ГОД ЗМЕИ
           Глава 10. ЯД ЗМЕИНЫЙ ЛЕЧИТ, ИЛИ - ОТ ЗМЕИ ДО ПАНАЦЕИ

           1. Жалят ли змеи?  Неграмотную фразу, типа "змея ужалила" и
         по сей день можно увидеть, подчас, даже в научной литературе.
         Что же касается ее  красочно-художественного  применения,  то
         мировая литература этим выражением быквально "пестрит".  Вот,
         например, Радьярд Киплинг и прославленный "Рикки-Тикки-тави":

            "...что-то мелькнуло, извиваясь в пыли и тоненький голосок
         произнес: "Берегись!  Я - Смерть!" Это был Карайт, пыльно-се-
         рая змейка.  Жало у него такое же ядовитое,  как у кобры,  но
         оттого,что он маленький, никто не замечает его, и таким обра-
         зом он приносит людям еще больше вреда".

           А вот известный просветитель,  французский поэт  и  философ
         Франсуа Вольтер, когда, в одной из эпиграмм, он писал:

            "Был, восходя на Геликон
             Ужален змеем Жан Фернон...
             И, что ж, друзья, - кто б думать мог.
             Не Жан Фернон, а змей - издох!"

             И даже куда более современный Владимир Маяковский в  бал-
         ладе про о "советский паспорт" пишет:

            "Берет, как бомбу! Берет как ужа!
             Как бритву обоюдоострую.
             Берет,  как гремучую,  в двадцать жал -
             Змею, двухметроворостую!"

            Змиеное "жало" - правда или просто о красочный оборот?
            В те времена,  когда было еще немного городов, диких пчел,
         ос,  шершней было отнюдь не так уж мало.  Сладкий мед и заго-
         товки под бумагу человек брал у пчел и ос,  и, потому, вынуж-
         денно,  не  раз  и не два сталкивался с этими насекомыми,  не
         слишком приятными для тех,  кто нарушает их покой и существо-
         вание. Вытаскивать  пчелиное "жало" покусанным приходилсь до-
         вольно часто.  Не успевшая ударить, сбитая, придавленная пче-
         ла или оса судорожно ывпускает и впускает черное острое жаль-
         це - это свое единственное, но опаснейшее оружие.
            Откуда же взялось "жало" у змеи?
            Даже относительно  неподвижная змея время от времени высо-
         вывает и вновь прячет острый развоенный, словно двузубая вил-
         ка, язычок.  Эти  два  острых кончика и послужили прообразами
         двух "жал",  "жалец", которыми, якобы бьет змея, оставляя два
         рядом распложенных небольших глубоких отверстия. Для незнако-
         мого с повадками пресмыкающегоя может и впрямь создаться впе-
         чатление,что ранки нанесены язычками - "жальцами".
            В действительности же удар  человеку  наносился  мгновенно
         "отгибающимися" и вновь "прячущимися" складными зубами.
            И, все же,  может быть доля истины, по части "жала" все же
         есть? Что случится: если змея "лизнет" Вас по коже?
            Если змея не радражена - не произойдет ничего:  но при  ее
         раздражении яд  может оказаться в ее полости рта и тогда - он
         может попасть на язык!  Более того:  как показывает практика,
         при  укусе слюна может иногда оказаться опасной даже у неядо-
         витых змей!  Впрочем,  поскольку разговор,  так или иначе,  о
         яде, вернемся - к яду. Точнее - к возможной пользе яда.


