ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
           РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ.  Одним из старых балаганных трюков было
         - разбивание камней на голове или груди  какого-либо силача.
         Трюковое разбивание, зачастую было сопряжено с предваритель-
         но расколотым, склееным и подкрашенным камнем,который, впос-
         ледствии раскалывался достаточно легко.
           Разбивание камней и досок каратэистами и воинами-десантни-
         ками  также  нередко  проходит  как  демонстрационный номер.
         Здесь, правда, речь идет и об определенном "естественном от-
         боре":  камень или доску расколет,  все-таки, далеко не вся-
         кий.
           В цирке  разбивание  камней  на груди артиста(он,  обычно,
         придерживает его руками) основано, в первую очередь на чисто
         физическом  свойстве:  удар  гасится  в большой массе камня,
         усилие удара распределяется по относительно  большой площади
         соприкосновения с телом. Главное лишь - удержать камень. Был
         показан даже фильм,  о китайских мастерах "у-шу" и "ци-гун",
         где подобный номер исполняла... женщина, 70-ти лет!
РЕБРА. В древнерусских миниатюрах, рассказывающих о пока- рании царем непокорных архангельских монахов, есть цветные изображения казненных - подвешенных под ребро мясницким крю- ком наказанных людей. Впрочем, подобное возможно и... в виде трюка! На фестивале фокусников в начале 70-х годов, факир Кирокая (Япония) вонзал себе меж ребер - велосипедные спицы. А факир Бенгор(Ирландия) протащил на крюках, зацепленных "живьем", за ребра, тележку с грузом в 170 килограмм(несколько чело- век).
РОТ. Многие факиры, демонстрируя собственные сверхспособ- ности, берут в рот разные "невкусные", вредящие и повреждаю- щие вещи - пьют кислоту, льют расплавленное олово, грызут стекла и проделывают другие подобные вещи. В начале 90-х го- дов по ТВ показали некоего "знатока У-Шу", который выпил ло- жечку расплавленного олова, весь сморщился как старая груша и, спустя секунду, поспешно выплюнул уже затвердевшую "от- ливку". Разумеется, факир, зарабатывающий своими трюками, не смог бы проделать такое каждодневно. "Последний факир России", Дмитриус Лонго использовал... небольшую ванночку, окрашенную под цвет рта, куда и выливал, улыбаясь публике, ложку расп- лавленного олова. Риск ожога здесь, разумеется, был, но - меньший.
РУКИ. Руки реального факира или "факирствующего" фокусни- ка, обычно подвергаются всевозможным испытаниям. Иногда их режут и колют по-настоящему, но, чаще всего речь идет о чис- то технических(с устройством ножа и пр.) и чисто химичес- ких(с появлением и исчезновением "крови") секретах. Английский путешественник Кориат описывая свою поездку по Италии(1611) рассказывает: "Я видел замечательны и чудесные вещи, проделанные некото- рыми из этих монтибанков. Я видел, как один из них держал в руке гадюку, играл с ее жалом в течение четверти часа и все же не был ею ужален, хо- тя всякий другой человек был бы ею искусан до смерти... Я видел также монтибанка, который резал и колол ножом собственную свою руку, так что жалко было на него смотреть, ибо кровь струилась из его руки в изобилии. Потом же он по- мазал руку каким-то маслом, с помощью которого он мгновенно остановил кровотечение и так замечательно залечил раны и по- резы(которых, правда, не было - АА), что, когда н затем сно- ва показал свою руку, мы не могли обнаружить на ней ни ма- лейшего следа шрама..." Что ж, иногда "резали" и "жгли" свою руку , но, подчас, и, искусственную. Скажем, рекламируя мазь, будто бы помогающую от ожогов, опускали руку в кипящую смолу или горящую серу, при этом подменяли свою руку деревянной кистью, окрашенной под цвет тела. Могли применить и "третью руку", как в фильме "Фантомас разбушевался"(Франция), где хитроумный полицейский комиссар Жюв (артист Луи де Фюнес), прятал настоящую руку с пистоле- том под плащ, а на возглас "Руки вверх!" поднимал другую настоящую руку и соединенную с ней искусственную. Подобный фокус демонстрировали в репризе "Факир" некоторые клоуны в 70-х годах.
