ГОД ЗМЕИ
            ГЛАВА 15. ВОЛШЕБСТВО ЗМЕИНОЙ КОЖИ

            1. Шагреневая кожа. С кожами, например, змеиными, на кото-
         рых выписаны какие-либо таинственные письмена,  сязано немало
         приключенческих сюжетов,  как литературных,  сценических  или
         экранных, так и вполне жизненных, исторических.
            Один из таких сюжетов, под названием "шагреневая кожа" ис-
         пользовал  такой  великолепный  знаток  человеческих душ(ныне
         проще сказать, человеческой психологии) и не менее великолеп-
         ный стилист, как писатель Оноре де Бальзак (1799-1850). Неко-
         ему молодому аристократу,  намеренному покончить жизнь самоу-
         бийством,  он подсунул, руками старика-продавца в антикварной
         лавке странный для нынешних времен предмет -  шагреневую  ко-
         жу(цит. по изд. М.-Л.: Академия, 1936):
            "Молодой человек торопливо встал и выразил некоторое изум-
         ление,  увидев над креслом,  где он сидел,  висевший на стене
         кусок шагреневой кожи,  величиной с лисью шкурку.  Но в  силу
         необъяснимого  на первый взгляд свойства,  эта кожа испускала
         среди глубокого мрака,  царившего в лавке,такие блестящие лу-
         чи, что вы назвали бы ее маленькой кометой..."
            На странной  коже  арабской  вязью были выполнены странные
         девизы:

           "Обладай мною,  иы будешь обладать всем.  Но мне будет при-
         надлежать твоя жизнь.  Так угодно Богу. Желай, и твои желания
         исполнятся.  Но соразмеряй желанья с жизнью.  Она во мне. При
         каждом твоем желании я буду убывать,  как твои дни. Хочешь ли
         меня? Возьми! Бог тебе вонмет. Да будет так!"

            Для поверившего  взять  такую кожу - было равносильно про-
         дать душу Дьяволу.  Кожа словно бы заключала в себе математи-
         ческую функцию, обратную пропорцию Богатство жизни в обмен на
         скорейшую смерть,  время - в обмен на  энергию.  своеобразный
         принцип рычага, который, позволяя выиграть в одном, заставлял
         проигрывать в другом. Но скучающий молодой аристократ, несос-
         тоявшийся самоубийца клюнул на эту удочку.  Он, словно жажду-
         щий "небывалых образов" наркоман-живописец,  схватил странную
         кожу.
            "- Не думаете ли Вы,  - сказал старик, - что у меня сейчас
         разверзнется пол, чтобы пропустить великолепно убранные столы
         с сторапезниками с того света? Нет,молодой безумец. Вы подпи-
         сали договор. Этим все сказано. Теперь все ваши желания будут
         исполняться до мелочей, но - за счет вашей жизни..."
            Так было произнесено страшное пророчество.


            2. Магия и кожа.  Но,  увы, "шагреневая кожа", несмотря на
         свои  удивительные  магические  свойства,  все-таки отнюдь не
         змеиная кожа,  о которой мы намеревались здесь рассказать на-
         кануне года 2001,  Года Змеи. И, согласно простому и пресному
         разъяснению старого энциклопедического  словаря(1928):  "Шаг-
         рень  - плотная,бугорчатая,  разных цветов кожа из шкур лоша-
         дей. мулов. ослов".
           Змеями здесь, увы, и не пахнет.
            Однако если довольно обыденную в старые  годы  "шагреневую
         кожу"  наделил волшебными проявлениями лишь талантливый писа-
         тель, то "змеиная кожа",  напротив, - издавна считалась наде-
         ленной  магическими  свойствами.  Даже случайно или намеренно
         взятая в руки змеиная кожа,  без  каких-либо  предварительных
         ритуалов, как считалось может повлечь что-либо недоброе.
           Вспомните, например,  известную детскую книжку "Приключения
         Гекльберри  Финна"  американского писателя и журналиста Марка
         Твена(Сэмюэль Клеменс, 1835-1910):

