ГОД ЗМЕИ
            Глава 5. ВАМ ПРИВЕТ ИЗ "ГАДЕСА" ! 

            1. Что такое Гадес. "Гадес"(Gades) - так в античные време-
         на называлось некое царство тьмы,  фактически синоним некоего
         "ада".  Подобный место именовали так же,  например, "Тартар",
         откуда и произошло выражение "провалился в Тартарары". Что же
         касается слова "Гадес",  то именно от него  произошел  термин
         "гады", которым длительно пользовались и в науке.
           Так, в известной книге по фауне России,  "Периодические яв-
         ления явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губер-
         нии"(М.: 1855) известного утешественника и зоолога Н.А.Север-
         цова  немалое  внимание  посвящалось именно ползучим "гадам".
           Слово "Гады" и слово  "нагадить",  то  есть  "напакостить",
         "испортить"  были  близки и в прямом,  и в переносном смысле:
           Жаба, свалившаяся в миску косаря - гадость. Лягушка - засу-
         нутая за ворот дощлым ухажером - гадость.  Головастики,  слу-
         чайно зачерпнутые в кувшин с водой - гадость.  Змея укусившая
         человека - гадость. Слово "гады" содержало слишком много эмо-
         ций и вскоре "гады" в науке заменились  более  благозвучно  и
         тихо звучащими словами,  "амфибии" и "рептилии", то есть зем-
         новодные и пресыкающиеся.
           Вот несколько не вполне типичных представителей "гадов".


           2. Древняя Греция. Змеи Лаокаона. Непонятное поведение "га-
         дов",  таинственность их поступков не раз позволяла "списать"
         и "свалить" на бедных гадов многие случаи, которые, при более
         тщательном раслеовании почти наверняка оказывались делом  рук
         человека.
            Одним из первых таких случаев в истории было,  по всей ви-
         димости, "Дело Лаокоона". Миф этот рассказал поэт Гомер в по-
         эмах "Илиада" и "Одиссея".  После десятилетней  осады  города
         Троя, греки("данайцы") сняли осаду,  показательно сели на ко-
         рабли и уплыли восвояси. Но на том месте, где они были остал-
         ся огромный  дервянный  конь.  Это  странное дело вражьих рук
         предлагали - сжечь, выбросить в море, изрубить, но были и та-
         кие, кто предлагал ввезти коня в город, как знак победы!
            Никто, разумеется  и не мог предположить,  что внутри коня
         таились сорок отчаянных головорезов - сорок греческих воинов.
         Будь у троянцев потоньше слух(сопение 40-ка человек) и обоня-
         ние(обливающиеся потом 40 воинов),  будь у них живы охотничьи
         собаки - они наверняка выявили бы подлог,  и тогда  храбрецам
         было бы не сдобровать.  Пророчица Кассандра,  похоже,  что-то
         обоняла и слышала,  но доказать ничего не смогла, а "расковы-
         рять" коня ей так и не дали.
           Против ввезения в Трою был,  так же, троянкий жрец Лаокоон,
         который отчаянно упорствовал и твердил:
            - Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!
            Он. сгласно мифу, все-таки, ткнул в коня копьем, но. боль-
         шого успеха не добился.
            А далее,  судя по всему, среди жителей Трои оказались пре-
         датели - сообщники коварных греков. Прокравшись в дом Лаокоо-
         на  они  задушили непримиримого жреца,  нарушающего их планы.
           Но, чтобы все произошедшее походило на исполнение "воли бо-
         гов",  в  дом подбросили несколько крупных змей.  Именно этих
         змей и обнаружили около мертвых тел жреца и  его  сыновей.  А
         далее - легко составился миф: огромные змеи приплыли по пове-
         дению Афины Паллады(возможно, конкретной жрицы, в облике Афи-
         ны?), специально, чтобы наказать Лаокоона.
           Конечно, все могло произойти и по легенде, согласно которой
         некие "случайные" удавы набросились на сыновей жреца на бере-
         гу,  а отец, бросившись их защищать и сам попал в ловушку. Но
         более вероятно именно - убийство, где "гадов" подбросили "для
         отвода глаз".
            А далее припугнутые троянцы втащили коня в  город.  Греки,
         во главе с хитроумным Одиссеем вышли из  чрева  коня,  отбили
         ходные водорота и греки ворвались в город. Трою разрушили.
            Памятью об странном эпизоде осталась динамично выполненная
         знаменитая скудьптурная группа "Лаокоон",  которую  выполнили
         три ваятеля  -  Агесандр,  Атенодор и Полидор(I век до н.э.).
         Она по сей день стоит в одном из музеев Ватикана.


