ПРИМЕТНЫЙ СЛОВАРИК
НИТКА. Иные гадания-психотесты были просты до примитивн-
гости, однако же считались весьма "действенными". Скажем,
сучили девицы нитку, мяли ее в пальцах и опускали комочек в
воду. Что с ним случится?
Если нитки начинали в воде вертко ракручиваться, после
ловких быстрых пальчиков умелицы-рукодельницы, то это "пред-
вещало" и жизнь "такую же", шумную, живую, веселую(и, види-
мо, "вертлявую"). Но, уж если нитки едва шевелились, а то и
вовсе были неподвижны, то и жизнь это обещало скучную, нуд-
ную и малоподвижную. Какова нитка - такова и хозяйка.
ОКНО. Ночью, на Святки, девицы подкрадывались к соседским
домам: смотреть ужинающих. Если замечали сидящих "с голова-
ми", то это и своим родным предвещало остаться "с головой",
то есть быть живым и здоровым. Если же из-за занавесок и рам
голов не было видно, то ожидали различных напастей.
Смысл здесь, отдаленный, как ни странно - был: в снежный
год, сугробы были высокие, с них далеко было "видать", обе-
щало это обилие воды весной, будущий урожай осенью и, ест-
сетвенно, сытую здоровую жизнь. А низкий сухой сугроб, с ко-
торого и в окошко-то не заглянешь, пророчил мало воды,
плохой урожай, а отсюда голод, смерти, болезни...
В другом гаднии вывешивали на окно, уже свое - ключи, щет-
ки, полотенце. Если кто-то из догадливых прохожих трогал эти
предметы рукой, то девицы торопились спросить "Как звать?",
поскольку считалось, что так можно установить имя будущего
мужа.
ОЛОВО. В попытках открыть заветное будущее, лили в холод-
ную воду расплавленное олово, свинец или горячий воск(иногда
- вар или смолу). Гадали по-разному, например: в какуую сто-
рону пойдет пар от воды - в ту сторону и замуж идти.
Еще - смотрели получившуюся фигурку отливку. "Толстень-
кие" и правильные означали что-то доброе, с отростками, про-
долговатые и кривые - нечто злое. И здесь "психотест" зави-
сел от характера и физического склада гадающей: быстро
вылила, резко - вот фигурка получилась компактная, а долго
выливали - так и получится "змея подколодная"...
Гадали, кстати, и на вполне конкретные формы. Так, если
фигурка напоминала "церковь", то скоро и свадебка. Но, если
фигура плоска и продолговата, то, увы - гроб...
ОБЕД. Собираясь нанять работника, гадали довольно своеоб-
разно: "на обед", смотрели, как приглашенный человек ест.
Сметливая хозяйка разливала гостям борщ, а хозяин пригляды-
вал: кто как ест? Если быстро, споро и чисто, да добавки
просит - то хороший будет работник, исполнительный и не ка-
верзный. А уж если жадничает или еле ложку держит, то таких
и брать - не след...
ПЕСНИ "ПОДБЛЮДНЫЕ". После Рождества, Сочельника(24-25 де-
кабря), в 2-недельных святочных гаданиях пели специальные
"подблюдные" песни. У парней и девиц, участников празднично-
го сборища, собирали всякие драгоценные мелочи: кольца,
перстеньки, ножички и прочую красочную дребедень.
Все это клали в блюдо, покрывали салфеткой или полотенцем.
Пели, вразнобой небольшие грустные и веселые печенки, и под
каждую песни("под блюдо") вынимали и первую поавшуюся вещь.
Чья это вещь была, тому и "доставалось" содержание исполне-
ное песни. Шуток, жульничества и интрижек, здесь, разумеет-
ся, хватало с избытком.
Темы песен были разные, к деньгам, к богатству, к счастью,
к горю, к смерти и ныне, целыми сотнями исчисляются в фоль-
клорных списках. Скажем, "к деньгам" была такая:
"Мышь пищит, сто рублей тащит!
Диво-ули-ляду! Кому спели, тому - добро!"
ПЕТУХ. В Сибири, во время гаданий выпускали на середину
комнаты курицу с петухом.
Затем примечали: 1) если петух расхаживает "гордо" и "по-
щипывает" курицу, то и муж будет строгий и сердитый; 2) если
же курица будет "храбриться" и даст сдачи, то значит и жена
спуску не даст. Выбрать же "соответствующую" курицу, вольно
или невольно, конечно же, не составляло труда.
Брали веревочку, связыали петуха с курицей хвостиками: Кто
перетянет? Если петух - муж будет главой семейства, а ежели
курица, то - жена. Видимо, выводы были просты: каковы хозяе-
ва, таковы и куры...