            "Мы хорошенько осмотрели одежду,  которая нам досталась, и
         нашли восемь долларов серебром,  зашитые в подкладку  старого
         пальто из попоны...  Джим сказал, что эти люди, наверное, ук-
         рали пальто: ведь если б они знали про зашитые деньги, так не
         оставили бы его здесь.  Я ответил, что, верно, они же убили и
         хозяина,  только Джим не хотел про это разговаривать.  Я  ему
         сказал:
            Вот ты думаешь,  что это не к добру,  а что ты говорил по-
         завчера,  когда я принес змеиную кожу, которую нашел на верху
         горы?  Ты говорил,  будто хуже нет приметы,  как взять в руки
         змеиную кожу.  А что плохого случилось?  Мы вот сколько всего
         набрали, да еще восемь долларов в придачу! Хотел бы я, чтоб у
         нас  каждый день бывала такая беда,  Джим!
           Ничего не значит,  сынок,  ничего не значит. Ты не очень-то
         расходись.  Беда еще впереди. Попомни мои слова: она еще впе-
         реди".
         Так оно и вышло. Этот разговор был у нас во вторник, а в пят-
         ницу после обеда мы лежали на травке у обрыва;  у  нас  вышел
         весь табак,  и я пошел в пещеру за табаком и наткнулся там на
         гремучую змею.
           Я ее убил,  свернул кольцом и положил Джиму на одеяло:  ду-
         маю,  вот будет потеха,  когда Джим найдет у себя на п  стели
         змею!  Но,  конечно,  к вечеру я про нее совсем позабыл. Джим
         бросился на одеяло,  пока я разводил огонь,  а там  оказалась
         подружка  убитой  змеи  и укусила Джима(подходя биологически,
         это, скорее был самец - А.А.)"..

            Змеиная кожа,  которую нашел Гек,  наверняка  была  пустой
         шкуркой,  так называемым "выползком".  Дело в том,  что змеи,
         подобно птицам и млекопитающим,  время от времени линяют.  Но
         не  постепенно  - по волоску и по перышку,  а сразу - обдирая
         всю шкуру,  начиная с головы(с губ) целиком  или  по  частям,
         кусками,  лохмотьями, С этой цель змеи усиленно пролезают че-
         рез узкие щели между камнями, сучьями, стволами и очень разд-
         ражеы  это время.
           Появление таких  "выползков" представлялась в старину очень
         странным явлением - считалось, что змея "омолодилась", зажила
         "новой жизнью" и потому полагали,  что змеи,  если их не уби-
         вать,  споосбны жить вечно,  и что змеиные свойства можно ис-
         пользвать для собственного "омоложения" или "бессметрия".


            3. Нож в змеиной коже.  Змеиная  кожа  и  тема  колдовства
         всегда  были  близки,  поскольку змеиной шкурке приписывались
         известные магичееские свойства.  Загадочный нож с рукоткой из
         змеиной кожи описывает в довольно странном, но красивом расс-
         казе "Рыбак и его душа"(перевод Корнея Чуковского) английский
         писатель  Оскар  Уайльд(1854-1900)  в  свойственой его манере
         изысканно туманной и загадочной мистики.
            Однажды в недобрый день молодой рыбак выловил сетями прек-
         расную Морскую Деву,  с телом девушки и рыбьим хвостом и влю-
         бился. Но любить ему не было дано - у него была "человеческая
         душа" и Дева отказывалась из-за нее полюбить рыбака.  И,  вот
         тут-то,  ради любви к холодной  русалке  рыбак  согласился...
         прогнать свою душу!
            За советом рыбак отправился к священнику,  но едва заявил,
         что за тело Морской Девы он,  воочию, отдал бы душу, как свя-
         щенник,  с проклятиями изгнал его прочь. И тогда - рыбак отп-
         равился к  ведьмам.  Но  итам  тоже все было не просто.  Юная
         ведьма влюбилась в рыбака,  но он, ради своей русалки, заста-
         вил ее выполнить роковое колдовство:
            "- Будь по-твоему.  Душа не" моя,  а твоя. Делай с нею что
         хочешь.  И она вынула из-за пояса маленький нож и подала ему.
         Рукоятка у ножа была обтянута зеленой змеиной кожей.
           - Для чего он мне надобен? - спросил удивленный Рыбак.
            Она помолчала недолго,  и ужас исказил ее лицо.  Потом она
         откинула с чела свои рыжие волосы и, странно улыбаясь, сказа-
         ла:
           - То, что люди называют своей тенью, не тень их тела, а те-
         ло их души. Выйди на берег моря, стань спиною к луне и отрежь
         у самых своих ног свою тень, это тело твоей души, и повели ей
         покинуть тебя,  и она исполнит твое повеление.
           Молодой Рыбак задрожал.
            - Это правда? - прошептал он.
            - Истинная правда, и лучше б я не открывала ее,-- восклик-
         нула Ведьма, рыдая и цепляясь за его колени".
            И тогда обрадованный молодой рыбак поспешил сделать то,  к
         чему он так страстно и бездумно стремился. Но ужасным ля него
         оказался его поступок.
            "Прямо перед ним лежала его тень,  тело его Души,  а  там,
         позади, висела луна в воздухе, золотистом, как мед...
           - Разве я не любила бы вместе с тобою? - спросила его Душа.
            - Уходи, тебя мне не надобно! - крикнул юный Рыбак и, вых-
         ватив маленький нож с зеленою рукояткой из змеиной кожи,  от-
         резал свою тень у самых ног, и она поднялась и предстала пред
         ним, точно такая, как он, и взглянула ему в глаза.
            Он отпрянул  назад,  заткнул за пояс нож,  и чувство ужаса
         охватило его.
            - Ступай,- прошептал он,- и не показывайся мне на глаза!
            - Нет, мы снова должны встретиться!- сказала Душа. Негром-
         кий ее голос был как флейта, и губы ее чуть шевелились..."
            Итак, магический нож не был бы так страшен рыбаку и  чита-
         телю, если бы не зеленая рукоятка из змеиной кожи. Именно она
         и страшила своей таинственностью и загадочностью...


