ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
ГЛАЗ. В фильме, привезенном индийской сектой "Рифа" в ко-
ролевское антропологическое общества(Великобритания) было
показано, в частности, как члены секты вынимают... собствен-
ный глаз из орбиты, отдаляя от лица!
Впрочем, аналогичный номер, в свое время(начало ХХ столе-
тия) показывал "последний русский факир" Дмитриус Иванович
Лон-го(современный Ю.Лонго не имеет к нему ни малейшего от-
ношения). Он вынимал глаз на ложке и отдалял его почти на 10
см от лица, до предела растягивая мышцы, сосуды и нервные
волокна. В старости, впрочем, у него сохранилось прекрасное
зрение.
ГВОЗДЬ (протыкающий). Факир способен воткнуть себе в палец
или в язык - гвозь или иглу. Иногда это делается воочию и
тогда необходим иной способ подготовки(обезболивание, аутот-
ренинг и пр.). Но возможен и... простой фокус, обман зрения.
"Гвоздь этот состоит из двух частей, которые соединены про-
волокою, сокнутою соразмерно толщине языка, подковообразно".
Именно эта проволока огибает язык или палец, а половинки
гвоздя - шляпка и острие, торчат по разные стороны пальца и
языка, создавая впечатление "проткнутости".
ГВОЗДИ (лежание на гвоздях). Путешественники по Индии мог-
ли и могут ныне наблюдать, "презревших дух" йогов, лежащих в
куче колючих веток, впрочем, без каких-либо видимых неу-
добств. Подобные "привычки" стали известны в Европе еще в
прошлом веке. Это отразилось, в частности, в книге Н.Г.Чер-
нышевского "Что делать?", где один из героев, Инсаров, "вос-
питывал дух", лежа, в крови, "на гвоздях", ржавых, кривых и
редких...
Современные "лежатели" уже не столь доверчивы. Они лучше
знают физику и знают, что тяжесть тела должна, для безопас-
ности, распределяться на большее количество точек. Гвоздь
при этом, соответстственно, слегка затупляется и берется
возможно большего диаметра, что и эффектнее смотрится и бо-
лее безопасно (не согнется). Гвоздевой коврик делается
сплошным, ровным. А гвоздей берут как можно больше.
Фотографии фокусников, подражающих йогам(любимая тема ка-
рикатуристов) появляются в прессе достаточно часто. Факир
Зденек Захрадка(Чехословакия) использует этот номер наравне
с другими Валентин Иосифов(Болгария) выполняет номер с парт-
нершей, лежа на гвоздях.
Пытаются, таким путем, войти в "Книгу рекордов Гиннеса".
Инженер Бластор(ЮАР) выспался приямо в телестудии, лежа на
гвоздях и кожа осталась целой. Ласло Сабо(Венгрия) пролежал
на колючей подстилке 25 часов 30 минут. Кен Оуэн(Великобри-
тания) пролежал на гвоздях 103 часа и 23 минуты. Стефан
Кастл(Швеция) - 12 часов, но ему рекорд не засчитали: Кастл
лежал в брюках.
ГОЛОВА. Черепные кости достаточно прочны и не столь чувс-
твительны, как многие другие части тела. Поэтому в ряде слу-
чаев известны травмы, когда в голове застрвает пуля(а в США
у одного человека застряло сразу пять!), а пострадавший об
этом даже на знает, отделываясь "головной болью".
Факирские трюки на голове, практически не проводятся, хотя
встречаются случаи самоистязания, на отдельных прзденствах,
где в голову вбиваются гвозди, и даже целые стрелы. Если ве-
рить описаниям, это проходит почти "без" последствий. Впро-
чем, подобные "эксперименты" могут проводить и умалишенные
или люди всостоянии аффекта. так, одна женщина, после ряда
попыток покончить с собой, прорубила топором кв голове - ды-
ру, вонзила туда нож и только этим добилась "цели".
В средние веа часты были варианты фокуса с "отрубанием"
головы(см.топор), в частности, с применением муляжа головы.