           2. Дракон разгадан.  Для чего же может пригодиться  змея  в
         медицине,  кроме  как  для ее бессменной эмблемы - вазочки со
         змеей?
           Как считалось,  от змеи полезно взять очень многое. Правда,
         большей частью речь шла скорее  не  о  медицинских  свойствах
         яда,  мяса,  растертых в порошок костей и т.п.(т.е.  типичных
         фармахимческих действиях),  а о мистико-магических свойствах,
         поскольку змею  рассматривали  как существо сверхъествествен-
         ное(алогичное) или близкое к таковым.
            Впрочем: медицинских применений было тоже немало. У Плиния
         Старшего(24-79 гг), например, есть описания нкоторых лекарств
         изготовляемым  из  органов...  дракона!  Казалось  бы о какой
         "правдивости" древнего историка может здесь идти речь? Дракон
         -явно не существующее на свете, чисто мифическое существо!
            Однако, если взять труды не менее древнего автора, а имен-
         но, Авиценну(Абу ибн Сина,  980-1037 гг), его бесмертный труд
         "Канон врачебной науки"(см.напр., т.4. Ташкент. "Фан", 1980),
         то выяснится простая и внезапная истина:  Драконы - это, поп-
         росту, "всего-то лишь" - удавы и питоны!
           Параграф 52 там весьма недвусмысленно гласит:
            "Разновидности змей,  которые, когда укусят, приносят вред
         вследствие  ранения,  а не сколько-нибудь сильного яда.  Дра-
         кон".
           А далее,  чуть ниже следуют описания, например, то, что:
           "Самая мелкая разновидность драконов,  как  свидетельствует
         один из ученых,  имеет пять локтей длины, а крупные бывают от
         тридцати локтей и больше". И - так далее.
            То есть,  так, как оно и есть в реальной природе - от пес-
         чаных удавчиков в 1,5 метра до удавов-боа в 20 метров.
            Тайна ужасных драконов - раскрыта! Она крылась - в обычном
         названии! "Драконов" больше - не существует?!


            3. Лекарства из удава.  Итак,  удав именовался "драконом".
         Известный историк Плиний называл,  например,  такие лекарства
         приготовляемые из "дракона":
            "Глаза дракона" - высушенные и растолченные с  медом,  как
         основой мази, они применялись от ночных кошмаров.
           "Жир сердца дракона" - считалось, что обернутый в шкуру га-
         зели и  привязанный к руке оленьими сухожилиями,  он приносит
         успех в тяжбе.
           "Зубы дракона" - хранящиеся на теле, как суеверно полагали,
         обеспечивают "благосклонность" господ и милость царей.
            "Голова дракона"  -  в  смеси с измельченной шкурой льва и
         львиным костным мозгом,  с добавкой пены коня, только что по-
         бедившего  в скачках и когтями собаки - делает человека непо-
         бедимым.
            Последняя смесь, видимо, представляла собой легкое возбуж-
         дающее(небольшая фармахимия). Впрочем "рецепт" последнего вы-
         шеописанного  снадобья многоопытный Плиний,  в отличие от ны-
         нешних крайне мистически настроеных авторов,  приводит уже  с
         известной долей скептицизма и иронии.
            Нетрудно видеть,  что первое и последнее лекарство явно  -
         медицинского, точнее - химического толка, а второе и третье -
         чисто мистические,  глупенькие,  правда, явно повышающие уве-
         ренность в себе того, что это "лекарство" применяет.
            "Недавно перестал он кушать змей, и борода его обратно по-
         седела..." - замечает один персонаж в пьесе Месинджера. Итак,
         змеиное мясо не лежало без дела. Его ели не только в Азии.
           Успехом пользовался и змеиный жир. Его применяли когда-то в
         больших количествах, для получения дешевых свечей. Его вытап-
         ливали из сверхмногочисленных когда-то ужей и гадюк.
           "Природа его горяча и остра.  И многие учителя медицины го-
         ворят,  что он предохраняет глаза от катаракты.  А Йесу гово-
         рит,  что если выдернуть лишние ресницы, врастающие в глаз, и
         смазать веки змеиным жиром,  то они больше не вырастут. Полд-
         рахмы его помогают при всех видах звериных укусов. Но он вре-
         ден для сердца. Впрочем, его вредное действие устраняет морс-
         кой лук". - так поучал средневековый врач Амирдовлат Амасиаци
         в своем пособии "Ненужное для неучей".
            Итак, лечит даже змеиный жир. А может ли быть полезен зме-
         иный яд - дпя человека?