            3. Древняя Скадинавия. Змей Митгарда. Странных предстаите-
         лей "Гадеса" можно было найти на всех  континентах.  В  мифах
         скадинавских стран,  далеких, казалось бы, от теплых мест,где
         водятся крупные пресыкающиеся,  тем не менее. встречались ог-
         ромн е змеи. Это, например, "Змей Митгарда" или "Ермунганд".
           Змей этот проживал в мировом океане,  окружающем,  по мнеию
         древних  скандинавов,  обитаемую землю,  "Митгард".  гантског
         "гада" взялся отловить бог неба и дождя, грома и молний, зна-
         менитый  Тор(или - Донар).  Молнию и гром у него порождал Ми-
         елльнир - огромный волшебный топор(молот).
           Взяв за компанию незадачливого великана Хюмира, Тор на лод-
         ке отправился ловить гигантского змея.  В качестве наживки, а
         заодно и разлапистого крючка-двойника  использовалась  голова
         быка  с огромными рогами(кстати,  черепа быков примяенялись и
         как простейший якорь). Змей и впрямь, вскоре заглотил лакомую
         наживку  и  попался.
           Тор и Хюмир начали подтягивать добычу к лодке. Однако, ког-
         да голова змея уже показалась из воды и Тор собрался оглушить
         его своим молотом, великан пришел в ужас и поспешно перерубил
         бечеву.  Раздосадованный  Тор  попросту  выкинул напарника за
         борт и снова принялся за ловлю.  Змея он,  все-таки, изловил,
         но и сам погиб от ядовитых укусов чудовища.


            4. Древний  Египет.  Змей  Апоп.  В  египетских мифах змеи
         встречаются как вполне полноправные  герои.  Например,  самое
         усиление  жары  в  одну половину года "объясняли" мифом,  что
         солнце-Ра,  гневается на беспечных людей и стремится наказать
         за прегрешения.
            Другая же половина года,  когда жара спадает и свет солнца
         слабеет,  "объясняется" мифом где бога Ра кусает змея, подос-
         ланная: как ни странно - Исидой. Исцелить Ра разумеется, уме-
         ла только сама Исида, великая волшебница и чаровница, знающая
         заклинания от укуса змеи. Впрочем, она преследовала свои цели
         - Ра пришлось объявить свое тайное имя.
            Аналогично объяснялось  изменение  света  солнца в течение
         суток,  день и ночь. Здесь так же участвовала змея(змеи здесь
         так или иначе, обозначали - "время"), точнее - огромный змей,
         Апоп, владыка подземного мира.
            Первую половину суток, днем - Ра плывет, освещая землю, по
         "небесному Нилу" в барке Манджет. вечером подплывает к вратам
         преисподней.
            Вторую половину суток Ра плывет под землей, по "Подземному
         Нилу" невидимо для людей,  в противоположную сторону, пересев
         на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой. Апоп, буду-
         чи стопроцентным "гадом",  желает,  естественно,  "нагадить",
         т.е. погубить солнечого Ра, выпивает воду Нила.
           Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, борь-
         ба,  которая происходит каждую ночь. Побеждает в сражении не-
         изменно - бог Ра.  Апоп извергает воду обратно. Ра же продол-
         жает свой путь,  чтобы утром опять появиться на "небесном Ни-
         ле", по другую сторону небосвода.
            Апоп и  Ра представляют собой как бы одно из олицетворений
         дня и ночи,  олицетворений, довольно многочисленных в древнем
         мире.  Миф  об светлом Ра и темном Апопе получил и другую до-
         вольно своеобразную изобразительную версию.  Ра изображают  в
         виде рыжего("солнечного") кота, который ножом отрезает голову
         черной("ночной") змее.
            Символичным считалось  и то,  что происходило это под свя-
         щенной сикиморой, т.е. выражаясь другими словами, под ветвями
         еипетской смоковницы, которая, биологически, ест просто - фи-
         говое дерево, или инжир. Дерево, возле корней которого проис-
         ходила  эта  битва  жизни  и  смерти:  фактически  и выражало
         Жизнь(тянущуюся к светлому небу крону),  берущую, однако, на-
         чало из смерти(от земли: от корней).
            Вот например: небольшой отрывок-заклинание, где упоминает-
         ся этот великий змей ночной темноты,  посвященный этой извеч-
         ной борьбе дня и ночи, Ра и Апопа. Он взят из, пожалуй, само-
         го "привлекательного" для мистиков призведения.  Это древнее-
         гипетская "Книга Мертвых"(39, 1-3):