ПОЛЕНО. На 1-е января, т.е. в Новый Год, для того, чтобы
узнать "физиологические параметры" будущего жениха, невесты,
чтобы не ошибиться при выборе(большой или маленький, худой
или толстый), гадали по... полену! Этим, конечно, не подра-
зумевалось, что жених будет "туп, как полено, но иногда
сходство все же прослеживалось.
Девицы не глядя, задом, подбирались к поленнице дроб и,
зажмурясь, вытаскивали первое попавшееся полено. Потому уса-
живались, где поудобнее и начинали анализировать признаки
своего "скоровища". Их было много:
1) если полено, по спилу было крепкое и гладкое, то, соот-
ветственно, и мужу быть, молодому и сильному. С трещинами
попадется - старик или убогий; 2) полено в ровной, гладкой
коре - обещало красивого, спокойного и доброго, а в коре ше-
роховатой - ругливого, сварливого и довольно неказистого на
вид; 3) кривое - разумеется и означало "кривого": урода или
калеку; 4) ободранное, означало, мужа "нуждающегося". В
толстой коре, разумеется, богатенького, а без коры - голыть-
бу и пропойцу; 5) толстое полено "предрекало" плечистого
здоровяка, а небольшое - мужа, слабенького и тощего.
По количеству сучков - судили о числе детей. Если много
торчащих сучков и палочке - многодетная будет семья. Нет
сучков - бездетная. И - так далее.
ПРОРУБЬ. Были такие гадания, когда девицы выходили в лун-
ную ночь на реку, "послушать в проруб..."
Няньки стелили на льду, подле проруби, воловью шкуру и де-
вицы пристально всматривались и вслушивалисб, не привидится
ли что-то "чудесное" - в темной чуть приментно колышущейся
поверхности.
Полагали так: 1) которая выйдет в этом году замуж - узрит
в таинственной лунной воде своего суженого, причем в том са-
мом виде, в каком будет сговор; 2) которой же еще сидеть "в
девках" - услышит лишь "стук" из воды.
ПРУТИК. Очень-очень просто гадали по пруту. Перед Новым
Годом члены семьи брали каждый по прутику из хвороста и выс-
тавляли рядком на дворе(в наше время можно - на зимнем бал-
коне) на ночь, втыкая в снег или в промерзшую землю.
Утром смотрели, проверяли: 1) если останутся большинство
прутиков стоять - год будет хороший, урожайный и без напас-
тей; 2) упадет большинство прутиков - плохой будет год, неу-
рожайный и лишь на болезни богатый; 3) останется твой прутик
стоять - и здоров будешь; 4) наклонился под ветром - заболе-
ешь. 5) а уж если пал и в стоорну откатило - совсем плохо.
Логика была проста. Если снег лежит и снег глубокий, то и
пруты глубоко воткнутся, не упадут. Очевидно, и воды по вес-
не будет много, будет год урожайный. Все будут жить-поныжи-
вать и добра наживать. А ежели еле втыкается прутик в чуть
прикрытую снежком оледенелую землю, да и руки слабоваты, то
- ясно, упадут прутики. Сам год будет безводный, неурожай-
ный, откуда тут быть здоровью?
ПСАЛТЫРЬ. Гадали, также, по любой книге, раскрывая ее где
попало и читая первую попавшуюся строку или фразу. Чаще, для
такой цели служил сборник псалмов, "псалтырь". По гнму не-
когда гадал еще великий князь Владимир Мономах.
Впрочем, гадали и по другому. Вкладывали в псалтырь записоч-
ку со своим вопросом, вставляли в книгу ключ одним концом, а
другим концом, с кольца - привязывали суровую нитку. Гадаю-
щий, или кто-то посторонний утверждали ключ на пальце и,
вслух или про себя, задавал интересующий вопрос.
Волнение при вопросе(или - отсутствие оного), естественно,
пронизывало и тело и душу держащего. Руки, естественно, на-
чинали трястись мелкой дрожью и "книга" начинала реагиро-
вать. Если подвешенная псалтырь начинала вращаться - это был
ответ утвердительный. Если ж была неподвижна - наоборот.
В психологии подобные непризвольные движения называются
"идеомоторными актами", от слов "идеос" - психика, "мото-
рик" - движение. На них основывается целый класс гаданий у
самых различных народов - по решету, по блюдцу, по ручным
весам, маятнику, лозе(прутику), рамке и т.п. Вплоть до на-
пичканного электроникой "детектора лжи", "полиграфа".
Next