ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 22. ГОНКИ ЛОДОК-ДРАКОНОВ

           1. ФУНКЦИИ  ДРАКОНА.  Драконы  живучи.  Электрнная  газета
         "Владивосток" в "Интернете" от 08 июля 1998 года сообщала:
           "Неподалеку от китайского  города  Юяна  на  берегу  Нанху
         прошли соревнования  на  Кубок  мира  по гребле на старинных
         восточных многовесельных лодках  "дракон".
           В соревнованиях  приняли  участие  ветераны  гребли  из 20
         стран мира. Впервые на старт вышли российские гонщики...
           Приморцы в упорной борьбе сумели завоевать бронзовые меда-
         ли на дистанции 500 метров. На закрытии команде Приморья был
         вручен специальный кубок. Организаторы отметили, что никогда
         еще гребцы,  впервые севшие в "драконы",  не оказывали столь
         серьезной конкуренции ведущим "драконистам" мира".
           Случайно или нет - сохранились эти странные гонки драконов?
           Сила могучего дракона не должна пропадать напрасно. Поэто-
         му во многих мифах и сказках драконов активно используют для
         свершения добрых или не очень добрых дел. Дракон поддерживал
         Небесные Чертоги и охранял их от злых духов.
           В обязанности  дракона  входила и перевозка людских душ на
         Небо,  охрана подземных и морских сокровищ.  Скромно питаясь
         ласточками(!),  дракон,  тем не менее, мог передвигать горы,
         изменять течение рек,  быть невидимым и перевоплощаться.  Он
         слыл богатым, щедрым и неподкупным.
           Удивительно, но  непокорный и властный дракон,  свирепый и
         неукротимый, становился, согласно легенде, кротким и послуш-
         ным, находясь в услужении святых небожителей, которых безро-
         потно перевозил из своей могучей спине или в колеснице. Ува-
         жение  к  заклинателям  змей зижделось,  во многом именно на
         этих преданиях.  Сказочиков прельщало то,  что всемогущий  и
         сильный дракон - покорялся слабым.
           При всем при том дракон оставался "драконом", то есть чем-
         то необычайно экзотическим даже для богатого своей экзотикой
         Востока.  Его наделяли "девятью сходствами": рога оленя, вы-
         пуклые глаза креветки или...  зайца, голова лошади или верб-
         люда),  шея змеи, крупные когти орла или собаки, лапы тигра,
         толстый  живот  лягушки или шелковичного червя(гусеницы шел-
         копряда), чешуя рыбы, уши вола или коровы.
           Дракон обладал громким голосом, слышным при грозе в раска-
         тах грома,  его дыхание' выходило из пасти в  виде  дождевых
         туч или огня. Он метал молнии и устраивал потопы, мог умень-
         шаться до размеров шелковичного червя  или  заполнять  своим
         телом расстояние от Неба до Земли. Он был храбр и неудержим,
         вдохновлял людей на ратные подвиги.
           Считалось, что дракон так же, как и змея, рождается из яй-
         ца,  зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. Нечто по-
         добное  происходит  с  азиатскими крокодилами,  что отмечал,
         например, американский этнограф Вильямс.
           Утверждалось, что у дракона есть борода, усы, длинный, как
         у тигра,  хвост и весьма зубастая пасть. Тело дракона от го-
         ловы до хвоста было покрыто шипами и гребнями,  а на  голове
         возвышается мифическая пятиглавая гора Бощань.
           Довольно нередко дракон изображался играющим с пламенеющей
         жемчужиной "хочжу" - средоточием его сверхъестественной силы
         и возможностей,  часто ассоциировавшейся с громом,  солнцем,
         луной и "знаком Высшего , Предела" - "тайцзиту".
           Уходя на зимнюю спячку дракон, прятал жемчужиу в своей бо-
         роде, чтобы никто не мог ее выкрасть Полагали также,  что он
         слышал не ушами,  а рогами,  и был глуховат,  поэтому  слово
         "дракон" - "лун", в китайском языке сходно по произношению и
         смыслу со словом "глухой" - "лун".