           4. Магия и змеи.  То, что змея, кусая, способна убить чело-
         века - известно, разумеется, всем. Тем не менее от змей неод-
         нократно пытались найти и - пользу.  И в первую очередь  -  в
         колдовстве  и магии.  Колдуны всех стран,  во все века всегда
         "тихой сапой" использовали химию и фармакологию, хотя выдава-
         ли  все за "действие" своих выдающихся "заговоро" и "заклина-
         ний", т.е. - обычных фраз и малопонятного бормотания.
           Но, увы, "фраза", даже если понимать под ней могущественные
         "гипноз"  и "внушение",  излечивает далеко не все и далеко не
         всегда. Химия, биохимия, фармахимия, - всегда надежнее, в ка-
         кую бы примитивную форму она не была облечена!
           Но, вот в 1990 году,  согласно сообщению агенства "Рейтер",
         по Уганде прокатился странный слух,  который  поначалу  можно
         было посчитать просто забавным розыгрышем, а именно то, что в
         голове местной кобры содержится особое "магическое" вещество,
         способное сделать человека...  богатым!
           Подобным образом  не  раз появлялись - таблетки "от глупос-
         ти", пилюли "везучести" и тому подобные средства
            Однако угандийцы  отнеслись  к  сообщению со всей серьезн-
         ростью.  Змей в Африке всегда хватало.  Добыть змею некоторым
         молоым людым показалось достаточно приблыльным бизнесом. Ска-
         зано - сделано.  Начался отлов и добыча "волшебных" снадобий.
           Но -  увы,  сперва несколько искателей богатства скончались
         от смертельных укусов,  а затем и местные власти, лбеспокоен-
         ные как жизнью людей, так и охраной природы - попросту запре-
         тили подобную охоту.  Так поиск многобещаюшего  "снадобья  от
         бедности" был прерван чисто силовыми методами.


           5. Чашка и змея.  Напомним, эмблема медицины - змея, льющая
         в чашу яд.  Правда, здсь есть явные разногласия. По некоторым
         авторитетам, это змея - пьющая - из чаши!
           Тем не менее, чисто визуально это не вносит каких-либо осо-
         бых изменеий.  На наш взгляд по всему,  это - как бы "гибрид-
         ный" символ. Возник он, видимо, из обобщения двух символик:
           Первая - образ бога медицины Асклепия,  в Дрвней Греции,  с
         чашкой лекарства  в одной руке и змеей на жезле в другой;
           Вторая - древняя эмблема  ближневосточных  алхимиков,  где,
         например,  у  золотодобытчика  Фламмеля,  фигурировал - змей,
         прибитый к Т-образному кресту.
           Однако к использованию змеиного яда человек подходил доста-
         точно постепенно. Связано это было, однако, отнюдь не столько
         с уважением и опасением к опасной твари,  сколько с незнанием
         и непониманием природы яда, и его возможностей.
            Страшными смертельнымии ядами,  даже у средневековых алхи-
         миков  считались  вещества,  которые Античные и средневековые
         энтузиасты, искатели алхимического золота, которых, по незна-
         нию,  именовали "магами", были, однако же, великими путаника-
         ми, а во многих вопросах попросту - безграмотными людьми.
            Одним из  самых страшных ядов,  например,  даже величайшая
         величина магии - врач и алхимик Корнелий Агриппа  из  Неттес-
         гейма(1486-1535)  считал...  менструальную  кровь женщины!  В
         своем "классическом" даже среди мировых магов, труде "Оккуль-
         тная философия" в главе,  "О замечательных свойствах нкоторых
         ядов"(глава 42), он писал о такой крови-яде:

           "Прежде всего,  если она попадает на виноградник, он стано-
         вится  бесплодным  навсегда.
           Деревья посаженные или привитые гибнут, и плоды сохнут.
           Продукция садов сгорает, и плоды деревьев падают.
           Блеск зеркал блекнет и исчезает.
           Также, как острота бритв и красота слоновой кости.
           Железо тотчас ржавеет.
           Бронза  отмечается  губительной  ржавчиной  и дает очень
         скверный яд.
           Собаки становятся бешеными,  и тех, кого они кусают, нельзя
         вылечить.
           Пчелиный расплод гибнет и пчелы покидают ульи.
           Лен чернеет, когда его варят.
           Кобылы выкидывают и менструальная кровь мешает им зачать...
           Она заставляет скисать всякий свежий продукт".

