ЗАГОВОРНЫЙ СЛОВАРИК


            К1. КАРТЫ. ЗАГОВОР НА ГАДАНИЕ НА КАРТАХ.

          Тридцать шесть карт, сестры и братья, кумы и кумовья,
          Сваты и сватьи, Дяди и тетки, отцы и матери,
          Дочери и падчерицы, сыновья и пасынки, свекрови и золовки,
          Тести и тещи, зятья и свояки, золовки и невестки,

          Все вы черные, все вы белые, все красные,
          Скажите мне всю сущую правду:
          Что я думаю? Что буду думать?
          Скажите, не утайте, по всей справедливости,
          Как вы говорили дочерям Иродовым,
          На брачном пиру, на почетном столу.

          А будет не скажете вы сущей правды,
          Не взыщете моей беды (т.е., не отыщете, не укажете - Авт.)
          Ино (то тогда) вам не жить более на белом свете,
          А размычу я вам по чистому полю, по зеленым дубравам,
          По крутым берегам, по синим морям.

          А будет(е) вы скажете сущую правду,
          Ино (то тогда) вам будет житье привольное, раздольное.

          Заговариваю я, раба (такая-то) на карты,
          На выведывание своей думы, на спознание дел чужих.
          Слово мое крепко!


Примечание: Упоминание о картах "нагадавши" дочерям Иродовым(царь Ирод - реальная историческая фигура, царь Иудеи, 40-4 года до нашей эры) - упоминание явно надуманного эпизода, Карты появились в значи- тельно более поздние времена. На Руси игральные и гадальные карты(поначалу между ними не делалось различия) появились, фактически, лишь после "наполеоновского" похода, хотя примитивные игры с бумажными карточками встречались и прежде.
К2. КРОВЬ. ЗАГОВОР ОТ КРОВОТЕЧЕНИЯ Благослови красную руду... Заговаривати у раба Божия (имя рек) В мале, мале, по смерти месяце, щи... Ползуща, змеищи пьют руду и сукровицу. Небо зинет, земля ржает, Святый Яков хватай копья, затыкай, замыкай раны, Не пухло бы, не болело бы, не щемило бы, Не шла бы руда и сукровица. Аминь. И Святаго Духа. Аминь. Укроти, Господь, кровь твою, жилы твои и ключи твои. И Святаго Духа. Аминь.
Примечание: При произнесении заговора от кровотечения знающий ле- карь или знахарь не надеялся, разумееется, на одни лишь "словеса бес- полезные". Раненую конечность, по всем правилам современной санитарии прихватывали и стягивали, поднимали повыше, чтобы ослабить кровоток, прищемляли и перевязывали, если были виды, жилы(сосуды). Поризнесение подобного заговора позволяло несколько выиграть вемя на начало свертывания крови, и упокаивало раненого человека, если тот был, разумеется, в полном сознании. Заговор подобный, с изобилием слв "аминь" был, фактически своеобразной "прикладной молитвой".
К3. КРОВЬ. ЗАГОВОР НА ОCТАНОВЛЕНИЕ РУДЫ. Ехал человек стар, конь под ним карь(каурый - Авт), По ристаням, по дорогам, по притонным местам. Ты, мать-руда жильная, жильная, телесная, Остановись, назад воротись! Cтар человек тебя запирает, На покой согревает. Как коню его воды не стало, Так бы тебя, руда-мать не бывало. Cлово мое крепко!
Примечание: "ристалище" - станоре названия места для коннных сорев- нований, рыцарское ристалище - было местом турниров. "Ристань" в дан- ном случае - пустое место. пустошь. "Руда жильная", после "перевода" - "кровь сосудистая", "рудой" на- зывали все красное и ряжее, руда железная всегда характеризовалась красноватыми окислами, "ржой", почему и именовалась "рудой". Что же такое "жила" - объяснять, думается, особо не надо.
