ГЛАВА 2.10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ АНОМАЛИЙ.
                  
           Логическая антроаномалика; Логическая техноаномалика; Ано-
         малика в науке.

           1. Логическая антроаномалика. Когда речь заходит о класси-
         фикации  мифических героев,  о сочинении очередного чудовища
         для фантастического фильма или о генетических аномалиях  пи-
         сатель, сценарист или ученый обращаются, в общем-то к одному
         - к сочетанию признаков системы и  созданию  вариантов  этой
         системы за счет сочетания признаков.
           Это напоминает,  чем-то,  героя повести фанстаста Герберта
         Уэллса(США) "Остров доктора Моро",  где хирург-эксперимента-
         тор "конструировал" из животных тел тела людей-животных, лю-
         дей-рабов.
           Совсем нетрудно сесть с карандашом или ручкой  и набросать
         десятки вариантов героев для фантастики. Например(см.рис):
           1) человек-многоножка - длинное  горизонтальное  туловище,
         две руки и четыре пары ног;  2) женщина-рука(не женщина-змея
         - это "старо" и показывалось еще в балаганах), то есть голо-
         ва красотки на длинном "змеином" туловище,  где, вместо кон-
         чика хвоста находится...  рука!  Подобных "головоруков"  или
         "хвосторуков" мы описали в одной нашей фантастической повес-
         ти(пока неопубликованной);
           3) Что еще?  Варианты со всех сторон!  "Рукоголовы"! Это -
         те,  у которых вместо кулаков по голове;  4) Или -  "пальце-
         ход",  человек  с  короткими толстыми ножками,  но с десятью
         длиннющими пальцами ног; 5) Аналогичная "конструкция": "ухо-
         ход"  -  вместо каждого уха по большой ладони с пальцами,  и
         пальцы изверныты так, чтобы голова могла ходить. Без тулови-
         ща. Его просто нет...
           Как видим, выдумать несложно. Прием прост - продолжить ли-
         нии одного органа...  другим органом!  НЕ-тем, то есть, ано-
         мальным.
           НЕ-голова, это - рука, нога и т.п. НЕ-рука, это - шея, но-
         га, туловище и т.п. Другой вопрос - станет ли природа реали-
         зовывать такие вещи?  Как видим, поле логики и поле разреше-
         ния(буквально, поле предложения и поле спроса) различны.

           2. Логическая  техноаномалика(или  -  как  сочинить  техно
         -аномалию,  изобретение?). Многие люди восхищенно смотрят на
         изобретателей и ученых:  "Надо же!  Посидит такой, почешет в
         затылке и - откроет!... Или - изобретет!...Гении!"
           И не подозревают,  завидуя, что существуют совершенно чет-
         кие способы, приемы, правила и законы изобретательства и на-
         учного "открывательства".  Что это за приемы?  В первую оче-
         редь - применение аномалий!
           Обратимся к истории изобетательства.  Одними из первых ме-
         тодик "направленного"(целеустреленного) технического изобре-
         тательства были, например, "вопросники" Т.Эйлоарта, А.Осбор-
         на,    У.Гордона,    "приемы"    разрешения     противоречий
         Г.С.Альтшуллера  (в  методике АРИЗ-ТРИЗ) и т.п.  Вопросники,
         как правило предлагали рассмотреть объект предстоящего изоб-
         ретения в альтернативных вариантах, даже самых нелепых.
           "Что можно в техническом обьекте уменьшить?  - запрашивает
         в вопроснике(п.5) А.Осборн.  - Что можно заменить?  Можно ли
         чтото уплотнить,  сжать,  сгустить, конденсировать, прменить
         метод миниатюризации?  Укоротить?  Сузить?  Отделить? Разде-
         лить? Преумножить?
           1) Например, какая-то продолговатая деталь постоянно гнет-
         ся и - ломается. "Надо" чтобы не ломалась. Казалось бы прос-
         тейший выход - сделать прочнее. Но есть лучшее решение: сло-
         мать заранее! Иными словами - сделать шарнир! Гарантированно
         "аномальное" решение.
           2) Или - такое.  Море,  бухта, порт. "Надо" сделать дамбу,
         плотину,  волнолом, охраняющий бухту. Кругом вода, ни песка,
         ни камней, ни бревен. Еще одно решение-аномалия - пусть воду
         держит... вода!
           3) Или другая идея.  "Надо" резать очень мягкий  препарат.
         Казалось бы и тут выход один:  сделать очень острый нож, ре-
         зать ультразвуком,  лазером! Но... можно проще. Решение-ано-
         малия: сделать препарат - твердым! Как? Просто - заморозить!
           4) Еще?  Пожалуйста!  Вот огромное грузовое судно во льдах
         Антарктики.  Команда месяцами не видит берега, тяжелые льды,
         медленный ход.  Но...  что если сделать судно - подледным? А
         рубку с экипажем... надледной, летающей! Аномалия?
           Нетрудно заметить,  что все эти и тысячи других  изобрета-
         тельских  решений основаны на одной идее:  взаимной аномаль-
         ности двух признаков, их противоположности, внешней противо-
         речивости:        1)       негибкое-гибкое(шарнир);       2)
         твердое-жидкое(вода); 3) мягкое-твердое(препарат); 3) нераз-
         деляемый-разделимый(судно).
           Потренируйтесь "противоречить" на бытовых предметах  и  Вы
         обнаружите в себе "недюжинные" возможности изобретателя!

