КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК
а1. АВДОТЬЯ-ЕРЕТИЦА. Колдовством на расстоянии, пытались
даже воздействовать на дела политические. Так, в одном деле
Преображенского приказа рассказывается, как "Петрова жена
Волынского, Авдотья-еретица, как была вдовою, ходила в Пре-
ображенское... и вынимала след, землю, до первого до Азовс-
кого похода, по присылке из Девичья монастыря от царевны Со-
фии Алексеевны", чтобы, колдуя над этим следом "извести
заговором" Петра I-го.
Так уж считалось, что, действуя даже на след от ноги можно
- "навредить". Впрочем, навредила Авдотья только лишь себе...
а2. АНТОНОВА ФЕДОСЬЯ. В 1785 году в нижегородские судебные
места была прислана из села Спасского Васильевского уезда
крестьянская женка Федсья Антонова, по причине найденных у
нее нескольких высушенных лягушек.
Узелок с остатками сухих лягушек обнаружил у Антоновой ре-
тивый муж, обеспокоенно писавший в прошении:
"К чему таковые лягушки у нее были - не для ль какого вре-
да, неведомо..."
И, так как он "имеет подозрение на нее, в желании его
умертвить, по случаю несогласного с ним жития", то и
прдставляет Федосью и лягушек - на суд!
Обвиняемая "женка" заявила, впрочем, на допросе, что оные
сушеные лягушки хранятся у нее для лечения ломоты в ногах, а
намерения причинить зло мужу у нее не было. Эксперт, в лице
штаб-лекаря земского суда, предпринял вполне здравый "следс-
твенный эксперимент" и вскоре заявил, что:
"Часть тех иссушенных лягушек давана была собаке в молоке,
и, по содержанию оной(собаки - А.А.) запертою в особом месте
никакого вреда и перемены не последоавло". Посему губернский
суд постановил: "Означеннную женку Федосью Антонову от суда
и следствия учинить свободною".
Чем кончилась домашняя разборка "командированной" тюрьму
жены и заботливого мужа, история умалчивает. Но, как видим,
подобные дела рассматривались в высоких инстанциях вполне
серьезно, хотя еще специальным указанием Екатерины колдунов
следовало рассматривать как "несовершеннолетних" и... "мало-
умных". Жаль, что указ этот не дожил до нашего времени...
а3. АНТОНИЕВА. В 1701 году каменецкий почтальон И.Судец
подал в городской суд жалобу на гречанку Антониеву, о том,
что она, желая наслать на почтальна болезнь, посыпает порог
его дома каким-то порошком(видимо, своеобразным "химическим
оружием"). Сжигать колдунью не стали, но суд постановил при-
вести Антониеву к "очистительной приясяге".
Впрочем, почтальн мог ошибаться, и, вместо болезни("ки-
лы"), сей "магический" порошок мог применяться наивной жи-
тельницей для... "прилюбления" столь видного мужчины!
б1. БЕЗОБРАЗОВ, стольник. В период вражды царя Петра с
сестрой, могущественной царевной Софьей, обвинение в кол-
довстве пало, как-то на престарелого стольника Безобразова.
На старика донесли его же собственные люди, вдобавок, пред-
варительно, его обворовавшие и - бежавшие, затем, от него.
Доносчики сообщили, что Безобразов общался с опальным кня-
зем Шакловитым и со всех сторон созывал к себе колдунов и
ворожеек. Все эти ведуны, чаровники, ворожили(гадали - А.А.)
на костях, на деньгах и на воде, стараясь "вызнать" подобны-
ми нелепыми методами намерения и поступки Петра и его мате-
ри, а, также - можно ли поднять против них бунт, и будет ли
он успешен?
Следственные бумаги позже сообщали, что один из вызванных
князем волхвов, Дорошко, "накупился у Безобразова, напустил
по ветру тоску на царя и царицу, чтобы они сделались к нему
добры и поворротили бы его к Москве..."