            4. Выползки и змеи.  Змеиную кожу можно, разумеется, полу-
         чить,  сняв шкуру с убитой змеи.  Но иногда, как уже сказано,
         змея сама "меняет кожу". С возрастом, по мере роста, все змеи
         линяют,  то  есть  сбрасывают старый,  ставший тесным роговой
         покров,  под которым образуется к этому времени новый,  соот-
         ветствующий размерам животного.
            В период  линьки  змеи  инстинктивно стараются проползти в
         узких "обдирающих" пространствах,  где им удается легко осво-
         бодиться от старой кожи, которая иногда сдираетя кусками, но,
         чаще снимается цельным чехлом,  начиная с головы, по типу вы-
         ворачивающегося чулка или перчатки, образуя так наывемый "вы-
         ползок".  Мутная старая роговица глаза при этом сменяется  на
         чистую новую.
           Подобные "выползки" не имеют особой промышленной  ценности,
         но по ним зоологи могут судить о величине змей, ее возрасте и
         видовой принадлежности. Что же касается пустынных змей, кото-
         рым  трудно  найти камни для сдирания выползка,  то например,
         песчаная эфа хитрым образом обдирает "сама  себя",  проползая
         задней частью - под передней, и вполне успешно освобождется.
            Любопытно, что,  если  верить сообщениям,  гигантские "вы-
         ползки" обнаруживали в старые годы даже на побережьях  север-
         ных скандинавских морей, когда, несколько столетий назад кли-
         мат там был более теплым. Такие заявления неизменно связывают
         с возможностью сохранения северного удава - "Морского Змея".


            5. Дождик и змея.  Змеиная кожа,  мясо змеи или сама  змея
         неоднократно  использовалось в мистических ритуалах древности
         и средневековья.  На одной известной  средневековой  гравюре,
         дошедшей  до  нас  в нескольких разных вариантах,  две ведьмы
         "вызывают дождь".  У той. что стоит справа в руках - петух, у
         той.  что слева - змея.  И обе склонили этих двух существ над
         странным сосдуом,  то ли горшком. то ли вазой, а над их голо-
         вами уже горбятся тучи и собирает пролить дождь.
           Рисунок можно  трактовать  только  очень однозначно,  смысл
         странного действа,  видимо,  прост: петух и змея - всего лишь
         символики небесного и земного, подобные в своем единстве при-
         менения,  знаменитой  фразе-символу  А.М.Горького  "Рожденный
         ползать - летать не может".
           Птица-петух, рожденный "для  неба"  и  пресмыкающееся-змея,
         рожденное "для земли",сложенные вместе над одной вазой(симво-
         лизируеющей "рождающую"  матку  женщины)  фактически означают
         символическую просьбу "Небо - сойди на землю!" Или -  иноска-
         зательно: "Небо - дай нам дождя! Роди нам дождь!"
            Соответственно, симвлики таковы: 1) крылья и птицы обозна-
         чали нечто духовно "высшее",  "высокое" и  "возвышенное";  2)
         змеи  обозначали  в  магии  нечто "низкое",  "низшее" и "пад-
         шее"("И будешь ты ползать на брюхе своем",  - сказал, по пре-
         данию, Господь низверженному Змию - Дьяволу).
            Применяли змей и ритуалах шабаша,  хотя здесь уже истинная
         причина  применения  была отнюдь не только ине тлько символи-
         ческой, сколько чисто материальной - свежие, только что полу-
         ченные  шейные  железы  змей и жаб использовались в вареве...
         элементарного одурманивающего наркотика!  Одно из  таких  ве-
         щество у жаб носит название "буфотоксин",  то есть,  в прямом
         смысле "жабий яд", поскольку "буфо" - жаба, а "токсин" - яд.
            Впрочем, для  людей не знающих истинной причины применения
         в шабаше, уже само поминание змей и жаб, в непонятном сочета-
         нии с другими "низшими" символикми приводили в ужас, посколь-
         ку напоминали некое страшное заклинание и заклятие.
            Так, суеверные  актеры  некоторых  английских театров и по
         сей день отказываются исполнять уже приводимую нами  песенку,
         которую распевают три ведьмы в пьесе "Макбет" Вильяма Шекспи-
         ра(1564-1616):

            "Хоровод - пошел, пошел!
            Все, что с нами - шварк в котел!
            Жаба, в трещине камней,
            Пухнувшая тридцать дней,
            Из отрав и нечистот -
            Первою в котел пойдет.
            А, потом, - спина змеи,
            Без хвоста и чешуи,
            Песья мокрая ноздря -
            С мордою нетопыря,
            Лягушиное бедро?
            И совиное перо -
            Ящериц помет и слизь -
            В колдосвкой котел - вались!"