           Пропустив ряд пикантных  и  несколько  даже  "тошнотворных"
         применений, приведем еще цитату, оттуда же, что имеет отноше-
         ние к нашей "змеиной" теме:

           "...Волосы девушки у которой месячные,  положенные в  навоз
         или на навоз, дают начало змеям, и от их запаха, если их сжи-
         гать,  змеи убегают.  Сила этого яда столь велика, что он от-
         равляет даже то,  что отравлено.  Говорят, что он имеет очень
         большую власть возбуждать любовь,  когда его дают  в  лекарс-
         твенном питье тому, кого любят..."

            Забавно, но  "рецепты",  подобные вышеприведенным дожили и
         почти до наших дней.  В рассказе "Сторож" их описывал, напри-
         мер, наш писатель А.М.Горький.


            6. Виды ядов у магов. Поскольку ныне на фоне развала науч-
         но-исследовательских институтов,  ни с того,  ни с сего стали
         необычайно "модны" крайне бестолковые и опасные для  больного
         "оккультно-магические" способы лечения(лечения, но НЕ излече-
         ния!), на фоне газетно-журнальной пестрой манящей мистической
         свистопляски стоит,  вероятно,  подчеркнуть их бестолковость,
         процитировав классика магии еще и еще:
           "Есть еще другой яд,  который называется тем же  именем,  а
         именно, яд, который выходит из внутренностей кобыл, когда они
         теплы, о котором Вергилий(70-19 до н.э. - А.А.) упоминает".
           "Гиена имеет также разные яды.  Как сообщает  Плиний,  если
         натереть ее кровью пороги двери, то действие колдовства прек-
         ращается.  Также те,  кто натер свою правую пятку кровью рыси
         или ласки, заставляет бояться себя всех людей. Того же эффек-
         та достигают, принимая отвар ее глаз".
           "Говорят, что кровь  василиска(змееподобное  полумифическое
         существо - А.А.), которую зовут еще кровью Сатурна, имеет та-
         кую отравляющую силу, что дает возможность тем, кто её носит,
         добиться успеха в своих просьбах у оккультных сил, и боги та-
         ких людей лечат от болезней и желают им всяческих благ".
           "Плиний рассказывает, что есть лягушки, которые полны яда и
         совершают чрезвычайно чудесные вещи,  - маленькая кость  этих
         лягушек,  находящаяся с левой стороны, будучи брошенная в хо-
         лодную воду, заставляет ее тотчас же закипеть. Она останавли-
         вает наглость и нападение собак.  Она возбуждает любовь и не-
         нависть, принимая ее или заставив принять ее в питье. Она по-
         буждает к соитию,  иногда имеет противоположный эффект... Ле-
         чит четырехдневную лихорадку,  будучи привязанной к свежесня-
         той коже змеи".
           "Говорят также,  что железо,  которым убили человека, имеет
         свойство как яд..."
           Итак - явно странные воззрения были у "магов" по поводу то-
         го, что же является - "ядом". Но еще страннее то, что на фоне
         веществ,  явно  ядами  не являющимися,  Агриппа не называет -
         змеиного яда.