Утверждали, якобы Безобразов снабдил Дорошку вином и съес-
тнымиприпасами отправил его в Москву, а в провожатые дал ему
человека, специально, чтобы указывать царя и царицу, которых
Дорошко не знал в лицо(слабоват был "колдун", явно - А.А.).
Пыталась колдовать и жена Безобразова: брала семь старых
полотнянных лоскутков и велела написать на них имена царя и
царицы. Она вставила эти лоскутки в восковые свечи, "вместо
светилен"(фитиля) и разослала по разным церквям, приказав
зажечь их перед иконами и наблюдать, чтобы они сгорели до
конца.
Поскольку в деле оказались замешаны царственные особы, то,
после доноса была взята сразу же вся "колдовская" компания.
Колдуны были настолько беспомощны в своем "колдовстве", что
не смогли даже "предсказать" подобных событий. Безобразова,
его жену, едуна Дорошку и всех прочих оказавшихся поблизости
волшебников представили в Москву и учинили здесь допрос "с
пристрастием", то есть со всем набором пыток, без каких та-
кое дело не обходилось. Повинились, поэтому, и в том, что
было, и в том, чего не было.
После же расправились со всеми. Безобразову - отрубили го-
лову, не принимая во внимание возраст. Жену - сослали в мо-
настырь. Имущество отобрали. Двух колдунов помоложе - сожгли
живьем. Всю прочую публику нещадно отодрали кнутм и сослали
в Сибирь, вместе с детьми и женами. Все было сделано строго
по закону...
б2. БЕЗСОНОВ ИВАН. Деоа колдовские вершились как во двор-
цах, так и в избах. 3 января 1737 года в столице Российской
империи, в самом серьезном и мрачном ведомстве государтсвен-
ной машины самодержавия в Канцелярии тайных розыскных дел
было "объявлено письмо! самому шефу канцелярии Андею Ивано-
вичу Ушакову.
Письмо было написано командиром Измайловского полка Гута-
вом Бироном, братом фаворита государыни Анны Иоанновны:
"Превосходительный господин генерал и кавалер ея импера-
торского величества.
Милостивый гоударь мой, Андрей Иванович!
Сегоня, генваря 3-го числа лейб-гвардии Измайловскому пол-
ку лекарь Селкрий поданным рапортом объвил, что в полку
лекарский ученик Иван Безсонов читал незнамо какую еретичес-
кую книгу, которая книга, (сово)купно и с писмом (от)руки
ево Безсовнова подана за печат(ь)ю в полковую канцелярию, а
я оное для надлежащего размсмотрения при сем посылаю к Ваше-
му превосходительству".
Письмо прибыло не одно - полковой фурьер "при том писме
объявил (так)же запечатанный пакет, колодников пять человек,
да в платке завязанном корень да траву, да рубаху женскую,
ворот и рукава в крови". В запечатанном красным сургучом па-
кете находилась маленькая тетрадка в восьмушку на 8 листах.
На ней корявым прочерком, стршащейся дрожащей рукой были за-
писаны колдовские заговоры.
СКриминальная сия рукописная книжица была отобрана у Ивана
Васильева, сына Молодавкина(по отчиму - Безсонова). Оказа-
лась же она у него вследствие знакомства с колдуном Матвеем
Овчинниковым. Интерес же Ивана Безсонова(Молодавкина) к кол-
довству был прост:
"...приходит, де ему, Маладавкину, на мысль, чтоб ему жить
блудно з девками и з бабами, да не знает де он, где такова
человека найти, кто б ему мог сделать, дабы ево, Малодавки-
на, девки и бабы любили?"
Названный же "колдуном", Овчинников, однако, тетрадь кол-
довских заговоров имел - списав у крестьянина А.Курбанова,
столь же безграмотного, как и он сам. Читать же заговоры Ов-
чинников начал из-за любви к кабакам и постоянной нехватки
денег. Когда после первой "отчитанной" клиентки, он получил
должную мзду, "пол хлеба, да часть мяса", Овчинников быстро
приободрился и даже вошел во вкус, читая по тетрадке загово-
ры "от призору".