            Забавно, но чтобы  "нейтрализовать"  вредное  воздействие,
         шексировское  "страшное  заклинание" нарочито как-либо "пор-
         тят",  проставляя.  например совершенно другое  слово  вместо
         подлинника, или же пропевая песню не полностью.


           6. Птички и змейки.  Змеиную кожу для своих целей использо-
         вали, однако не только суеверные, или страждущие дурного дур-
         мана люди,  но - и некоторые, казалось бы, совершенно безгра-
         мотные в религиях и в магии существа - животные.  То, что не-
         которые птицы большие любительницы до ярких и блестящих вещиц
         - хорошо известно.
           Так, аисты  нередко  приносят  в гнезда цветные и блестящие
         предметы, вплоть до детских цветных мячиков. Найдя сброшенную
         змеиную кожу - могут принести и ее.
           Сороки-воровки у нас всем хорошо известны.  Вороны, галки и
         сойки тоже страдают клептоманией.
           Клушицы, горные галки,  по наблюлениям натуралистов, пробо-
         вали даже выхватывать горячие угли из костра!
           Индийские вороны - как-то  украли  из  ювелирного  магазина
         несколько килограммов золотых оправ для очков! Это было уста-
         новлено следственными  органами.  после  расследлвания  серии
         странных хсистематических ограблений.
           Сирийский дятел с той же целью украшения приносит в  гнездо
         блестящие крылья жуков,
           Индийская мухоловка очков не ворует, но собирает... змеимые
         кожи,  сброшенные во время линьки,  и их переливчатой  чешуей
         украшает  свои гнезда.  Она явна не суеверна,  как Гек Финн и
         его друг - беглый негр Джим.
           Подобным же образом поступают некоторые птицы-шалашники(бе-
         седочницы):  помимо лестрых мертвых жуков, камушков и ракушек
         они укладывают к шалашам - обрывки змеиных шкурок!


            7. Змеи,  моды и женщины.  Впрочем,  не только птицы любит
         украшаться, используя змеиную кожу как элемент дизайна. Изде-
         лия из змеиной кожи неизменно  славились  и  у  людей.  Такие
         изысканные  вещицы  можно приобрести,  например,  на кобровой
         ферме, близь известными морского курорта Паттайя.
           Здесь же многочисленные туристы могут приобрести уникальные
         лекарства,  изготовленные из желчного пузыря,  репродуктивных
         органов, кожи, жира, костей и легких кобр по старинным рецеп-
         там даосской медицины.  Там же любители острых ощущений могут
         попробовать разнообразные блюда из кобры и,  даже, выпить ле-
         чебную настойку, в которой. однако, немало и алкоголя.
            По поводу  мод  на змеиную кожу на рубеже тысячелетий,  на
         2000-й и на 2001-й год(Годы Белого Дракона и Белой Змеи) было
         написано немало,  и, потому, вместо пестрого списка извсетных
         и малоизветных фирм, проще перечислить те предметы, для кото-
         рых кожа бедных рептилий предназначена к использованию.
           Это, неизменно, дамские брюки, вплоть до нижней части бики-
         ни, элегантные пясные ремни и ремешки часов, папки, портфели,
         портмоне,  сумки, чемоданы и разумеется чехлы для микроэлетк-
         роники,  типа мобильного телефона,  пейджера или магнитофона.
         Все  это  -  с ненавязчивыми "глазками" из драгоценных камней
         всех мастей, цветов и калибров.
            "К весне  в Великобритании в моду опять войдет змеиная ко-
         жа.  Лучшие лондонские магазины  уже  закупают  аксессуары  и
         обувь из змеиной кожи самых ярких оттенков; самые модные цве-
         та - зеленый и малиновый". - так сообщалось в одном из сайтов
         Интернета, посвященных дизайну одежды, еще в декабре 1999 го-
         да, перед наступлением Года Дракона-2000.
           Думается, что перед следующим после Года Дракона-2000,  Го-
         дом Змеи-2001 подобная же мода будет держаться по-прежнему, а
         то и разгорится с новою силой.
           Да, не сладко придется змеям в их же "змеином" году...


Next