СПИРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
           РУКА "ДУХА" ИЗ-ПОД СТОЛА. Некоторые "посредники" в общении
         с "духами", так называемые "медиумы", работали исключительно
         чисто.  Таким был,  в частности, знаменитый Дэвид Дэниэл Хь-
         юм(Юм, Хоум, Хом - в разных переводах). Многие популяризато-
         ры  и  по  сей  день принимают его чисто фокуснические трюки
         как... неизвестное науке явление!
           Однако, даже допуская относительную честность этого медиу-
         ма, приходишь к совсем другому мнению, когда и у него встре-
         чаешь  достаточн  стандартный  набор трюков,  известный в то
         время.  Например - рука... из-под стола(рука "духа" подразу-
         мевается).
           Физик В.Крукс описывал это, на сеансе Хьюма так:
           "Маленькая, весьма  красивая ручка поднялась из отверстия,
         оставленного в раздвижном обеденном столе и подала мне  цве-
         ток.  Три  раза она поднималась и затем снова исчезала,  что
         дало мне получить возможность убедиться, что она была на вид
         столь же реальна, как моя собственная..."
           "В другой раз появилась маленькая ручка(кисть  и  локоть),
         точно детская,  играя около дамы, сидевшей возле меня. Затем
         она перешла ко мне,  потрогала мою руку и несколько раз дер-
         нула меня за сюртук..."
           Как видим, подобные явления черезвычайно умиляли многих, в
         том числе и подслеповатых ученых, однако, и здесь секрет был
         необычайно прост.  Роль "ручки" столь доброжелательного "ду-
         ха"  играла  всего лишь - маленькая перчатка,  надетая на...
         носок ботинка хитроумного медиума!
РУКИ СВЕТЯЩИЕСЯ. На одном из сеансов, который посещал зна- менитый иллюзионист и разоблачитель спиритов, Гарри Гудини, в ходе представления над столом появлялись странные светящи- еся руки, которые мелькали, трогали участников, а после -бесследно исчезали. В духов Гарри Гудини, разумеется не верил, и, потому решил использовать старый способ ловли жуликов - с помощью краски! Когда зажгли свет, то, выяснилось, руки испачканы у... со- вершенно неприметной старушки, которая обычно сидела в самом дальнем углу залы! Вообще же для появления сетящихся рук, обыкновенно исполь- зовали тонкие перчатки, пропитанные особым составом. Это позволяло медиуму играть однвременно две роли - и "себя", и посетившего сеанс "духа"...
РУПОР СПИРИТИЧЕСКИЙ. Еще одним видом "иструмента", дейс- твующим на спиритическом сеансе для "контакта" с "духа- ми"(дущами умерщих людей) стали всевозможные приспособления для воспроизведения звуков(колокольчики, бубны, гитары, гар- моники, детское пианино и пр.) и, даже... голосов общающихся "духов"! Для этого, в частности служил раскрашиваемый светящимися красками "спиритический рупор" - длинный и легкий картонный конус, из которого, подчас раздавались приклушенные звуки голосов. В случаях с мошенничествами(а таких было немало), оказалось, что к узкому концу рупора подводилось какое-либо приспособление, передающее звуки, например раздвижная полая трубочка, крепко зажатая между зубов "медиума". Например, у Уильяма Роя(У.Д.Х.Плоурайт) "...сеанс начинал- ся, как правило, с движения по кругу легкого картонного ру- пора, раскрашенного фосфоресцирующей краской, в него-то, посредством складной трубочки, невидимой в темноте и подавал Рой свой таинственный голос". Позже, тот же Рой Уильям стал использовать "второй голос" из... вытянутой руки где, правда, на запястьи, таился не- большой радиодинамик. Если рупор не светился, то его использовали по-разному. Например, на сеансе медиума Марджери Крэндон, с участием ил- люзиониста Гарри Гудини, женщину-медиума крепко держали за руки. Тем не менее, на просьбу "бросить рупор", он тут же упал к ногам Гудини. Фокусник, однако раскрыл секрет - в удобный момент медиум успела... надеть картонный колпак себе на голову! "Потом она попросту тряхнула головой, сбросив рупор к моим ногам..." - писал Гудини впоследствии. - Это была самая ост- роумная уловка из всех, которые я раскрыл, она убедили всех скептиков". Заметим, что Г.Гудини разоблачил... около тысячи спиритов! Причина столь высокой активнсти была проста: спириты состав- ляли фокусникам конкуренцию...