Занимался он, также, "приворотом"(прилюблением), для пуще-
го страха и впечатления требуя у "клиента" испачканную
кровью рубаху и тому подобное.
б3. БАХЧИНСКИЕ. В 1702 году в Каменецком городском суде
разбиралось дело между Кржановскими и Бахчинской... Обе сто-
роны подыскали себе выгодного жениха. Выбор пал на некоего
Бернацкого. Он женился на дочери Бахчинской, дочь же Кржа-
новских, видимо, не вынесла подобной конкуренции и тяжело
захворала.
Завистливые Кржановские "объяснили" болезнь своей дочери -
чародейством Бахчинской и, в свою очередь, принялась "окол-
довывать" ее зятя. они похвалялись знакомым, что могут пору-
чится, будто новобрачные не проживут вместе более трех не-
дель, и затем пытались послать Бернацкому какие-то
"чудодейственные" пироги, которые, впрочем, не дошли до наз-
начения.
б4. БАБИЖЕНКО, ПОПАДЬЯ. В разных таинственных чарах, в ка-
честве "колдовского инструмента" употреблялась веревка, сим-
вол достаточно многозначительный, напоминающий предметы са-
мые разные, в том числе и не совсем приличные. Подчеркнутое
потряхивание веревкой, поэтому считалось делом весьма предо-
судительным. Скажем, в 1710 году в Каменецкий городской суд
пожаловался священник Ставицкий, на жену священнника Баби-
женко, обвиняя последнюю в том, что она угрожала жене жалоб-
щика чародейски насланною смертью, произнося "магический"
заговор:
"Попадья будет пухнуть, и ее раздует, и она треснет!"
Вслед за тем угрожавшая совершила несколько прогулок около
дома Ставицкого, злорадно потряхивая веревкой, в чем священ-
ник усмотрел явное чародейство и, мало рассчитывая на собс-
твенные силы, поспешил пожаловаться, пока чего не вышло.
б5. БЕРЕЗНИЦКИЕ. Колдовали не только на людей, но и на жи-
вотных. Например, в 1700 году в Луцкий городской суд
поступила жалоба от семьи Порванецких, на семью Березницких.
Порванецкие жаловались, что Березницкие "очаровали стадо
их овец, привязывая конские кости к шеям животных..." Пос-
кольку мертвые кости у всех народов во все времена означали
смерть, то это было, видимо, вполне символическим пожеланием
соседским овечкам - скорее "окачуриться"...
б6. БРЮС ЯКОБ. Перечислить те сотни и тысячи колдовских
дел, которые вершились в давние времена, разумеется невоз-
можно. Но назвать хотя бы некоторые - нужно, тем более, что
именно от этих немногих историй, искаженных и гиперболизиро-
ванных происходят десятки и сотни легенд, устрашающих, впе-
чатляющих и нелепых.
В старые времена немало "черных" преданий было сложено о
знаменитой Сухаревой башне. Знаменитой, потому, что в ней
когда-то работал "чернокнижник" Якоб Брюс(Яков Вилимович
Брюс, 1670-1735). Люди попроще и посуевернее попросту обхо-
дили ту башню стороной, опасались "черных сил".
Ходили упорные слухи, что здесь случались заседания некое-
го таинственного "Нептунова общества", под председательством
Лефорта с присуттвием Петра I, Я.Брюса, А.Меншикова, Апрак-
сина и других, проще говоря первой в России "тайно масонской
ложи", учрежденной Петром.
Царь-"антихрист" за это стал причисляться к чернокнижни-
кам, тем более, что именно с его ведома и распоряжения про-
водились на башне астрономические наблюдения, химические и
физические исследования в лаборатории. Главным чернокнижни-
ком в этой башне народная молва считала сратника Петра -
Якова Брюса, одного из просещенных людей того времени.