           2. ГОД ДРАКОНА ДЛЯ ДРАКОНА.  "Распорядок" года  у  Дракона
         был  достаточно своеобразным,  его последовательность и чет-
         кость легко могут сбить с толку дилетанта,  не  понимающего,
         как можно столь логично рассуждать о предмете,  процессе или
         животном,  кторого никогда в жизни не видел(заметим, что по-
         добной  невидимой  логикой  изощренно пользуются современные
         жуликоватые астрологи).
           Все и впрямь очень логично, поскольку, напомним, речь идет
         не  просто  об "абстрактном" драконе,  драконе "вообще",  а,
         прямо или косвенно шла - о делении неба.
           1) Первым  был  - огромный Синий Дракон,  небесный дракон,
         дракон который, согласно древнекитайской астрономии, занима-
         ет ровно четверть неба,  Восточный Дворец.  В сезонном плане
         это - Дворец Весны.
           2) Напротив  Синего  Дракона  лежит другая четверть неба -
         сектор Белого Тигра,  Западный Дворец, Дворец Осени.
           3) Кроме того существовал сектор Черной Черепахи, Северный
         Дворец, холодный Дворец Зимы.
           4) И оставшийся сектор занимал Красный Феникс,  Южный Дво-
         рец, жаркий Дворец Лета.

           ОСЕНЬ                     ЗИМА                   ВЕСНА

                ---------------Черная Черепаха--------------¬
           Белый Тигр                                Синий Дракон
                L---------------Красный Феникс---------------

                                     ЛЕТО

           С большей или меньшей степенью точности,  Синий Дракон за-
         нимал половину созвездия Девы,  Весы,  Скорпион  и  половину
         Стрельца. Далее, в пропорциональном делении, по кругу зодиа-
         ка шли Черная Черепаха,  Белый Тигр и Красный Феникс. По се-
         зонам это означало следующее:
           1) Осень. Считалось, что осенью дракон уходил. Люди, кото-
         рых он накормил сытной осенью урожаем,  взращенным на данной
         им,  драконом, воде, смирялись и жили в ожидании возвращения
         дракона.  Дракон же,  в день осеннего равноденствия, нырял в
         пучину,  зарывался,  словно сом,  в ил и погружался в долгую
         зимнюю спячку. Трудно сказать, так ли вели себя "биопредста-
         вители" драконьего племени,  но астрономический Синий Дракон
         в это время и впрямь уходит за горизонт.
           2) Зима. Это - не было время дракона. Если и налетали вих-
         ри  и бури,  кометы или метеоры,  которые так же относили на
         счет драконов,  то дракон на дне в этом не был  повинен.  Он
         -спал. Астрономический Синий Дракон в это время действитель-
         но не вилим.  Он "ползет" под лнией горизонта к востоку. Его
         пора еще не настала.
           3) Весна. Просыпаясь весной от зимней спячки, дракон своим
         появлением знаменовал пробуждение сил Земли,  которая, опло-
         дотворенная посланными им дождями,  должна была  дать  новую
         жизнь природе,  а полям - обильный новый урожай. Люди, восп-
         ряв духом молили о ниспосланной благодатной воде.  Над гори-
         зонтом подимались "усы" и "голова" Синего Дракона.
           4) Лето.  И Дракон платил добром. Проснувшись, он царство-
         вал, наделял щедрыми ливнями, веселился и благоденствовал. В
         небе Востока Синий Дракон мерно полз от востока к западу.

            ВЕСНА                    ЛЕТО                    ОСЕНЬ

                --------------> Дракон взошел ------------->¬
                ¦                                           ¦
         ---Дракон восходит-------------------------Дракон заходит---
                ¦                 (горизонт)                ¦
                L<------------- Дракон невидим <-------------

                                     ЗИМА

           Но, как привлечь дракона к себе, как доказать ему, что лю-
         ди ждут его и любят, и желают, чтобы он - показался?
           Необходимо было какое-то крупное шумное  действо.  И  люди
         его придумали. Им стало - состязание лодок-драконов!

