КОЛДОВСКОЙ СЛОВАРИК
ф1. ФЕНЬКА-СЛЕПАЯ. В мае 1675 года царь Алексей Михайлович
приказал одному из ближних бояр, воспитателю царевича, князю
Федору Федоровичу Куракину ехать к себе на двор и до нового
указу со двора никуда не съезжать, за то, что он "у себя в
дому держал ведомую вориху, девку Феньку, слепую и ворожею".
Строгий выговор этот, в виде указа был зачитан боярину
тайным советником царя, думным дьяком Ларионом Ивановым, по-
садившим его в свой возок и заботливо "провожавшим" боярина
до самой Москвы-реки. В тот же день безобидная "ведомая во-
риха", слепая от рождения девица Аграфена, вместе с другими
дворовыми людьми, была взята с боярского двора.
Алексей Михайлович указал комнатным боярам и дьяку тайных
дел Ивану Полянскому, по прозвищу Данило, пытать ее "жесто-
кою пыткою" и ставить "с очи на очи" с дворовыми людьми Ку-
ракина(т.е., буквально, делая "очную ставку").
Впрочем, "к счастью" для прочих, Фенька вскоре умерла, не
выдержав пыток...
х1. ХАРИТОН-ДЬЯК. В 1660 г. сделан был донос на дьячка Ха-
ритонова. Донесли, что ходит он по полям, собирает травки
какието и корения, вершит какие-то волхования на свадьбах,
принимает у себя "жены с младенцами", сочиняя или списывая
откуда -то заговоры от ран и на "умиление сердца сердитых
людей".
Тогдашнее правительство и церковные верхи, видимо, не
очень были уверены в "стойкости веры" рядового духовенства,
которое постоянно отвлекалось на всевозможные суеверия и
иноверия. В который раз о "книгах отреченных"(запрещенных
церковью) говорилось:
"Суд же между божественными писаниями - ложные пиания, на-
селию от еретик(ов) на пакость невежам попам и диаконам; ль-
стивые(обманывающие - А.А.) зборники сельские и худые
номаканонцы по молитвенником у сельских и неразсудных попов,
лживые молитвы, (о) врачевальных, о трасавицах(лихорадках -
А.А.), о нежитех и недузех(т.е. о нечистой силе, мертвецах и
о недугах, болезнях - А.А.).
И грамоты трясавские пишут на просфирах и на яблоцех,
болести ради("противолихорадочные" заговоры на просфорах,
которые затем съедались - А.А.). Все убо то невежды де(ла)ют
и держут у себя (унаследованным) от отец и прадед(о) и в том
безумии ги(б)нут..."
Впрочем, как видим, современные "суеверщики" ничем не луч-
ше, в годы "телетерапии" А.В.Чумака, сотни людей попрсту...
поедали газеты, якобы "заряженные" этим целителем(журналис-
том по профессии, напомним). Блажен, кто верует.
ч1. ЧАШНИКОВА-МАСТЕРИЦА. В 1635 году случилось и такое де-
ло: одна из придворных женщин, мастерица по вышиванию золо-
том, по имени Антонида Чашникова, по нечаянности выронила из
кармана, сидя во дворцовой палате, "корень, неведомо какой".
Это возбудило подозрение на мастерицу, достигло царя. Сам
царь тут же издал приказ, которым было предписано "сысковать
накрепко" означенную мастерицу, и окольничий Стрешнев, и дь-
як Тараканов "сыскали", т.е. пытали пытками эту незадачливую
женщину.
На пытке злосчастная Чашникова вскоре же показала, что да-
ла этот корень "жинка Татьяна", для того, чтобы муж Чашнико-
вой был добрее и перестал ее бить. Призвали на суд и вышес-
казанную Татьяну, которая сказала, что корень этот
называется "Обратим"(или "Ибрагим" - А.А.) и располагает му-
жа к жене любовью. "Лиха же обе супротив государя и его се-
мейства не умышляли".
Ни костра в порубе(срубе, где сжигали еретиков), ни рубки
голов на сей раз - не случилось. Отделались обе "легким испу-
гом". Чашникову с мужем сослали в Казань, а Татьяну, с мужем
- на Чаронду...
ч2. ЧОВПИЛЛО ИЛЬЯ. Большие надежды возлагал на "князя бе-
совского" слуга Илья Човпило, осужденный в Синоде "за пис-
менное предание себе с душою и телом бесу" в 1744 году(дело
начато в местном лубенском суде в 1735 г.).