О чернокнижнике Якове Брюсе и о его волшебной библиотеке
ходили в народе бесчисленные легенды, одна диковиннее дру-
гой. Так, расказывали, будто в лаборатории Сухаревой башни
Брюс составил эликсиры живой и мертвой воды и завещал своему
слуге живить себя после смерти. Другая легенда говорила о
том, что Брюс, будто бы передал свой эликсир - Петру.
В рукописи, ходившей по рукам, описывались таинственные
волшебные книги и вещи, хранившиеся в Сухаревой башне, кото-
рыми, будто бы пользовался Брюс:
"1) Книжица хитрая с таблицами, тайными буквами, выписан-
ная и в чернокнижия магии черной и белой, кабалистики и пр.
2) Зерцало, показывающийся покойник за 100 лет в живе об-
разом и одежду, и походку, и говорящий, на все вопросы
отвечающий одни сутки, после пропадает.
3) Черная книга, кудесничество, чародейство, знахарство,
ворожба. Сие русское чернокнижье, собранное русскими знаха-
рями. 19 частей. Рукопись скорописная..." И - так далее.
Была здесь и "Соломонова печать"(пара пересеченных треу-
гольников, мужское и женское - например, эмблема на флаге
государства Израиль), в которую, как утверждалось, были зак-
лючены "нечистые духи". Была и "досчечка аспидная черная",
якобы превращавшая обладателя ее - в невидимку, а если ее
положитьк себе "взапазуху", то "будешь все на свете знать и
будешь память, хитрость, мудрость разум - иметь".
После смерти Брюса все эти и другие, якобы волшебные вещи
и книги, были замурованы в тайниках башни.
Кто же такой был Брюс? Указывается, что Брюс происходил из
древней шотландской фамилии. Отец его был полковником русс-
кой армии в конце XVIII столетия. В молодости Якоб Брюс был
"потешным" Петра(в "потешниых войсках" царевича, переросших,
потом в войско российское). В дальнейшем он занимался сос-
тавлением географических карт, увлекался естествознанием и
даже историей. Имел свою исследовательскую лабораторию, где
по ночам случались столь страшащие люд - вспышки, молнии и
взрывы(там занимались пиротехникой).
По словам истрика Татищева, Брюс был "высокого ума, остро-
го рассуждения и твердой памяти": мог, например, с одног
взгляда сосчитать горошины в рассыпанной кучке, знал все на-
именования звезд, планет и созвездий в небе. Богатое собрание
физических и астрономических инструментов, библиотеку и раз-
личные естественные коллекции на завещал Академии Наук.
И, все же, молва о волшебнике и предсказателе Брюсе ходила
в нраоде почти два слетия, чему в немалой степени способс-
твовал первый красочный выпущенный в России календарь(1709),
так и называемый "Брюсов календарь", с различными астрономи-
ческими новшествами и астрологическими прогнозами.
Календарь пользовался огромным усехом, но, любопытно, что
Брюс астрологию даже в грош не ставил... Вообще же, на общем
фоне дремучих захолустных колдунов "европеизированная" чер-
ная магия Якоба Брюса выглядела явной "белой вороной"...
в1.ВСЕВОЛОЖСКАЯ ЕВФИМИЯ. Несмотря на высокие стены Кремля
и дворцов, несмторя на усиленную охрану и проверки, царь
Алексей Михайлович опаался порчи и отравы. Об этом говорят
многие дела, проходившие через Тайный Приказ. Из страха пе-
ред злыми чарами царь в юные годы отказался от брака с пон-
равившейся ему с первого взгляда девушкой, дочерью касимовс-
кого помещика, Евфимией Всеволожской.
Занятно, что ыбрал он ее одну из двух сотен боярских и
дворянских дочерей. На смотринах, обычно, царя водили по по-
коям с девицами, а девицы делали вид, что спят, принимая,
впрочем, самые сблазнительные позы.