СЕРДЦЕ. Среди йогов, как известно, есть "умельцы" почти прекращающие сердечную деятельность(полной остановки нигде не за фиксировано). Это, впрочем, достаточно опасно. В начале века некий полковник Таусенд(Великобритания) показывал на сбе подобные эксперименты. Он бледнел, синел, тело его холо- дело, пульса не было, сердце не прослушивалось. Спустя неко- торое время, он все же приходил в себя. Закончилось это, однако, плачевно. Во время очередного "сеанса" обратно в жизнь полковник уже "вернуться" не смог. Такая участь едва не постигла факира Ивона Ива, который ос- танавливал сердце на эстраде несколько сот раз. Аналогичной методикой он пользовался при "закапывании в могилу". "Я давил на сонную артерию, точнее на каротидные синусы", - просто разьяснил Ивон Ива, на вопрос журналиста П.Рондьера (Франция). Фактически это было - самоудушение...
СМОЛА. Одним из излюбленных факирских("садистских") трюков является обжигание собственного тела. Совали руку, например, в расплавленное "олово" или "свинец"(ртуть или легкоплавкие сплавы), в "кипящую" воду(со специальной химической добавкой или воздушным приспособлением для "бурления" и "кипения"). Совали, так же, руку с расплавленную смолу. В книге "Чаро- дей"(М., 1862) это описывалось так: "Рудокопы часто, для произведения удивления в простолюди- нах, моют руки в горячей смоле и сере, намазав оня сперва рыбным клеем и квасцами, и обмочив потом в горячее вино, или употребив к сему состав из яичнаго белка, соку горчичнаго корня, петрушечнаго и редичнаго тертаго семени и извести". Так что, не верь глазам своим!
СПИНА. Даже спина может использоваться в факиризме доста- точно эффектно. Например - кожа спины. В некоторых религиоз- ных празденствах, на "шкурку" подвешивают специальные крючья с тяжестями. Или же, наоборот, на крючьях - подвешивается "тяжесть" - сам обладатель многострадальной "шкурки". Так, на Шри-Ланке(о.Цейлон) на одном сельском празднике, подвешивают за кожу спины и бедер, на крючьях - юношу, кото- рый сбрасывает, как благоволящий бог, сверху - различные плоды. Фотографии подобного "номера" были помещены, как-то в журнале "Эхо планеты"(1988.8).
СТЕКЛО. Некоторые "факирские" трюки можно острожно проде- лать и на себе. Правда, не переходя определенной границы ра- зумного и доступного. Так, стоять, лежать, ходить по битому стеклу, оконному или бутылочному, может, в принципе всякий. Нужно, правда, ряд условий, например, такие: ноги жела- тельно поднимать достаточно вертикально, не совершая движе- ний "вдоль"(вперед-назад), чтобы не порезаться. Осколки должны быть, желательно мельче. Тогда относительно безопас- ным делаются даже искривленные бутылочные осколки. Важна и чисто зрительная наблюдательность, плотность ступни и чувс- тво баланса. Лежать на крупных осколках может себе позволить только че- ловек достаточно тренированный, умеющий расслабляться, рав- номерно распределить вес своего тела. Такое демонстрировал, скажем, артист В.Авдеев, человек с достаточн плотным(упитан- ным) телом. Автору этих строк довелось видеть и "пляски на стекле"(де- вушка из группы "Волхвы", руководитель А.Рыбин). Предвари- тельно бутылки сложили в мешок и несколько раз "шваркнули" об пол, после чего - выспали. Девушка плясала с бубном достаточно удачно, но, под конец, подпрыгнув, приземлилась на колени, чего делать явно было не надо. Ступни ее не пострадали, а вот на коленке появился не- большой кровавый порез. Зрители, члены секции аномальных яв- лений остались довольны не сколько пляской, сколько этим по- резом... Заметим, что факир Д.Лонго. применял двойной мешок, куда складывали стекло для разбиания. В секретном отделении мешка уже лежало стекло с... заранее затупленными гранями!