СКЕЛЕТ. Одним из номеров, более эстрадного толка, было "оживление" нарисованного скелета. Делалось это на редкость просто. В полутьме, на большой доске рисовали мелом или све- тящейся краской - изображение скелета. Отходили, производили "магические" пассы руками и... скелет дергал рукой, ногой, а затем - пускался с пляс или же своими движениями и ужимками отвечал - на вопросы пораженных зрителей. Секрет был в том, что на доске была укреплена плоская кук- ла-марионетка, под цвет доски, незаметная в затемненной ком- нате. Именно на ее плоских частях тела "могучий медиум" ри- совал кости скелета, которые начинали двигаться от обычной веревочки... Впоследствии такой трюк демонстрировала иллюзионист Хеймек (Квентин Макферсон, Англия). Он даже "стирал тряпкой" поло- вину рисунка, но половина "скелета" как ни в чем ни бывало, продолжала - танцевать!
СЛОВА "ДУХОВ". Для общения с "духами"(а, в действительнос- ти, с самими собой) участники спиритического сеанса исполь- зуют средства самые разные, например, ставят пальцы на пере- вернутый стакан или блюдце, который, под действием мелких движений рук(идеомотрных актов) начинают перемещаться по кругу разложенных карточек с буквами или словами-ответами. Как же, однако, могли сложиться, из букв, слова-ответы, и, даже целые, достаточно осмысленные фразы у тех, кто впервые, чисто случайно, из баловста сел за спиритический стол? Автор великолепной книги "Иллюстрированная история суеве- рий и волшебства"(М., 1900), психофизиолог А.Леманн писал: "Я неоднократно наблюдал, что при неуверенности участни- ков, первые движения(стола, блюдца, стакана - АА) были очень нерешительны, пока не получалось нечто вроде начала како- го-нибудь слова. Тогда дело шло живее, потому что представления участников делались определеннее; конечные буквы слова выходили очень быстро. При начале каждого слова нерешительность повторя- лась, пока не получался намек на фразу, всем ясную, и тогда конец ее выбивался(стуками - АА) очень быстро и решительно".
СТАКАН. Одним из самых простейших инструментов для психи- ческих опытов(называемых раньше "спиритическими сеансами") является... самый обыкновенный стакан или рюмка, неважно, граненые или нет, украшенные или бесцветные. Стакан хорош тем, что он - скользкий. Это - типичная "не- устойчивая система", механически нестабильная, легко наруша- ющая свое положение, подобно маятнику на нитке; Г-образной рамке, торчащей из пробирки и т.п. устройствам, используемым как индикатор движения или расположения руки в пространстве. Стакан переворачивают, ставят в центр полированного столи- ка и 3-5 участников кладут на его донышко пальцы. По краям выкладывают или простейшие слова-"ответы", типа "Да" и "Нет", или же буквы алфавита. Способ такой "рекомендовался" даже в таком солидном пособии как "Парапсихология"(Мюнхенс- кий курс. т.1,2. М., 1992). Задается вопрос "духу"(а точнее, самим себе, "сумме се- бя"), ставятся пальцы на донышко и, стакан начинает елозить от буквы к букве, в то время как кто-то фиксирует "набирае- мое" слово. Не следует ждать, что у всех все получится(у ав- тора этих строк не получалось ни разу, видимо, руки не дро- жали...), стакан может так и не сдвинуться с места. Как показали многочисленные опыты, в случае "осмысленных" ответов, информация их, к сожалению, не выходит за уровень образовнности присутствующих или тех, с кем, так или иначе, присутствующие входили в контакт, даже случайн и очень дав- но. Передовых научных открытий(а именно этого жаждет коекто, в сеансе) беседы с "духами" ни разу не принесли...
