ГЛАВА 8. СПОБОБЫ СОЗДАНИЯ СЕНСАЦИЙ.
                    
           1. Интерес ко многим известным ныне "аномалиям" часто  на-
         чинался  с простой газетной сенсации.  Понять законы появле-
         ния, жизни и исчезновения сенсации, поэтому, не менее важно.
         Сенсации - основа для выживания многих газет,  журналов, ре-
         портеров.  Поэтому искать сенсации "просто так" сейчас могут
         только в захолустье,  какие-либо начинающие дилетанты,  либо
         тупицы, у которых газета "вылетает в трубу" спустя 2-3 года.
           Старые же  "редакционные  волки" ищут сенсацию вполне нап-
         равленно,  согласно вполне конкретным законам своей науки  -
         "сенсационики",  подсылая,  скажем, фоторепортера, тайком, в
         бассейн известной кинозвезды,  где она любит купаться  обна-
         женная,  или  высиживая  по несколько суток с "дальнобойным"
         телеобъективом на крыше, напротив ресторана, с целью поймать
         в объектив вставную челюсть зевающего министра, за пивом.
           Итак, искать сенсации - это еще не все. Их можно активно и
         направленно создавать.  Для этого,  как уже упомянуто,  есть
         целый ряд правил, некоторые из которых мы можем привести.

           2. Первое правило:  "Как можно дальше". Хорошо. когда уди-
         вительное событие,  например о человеке с глазами на пятках,
         принесено откуда-то издалека,  например, из трпических лесов
         далекой Бразилии, с Занзибара или Мадагаскара.
           Сенсацию старательно  упрятывают  подальше.  Примеров   не
         счесть: "Сфинкс" на Марсе; цивилизация инопланетян на Сириу-
         се(со слов догонов из Северной Африки); пирамиды на дне оке-
         ана;  летающая тарелка в толще пирамиды Хеопса; инопланетный
         корабль под Крещатиком в Киеве и т.п.  Все это "на  вскидку"
         вырванные из памяти имевшие место газентные сенсации.
           Как можно дальше,  глубже, невозможнее. Чтоб - не достать,
         не доказать. А сослаться - всегда можно! Вот под пирамидой -
         лежит НЛО(подразумевается "летающая тарелка"). Лежит, и все,
         а ломать - нельзя...

           3. Второе правило:  "Неуловимки".  Нетрудно заметить,  что
         очень многие объекты,  усиленно появляясь из года в год(осо-
         бенно, до 90-х годов в сезон подписки), тем не менее остают-
         ся вечно "неуловимыми".
           Это приводит критиков к мысли об искусственности проблемы,
         хотя, возможно, какие-то являения и впрямь имели место. Поп-
         робуй,  докажи,  висело или не висело НЛО, в 3 часа 10 минут
         ночи над одеялом гражданина Сироткина?  Но он-то утверждает,
         что - было! Вот оно, "доказательство" - одеяло сплошь покры-
         тое "облучением"...

           4. Третье правило:  "Невидимки".  Как  видим,  оно  близко
         только что названному.  Фактор,  объект, существо, вещество,
         явление происходит - невидимо.  Причем, подчас, даже обнару-
         живается  "некто",  с  важным  званием "титулованный экстра-
         сенс",  кто это все "невидимое" - видит! Прямо, как в сказке
         Ганса  Христиана Андерсена "Новое платье короля".  С отсутс-
         твием оного.
           Разумеется, появление частых шарлатанов,  с веселыми глаз-
         ками и фартовыми усиками, с разведенными вширь руками, как у
         врущего рыболова, "гинирирующего беополе"(подобных неграмот-
         ностей  - не счесть в резах самих же "феноменов"), приводит,
         рано или поздно к тому,  что и сама проблема(интересная, су-
         ществующая)  может  начать рассматриваться,  как,  целиком -
         шарлатанская!