           "Я - Великий тот Кот, что сражался
           Под священной сикоморой ночью, в Гелиополе!
           Я - тот кот, кто стерег виноватых,
           В день истребленья врагов вседержителя!
           Кто он? - Великий тот Кот, что сражался
           под священной сикоморой ночью,
           То - солнечный Ра!"

            А вот еще один небольшой отрывок на ту же тему.  Здесь уже
         упоминатся и змей черной ночи Апоп(Книга Мертвых, 27):

           "Назад! Ты - идущий, который отступит!
           Порождение змея Апопа! Дрожи!
           Потому что Я - Солнечный Ра!
           Так - дрожи! И - назад!
           Все слабее твой яд, Ра тебя уничтожит,
           Да! И боги тебя уничтожат!
           Вырвано сердце твоё, о, Мафдет,
           Ты скорпионом закован,
           И смерть твоя - предречена!"

            Смысл непонятного на первый взгляд рисунка с котом и змеем
         все же достаточно прозрачен. Замкнутый цикл-пара "Кот-Змея" -
         обозначает текущее суточное время, то день, то ночь. Сверкаю-
         щий огромный нож в лапе кота - рассвет, само отрезание головы
         - окончание ночи.
           Кот в  качестве  "наказующего"  животного  избран так же не
         случайно, а явно для наглядности - поскольку именно коты "во-
         юют" по ночам(кстати, в Египте - и со змеями), а днем отсыпа-
         ются на солнышке.
           Зрачок же  кота,  как  индикатоор  - отчетливо реагирует на
         свет и тьму,  своим сужением и расширением. Разумеется, Кот и
         солнечный Ра - довольно забавная ассоциация, но, как говорит-
         ся, "из песни слова не выкинешь".


