СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
           ЖИДКОСТЬ. На сеансах  некоторых  "медиумов"  помимо  всего
         прочего на поверхности стола появлялись капли "влаги", кото-
         рую, как считалось, порождали посещающие сеасн "духи". Вода,
         впрочем,  получалось  самым примитивным образом,  из нажатой
         спринцовки-клизмы ("брызгалки").
           Таинственная влага появлялсь,  например, при работе комис-
         сии Д.И.Менделеева с медиумами, братьями  Петти,  специально
         привезенными  А.Н.Аксаковым  из Ньюкастла(Англия).  Работа с
         ними была подробно описана в объемистом труде "Материалы для
         суждения о спиритизме"(СПб., 1876).
           На первом исследовательском заседании действия  "духов" не
         наблюдалось,  вообше.  "Духи" - присматривались. На втором -
         были ощутимы легкие движения стола, на самом столе, промока-
         тельной  бумаге и руках одного из участников(Боргман) появи-
         лись капли загадочной влаги.
           Проверка, однако, показала полное химическое и биологичес-
         кое сходство с... слюной одного из мальчиков-"медиумов"!
ЗЕРКАЛА. В старые времена с помощью зеркал вызывали... ду- хов! Зеркало, вода, отражение - всегда смущало человека. Да, впрочем, и животных, тоже - вы, наверняка, не раз видели, как обезьяна в зоопарке, кошка или собака реагируют на свое отражение в зеркле(пока не привыкнут к нему, разумеется). "Зеркалом" называли не обязательно привычное зеркало на туалетном столике или в прихожей. Это мог быть любой пред- мет, любого цвета, но ровный и однородный, или рассредотачи- тающий взгляд, или наоборот, сосредотачивающий его в одну точку, что позволяло от влечься от окружающего мира и скон- центрироваться на чем-то своем(разные виды медитации). В обычных же гаданиях, под Новый Год, на Святки, девицы уходили в одиночку в баню(чтобы было страшнее, считалось, что тогда гадание действеннее), раздевались донага, садились перед зеркалом и зажигали справа и слева пару свечей. После чего всматривались в зеркало до одурения, протирали, если запотевало и вновь всматривались. Подчас им что-то "казалось", виделось, чудилось, мерещи- лось. Если надеяться на существование телепатии(мысленной связи между людьми), то, возможно, отключившись от внешнего мира, и настроившись на определенного человека, то, теорети- чески, что-то можно и "поймать". Правда, как показывает практика, видения очень часто не сбываются. А в книгах опи- сывают лишь... случаи удачных совпадений! В другом же гадании ставили два зеркала, так чтобы они об- разовали бесконечный коридор "отражений" и всматривались в его даль. Описание подобных гаданий есть, скажем в книгах И. П.Сахарова и М.Забылина, старых русских этнографов.
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ. Основой многочиисленных опытов, связан- ных с эктрасенсами, спиритами и колдовством являются специ- фические движения, "намечающие" то или иное действие, как бы "предваряющие" его. Именно тонкое ощущение таких непроиз- вольных движений и использовал знаменитый "телепат" Вольф Мессинг в своих сеансах, когда, например, искал какой-либо предмет. Подобные намечающиеся, почти не ощутимые механические дви- жения или их проявления(электрические, запаховые, воздушные и пр.) были названы "идеомоторными актами", от слов "идео" - мыль, психика, "моторика" - движение, действие. Вольф Мессинг, однако, не слишком распространялся о своей высокой осязательнй чувствительности. В этом смысле гораздо проще и показательнее был другой артист подобного жанра, Сергей Ярошевский. Выйдя на сцену и взяв за руку зрителя, он весело говорил: "Ну, куда? Вверх-вниз, вправо-влево?" и - двигал рукой в соответствующих направлениях, улавливая соп- ротивление или "согсие" в движении руки зрителя. Давление или расслабление пальцев, движение руки, измене- ние пульса, влажности кожи и т.п. - все это может быть улов- лено как соответствующими чувствительными датчиками, так и чувствительным человеком, называемым "сенситивом" или "экс- трасенсом".
ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ НА СПИРИТИЧЕСКОМ СЕАНСЕ. Во время спири- тических сеансов за столы садились люди самые разные - опыт- ные и неопытные, с целью серьезногоисследования ил с целью шутки. У кого-то "вызов духов" не получался - мешала конс- трукция стола, несогласованность участников и т.п. Но, у многих, по прошествии какого-то времени, столик и впрямь на- чинал покачиваться и "постукивать", эта-та доступность и по- ражала всех. При помощи остроумной физической регистрации знаменитый физик Майкл Фарадей еще в 1853 году(а спиритизм "зародился" в 1847, лишь шестью годами раньше) доказал, что участники сеанса, попросту... бессознательно сообщают сообщают столу, руками, целый ряд идеомоторных толчков! При постепенном сог- ласовывании(неосознанном) действий участников, такие толчки могут привести в движение даже тяжелый стол! Это, позже, с помощью приборов(кимографа и пр.), подтвер- дил и психофизиолог А.Леманн, о чем подробно рассказал в ве- ликолепной книге "Иллюстрированная история суеверий и вол- шебства(М., 1900). Подобные же работы со специальным "манометрическим столом" провели и в России, комиссия, возг- лавляемая Д.И.Менделеевым. Физическое действие человека, а не духов, на стол - было доказано.
ИМЭДЖ "ДУХА". Многих спиритов смущало то обстоятельство, что, помимо "душ" умерших людей, на спиритических сеансах можно было вызвать, не только, скажем "духа Александра Маке- донского", но например, "духа Дон-Кихота" или "Робинзона"! Обстоятельство такое явственно давало понять, что, в дейс- твительности, всегда, или во многих случаях, речь идет вовсе не о "контакте" участников ночного сеанса с неким "духом", а о контакте... с самими собой! Происходило попросту... объединение представлений о лите- ратурном герое, в данном случае, Дон-Кихоте, образовывался некий "имэдж"(т.е.образ) Дон-Кихота, комплекс того, как его представляют два данных человека! "Имэдж", свое лицо, имеет каждый человек. Но "имэдж" может быть и создан. Так, два человека в сеансе - образовывали как бы некое "третье" существо, несуществующий "имэдж". Три та- ких пары могли образовать три "дополнительных имэджа". Вся троица, в целом, формировала три "собственных" имэджа ДонКи- хота и четыре "дополнительных имэджа" героя Сервантеса! С кем же разговаривал, например, придя на сеанс спиритов, английский писатель Артур Конан-Дойл, у которого погиб на войне сын? С самим сыном? Как не прискорбно, не с сыном. Он "разговаривал"(с помощью стуков стола и т.п.) с собственными воспоминаниями и представлениями о сыне. С "добавкой" от других участников сеанса. Но как ни покажется странным, это нетактично назвать "са- мообманом". Судите сами, если бы, скажем, удалось "запи- сать" информацию мозга умирающего человека, то, при полном отсутствии тела(умершего и похороненного) он бы - остался ЖИВ! Это, пожалуй, самое поразительное, что есть в спиритизме, но во что это учение, судя по всему, так и не вникло. Ведь, сохранив информацию мозга, ее можно в дальнейшем "переса- дить" в тело, причем тело, выращенное(генетически) из сохра- ненных и живых клеток умершего человека. Так, пересаживая информацию и биоматериал, можно почти ре- ально достигнуть - если не бессмертия, то - долголетия. Ве- ликие люди "тиражировали" бы свои тела и ум и посылали бы куда захочется. Космонавты, "тиражировали" бы себя и посыла- ли на разные планеты. Человек умирал бы в одном теле, но оживал в другом. Такая мечта действительно достойна своего осуществления...
Next