К4. КРОВЬ. ЗАГОВОРЫ НА ОCТАНОВЛЕНИЕ РУДЫ. На море, на Окияне, на острове на Буяне, Стоит дуб, ни наг, ни одет. Под дубом сидят тридевять три девицы, Колят камку иглами булатными. Вы девицы красные: Гнется ли ваш булат? Нет! Наш булат не гнется! Ты, руда, уймись, остановись, прекратись! Cлово мое крепко!
Примечание: "Камка" - шелковая цветная ткань с узорами. Иглы "бу- латные" - проще сказать иглы стальные, из закаленной стали, то есть подчеркнуто "крепкие" иглы. В которй раз и в данном заговоре(магичес- ком заклинании, апомним!) используется простейшая ассоциация и анало- гия: крепость игл и крепость слова,
К5. КРОВЬ. ЗАГОВОРЫ НА ОCТАНОВЛЕНИЕ РУДЫ. Летит ворон без крыл, без ног, Садится ворон к рабу (такому-то) На главу и на плечо. Ворон сидит, посиживает, рану потачивает. Ты, ворон, рану не клюй, Ты, руда из раны не беги! Идет старец, всем ставец, несет печать. Ты, старец, остановись, Ты, ворон, не каркай, Ты, руда, не капни. Крови не хаживать, телу не баливать. Пух земля, одна семья. Будь по моему!
Примечание: Птица, севшая на спину носорога, бегемота или буйвола, очень часто занимается просто собиранием кровососущих насекомых. Поэ- тому крупные копытные африканской саванны не обращают внимания на них, даже если они(например, майны) собираются целыми десятками. На рану на спине быка или коровы так же собираются кровососы и по- тому ворон, присевший сверху, занимается, подчас склевыванием именно этих насекомых. Впрочем, не следуе чрезмерно "обелять" ворона, он и впрямь спосбоен начать расклевывать рану. Подобным расклевывванием спины овец в свое время занимался астралийский попугай "кеа" из-за этого практичеки почти исстребленный.
Л1. ЛИХОРАДКА(любой недуг). ЗАГОВОР ОТ ЛИХОРАДКИ. Встану я, раб Божий (такой-то), благословясь, Пойду, перекрестясь, Из дверей в двери, из ворот в вороты, Путем-дорогой к синему Океану-морю. У этаго Океана-моря стоит древо Карколист(видимо, кипарис - Авт), А в этом д(е)реве Карколисте висят (образа, иконы) Козьма Демьян, Лука, Павел, - великие помощники. Прибегаю к Вам, раб Божий (такой-то), Прошу великие помощники Козьма и Демьян, Лука и Павел, сказать мне: Для чего де выходят из моря океана Женщины простоволосыя? Для чего они по миру ходят, Отбивают от сна, от еды, Сосут кровь, тянут жилы, Как червь точат черную печень, Пилами пилят желтыя кости и суставы? Здесь вам не житье. Жилище - не прохладище: Ступайте в болота, в глубокия озера, За быстрыя реки и темныя боры. Там для вас кровати поставлены тесовые, перины пуховые, Подушки переносныя, напитки медовыя - Там вам будет житье - жилище-прохладище. По сей день, по сей час. Слово мое, раба Божия (такого-то) крепко-крепко.
Примечание: Искажение названий, как здесь - "каркалист" и "кипа- рис" явление в заговорах довольно частое. На это, впрочем, не обраща- ли осбоого внимания, поскольку заговор требовал в первуюочередь "от- бивной" ритмичной речи, в которой точные названия не всегда хорошо ложились в слог. Величие "помощники" - святые, которым, так или иначе приписывся ряд полезных, чисто "прикладных" функций - способность исцелять, спосооб- ность обогащать, способность отвратить беду и т.п.