            7. Змеи  в  Бутантане.  Тем  не менее символика медицины -
         именно, змея, льющая в чашу яд родилась недаром. Это - свиде-
         тельство уважения к змее, свидетельство знания того, что кро-
         ме свойств "убивать",  есть и свойство "исцелять".  Яд змей -
         нужен.  Более того, яды змей - одни из ценнейших лекарств во-
         обще.
           Однако яд  легко  распадается и теряет свойства.  Его можно
         синтезировать, но это дорого и требует сложной  аппаратуры  и
         очень высококвалифицированных и дорогих специалистов. Гораздо
         проще - взять яд от живой змеи.  Поэтому в мире  растет  сеть
         змеепитомников - серпентариев.
           Наиболее знаменит  серпентарий  и  научно-исследовательский
         нститут Бутантан в Бразилии. Правда, нибольшим считается зме-
         епитомник  в  Китае.  Несколько змеепитомников было в в СССР,
         самый большой располагался в Ташкенте.  Ныне,  в 2001 году, в
         Год Белой Змеи,  все они - за пределами России.  А это,  увы,
         большие финансовые потери, потери валюты.
           Препараты из змеиного яда,  и она сам, как "полуфабрикат" -
         пользуются  все  возрастающим спросом на международном рынке.
         Причем, он ценится отнюдь не "на вес золота", а дороже.
            Яд, в первую очередь,  используется для приготовления про-
         тивозмеиных сывороток,  то есть направлен против тех же змей.
         Исстребить змей или,  выловив, вывезти в другой район, в ряде
         мест, разумеется,  можно, но это требует огромных средств, не
         окупается, не возможно, да и зачастую ен нужно.
            Однако хотя отдлеьно взятый человек встречается со змей не
         так часто,  но, в целом таких встрче оказывается немало и да-
         леко не все закачиваются благополучно.  В Индии  в  XIX  веке
         каждый год погибало от укусов змей более 20.000 человек. Фак-
         тически, это - целый город трупов.
           На американском континенте так же - неблагополучно.  В Бра-
         зилии число укушенных за год и  ныне  составляет  до  18.000,
         причем около 5.000 из них скоропостижно умирает. Даже в такой
         стране, как США ежегодно регистрируют 3.000 укушенных змеями.
         Сколько же спасенных человевеких жизней нак счеты у целитель-
         ной противозмеиной сыворотки!


           8. Яд змеи и цены. Яд змеи пытались применять, очень давно,
         и впервую очередь - по прямому своему  назначению,  то  есть,
         как "яд", убийственное средство. По сей день во многих лесных
         племенах Азии,  Африки и Южной Америки охотники и воины нати-
         рают  ядом  местных  змей  наконечники своих стрел("стрельные
         яды") или используют в качестве острия стрелы сам зуб змеи  с
         содержащимся в них смертельным ядом.
           Змеиными ядами,  правда,  особо обработанным и приготовлен-
         ным,  успешно  лечат ряд тяжелых заболеваний.  Стоимость ядов
         очень высока. Чтобы сопоставить ценность яда, хотя бы относи-
         тельно золота, можно привести числа, хотя и относительно дав-
         ние,  но,  общем-то,  "в пропорциях",  сохранившиеся и по сей
         день.  На 1987 год по данным журнала "Болгарский воин",  цена
         унции(около 31 грамма) золота на мировом рынке колебалась  от
         400 до 500 долларов.  При этом одна унция яда индийской кобры
         стоила 9.000 долларов,  морской змеи "эраб" - 43.000, а афри-
         канской змеи бумсланг, даже - 483.000 долларов!
            Многим из тех,  кто болен радикулитом,  помогла избавиться
         от боли мазь "Випратокс" или инъекция "Викпраксина". Она, как
         нетрудно догадаться по приставке "випра" или "випера" -  сде-
         лена из яда гадюки.
            Впрочем, свойства ядов - различны.
            Яд кобры обладает свойством снимать боли и спазмы, причем,
         в отличие  от  морфия,  он  не оглушает больного и не ведет к
         развитию наркомании.
            Яд гюрзы  и  индийской гадюки переработанный в препараты -
         помогают крови быстро свертываться даже при гемофилии.
            Яд малайской гадюки и она сама,  напротив, стали знамениты
         тем, что после ее укуса кровь человека на  целых  три  недели
         теряет способность к свертыванию.  Фармацевтические фирмы Ве-
         ликобритании ведут исследование яда этой змеи,  с целью отыс-
         кать  эффективные  средства  борьбы  с тромбозами - кровяными
         сгустками,  закупоривающими или сужаюшщими подчас кровеносные
         сосуды  и способные привести к параличу или гибели,  особенно
         при попадании в мозг или в средце.
            Итак, даже смерть может способствовать жизни,  даже яд мо-
         жет оказаться живой водой.  Надо лишь правильно распорядиться
         этим ядом.


Next