           3. ЛОДКИ-ДРАКОНЫ.  Как  правило  состязания лодок-драконов
         проходили на 5-й день 5-го месяца или,  иногда,  чуть позже.
         Изготовление  драконообразных  лодок - тысячелетняя традиция
         народов Южного Китая и Юго-Восточной Азии. До сих пор драко-
         нообразные  лодки появляются на народных гуляньях в Китае, в
         Вьетнаме, Кампучии. Таиланде.
           Лодка, по форме напоминающая змеиное тело с головой кроко-
         дила изображена уже на вьетнамском бронзовом барабане  древ-
         ней донгшонской культуры. В Китае первые упоминания о лодках
         -драконах относятся ко II веку до нашей эры. Как же возникли
         эти странные состязания?
           По мнению многих ведущих этнографов(де Гроот, Бишоп и др.)
         соревнования "лодок-драконов" происходили от обрядов вызыва-
         ния дождя в древности,  являясь имитацией борьбы драконов на
         небе, за право вызвать дождь.
           Создавая изображения драконов,  ублажая их, молясь им, че-
         ловек вымаливал у небесного дракона - дождь. Но он отчетливо
         видел и то,  что подчас, несмотря на отчаянные мольбы, столь
         желанный дождь шел в другом месте.  По старинным представле-
         ниям это могло означать только  одно:  там  -  лучше  магия,
         изображение дракона  у соседей - лучше и привлекательнее, их
         молитвы почему-то оказались громче и правильнее,  их  жертвы
         дракону почему-то оказались более заметными.
           Доказать перед небесным драконом свое превосходство и свое
         усердие  в  мольбе  можно  было  в открытой борьбе за победу
         "своего" земного дракона.  К тому же мотив  "схватки  драко-
         нов" издавна жил в народе. Так, по всей видимости, постепен-
         но и возникли увлекательные состязания лодок-драконов.

           4. ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА.  Обычаи  в  разных  местностях
         несколько различались. В провинции Ханань гребцов для лодоч-
         ных экипажей набирали среди профессиональных рыбаков, "водя-
         ных воронов". Численность их колебалась от 40 до 80 человек,
         в  зависимости от размеров лодки.  Набором команды руководил
         "тоу", специальный "голова", который во время гонок стоял на
         носу лодки.  "Голова" должен был занимать достаточно высокое
         место в обществе и славиться храбростью.
           За несколько  дней до состязаний он посылал членам команды
         чашку лапши, картинку с изображением "лодки-дракона" и кусок
         материи красного цвета.
           Помимо гребцов и главы экипажа,  стоявшего на носу лодки с
         длинным шестом в руах,  на ее борту находились кормщик,  два
         музыканта с барабанами и гонгом, два-три певца и знаменосец,
         который сидел на носу лодки и подавал сигналы  белым флагом.
         В Сучжоу, дополнительно в команду отбирали красивого мальчи-
         ка,  нарядно его одевали и называли "принцем драконьей голо-
         вы".  Члены команды предварительно обучались грести,  бить в
         гонги, петь песни.
           Любопытно, что лодки сооружали,  нередко,  во дворе храма,
         причем обчай запрещал женщинам смотреть на  них,  поскольку,
         как считалось,  иначе лодка перевернется. Примечательно, что
         во время регаты "лодок-драконов" беременные женщины, обраща-
         ясь к морде лодки молились об удачных родах.
           Перед спуском лодки на водку ее  успех  поручали  молитвам
         даосского священника или, даже, какого-либо местного кодуна,
         который снимал возможные чужие заклятья и гадал по масляному
         факелу: яркое высокое пламя, как считалось, предвещало побе-
         ду, а низкое и коптящее - явное поражение.
           Под грохот барабанов,  в черном ночном мраке,  разрываемом
         лишь мятущимся пламенем факеломв полуобнаженный колдун  про-
         износил грозно, как клятву, магическое заклинание:
           "Небесный огонь сжигает солнце,  огонь земли опаляет  пять
         сторон света. Молния, что правит извечными законами, испепе-
         ляет все несчастья. Лодка-дракон плывет по Слабой воде(некий
         "космический" океан  омывающий  землю  - А.А.) в Пять озер и
         Четыре моря!"
           Затем лоджку торжественно обметали особыми травами с целью
         снять возможную "порчу",  насланныю, естественно, возможными
         конкурентами и неприятелями.