Човпилло был привлечен к следствию на основании следующей
его неосторожной расписки перед "дьяволом", которая, однако,
была перехвачена бдительными "органами":
"Я, Илля, записуюся князю бесовскому и всем бесам з душою
и с телом на тридцать лет, щоб они мене помоществовали во
всем и чинили тое, что я скажу, и в богатстве, и в
стрел(ь)бе, и вусяком лихом и добром случаю, и що скажу при-
нести и що где взять.
Щоб тое все чинили ие воине, и в дорозе(дороге - А.А.), и
в статку, и в казанах(в котле, в питании - А.А.), и в конех,
и в пчолах, и у вусяком деле все тыи года, которые у записце
написано у моей, як один год без усякого отмовлен(и)я, и на
той росписце сам своей кровию подписуюсь".
Собираясь "засватать девку" Илья был оклеветан пред своей
госпожой и та запретила ему венчаться. Он не отступился,
только еще больше захотел "взять девку".
Желание избавиться от "панского гнева", а также "иметь
всякий достаток" было настолько велико, что когда ему во сне
"небыктось"(небыточное, несуществующее - А.А.) сказал:
"Встань, да не журись, да подпишись бесу", Илья, поднявшись,
взял "папер" и перо, "расколупавши правой своей руки мизин-
ный палец шпил(ь)кою, подписаю тую карту своею кровию".
Карту он собирался отдать бесу, "если бы явился где", но
бумага исчезла: кто-то, как всегда, поспешил доставить ее в
полковую канцелярию. Как оказалось при расследовании, мысль
"предать себя бему" пришла в голову Човпилло не впервые. Но
"вербовка" так и не состоялась. Човпилло был задержан...
ч3. ЧУМАЧИХА ФЕКЛА, КРЕСТЬЯНКА. В 1729 году Каменецким го-
родским судом была приговорена к ста ударам розгами кресть-
янка Фекла Чумачиха, за то, что, по совету неизвестной жен-
щины она употребляла "чародейское средство" для излечения
своего ужа от "гнильца" и "болячек".
Средство сстояло в том, что она обмакивала нож в пиво и
капала по лестнице, приговаривая "таинственные слова".
Что ж, Фекле всыпали розог, а лечить мужа никто так и не
стал...
ч4.ЧУХАРЕВ МИХАЙЛО. В 1815 году в Пинежском уездном
суде Арханегльской губернии разбиралось дело крестьянина Ми-
хайло Петрова Чухарева, 19 лет от рода, который наслал порчу
- икоту - на свою двоюродную сестру, Офимью Александровну
Обанову, "и ту сестру теперь злой дух мучит".
Чухарев на допросу показал, как его научили "на народ ус-
кать боли, под названием икота". Сама Лобанова подтвердила,
что болезнь она получила действительно от дврюродного брата
Чухарева и за то, будто бы, что "не дала ему поносить для
праздника кушака каламинкового".
Мудрым решением суда, Чухарев был наказан 35 ударами кнута
"по крепости в корпусе сложению", и, по наказании был отдан
духовному начальству для церковного покаяния.
ш1. ШИЛОВЦЕВ ФЕДОР. Дело было как-то в церкви, рассказывал
бвиняемый в колдовстве и в богоотступничестве. Снял он, од-
нажды, крест, положил на землю. И "крест начал вспрядывать
(приподниматься, подпрыгивать - А.А.). И он на образ и на
крест вступал ногами. А то дело бжье учинил он, то не прос-
то, (а) по ангелову велению..."
Была ли у Шиловцева "белая горячка" с галлюцинированием, с
перепоя, неизвестно, но, судя по описанию, "ангел", явивший-
ся Шиловцеву, бял отъявленным воинствующим атеистом. Впро-
чем, и сам Шиловцев, видимо, тоже не был уверен в существо-
вании Бога, судя по допросу:
"Когда ему сказали, что бог - невидим, мы святые иконы по-
читаем, а иконная часть на первообразное(на бога - А.А) вос-
ходит, то он отвечал: "Всякому человеку мжно бога умани учам
(и) видети..."
В некоторых известных случаях чудеса с "аангелами" и чу-
дачства над иконами случались просто - по пьяному делу.