СТРЕЛЫ. Некоторые эстрадные факиры, среди своих номеров демонстрируют способность отбить или поймать на лету пущен- ную или брошенную в них стрелу, пику, саблю, нож. Зачатую здесь многое зависит от ассистента и номер, потому, довольно рискован. Так, журнал "Сцена и арена"(1916) писал: "..."Индийский" факир Бен-Бай, выступавший в цирке, лежал с обнаженной грудью в центре манежа на специальной подстав- ке. Его ассистентка с трехаршинной высоты бросала в него ос- тро отточенную шашку, которую факир отбрасывал рукой. Но вот в Верхнеудинске "факир улегся. В воздухе сверкнула сталь, и... шашка вонзилась в грудь несчастного артиста"..."
СТУПНЯ. В журнале "Вокруг Света"(1990.12) как-то была при- ведена фотография особой обуви, которые носят тамилы на празднике "Кавади"(о.Маврикий): на подметках - гвозди, гус- той щеткой, остриями вверх! Писатель Е.И.Парнов, наблюдавший подобное в Варанаси(г.Бе- нарес, Индия) писал об этом так: "Другие, тяжело опираясь на посох, стучали по мостовой де- ревяшками, утыканными(остриями вверх!) гвоздями. - Можно взглянуть? - я подошел к однму из таких подвижни- ков и опустил в его нищенскую чашу рупию. Он с готовностью показал стопу с привязанной веревкою гвоздевой щеткой... Следы отгвоздей были четкими и глубоки- ми, но кожа выглядела совершенно целой, хотя и несколько воспаленной". Секрет здесь относительно прост. Толстые "натоптанные" по- дошвы "размачиваются" в воде и плтно прикладываются гвозде- вой "сандалии", после чего любитель "острых ощущений" обсы- хает, и заново "твердеет". Мне довелось видеть стояние голыми ступнями на "коврике йогов", сделанном из доски, где было вбито множество швейных игл (1 х 1см). Парнишка, достаточно упитанный, по просьбе публики аккуратно снял ботинки, носочки и, опершись руками на спинки стульев, встал на хрупкий игольчатый коврик, от- пустил руки(группа "Волхвы", г.Н.Новгород). Ступни были покрыты ямками от игл, но крови - не было. Сам я пробовал вставать ногами на лабоарторное пособие статисти- ков, "доску Гальтона", фактически, доску с частыми толстыми штырьками. Очень неприятно, но... стоять можно!
СУСТАВЫ. Знаменитый артист начала ХХ века, Гарри Гуди- ни(Эрих Вейс, США), все свое выступление составлял из все- возмложных "взломов" и "освобждний": от веревок, цепей, зам- ков, наручников и т.п. Он внимательно следил за развитием техники и тщательно исследовал все новые появляющиеся замки, запоры, несгораемые шкафы и сейфы. "В результате настойчивой и долгой тренировки, - писал А.А.Вадимов(Алли-Вад) в книге "От магов древности, до иллю- зионистов наших дней"(М., 1966), - он необыковенно владел своим телом. При заковывании Гудини напрягал мускулы, значи- тельно увеличивая их в объеме, а чтобы освободиться - расс- лаблял мышцы. Он мог складываться попалам, смещать кости в суставах, задерживать дыхание в продолжение двух минут". Кисть руки или палец, Гудини мог "разобрать" по составным частям и "собрать" вновь. Заметим,однако, что впоследствии, в старшем возрасте его сильно мучили артрозы. Нечто подобное видел и наш зритель. В одной из ервых пере- деч телепрограммы "Взгляд", рекламы ради, был приглашен "че- ловек без костей", Михаил Зрутюнник. Номера его, как и у Гу- дини, так же, во многом основаны на изменеии состояния суставов(1989). Войдя, он протянул журналисту руку, поздоровался и... поп- росил повернуть ему кисть, как поворачивают кран для воды. Один оборот. "Давайте еще", - предложил приглашенный. Второй оборот. "Может быть, хватит?!" - испугался поворачивающий тележурналист В.Мукусев. "Давайте еще раз". Три с половиной оборота сделала кисть руки(преварительно, судя по всему, вошедший здоровался уже с "вывернутой", заранее, рукой). Другой подобный же трюк. Руки приглашенного связывают за спиной веревкой. Что же делает развязывающийся? Он - подни- мает связанные руки за спиной все выше, выше, выше и... про- ворачивает их в плечевых суставах, протаскивая между них го- лову и шею. Руки, в итоге оказываются уже - перед туловищем! А здесь уже справиться с веревками гораздо проще, что и де- лает выступающий...