           5. СИГНАЛ К ДЕЙСТВИЮ ПОДАН. Соревнования проходили со всей
         серьезностью,  тем более что в них,  фактически  проявлялось
         соревнование  разных соперничающих кланов.  одки,  отличаясь
         беспримерной быстротой хода были крайне неустойчивы на воде.
           В большинстве же своем члены команд попросту не умели пла-
         вать.  Поэтому бывали случаи, когда дракону приносились воо-
         чию людские жертвы, исчисляемые сразу несколькими десятками.
         Связано это было,  вдобавок, с тем, что никто не спешил спа-
         сать тонущего.  Считалось, навлекал на себя гнев водяных де-
         монов у которых он отнял столь желанную добычу, по сути сво-
         ей - жертву, приносимую ради воды, будущего дождя.
           Впрочем, соревнования "лодок-драконов" не сводились к  од-
         ним лишь  соревнованиям  гребцов.  Это  было в полном смысле
         слова соперничество, противоборство, доходящее, даже до отк-
         рытых потасовок,  боевых поединков отдельных лодочных экипа-
         жей,  уже не столько стремящихся первыми  прийти  к  финишу,
         сколько пытающихся намеренно помешать сопернику. Более того,
         они не упускали благоприятного момента для того, чтобы впря-
         мую напасть на лодку конкурентов и - потопить ее!
           "В Хунани участники состязаний складывали в  своих  лодках
         камни "величиной  с гусиное яйцо" и бросили их в соперников,
         - отмечается к книге "Календарные обычаи  и  обряды  народов
         Восточной Азии"(М.:  Наука,  1989).  -  Нередко они пытались
         длинными бамбуковыми шестами столкнуть соперника в воду.
           Гонки могли перерастать в настоящее сражение.  Например, в
         Гуйлине(провинция Гуанси),  по собщению источника  XV  века,
         команды лодок  были  облачены  в военные доспехи и вооружены
         боевыми топорами,  которые они без колебаний пускали в  ход.
         Головы убитых соперников выставляли на носу лодки".

           6. ДУХ ЦЮЙ ЮАНЯ.  Приводятся и другие версии происхождения
         праздника "лодокдраконов",  порою довольно  причудливые.  По
         эдоной  из версий праздник дракона связан также с именем ве-
         ликого китайского поэта Цюй Юаня(III в. до н. э.).
           Дух Цюй Юаня,  не получая жертв,  страдал от голодных мук.
         Накормить его считалось непременной обязанностью живых, поэ-
         тому в реку бросали рис. Но огромный дракон, гласит легенда,
         отнимал у духа Цюй Юаня рис,  поэтому надо было накормить не
         только дух поэта,  но и дракона, чтобы он от голода не прог-
         лотил  Цюй  Юаня.  В день смерти поэта устраивались гонки на
         лодках.  Жертвоприношения в его честь и соревнования на лод-
         ках,  устраиваемые на реках в этот день, с незапамятных вре-
         мен служили средством почитания духов утопленников.
           Нос лодки изображал открытую пасть дракона с большими клы-
         ками,  корма - его хвост, а остов лодки, выкрашенный под че-
         шую,- туловище. Гребцы, молодые, физически закаленные, креп-
         ко  держали  в  руках  длинные  тяжелые  весла  с   широкими
         лопастями.  На  носу лодки стоял человек,  смотревший внима-
         тельно вперед, разыскивающий глазами труп Цюй Юаня и готовый
         бросить  в воду при встрече с ним жертвенный рис. Музыканты,
         расположившиеся на корме лодки, били в гонги и барабаны, во-
         одушевляя гребцов, оглушительным шумом отгоняли дракона, ко-
         торого боялся Цюй Юань.
           После поданного  сигнала десятки весел врезались лопастями
         в мутную воду и "драконовая лодка" быстро неслась  по водной
         глади.  Серебристые струйки воды отскакивали от ее носа, во-
         дяная пена,  переливающаяся различными ми,  окружала лопасти
         весел.  Напряженные  лица рулевого и гребцов говорили о важ-
         ности и торжественности происходящего.
           Каждая лодка, соревнуясь, стремилась первой прийти к месту
         предполагаемой  гибели Цюй Юаня,  чтобы поднести ему жертвы.
           Еще по одной версии,  которую приводит американский этног-
         раф Вильямс, праздник вошел в обыкновение народа благодаря и
         в  честь  памяти одного из государственных мужей по имени Чу
         Юан,  урожденный Инг.  Этот человек утопился в реке Ми-ло  в
         295 году до н.э.  после того,  как был несправедливо обвинен
         одним из маловажных принцев государства в знак протеста про-
         тив действий преступного правительства.  Люди, любившие нес-
         частного дворянина за верность и добродетели, отправились на
         лодках на поиски тела, но так ничего и не нашли.
           Ими был приготолвен особый рисовый хлеб  "цунг", сделанный
         из вареного  риса и завернутый в листья.  Затем народ отпра-
         вился на лодках с флагами и гонгами по реке к  месту  траге-
         дии. Каждый  хотел  быть  первым и принести жертвоприношения
         порядочному дворячнину.  Этот способ поминок был принят  на-
         родом и стал ежегодным праздником.


Next