Молодой царь тут же вручил Евфимии кольцо и платок - так
велико было его желание как можно скорее видеть царицей
именно ее. Но этот выбор не был добрен бывшим его насавни-
ком, боярином Морозовым, присмторевшим для царя совсем дру-
гую невесту, дочь московского дворянина, Марию Милославскую,
на сестре которой, Анне он сам хотел жениться, чтобы таким
путем породниться с царем.
Когда Ефимию ввели в царские хоромы для наречения царев-
ной, она вдруг потеряла сознание. Матери и сестры отвергну-
тых невест посешили распустить слух, что она "испорчена",
больна падучей болезнью и "к царской радости не прочна". Ев-
фимию Всеволожскую тут же увезли за город, под надзор одно-
го из бояр, а на отца ее, поклявшегося накануне, что его
дочь совершенно здорова, завели "верхнее государственное де-
ло" и взяли под стражу.
Алексей Михайлович, которому тогда было всего лишь 16 лет,
конечно не знал простенького современного анекдота школьни-
ков: "Доктор, почему у дочки изо рта слюна течет, и глаза
выкатываются?... А вы бантик не так туго завязывайте..."
Все случилось точно так, как в анекдоте. По наущению боя-
рина Морозова причесывавшие невесту мамки и бабки так крепко
завязали ей волосы, что у нее попросту... потемнело в глазах!
Отца Евфимии, Федора Всевложского обвинили в измене, в
сознательном намерении обмануть царя. После мучительной пыт-
ки он был сослан в Сибирь, с семьей, где через несколько лет
и умер, а жену и детей его, в том числе и царкую невесту пе-
ревели в дальнюю деревню, в Касимовском уезде. "А из дерев-
ни, - гласил указ, - их к Москве и никуда отпущать не веле-
но..."
в3.ВЕРЕМЕЙЧИК. Приходится только поражаться, по каким мел-
ким причинам люди обвиняли друга друга в колдовстве. Так,
под 1710 годом в магистратских книгах города Выжвы записано
дело о жалобе жителя Д.Олефировича на некую Веремейчик, ко-
торая, якобы владела секретом задерживать рост овощей.
Жалобщик приписывал неурожай капусты на своем огороде тому
обстоятельству, что обвиняемая несколько раз прошлась мимо
этого огорода. неизвестно, что решили в суде, но возможно,
посоветовали просто поливать капусту получше...
На примитивном сельскохозяйственном уровне колдовство
вполне процветало. В 1718 году Овручкий городской суд расс-
мотрел жалобу шляхтичей(поляков - А.А.) Невмержицких, на
своих соседей Ярмолинских, которые якобы "очаровали и завили
яровую пшеницу истцов". Завитками на пшенице называли скру-
ченные особым образом жгуты-колосья, обычно, вдобавок, поли-
тые известью. Это считалось чарами на неурожай...
в4.ВОИНОВ ВАСИЛИЙ, "ЮРОДИВЫЙ". В 1723 году в Синоде расс-
матривалось дело, присланне из Коломны, дело о 20-летнем Ва-
силии Воинове. Оставшись в 7 лет сиротой, Василий поначалу
ходил с нищими, бедовал, тощал и кормился скудным подаянием.
Затем пробавлялся случайными заработками, устроился на завод
Демидова в Туле, но "прибытку было мало". Картина была, в
общем-то типичная для биографии многочисленных ныне дилетан-
тов от медицины именующих себя как "всемирно" известных "эк-
страсенсов" и "целителей".
И тогда, по совету некоей Настасьи Карповой, он научился
ходить босым и в одной рубахе в самые лютые морозы, натирая
тело соком разогретой крапивы, в результате чего вскорости
прослыл... святым!
Однако "святой" вел, увы, не праведный образ жизни. Обу-
чившись колдовству, Василий увлекся всевозможными видами на-
родной магии и применял их по любому поводу.
Забыв о "незлобии" и смирении, "разлучал супружество",
когда на свадьбе новобрачная нелестно о нем отозвалась("чего
де ради такова урода посадили"); напуская "демонскую силу" в
дом крестьянину, не пустившему его в баню. В таких случаях
обычно пльзовались всевозможными зельями и взварами, роль
которых свдилась к простым охотничьим приманкам, привадам и
отвадам.