           3. Аномалика в науке. Хорошо, скажет уже давно обезумевший
         от аномалий и порядком приуставший читатель. Мы легко научи-
         лись изобретать(техноаномалике, впрочем, лучше посвятить от-
         дельную книгу,  и даже не одну,  многотомник!).  Но... разве
         применима аномалика в... науке?!
           Несомненно! Научное открытие,  порою,  мало чем отличается
         от  изобретательства(в логических схемах,  конечно).  Судите
         сами, вот, например, человек, тело человека, рука, нога, че-
         реп, кости, ребра, позвоночник и т.п. А что если...
           1) Голову,  череп - рассматривать как резонатор Гельмголь-
         ца?!;  2)  Позвоночник представить как "вольтов столб"?;  3)
         Ребра грудной клетки - как "линзу Френеля";  4)  Легкие  или
         сердце  под такой "линзой" как...  излучатели,  например для
         ультразвука(тото "экстрасенсы" порезвятся!);  5) Папиллярные
         линии,  напоминающие пустынные барханы, рассматривать как...
         "стоячие волны",  "фигуры Кундта"!
           Мало? Хорошо  же.  Давайте еще!  6) Кровь в наших "жилах",
         артериях и венах,  представить как... "змею" в сосудах! Змею
         можно даже "заговорить",  как раньше знахари "заговаривали";
         7) Сравнить законы роста мозга  и...  цветной  капусты!;  8)
         Представить твердую кость - ползущей амебой!  8) Сравнить Г,
         Ц,  А,  Т в триплетах ДНК и элементы S, O, N, C в кодируемых
         аминокислотах!
           Можно было бы называть еще и еще,  основываясь только иск-
         любчительно  на правилах работы с аномаликами.  Но...  пока,
         подождем. Мы не гении. Многое, из того что кем-то высказано,
         порой  сам-то  автор понимает лишь наполовину,  полный смысл
         подчас воспринимается лишь спустя столетия.
           Структура, схема,  увы,  мудрее мысли и, тем более, выска-
         занного вслух слова("Слово  сказанное,  есть  -  ложь").  На
         всем,  что только что перечисленно,  при желании, можно сде-
         лать открытие.  Но - только при желании.  А оно  есть  не  у
         всех...


           ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак,  временно подведем итоги.  От  аномалий,
         как мы убедились, есть не только развлечение, в виде, подчас
         "чисто бумажных"  сенсационных неуловимых НЛО или всеусколь-
         зающих Морских Змеев. От аномалий есть вполне ощутимая поль-
         за,  как - ОТ ИНСТРУМЕНТА. Но, это даже не инструмент, это -
         руль. Руль - Вашего мышления.
           Итак, попробуйте: крепче сожмите "ладони мозга" на рукоят-
         ках нового руля, и - в путь!
           И он будет увлекательный, хотя и не близкий...

  
Вернуться в начало страницы Вернуться в главный список