ТАЗ. У факира применение найдется всему, в том числе и... собственному заду. Причем применения достаточно разнообраз- ны. Скажем в одной из книг Эрих Мария Ремарк(кажется, "Чер- ный обелиск") описывает человека, который... вытаскивал за- дом - гвозди из доски. Можно, кончено, заняться тенировкой ягодиц, но, обычно подобные трюки осуществляют с помощью специального механического захвата. Впрочем, гвозди можо не только вытаскивать, но и забивать. Это делают и лбом, и кулаком. А задом, кроме всего прочего можно, оказывается... колоть орехи! Так, в 1990 году сообщалось про некоего 60-летнего Хосе Бидагурена, бывшего моряка(г.Герника, Испания), который мощ- ными ударами своей "задней части" за 16 минут и 58 секунд умудрился расколоть - ровно 100 грецких орехов! Результат был предоставлен в "Книгу рекордов Гиннесса". Используя зад в делах "непривычных", в делах "привычных" его можно, наоборот, НЕ использовать. Например - для битья. Скажем, в фильме "Плюмбум, или опасная игра", актера-мальчи- ка, по сценарию, должны были жестоко бить. Для этого приш- лось изготовить искусственное "заднее место". Накладное, но - точь в точь как натуральное! Для многих дублей.
ТОПОР. Большое количество грубых факирских номеров(на сво- ем теле) и факирских трюков(с особым секретом) демонстриро- валось в балаганах ярмарочными фокусниками в средние века и после. В дальнейшем количество таких номеров резко снизи- лось, но сами номера стали гораздо тоньше. Так, "китайские" фокусники демонстрировали, в частнсти, отрубание головы. Изображали либо "историческую" сцену, либо приглашали "зрителя" из зала и несколько "зрителей", ассис- тировать. Приносили огромный ржавый топор, покрытый засохшей кровью, снимали со "зрителя" сюртук, руюашку, связывали ру- ки, укладывали головой на плаху. В дальнейшем фокус мог варьироваться. Настоящую голову могли наклонить, спрятав в самой же плахе и, после "отруба- ния" предъявить залу окровавленный восковый муляж, который, размеется, никто и близко не хотел видеть(см.голова). Но применялся и топор со "вставкой". В самом широком лез- вии секиры был вырез, точно по форме шеи. До "отрубания" он был закрыт выдвижной вставкой и топор казался цельным. Лез- вие было полым и заполнено бычьей кровью. Наиболее важным элементом была точность удара. В реузльтате, чисто внешне, топор "отделял" голву от туловища и эффектно торчал из пла- хи.
ТЯЖЕСТЬ. Еще одним опасным факирским трюком является но- мер, когда на тело факира накладывается дощатый щит, а свер- ху становится множество людей, наваливают тяжести, проезжает автомобиль. Подобный трюк, на фестивале фокусников, в 70-х годах, показывал, например, факир Ивон Ива(Венгрия), человек отнюдь не атлетического сложения. Когда журналист П.Рондь- ер(Франция) спросил, как он это достигает, тот ответил: иск- лючительно за счет... силы воли! "Когда Вам на грудь становятся семь человек, это разве то- же вопрос силы воли? - Да. Во-первых, сила воли необходима, чтобы блкировать дыхание, а в самый момент представления - чтобы сковать грудную клетку..."
Next