеи, Жу-
         равля и, разумеется, Дракона.
           "В стиле  Дракона,  направленном на пробуждение и развитие
         жизненной энергиии,  и прежде всего на  раскрепощение  духа,
         сила,  как такоая не играет большой роли. - рассказывают До-
         лин А.А.  и Маслов  А.А.,  авторы  книги  "Истоки  У-Шу"(М.:
         1990).  -  Ци(энергия - А.А.) дложна быть сконцентрирована с
         Средоточии(дань-тянь),  тело легко и подвижно.  Плечи хорошо
         сбалансированы  и "пять органов"(сердце и четыре кончености)
         поддерживают четкую координацию.
           Во время  исполнения формальных упражнений ци волнами раз-
         ливается по телу.  Движения напоминают попеременно то взмахи
         крыльев, то удары лап Дракона, атакующего в воздухе или обо-
         ронящегося на земле.
           В стиле  Дракона боец принимает естественную высокую стой-
         ку, причем руки с раскрытой ладжонтью в  исходном  положении
         перед грудью на шририне плеч напоминают лапы динозавра".
           Передвигаться следовало на чуть согутых  ногах  "змеиными"
         круговыми  движениями малого диметра.  Цель была неизменна -
         выйти на опасную для противника позицию и резко атаковать.
           Неторопливые круговые  движения  корпуса позволяли избрать
         необходимую инерцию для решительного удара рукой  или ногой,
         необычайно эффективного и эффектного, особенно в прыжке. От-
         сюда и обилие романтических названий,  встречающихся в  этом
         стиле: "Дракон опускается с небес", "Дракон виляет хвостом в
         солнечный день" и прочие.
           Внезапный удар наносится различными частями рук и ног. Они
         сопровождались,  при этом,  резким выкриком на высокой ноте.
         Есть любопытные высказывания, что подобный выкрик мог так же
         воздействоать не менее  эффективно,  чем  удар,  причем,  не
         просто психологически, запугивающе, а именно, чисто физичес-
         ки, действуя например, резонансно, на внутренние органы.
           От бойца,  действующего в с иле Дракона требобвалсь филиг-
         ранная техника прыжка  великолепная  кординация  движений  и
         развитое чувство  эквилибра.  Дракон  должен был оправдывать
         собственное название.

           6. ДРАКОНЫ И ШАО-ЛИНЬ.  Стиль Дракона был одним из многих,
         поддерживаемых мастерами у-шу средневекового Китая. В монас-
         тыре Шао-линь,  знаменитой школе у-шу  средневековго  Китая,
         после многолетних тренировок,  монах,  выдержавший предвари-
         тельные экзамены,  допускался в специальную галерею,  снаря-
         женную примитивными автоматическими устройствами, способными
         нанести удар,  который надо было отразить  или  от  которого
         следовало увернуться.  Пройдя все испытния и препятствия мо-
         нах приближался к двери, ведущей во двор.
           "Здесь выход преграждало последнее препятствие  - железная
         урна,  весом  около  200  килограммов  с раскаленными углями
         внутри.  - сообщают  авторы  уже  упомянутой  книги  "Истоки
         У-Шу". - Урну следовало отодвинуть, нажав предплечьями, пос-
         ле чего на руках оставались выжженные изображения  дракона и
         тигра - клеймо, а заодно и диплом Шао-линя.
           Что касается смысла клейма, то здесь может быть много тол-
         кований, но в целом китайской мифологии свойственна трактов-
         ка дракона и тигра как двух враждующих антагонистических на-
         чал. Например,  зеленый  дракон  является  символом Востока,
         весны и жизни,  а белый тигр -  символ  запада,  угасания  и
         смерти. В классической литературе устойчивая метафора "битва
         дракона с тигром означает смертельную схватку".
           Итак, огненное клеймо дракона на плече  означало причастие
         к высшей силе, к силе Дракона.

           7. ДРАКОН  ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ.  В конце XVII века китайский
         монастырь Шао-линь оказался одним из тайных  центров  сопро-
         тивления  императорской власти.  Однако в течение многих лет
         монастырю удавалось сохранить внешнюю  видимость  непричаст-
         ности  к  повстанцам,  оставаясь одновремнно штабом и боевой
         базой заговорщиков против династии Цин.
           Однако маньчжурский император Канси(1662-1722) узнав о за-
         говоре, объявил Шао-линю беспощадную войну, а преемник довел
         дело  до конца.  Был отдан приказ сровнять с землей мятежный
         монастырь.Первая карательная экспедиция  закончилась  прова-
         лом. Но другой огромный отряд правительственных войск в 1723
         году взял штурмом отчаянно сопротившляющйся монастырь  и,  в
         кровопролитном  сражении уничтожил 128 его непокорных обита-
         телей. Лишь пятерым удалось скрыться.
           Согласно легенде, эти пятеро отчаянно спасались от пресле-
         дования.  Погоня была уже близка и безоружным не было спасе-
         ния и пощады. Но вновь - спас дракон.
           Из земли вырос волшебный меч. На рукояти меча было изобра-
         жение двух драконов, борющихся за жемчужину. Надпись на мече
         гласила:  "Свергунть Цин, восстановить Мин". В данном случае
         два  дракона  этой  распространенной символики отождествляли
         китайцев и манчжуров,  сражающися за  Поднебесную(территорию
         Китая). С помощью волшебного меча цинские солдаты были обра-
         щены в бегство. Вспоследствии этим пятеро, искусные в ратном
         и борцовом  деле  монахи,  стали основателями будущих боевых
         школ и стилей Китая. Дракон продолжал жить.
           Спустя некоторе время,  гуляя по берегу реки монахи замети
         ли в воде фарфоровую курильницу. Достав ее и рассмотрев, они
         обнаружили  все ту же символику - двух сражающихся за жемчу-
         жину драконов и все тот же боевой лозунг, который укрепил их
         в мысли о необходимости продолжить сопротивление.
           В дальнейшем  эти меч и курильница вошли в число священных
         реликвий тайного общества Саньхэ-хуэй, больше ныне известно-
         го как "Триада" или,  иначе, Союз Неба и земли(Тяньди-хуэй),
         общество, за которым подозреваются самые невероятные "подви-
         ги",  от многотонной авиаконтрабанды наркотиков - вплоть  до
         изготовления "летающих тарелок", элементарной земной разгад-
         ки до странности неуловимых "инопланетян".
           Дракон и здесь оказался "при деле".  И, ни более не менее,
         а именно,  как "Дракон" - могучий и непревзойденный,  прямо-
         душный, и, все же, "по-восточному" коварный.


Next