Бродя по деревням, "святой" развлекался в свое удовольст-
вие, совращая доверчивых кумушек. "...еретичеством своим де-
вич(ь)а полу на блудное растление превратил, например чело-
век з 20..." Василий не держал при себе тайн ремесла и за
достаточную мзду, охотно обучал "колдовтву" и других.
Так, дворовую женку Лукерью сделал якобы ведьмой, обучив
ее "оборачиваться птицею", "а именно вороною и разными пти-
цами и всякими разными зверьми и скотом". По его же "науче-
нию" Лукерья "испортила крестьянского сына Ефима до смерти",
иными словами - отравила.
Кроме того Воинов утверждал, что он связан личными прия-
тельскими отношении ямы с "главным над всеми бесами и водя-
ными чертями сотоной Михой", потому что у него в распоряже-
нии "водяные и воздушные демоны", "в демонские силы дано ему
на послужение сто воздушных бесов и с князем, а оному бе-
совскому князю имя Ирод бес"(как видим, в религиозных вопро-
сах "святой" был безграмотен до чрезвычайности).
"Водяным демоном" он давал якобы "всякий скот по их требо-
ванию таким образом, что когда погонят скот поить, и в то
число отдавал им в воду для того, чтоб они его, Василия,
слушал". Захаживал он и в гости к "водяным чертям", так "во
Оке реке под кручею(Василий давал точное описание места) и в
других местах и з ними в доме их имел разговор..."
Он даже под мельицу к "водяным чертям" заходил "для угово-
ру, чтоб укрепить мельницу, по прошению мельника Матфея Ва-
сильева и за то посулил свинью, а без уговору оные черти
ему, Василию, были непослушны". "Воздушные беси" были более
сговорчивы: бесплатно переносили его "в семь часов" из Калу-
ги в Киев(словно на НЛО).
"И в протчие де городы такою ж демонскою силою был же но-
шен. Овогда выставя дверь, и на той двери несут по воздуху,
тако ж по изволению ево оборачиваютца и лошадьми..."
Что ж, ныне можно только гадать, "инопланетяне" ли явля-
лись Воинову в облике "дверей" и "лошадей", сон ли это был,
или, что скорее всего - галлюцинации от принятых "колдовс-
ких" настоев или с перепою. Кстати сказать и психически
больных среди колдунов во все годы было очень немало...
в5.ВАСИЛЬЕВ ИГНАШКА. В 1680 году проходил обвинительный про-
цесс по поводу волшебных узлов, "наузов". Иноземец Зинка Ла-
рионов сделал донос на нескольких крестьян в харнении "лихих
кореньев"(ядовитых) и подал в приказную избу поличного "крест
медный, да корешок невелик, да травки немного - завязано в
узлишки у креста".
Припертый к тенка, обвиняемый Игнашка Васильев признал
крест своим и на расспросы показывал: корень тот "девясилной
(лечебная трава "девясил" - А.А.), а травка-де ростет в ого-
родах, а как зовут ее того он не ведает, а держит тот коре-
шок и травку от лихорадки, и лихих-де трав и коренья он не
знает и за дурном не ходит..."
После осмотра корня посадским человеком Якушкой Паутовым,
оказалось, что корень именуется "девятины - от сердечной
скорби(от боли в сердце - А.А.) держат, а травишко держат от
гнетенишные скорби(лихорадки), а лихого-де в том ничего нет".
Другой подсудимый объявил что предъявленные травки еу под-
ложили в зеп(карман - А.А.), в то время как он был на кру-
жечном дворе пьяный, в беспамятстве. Крестьян, оговоренных
Зинкою, на всякий случай попытали, а потом, убедившись, что
случай безвредный, для острастки вздули батогами, чтоб
впредь неповадно было напиваться до беспамятства...
Next