СТОЛ. Одним из предметов, служивших для общения с духами стал... обыкновенный стол(обычно, правда, не очень большой). При "появлении" духов стол начинал покачиваться, постуки- вать, а иногда подпрыгивать, и, даже - "взлетать". Происхо- дило это, как правило, не без помощи основного из участни- ков, "медиума". Так, про известного медиума Евзапию Палладино(Италия) не раз уличенную в самых разных мошенничествах писали: "Вообще-то было замечено, что стоит лишь ослабить контроль над медиумом, как она тут же принимается очень активно рабо- тать коленями". Так, самой коленкой, или линейкой, прикрепленной к колену или бедру и - поднимали стол, на радость легковерным диле- тантам и - на пользу обширному карману славного медиума... Впрочем, с техническим прогрессом росло и мастерство "ду- хов". С распространением электричества в некоторых столах появились стучащие устройства в виде катушки из провода, где находился металлический стержень(соленоид). При замыкании цепи, стержень приподнимался, при размыкании - падал, посту- кивая нужное колтичество раз. "Духи" использовали механиза- цию...
СТУЛ. "Стучали", составляли целые рассказы, все виды мебе- ли - столы, диваны, кровати, табуретки, кресла, стулья. В печати XIX века то и дело появлялись всевозможные "извес- тия" из другого мира, полученые столь необычным спсобом, с помощью стуковой азбуки. Одним из самых крупных "сообщений" явилась целая книга "Хуанита, повесть, рассказанная сту- лом"(Гваделупа, 1853), для своего времени достаточно занима- тельно написанная. На спиритических сенансах и кресла, и стулья бывали не только простые, но и специально подготовленные, препариро- ванные. Так, когда медиума привязывали к подлокотникам крес- ла или к спинке стула, никто и не мог подозревать, что стул... составной! Стоило лишь потушить свет(что было непри- менным условием "вызова духов") и медиум получал возможность двигаться и наклоняться в любую сторону, что и приводило к многочисленным чудесам на сеансе.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ "ДУХИ". После середины XIX века "Духи" стали всеобщей модой. О них писали писатели, их рисовали художни- ки, на мистическую тему ставили спектакли. Чтобы выводить на "живых" духов на театральную сцену, пользовались, иногда сложным иллюзионом. Анри Робен(1805-1874), владелец иллюзионного театра в Па- риже, в 1862 году установил на сцене огромное зеркально стекло, наклоненное к зрителям под углом в 45 градусов и не- заметное в затмененном зале. Его края были закрыты кулисами, а верх падугой. "В оркестровой яме, между сценой и зрительным залом, на косо установленном подвижном станке лежал актер, одетый в белое и ярко освещенный невидимым для зрителей источником света. - писали А.А.Вадимов и М.А.Тривас в книге "От магов древности до илюзионистов наших дней"(М., 1966). - Наклонное стекло отражало его движения. Иллюзионист выходил на сцену позади стекла. Зрители видели рядом с ним отражение "духа". "Дух" плыл по воздуху, размахивая белым саваном. Иллюзионист мог проткнуть его шпагой или пройти сквозь него. Когда источник света вык- лючался, "дух" неожиданно исчезал и влруг появлялся в другом месте". Иллюзион этот пользовался таким успехом, что уже через год иллюзионист Джон Генри Пеппер(Великобритания, 1821-1900) воспроизвел его в Лондоне и даже... запатентовал, как собс- твенное изобретение!
ТЕЛЕВИЗОР. В современную эпоху к "общению с духами" пыта- ются привлечь и более совершенные приборы. В частности... телевизор! С заметкой "Я разговарил с моими умершими женой и дочерью" в еженедельнике "Wikly World News"(09.02.1991) выс- тупил инженер-радиоэлектроник Фил Шравер(шт.Оклахома, США). По его словам он разрабатывал принципиально новую по конс- трукции телевизионную антенну. В июле 1990 гда, сделав опыт- ный образец, он подключил его к телевизору. "Едва он подключил антенну к телевизору, - пишет А.К.Прий- ма в книге "Вести с того света"(М., 1992), - как на его эк- ране появилось изображение девушки, не очень, впрочем, чет- кое. Девушка тут же заговорила. Изобретатель антенны, вслушавшись в ее голос и вглядевшись в ее лик, совершенно опешил. Он узнал собственную дочь Кэ- рин, погибшую в 18-летнем возрасте в 1986 году в автокатаст- рофе. (показаться, впрочем, может всякое - АА)Спустя пару дней, когда Шравер вновь опробовал антенну, на экране воз- никла Алиция, его жена, давно скончавшаяся". Впрочем, комиссии, проверявшие подобные случаи и даже снимки с телевизоров, как правилоо, настроены довольно скеп- тически: сходство, подчас крайне относительно, а вот эфир наш ныне "засорен" очень и очень прилично...
Next