ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
ГАВКАНЬЕ. В святочные вечера гадали даже на собачье гав-
канье. Ночью выходили у ворот и громко произносили: "Залай,
залай, собаченька! Залай, серенький волчок! Там, залай, со-
баченька, где живет мой суженый!"
После чего прислушивались чутко. Поскольку собак везде
хватало, ждать долго не приходилось. Считалось: 1) если за-
ливисто тявкали поблизости, значит и замуж - в своей дерев-
не; 2) если подвывали издалеко - то пойдешь на чужую сторо-
ну; 3) хриплое гавканье - быть жениху опытному, но старому;
4) лай тонкий и звонкий - пойдешь за молодого.
Было ли хоть немножко правды в таком гадании? Подумаем.
Собаки чутки и тут же откликаются голосом на резкие, похо-
жие на их гавканье звуки. Присмотритесь к этому - это так.
Даже в городе - иной раз, ночью, уронишь случйано карандаш
или книгу, и, тут же в открытую форточку доносится тявканье
всполошившегося где-то поблизости мохнатого беспризорника.
А дальше - просто. Если деревня небольшая и заброшенная,
то собак своих мало, а вдали - тут же встревожились. Значит
шансов оказаться в другом селе - больше. Так же и с возрас-
том собак: каковы псы, таков и хозяева.
ГОРШОК. В свое время славный медвежонок Винни-Пух подарил
грустному ослику Иа-Иа на день рождения - "очень полезный"
горшок. В старой Руси с не меньшей пользой горшки применяли
и в гаданиях. Простейшее было такое: в горшочек кидали три
вещи - небольшое украшение, корку хлеба и щепочку. И встря-
хивали, чтобы все перемешалось.
А затем, закрыв глаза, быстро хватали первое попавшееся
под руку. Считалось: 1) если хватишь украшение - быть тебе
замужем; 2) если хлеба кусочек - будешь поживать, хлеб же-
вать, девкой прозябать; 3) щепочку - гроб и крышка сверху,
или будешь жить кое-как и - не замужем. Так, одна за другой
делала одна, вторая, третья подружки.
Казалось бы, много ли тут нагадаешь? Можно ли это назвть -
"психотестом" совершенно слепой выбор?! Действительно, мно-
гие гадания, это, на первый взгляд - выбор совершенно хао-
тичный. Буквально - что попадет. В самом деле, ну, могло ли
что-либо здесь сбыться?!
Оказывается, даже тут - что-то сбыться могло. Тест-гадание
основывался, фактически, на быстроте реакции и на увстви-
тельности. Хотя, девушки вряд ли понимали это. Рука, попав-
шая в горшочек, каждый раз была разная.
Первая рука - чуткая, тревожная, от взолнованной, желающей
замуж хозяйки. Коснувшись страшной щепочки или хлеба она тут
же безотчетно проскальзывала дальше, в поисках украшения.
Вторая рука - неуклюжая, от флегматичной хозяйки с замед-
ленной реакций. Коснувшись, она тут же машинально хватала и
тащила предмет, даже еще не осознав, что это. И, разумеется,
очень расстраивалсь, при виде хлеба или щепочки.
А, затем, в жизни, так и получалось - кто-то замужем ока-
зывался впереди и раньше, кто-то - гораздо позже.
ГРАФИН. В Европе, на Западе, "колдуны" применяли для гада-
ния цельный "хрустальный шар" - из целного куска стекла или
подобно круглой колбе, наполненный водой. Изредка шар и
впрямь был выточен из горного хрусталя или какого-то другого
полупрозрачного камня. После рассказа пришедшего заказчика
"маг" начинал вглядываться в шар и говорил, что он "видит".
В старой Руси стеклодувы не были столь распространены. По-
этому в деревнях гадали по круглому "хрустальному" графину с
водой или водкой. Его окружалт горящими свечами, а позади
ставили еще и зеркало.
Эту хитрую оптическую конструкцию применяли иногда для об-
мана - чтобы насветить на графин какое-то заранее сделанное
изображение. Тогда заказчику казалось, что он видит в шаре -
своего врага или, например, любимую девушку.
Но иногда колдун просто вглядывался в "пустой" шар и гово-
рил о жизни заказичка и о его будущем. Неужели маг действи-
тельно "что-то" видел в шаре?!
Конечно, и здесь бывало, что маг просто обманывал своими
речами, говорил лишь приятные хорошие слова. Шар здесь слу-
жил просто, для отвода глаз. Для видимости "волшебства".
Но не все "маги" были мошенниками и пройдохами. Были и лю-
ди, которые искренне верили в то, что делают. Для таких шар
служил для отвлечения внимания от всей окружающей обстанов-
ки. Взор "мага" сосредотачивался только на шаре (по-другому
это называется "медитация"). Полностью отвлекшись от всего
видимого "отвлекающего" мира, "маг" пытался затем, как хоро-
ший актер, вжиться в его образ. И - начинал говорить.
И, вот тут-то выяснялось, что маг, не глядя, все время
чувствовал, как заказчик реагирует на рассказ. И потому мно-
гие вещи сообщал почти безошибочно. Это поражало. А таких
понятий, как "хорошая наблюдательность" или "хороший психо-
лог" в давние поры не было. Это называлось - "волшебством".
ДВЕРЬ. Когда, в какой-то семье дочь заявляла, что ей хо-
чется замуж, мать, в шутку, устраивла ей простейшую "психо-
логическую" проверку. Доченьке завязывали глазки, "закручи-
вали" в центре избы и... отпускали "куда ноги понесут"!
А дальше смотрели: 1) если "ноги несли" к выходным дверям
или в красный угол - быть близкому замужеству; 2) если же к
печке - то оставаться ей еще "в девках" дома.
Пробовали и по другому: завязывали глаза, раскручивал, и
девица кидала свой башмак через левое плечо, пытаясь попасть
в открытые настеж двери. Считалось: 1) если вылетит башмак
из дверей, значит и "птичка" из дома вылетит; 2) если не по-
падает в двери - жить ей еще при отце и при матери.
Почему так, наверно, понятно. Если желание пересиливало
головокружение, то девушка, худо ли бедно, но - попадала в
двери, а наоборот, означало - плохо пока "хочется" замуж!
ДУГА. Истосковавшиеся от одиночества сильномогучие невесты
швыряли не только легковесные веники(см.Веник) иили башма-
ки(см.Двери). Бывало и другое испытание. Выйдя на крыльцо,
нежная девушка, кка в дискоболе - метала через весь двор, в
ворота - дугу, от телеги.
Почему именно дугу - понятно: многие раздвоенные по форме
предметы(подкова, дуга, вилка на столе, искривленный гребень
и т.п.), обозначали в народном быту - женское начало.
Желание придавало могучие силы: 1) если дуга долетала и
попадала обеими концами или хотя бы одним в ворота - явно
пора было зазывать сватов; 2) если же был "недолет", счита-
ли, что со свадьбой еще - рановато...
Next