ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
НОЖ ДЛЯ "ПРОТЫКАНИЯ". В ряде слуаев факир может втыкать
нож в тело. Иногда это делается воочию, особенно в случаях
экстаза, в состоянии исступления и т.п(шаманы Сибири, колду-
ны Африки). Заметим, что для человека проводящего такие
"опыты" это не всегда заканчивается безболезненно, как не-
редко полагают дилетанты.
Но, гораздо чаще применяются специально устроенные ножи,
сабли, пилы и т.п. Наиболее просто устрен "театральный нож"
с лезвием, уходящим в полую ручку при нажиме на тело и возв-
ращающемся за счет пружины обратно.
Другое устройство ножа - когда лезвие состоит из двух по-
ловин, соедиенных проволокой. При удачном показе трюка соз-
дается впечатление, что лезвие торчит по одну сторону те-
ла(руки, ноги, шеи), а ручка - находится по другую.
Может использоваться "ломающийся" нож или сабля, где есть
два "кончика", один реальный(отклоняющийся в сторону, на
скобе), а второй - приставной, скажем, на острие-шильце, ко-
торое, уже вполне реально втыкается в тело, давая, даже нем-
ного крови.
Есть, разумеется и другие способы. Например, сделать в
лезвии ножа "выемку", по форме пальца и прикрыть ее мягкой
блесткой фольгой. Резкое движение - и нож почти напополам
"отрезал" Ваш палец! Кровь, ужас! "Скорчившись от боли" Вы
"выбрасываете" нож в урну(скрывая, тем самым, секрет), зажи-
маете руку, "лечите" и - показываете ее - вновь, "здоро-
вой"!!!
НОЖ ДЛЯ "РЕЗАНИЯ". В некоторых случаях путешественники
описывают, как, в танце или на представлении, жрец, колдун
или фокусник начинает "пилить" ногу или руку ножом, который
только что демонстрировался, как явно остро заточенный, раз-
рубал куски дерева, плоды и т.п.
Секреты могут быть разные. Иногда это - особая заточка но-
жа, с острой кромкой по одну сторону лезвия и, в 1-2 милли-
метрах по другую сторону - с плавной, мягкой и тупой кром-
кой. Есть специальная обработка кожи фокусника. Есть особые
типы движения "режущей" рукой, когда лишь создается впечат-
ление, видимость отрезания.
Но очень эффекта впечиальная "вставка", в случае, если нож
имеет одинаковую ширину по всей длине лезвия. Она надевает-
ся, как плоское кольцо или полукольцо и свободно скользит
вдоль клинка. Если приложить эту вставку к руке или ноге, то
она предохраняет кожу от пореза быстро движущегося длинного
клинка или лезвия.
НОС. В одной из процедур, йоги, например, пропускают тон-
кие тесемки, тряпочки, веревочки, бусы, цепочки - через
ноздрю, выпускают их изо рта и проводят вперед-назад. При
этом, как они утверждают, хорошо очищается носоглотка.
На этом же анатомическом свойстве человека основаны трюки
вытаскивания из носа - червей, змей, лент и тому подобного.
В том случае, когда лента, заправленная через нос укладыва-
ется желудок, трюк становится довольно "эффектным"...
ПОЗВОНОЧНИК. Единицы из эстрадных факиров и некоторые под-
вижники Востока вонзают в свое тело острый крюк, так, что
он, затем огибает позвоночник. Писатель Е.И.Парнов, описывая
примеры самоисстязания, встретил в Бенаресе(Индия), видимо,
именно такого подвижника(садху):
"- Сахиб, я вижу, настоящий знаток, - польстил мне подвиж-
ник Шивы, с достоинством принимая плату. - За десять рупий я
могу продемонстрировать ему непревзойденное чудо. Он повер-
нулся ко мне спиной, показывая большой крюк с кольцом. - Во
имя Шивы и только для Вас я могу довезти до самого Ганга ко-
лесницу.
Я глянул на тяжелую тележку, на которой стоял бык Нанди -
персональный транспорт(вахана) Шивы и поежился. Сквозь пест-
рый флер набивших оскомину чудес мелькнула жутковатая тень
изуверства(кн."Восемь сторон света". М., 1982)".
ОГОНЬ. Многие "факирские трюки" основываются на "несгорае-
мости" человеческого тела, возможности брать в руки горящие
угли и раскаленное железо, ходить по углям или вставать го-
лыми ногами на раскаленный докрасна металлический лист.
Фокусник Лионетто(Испания), брал раскаленные железные пли-
ты на голову, пил кипящее масло, погружал руки в растоплен-
ный свинец и т.п(Париж, 1829). Подобные же трюки демонстри-
ровал Ян Хилинский(Лейпциг, 1836). В книге "Тайны черной
магии"(переиздано, Рига, 1992), в частности сообщалось:
"В Неаполе, профессор Сементини и другие ученые химики
пришли к следующим открытиям.