           5. Древний Египет.  Змей бога Хапи.  Гады - не всегда злые.
         Иногда  они  добрые.  Еще один огромный змей в Древнем Египте
         обозначал... плодородный текущий Нил!
            На нередко  приводимой  иллюстрации  изображаются божество
         Нила - Хапи,  окруженное вокруг огромной странной змеей. Хапи
         и змея находятся у основаия огромных сухих скал,  на вершинах
         которых сидят хищные птицы. Что это за символики?
            "Истоки Нила  у  первых  порогов(по  представлению древних
         египтян).  - комментируют авторы книги "Страна  большого  Ха-
         пи"(Петровский Н.С.,  Белов А.М. Л.: Просвещение, 1955). - На
         вершине пустынных скал их сторожат коршун и ястреб.  Под ска-
         лами,  в пещере,  очертания которой передает змея,  сидит бог
         Нила - Хапи,  и изливает из сосудов живительную влагу. Пройдя
         через узкий  проход  из  пещеры между головой и хвостом змеи,
         она устремляется в Египет".
            Пояснение к  рисунку  дано довольно убедительное,  но оно,
         похоже,  довольно-таки  прямолинейно.  Смысл  здесь,  на  наш
         взгляд,  гораздо богаче и глубже. Упомянутые "коршун" и "яст-
         реб",  сидящие один ниже другого, обозначали, вероятно, Верх-
         ний и Нижний Египет, Северное и Южное царства.
           А комплекс "Хапи плюс змеи" похоже,  таил не  замеченный  и
         цитированными и многими другими авторами замаскированный чис-
         то "анатомический" смысл,  точнее -"анатомическую" структуру,
         смягченную поэтизированным образом божества.
            Два сосуда в  руках  божества  Хапи,  весьма,  "прозрачно"
         обозначают  "пару" животворных плодонесущих сил,  "семенники"
         Нила. Формально это - две огромных реки, Белый Нил, исходящий
         из центра Африки и Голубой Нил, текущий от озера Тана.
            Огромная змея - символизировала и реку Нил, и оплодотворя-
         ющий фаллос,  а  сама "замкнутость" змеи в цикл явно выражает
         течение года и повторение разливов величественного Нила.
            Такие замкнутые в цикл змеи,  "Уроборусы": обозначащие го-
         довой или дневной цикл,  или как-то циклический процесс вооб-
         ще, дожили до времен средневековья,  где затем весьма размно-
         жились в трудах многочисленных  алхимиков,  ищущих  золото  и
         составляющих всевозможные рецепты его приготовления.  Показа-
         тельно,  что слово "Уроборус",  "Ауроборус"  явно  обозначало
         свяь с "ауро", т.е. с зарей и солнцем.
           И еще  -  современниые  исследователи называют Хапи как бо-
         жество-мужчину. На  некоторых рисунках у него и впрямь,  есть
         даже бородка, но Хапи, почему-то изобраюжают и с... отчетливо
         "отвисающей" явно женской грудью!