Ассистент лежал на специальном столе, покрытом скатертью.
В момент "отрубания" фокусник быстро доставал муляж, а ас-
систент опускал голову под стол. Создавалась видимость
"обезглавленного" тела. При необходимости, другой, похожий
ассистент(у богатых фокусников, нередко - близнец) выставлял
голову в другом месте стола, у ног "умервщленного" и тогда
"голова" отвечала на вопросы о загробном мире и прочих инте-
ресных вещах...
ГОЛОВА (разбивание камней). Некоторые фокусники и артисты,
выступающие в жанре "факирского трюка", показывают, попутно,
разбивание на голове, молотом, огромных каменных глыб. Номер
этот, однако, относительно безопасен и не влечет за собой
сотрясения мозга, хотя в общем-то, вряд ли полезен для здо-
ровья.
Под камень кладется демпферирующая прокладка. Сам камень
дополнительно, "непринужденно", придерживается руками фокус-
ника или ассистентов, что так же смягчает удар. Энергия уда-
ра гасится в большой массе камня, а сам камень, обычно под-
бирается, чтобы "быстрее" раскололся.
В прессе описывалось, как в 1989 году в Афинах(Греция)
местный житель Самсон продемонстрировал как на его голове
раскололи здоровенную мраморную глыбу. Другой подобный люби-
тель, Александро Осоркос(Гранада, Испания) принимает тяжелые
предметы на голову, с броска. Подобный трюк, примимая бро-
шенные ядра на шейные мышцы, демонстрируют иногда силачи в
цирке.
Но здесь случай другой. Специалисты показали, что у "ре-
кордиста" весьма толсты черепные кости. Это позволяет ему
принимать на голову, без особых последствий, гладкие ядра,
гири, гантели и булыжники, весом до 3 кг, падающих с 5-6
метров!
Впрочем, не следует забывать, всюду возмжны трюки. Так,
принимая на голову здоровенную глинянную корчагу(горшок), и
разбивая ее, артист может иметь под волосами... небольшой
металлический "шишак", облегчающий раскалывание. Аналогично,
для перелома кирпичей. Голову - все-таки - жалко!...
ГРУДЬ. "Привычка" к боли, полная ее невосприимчивость или
возможность частичного ослабления возможна по разным причи-
нам. Этого можно достичь приемом наркотиков и местных обез-
боливающих средств, путем специальной психоподготовки, нако-
нец, такое может быть от рождения. Все это позволяет
демонстрировать поразительные трюки, с протыканием не только
рук и ног, но и всего тела.
В 1989 году, например, сообщалось, как Рик Капур(Австрия)
"пронзил свою грудь острой пикой, а затем был поднят верто-
летом, привянной к ней веревкой на высоту 110 метров..."
"ДЫРА". Как правило, видя факирский трюк, например с про-
тыканием или отрезанием, зритель предполагает, что тело фо-
кусника, ассистента или подопытного животного действительно
изначально цело и непровреждено. Это, однако, далеко не
всегд так.
В ряде случаев на теле уже имеются подготовленные участки
"дыры", куда вставляется игла, шпага, нож. В некторых случа-
ях используются особенности какого-либо увечья фокусника,
например, отсутствие пальца, кисти руки или даже ноги. Ис-
кусственный палец, при этом показывается как "настоящий".
Возможно вживление металлических пластин и трубок в тело и
т.п.
В одном из трюков факир втыкает нож насквозь в шею петуха.
Льется кровь, петух бьется, затем опускает крылья и нги и
затихает. Он - "умер". Однако, через мгновение его... "ожив-
ляют" с помощью рекламируемой "чудодейственной мази"! Петух
вскивает и убегает.
В действительности, под перьями, на шее петуха есть уже
"заранее проткнутое" место(подобные же точки, кстати, бывают
и на теле самого факира). "Кровь" течет из скрытого тонкого
пузыря. Дрессированный петух затихает, повиснув на "протк-
нувшем" его шею ноже, а после, разумеется, "мало-помалу воо-
душевляется" и, вскочив, с криком удирает...
Next