1) Если истолченный проскурняковый или алтейный корень
смешать с чистым яичным белком и приготовить из него густую
мазь, и этою мазью намазать ладонь руки и посыпать толчеными
в порошок квасцами, то можно на порядочное время раскаленные
уголья брать в руку безо всякого для руки вреда.
2) Такую же точно мазь приготавливают из яичного желтвка,
толченого арабского гумми и крахмалу. Если ею намазать руку
и дать высохнуть, то можно раскаленные угли безвредно класть
на руку.
3) Чтобы без вреда растопленный, кипящий свинец брать в
руки, раскаленною полосою железа водить по языку и обнажен-
ным рукам, употребляют следующее средство: пол-фунта мелко
истолченных в порошок квасцов мешают с таким же количеством
серной кислоты, какого достаточно, а именно - шесть лотов.
Так как этот раствор безо всякой примеси стал бы сильно
щипать кожу, то его кладут в два фунта воды. Если этим сос-
тавом несколько раз помазать кожу или язык, дать высохнуть и
потом присыпать жесткого мыла, то можно безвредно брать ру-
ками огонь и делать те чудеса, о которых сказано выше.
4) Для тогочтобы ходить по растопленному свинцу, употреб-
ляют не чистое олово, но смесь металлов: из одной доли оло-
ва, одной свинца и двух висмут(практически, легкоплавкий и
безопасный для здоровья, уже упомянутый "сплав Вуда" - АА).
Такая смесь становится жидкою уже при температуре кипящей
воды, а потом жар ее для кожи легко высносим, особенно при
употреблении тех охраняющих кожу мазей, о которых мы говори-
ли выше..."
ПАЛЕЦ. Когда фокусник или факир, будь то ваш приятель или
эстрадная знаменитость, режет себе, скажем, палец, следует
внимательно присмотреться: Свой ли палец он режет? Палец ли?
Режет ли? А если течет кровь, то из пальца ли? И - кровь ли
это, вообще? А если кровь - то, из его ли пальца?
Самый распространенный фокус, с появлением "крови" - ис-
пользование роданида железа(кровяная соль), когда, при сме-
шании двух прозрачных и неприметных для глаз реактивов(один
на пальце, а второй на ноже) возникает резкая кровавая поло-
са, пугающая непосвященного зрителя.
Но, есть трюк, при котором из Вашего пальца при "разреза-
нии" ножом, течет реальная "всамделишная" кровь. Для этого
на последней фаланге пальца, возле ногтя делают несколько
предварительных наколов тонкой иглой, до появления капельки
крови. Кровь, однако, затем стирают и идут на "выступление".
Зрителям демонстрируют целый палец, затем, создавая "сте-
рильные условия", руку заматывают белым полотенцем(усиливая
давление в сосудах) и начинают "резать палец". При осторож-
ном надавливании клинка(не "пилить"!) кровь начинает выдав-
ливаться из дырочек и осталось ее только эффектно размазать
ножом! Полученный разрез можно эффектно "задуть", "загово-
рить" и пр.
В начале 90-х годов трюк проскользнул даже и по Ленинг-
радскому телевидению, где ведущий передачи "600 секунд",
Александр Невзоров, хотя и не понял секрета, но, со свойс-
твенной ему иронией весь процесс прокомментировал...
ПИСТОЛЕТ. В какой-то мере к "факирским" можно отнести и
трюки, в которых кто-то, ассистент ил зритель, стреляет в
фокусника, а он остается невредимым или более того, ловит
заранее меченную пулю(пули) в руку или зубами. Животные, в
котоых стреляют, сперва умирают, а после оживают.
Для этого, как правило применяется либо элементарная лов-
кость рук, с подменой патрона при зарядке пистолета, либо
специально подготовленные пистолеты. В старых пистолетах де-
ло доходило до подмены всего ствола, вынимания внутренней
вставной части с заряженной пулей, извлечения пули на намаг-
ниченном шомполе или с помощью специального захвата на шом-
поле и т.п.
При стрельбе в воробья или ласточку, рекомендовалось: "за-
рядите шомпольное ружье обыкновенным порохом, и , вместо пу-
ли, налейте немного ртути, которая при выстреле оглушит пти-
цу до обморока, не сделав ей раны". В результате птичка
"оживала".
Могли также подсунуть пулю-двойник, которая... попросту
плавилась в момент выстрела!
ПУЛЬС. Многие из факирских трюков необычайно просты, пос-
кольку основаны на свойствах человеческого тела, а наше тело
всегда у нас "под рукой".
"По требованию публики пульс факира замедляется, а затем
совсем прекращается в одной руке, потом восстанавливается в
другой. Факир прячет под мышками два твердых шарика. Доста-
точно нажать на них, чтобы пульс замедлился, а потом остано-
вился". - сообщал старейший фокусник А.А.Вадимов(Алли-Вад) в
книге "От магов древности, до иллюзионистов наших дней"(М.,
1966).
Попробовать это может любой. Особенно хороши крупные шари-
ки от шарикоподшипников, или простая речная галька - вло-
женная в специальные кармашки, под мышками.
Next