            6. Латинская Америка.  Змей Кетцалькоатль.  Про змея этого
         существует  не так уж мало чисто мифических историй,  поэтому
         упомянем эпизод,  лежащий как бы в стороне от типичных этног-
         рафических легенд.  Романтично звучащее слово "кетсалькоатль"
         обычно переводят как "пернатый змей" или "летучий змей".
            Однако, "коатль" -  переводится,  просто,  как  "змея",  а
         "кетсаль"  -  просто:  как  "птица" Ныне "кетзаль"(квезаль) -
         название одного из видов американских трогонов, птицы, с баг-
         ряно-красным брюшком, зеленым хвостом и спиной. Старинное со-
         четение "кетсаль-коатль",  поэтому,  если не вдаваться в под-
         робности,  обозначает всего либ "змею с перьями",  или, чисто
         биологически, с чешуями, напоминащими перья.
            О "кетсалькоатле" мы знаем,  казалось бы, только из легенд
         и мифов.  Но,  похоже, все же нашлись европейцы, которым пос-
         частливилось увидеть одно из этих существ,  причем, однюдь не
         в сказочном облике. Так в приключениях конкистадоров в Амери-
         ке было немало необычного. Один из любопытных эпизодов описы-
         вал,  например,  такой соратник знаменитого Кортеса, как Хуан
         Альварес Чико, 20-х годахв XVI века, в Парагвае.
            "Про Альвареса рассказывали,  - пишет известный английский
         этнограф,  сэр Джон Леббок, в своем капитальном труде "Начало
         цивилизации" (СПб.:  1896),  - что, во время его попытки про-
         никнуть из Парагвая в Перу он видел на пути туда "храм и  жи-
         лище чудовищной змеи, которую жители почитали своим божеством
         и кормили человеческим мясом.
            Толщиной она  была  с быка и длинной в 27 футов(8 метров -
         А.А.),  с огромной головой и с крайне свирепыми,  хотя и  не-
         большими глазами. Разевая пасть, она обнажала челюсти с двумя
         рядами крючковатых зубов.  Все тело,  за исключением  хвоста,
         совершенно гладкого, было покрыто круглыми чешуями значитель-
         ной толщины.
            Индейцы не могли, конечно, убедить испанцев, что это чудо-
         вище обладает даром прорицания, но один взгляд на него привел
         послених  в необыкновенный ужас,  который еще более усилился,
         когда один из них выстрелил в него из ружья,  и оно испустило
         рыкание, подобное львиному, и ударом хвоста потрясло башню до
         основания".
            Итак, огромные чешуи. "перья", и могли послужить основани-
         ем  для  странного на первый взгляд названия "Пернатый змей".
         Это название означает, потому, отнюдь не "летающего змея"(хо-
         тя, в мифах ему летать не возбраняется), а именно "пернатого"
         - т.е. "оперенного", с крупными перьеобразными чешуями(подоб-
         ные  крупные чешуи есть у псевдоящера - панголина,  но он от-
         нюдь не плотоядный)!
            К описанному  случаю следует тут же заметить,  что "змеи",
         даже очень крупные,  никогда не "рычат", а лишь шипят. Поэто-
         му,  если допустить,  что речь идет о событиях реальных, то в
         увиденном животном нужно предполагать явно - не  змею.  Из-за
         чешуй  и  внешнего отсутствия лап(лапы могли быть небольшими)
         странный зверь мог показаться испанцам - змеей, правда, очень
         толстой, о чем они, впрочем, и упоминают.
           Гибель американских цивилизаций повлекла, несомненно, и ги-
         бель культа странного "рыкающего" существа.  Однако, теорети-
         чески, такие животные могли остаться жить где-то в заброенных
         уголках. И... сменить имя!
            Если теперь перенестись ближе к нашим дням,  то, например,
         президент Парижского общества американистов, маркиз де Эврин,
         писал так(цит.  по Б.Эйвельманс.  "Следы невиданных  зверей".
         М.: ред.ж"Вокруг Света", 1994):
           "В верховьях реки Парагвай(приток Параны - А.А.) встречают-
         ся змеи, которых местные жители называют Миньокао. По их сло-
         вам эти мифические существа, толщина которых сравнима с шири-
         ной пироги,  переродились когда-то из удавов и превратились в
         водных змей.
           В верховьях  реки  Параны  мне также рассказали об огромных
         змеях, способных утащить на дно пирогу с людьми. Эти чудовища
         обитают в ненаселенных местах и никогда не удаляются от воды.
         На жителей края они наводят священный страх..."
           Таинственного Миньокао  описывают как гигантское змееподоб-
         ное животное, напоминающее анаконду, но в 2-3 крупнее, с гро-
         мадными светящимися глазами,  с огромными торчащими зубами, в
         то время как у анаконды - неприметные маленькие глазки и  зу-
         бы, глубоко скрытые в пасти.
           Немецкий ученый Фриц Мюллер(1821-1897) собрал немало сведе-
         ний  о  миньокао,  который явно не походил на местных удавов.
         Речь шла "...о существах 50-метровой длины и 5-метровой  тол-
         щины,  вооруженных  чешуйчатым панцирем,  которые с легкостью
         переламывают могучие деревья и  перекрывают  реки,  превращая
         сухие места в непроходимые болота".
            Итак, древний   "кетсалькоатль"  и  совремнный  "миньокао"
         вполне могли быть... одним и тем же лицом!
            Но - змеей ли был такой миньокао?


Next