           5. Четвертое правило: "Куча-мала". Этот способ применяется
         не так уж редко,  и,  обычно теми, кто лбио не хочет тратить
         время  на поиски нового или логические ходы в анализе старо-
         го.  Проще - списать что-то откуда-то, нагромоздив все это в
         кучу. Разбираться никто не станет, а дело сделано.
           Так поступают либо простые "барышники",  для которых важен
         лишь гонорар,  либо искренне верующие  дилетанты.  Куча-мала
         характеризуется  изобилием  внешних  эффектов  и  абсолютной
         структурной несвязанностью.

           6. Пятое правило. "Объяснение необъясненным". Яркий пример
         здесь - попытка "объяснить" перемещение по берегу гигантских
         статуй(есть до 20 м!) с острова Пасхи. Объяснили - телекине-
         зом!  То есть способностью человека "мыслью" что-то двигать.
           Не будем вдаваться в дискуссию,  но три закона Ньютона  из
         школьной физики,  надо немного помнить. И современные "теле-
         кинетики" в  лучшем  случае  ухитряются  катить(при  строгом
         контроле)  легонький целлулоидный шарик,  сдвигать спичесный
         коробок или пластиковые стаканчики(как Н.Кулагина,  в  одном
         из телефильмов). Статуи же двигали без "телекинеза" - руками
         и веревками,  причем, как показал инженер Павел Павел(Чехос-
         ловакия)  и  путешественник  Тур Хейердал(Норвегия),  даже -
         стоя!

           6. Шестое правило:  "Давно это было". Отодвигание и "спря-
         тывание" сенсации производится не в пространстве,  а во вре-
         мени. Это тоже неплохой прием. Вот знали, "раньше" маги, как
         получать золото,  а ныне,  великие химики -  не  знают!  А?!
         Правда,  про  кусочки золота,  заранее подложенные в тигель,
         умалчивают.

           7. Седьмое правило:  "Пусть ученые ищут". Проблема перекл-
         дадывается на плечи неких несуществующих специалистов, кото-
         рые(как почему-то подозревают дилетанты) только тем и  зани-
         маются,  что "отлавливают" космических пришельцев и общаются
         с экстрасенсами.

           8. Восьмое правило:  "Уйти в  микроуровень".  Вот,  скжем,
         нашли замечательное объяснение многих явлений - "микролепто-
         ны"!. То, что к "лептонам" относятся, например, самфые обыч-
         ные электроны, об этом предпочитают не вспоминать. А вот за-
         то "слепить" что-то из "микролептонов - куда загадочнее!

           9. Девятое правило:  "Мнение авторитета". Нетрудно видеть,
         что,  в  современных  сенсационных  заметках то тут,  то там
         мелькают имена крупных ученых.  Но...  вовсе не потому,  что
         они занимаются проблемой аномальных явлений!
           Представьте, что симпатичная длинноногая корреспонденточка
         является  в  научно-исследовательский институт,  и,  отрывая
         специалистов от работы задает им внезапный, "в лоб", вопрос:
         Вот, недавно, в городе Бумске, из окна 5-этажного дома выле-
         тала ведьма. Утверждают - ее видело трое жителей. Что вы мо-
         жете сказать по этому поводу?"
           Бедный профессор,  который никогда не бывал в Бумске,  ес-
         тественно,  или с порога отметает "ведьмин полет"(выдуманный
         журналистом же),  чем доказывает "косность  науки";  либо...
         начинает позорно лавировать и "вилять", чем показывает "бес-
         силие современной науки"...
           В обоих случаях конкретный ответ симпатичную журналисточку
         мало волнует.  И в газетах появляется очередная статья, типа
         "Ведьма над площадью. Население Бумска в панике. Мнение уче-
         ных: блеф или сенсация?!"

           И - все.  Жареный факт готов: "Утка" с яблоками! Блюдо по-
         дано. Все довольны, облизываются и... просят добавки!


Next