Л2. ЛЮБОВЬ. ЗАГОВОР НА ПРИЛЮБЛЕНИЕ. На море, на Окияне есть бел-горюч камень, Алатырь, никем не ведомый. Под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу на (такую-то) красную девицу. Cажаю я силу могучу во все составы (суставы - АА), Полусоставы, во все кости и полукости, Во все жилы и полужилы. В очи ее ясные, в ее щеки румяные, В белу грудь, в ее ретиво сердце, В утробу, в ее руки и ноги. Будь ты, сила могуча, в (такой-то)красной девице неисходно! А жги ты, сила могуча, ее кровь горючую, Ее сердце кипучее на любовь, К (такому-то) полюбовному молодцу. А была бы красная девица (такая-то) Во всем послушна полюбовному молодцу (такому-то) По всю его жизнь. Ничем бы красная девица не могла отговориться, Ни заговором, ни приговором, И не мог бы ни стар человек, ни млад Отговорить ее своим словом. Cлово мое крепко, как бел-горюч камень Алатырь Кто из моря всю воду выпьет, Кто из поля всю траву выщипит, И тому мой заговор не превозмочь, Силу могучу не увлечь!
Примечание: Чем более красочен и продолжителен был любовный приво- рот, а данное заклинание - он и есть, тем действеннее он считался. Разумеется очень многое решалось и способом применения приворота. Если, например, влюбленный знал, что его подслушивают или что за ним подсматривают, он мог нарочно и специально начитать столь страш- ный заговор, чтобы легковерная любопытствующая девица, ее родственни- ца или подружка могла стать полностью убежденной в "неотвратимости" любви и последующих событий. Фактически, в который раз, речь вновь и вновь шла о "народных" сти- хийно возникших методах внушения, самовнушения и гипноза.
М1. МЕЧ. ЗАГОВОР ОТ МЕЧА И САБЛИ. Кован еси(есть) брат! Сим(а теперь будешь ты - Авт) еси оловян, А сердце твое вощаное, Ноги твои каменны от земли до небес, Не укуси меня пес отай! Оба (мы) есма (рождены) от земли! Коли усмотрю тя(бя) очами своег брата, Тогда убоится твое сердце - Моих очей усмотрения.
Примечание: Применение в обманах и трюках рскрашенных вощаных и оловянных мечей - было известно многим. Нож, сдеданный из темного воска, эффектный на вид, тем не мене не резал - не то чтобы до крови, а не резал вообще. Подобным образом "на зоне", то есть в лагерях зак- люченных иногда делают муляжи "пистолета" из хлебного мякиша, "воро- неного" с помощью шариковой ручки. Ты, меч, был "кованым", меч, теперь стал "восковым" - вот смысл проинесенного заговора. Был ты силен - стал слаб, был ты тверд, стал мягок, Был ты остер - стал туп. Все эти фразы, так или иначе - могли встретится в заговорах, в явном или не явном виде,
Н1. НЕПРИЯТЕЛЬ. ЗАГОВОР ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ О, Пресвятая Богородица, матерь Христова! Укрой ризою Своею святою, от неба до земли, Меня самаго и коня мо(е)во, и кто при мне есть. Отжени неприятеля от меня и учини (его) порох водою, А пулю - ветром, от меня, раба Божия (имя рек). Ангели Христови на соблюдение мне От Бога с небеси дай мне... прилежно молюся. Ты мя(ня) днесь сохрани И просвети от всякия неправды, И ко всякому деянию, и на путь спасения направи. Аминь.
Примечание: Заговоры такого рода, думаетя, не требуют больших ком- ментариев, "Учини его порох водою" - весьма желанная в бою фраза, оз- начающая, в более простом варианте: "намочи его порох", Мокрый порох, как известно, не загорается, а значит и все огнестрельное оружие вра- га становится бездейственным. Начинить же "пулю ветром" - означало сделать пулю пустой, а значит слабоубойной, рыскающей. Такие пустые оловянные пульки, иногда напол- ненные "кровью" применяли в ярморочных спектаклях, стреляя, впрочем, из настоящих пистолетов, с ослабленным пороховым зарядом.
Next
Hosted by uCoz