Здесь же, вероятно, было что-то и с психикой бедного послуш-
ника:
"И как он был в Чудовом монастыре под началом, и приведен
был в келью, и тут стоял образ Спасов нерукотворен . И он,
Федька, начал на тот образ смотреть и тот образ начал прет-
воряться в разные виды..."(медитация на икону Христа - А.А.)
Что ж, и гипноз, и самогипноз, во все года были доступны
человеку. Возможно, что-то и показалось в колеблющемя пламе-
ни сальной свечи. Всякое бывает...
я1. ЯКОВ-ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ. Во-время сознаешься, глядишшь, и жив
останешься! В 1625 году велено было выслат из Верхотурья в
Москву переселенца Якова, вместе с "воровским зельем". Дело
было такое, что Яков сознался, когда его, вероятно, по по-
дозрению, обыскали и нашли коробку "багровой травы", три кор-
ня, да комок чего-то, то он сознался, что это он получил т
колдуна Степенки-козьи ноги... Степанка же, по счастью,
скрылся еще раньше.
я2. ЯНУШЕВСКАЯ. Пока наверху власти потчевали друг друга
ядами и кололи кинжалами, в низах, не посвященные в эти инт-
риги, вели, тем не менее, ту же самую борьбу и теми же самы-
ми методами. Впрочем,применяли и более "гуманные" средтва, в
виде чар, наговоров и заговоров.
Из предметов доашнего обихода магическое значение придава-
лось ниткам и веретену. В 1742 году в Дубенском городском
суде слушалось дело по обвинению П.Янушевской, в том, что
она явилась в церковь освящать целебные травы, запрятав сре-
ди них веретено, перевязанное красной лентой, чтобы потом
употреблять веретено колдовских целях.
Священник, однако, следил за молящимися зорко и вовремя
разоблачил хитрую "диверсантку"...
я3. ЯРОВ ЯКОВ. В 1732 году в Казанскую губернскую канцеля-
рию поступил "извет" от жены посадского человека Якова Яро-
ва. на обвиняла... мужа в еретичестве, в хранении заговорных
и гадательных тетрадок.
На следствии Яров признался, что "отрекся от Христа и при-
зывал в помощь Сатану и называл его владыкою". По рассказам
жены, Яков, "...зашед на подволоку, где имелись святые обра-
зы, поставил их ликом к стене, налив воды в стакан и наложив
земли под бумагу, и, взяв воску в руки и над тою водою и над
землею, и над воском по книгам своим еретическим чинил ере-
тичество, и молился на запад левою рукою ниц".
Подобным образом он вел себя и в быту: "ложася спать и
вставая, водою не умывался и святым образам не покланялся и
крестного знамения на себе не имел", запрещал это все и же-
не, а "чреватой" ей(т.е. когда была беременна - А.А.) гово-
рил, "...ежели, мол, родит, чтобы того младенца отдать крес-
тить отцу ево, Сатанаилу".
Последнего обстоятельства благовоспитанная женушка уже явно
не смогла вытерпеть...
я4. ЯВОРСКАЯ, шляхтичка (полячка). Случаи долгой засухи
также нередко приписывались злому умылу женщин, занимавшихся
чародейством и обладавшим способностью удерживать дождь. Ча-
родеек-воровок следовало всенародно разоблачить, что и пыта-
лись сделать время от времени.
Так, в селе Подфилипье, на Подолии, в 1709 году, во время
засухи, обвинение в чародействе было возведено на шляхтичку
Яворскую. На берегу реки Збруча собрались все жители села и
вызвали Яворскую. Когда она явилась, крестьяне по приказанию
помещика Дружковского, набросились на Яворскую.
Бабу раздели донага и связали особенным образом, установ-
ленным еще папской инквизицией для испытания водой(большой
палец правой руки приязывали к большому пальцу левой ноги и
то же делалось с пальцами левой руки и правой ноги). Затем
между связанными конечностями продевали веревку, и подверга-
емая испытанию жертва опускалась в воду.
Яворская, все же, была признана невиновной, так как при
опускании в воду, она начала тонуть. Опозоренную женщину
тпустили восвяси и стали снова гадать, так кто же, все-таки -
"держит дождь"?
Что ж, вот такие, беспомщные, бестолковые были колдуны, о
которых почему-то ходят удивительные легенды. Но, увы, чудес
на свете не бывает...