ФАКИРСКИЙ СЛОВАРИК
РАЗБИВАНИЕ КАМНЕЙ. Одним из старых балаганных трюков было
- разбивание камней на голове или груди какого-либо силача.
Трюковое разбивание, зачастую было сопряжено с предваритель-
но расколотым, склееным и подкрашенным камнем,который, впос-
ледствии раскалывался достаточно легко.
Разбивание камней и досок каратэистами и воинами-десантни-
ками также нередко проходит как демонстрационный номер.
Здесь, правда, речь идет и об определенном "естественном от-
боре": камень или доску расколет, все-таки, далеко не вся-
кий.
В цирке разбивание камней на груди артиста(он, обычно,
придерживает его руками) основано, в первую очередь на чисто
физическом свойстве: удар гасится в большой массе камня,
усилие удара распределяется по относительно большой площади
соприкосновения с телом. Главное лишь - удержать камень. Был
показан даже фильм, о китайских мастерах "у-шу" и "ци-гун",
где подобный номер исполняла... женщина, 70-ти лет!
РЕБРА. В древнерусских миниатюрах, рассказывающих о пока-
рании царем непокорных архангельских монахов, есть цветные
изображения казненных - подвешенных под ребро мясницким крю-
ком наказанных людей. Впрочем, подобное возможно и... в виде
трюка!
На фестивале фокусников в начале 70-х годов, факир Кирокая
(Япония) вонзал себе меж ребер - велосипедные спицы. А факир
Бенгор(Ирландия) протащил на крюках, зацепленных "живьем",
за ребра, тележку с грузом в 170 килограмм(несколько чело-
век).
РОТ. Многие факиры, демонстрируя собственные сверхспособ-
ности, берут в рот разные "невкусные", вредящие и повреждаю-
щие вещи - пьют кислоту, льют расплавленное олово, грызут
стекла и проделывают другие подобные вещи. В начале 90-х го-
дов по ТВ показали некоего "знатока У-Шу", который выпил ло-
жечку расплавленного олова, весь сморщился как старая груша
и, спустя секунду, поспешно выплюнул уже затвердевшую "от-
ливку".
Разумеется, факир, зарабатывающий своими трюками, не смог
бы проделать такое каждодневно. "Последний факир России",
Дмитриус Лонго использовал... небольшую ванночку, окрашенную
под цвет рта, куда и выливал, улыбаясь публике, ложку расп-
лавленного олова. Риск ожога здесь, разумеется, был, но -
меньший.
РУКИ. Руки реального факира или "факирствующего" фокусни-
ка, обычно подвергаются всевозможным испытаниям. Иногда их
режут и колют по-настоящему, но, чаще всего речь идет о чис-
то технических(с устройством ножа и пр.) и чисто химичес-
ких(с появлением и исчезновением "крови") секретах.
Английский путешественник Кориат описывая свою поездку по
Италии(1611) рассказывает:
"Я видел замечательны и чудесные вещи, проделанные некото-
рыми из этих монтибанков.
Я видел, как один из них держал в руке гадюку, играл с ее
жалом в течение четверти часа и все же не был ею ужален, хо-
тя всякий другой человек был бы ею искусан до смерти...
Я видел также монтибанка, который резал и колол ножом
собственную свою руку, так что жалко было на него смотреть,
ибо кровь струилась из его руки в изобилии. Потом же он по-
мазал руку каким-то маслом, с помощью которого он мгновенно
остановил кровотечение и так замечательно залечил раны и по-
резы(которых, правда, не было - АА), что, когда н затем сно-
ва показал свою руку, мы не могли обнаружить на ней ни ма-
лейшего следа шрама..."
Что ж, иногда "резали" и "жгли" свою руку , но, подчас, и,
искусственную. Скажем, рекламируя мазь, будто бы помогающую
от ожогов, опускали руку в кипящую смолу или горящую серу,
при этом подменяли свою руку деревянной кистью, окрашенной
под цвет тела.
Могли применить и "третью руку", как в фильме "Фантомас
разбушевался"(Франция), где хитроумный полицейский комиссар
Жюв (артист Луи де Фюнес), прятал настоящую руку с пистоле-
том под плащ, а на возглас "Руки вверх!" поднимал другую
настоящую руку и соединенную с ней искусственную. Подобный
фокус демонстрировали в репризе "Факир" некоторые клоуны в
70-х годах.
СЕРДЦЕ. Среди йогов, как известно, есть "умельцы" почти
прекращающие сердечную деятельность(полной остановки нигде
не за фиксировано). Это, впрочем, достаточно опасно. В начале
века некий полковник Таусенд(Великобритания) показывал на
сбе подобные эксперименты. Он бледнел, синел, тело его холо-
дело, пульса не было, сердце не прослушивалось. Спустя неко-
торое время, он все же приходил в себя.
Закончилось это, однако, плачевно. Во время очередного
"сеанса" обратно в жизнь полковник уже "вернуться" не смог.
Такая участь едва не постигла факира Ивона Ива, который ос-
танавливал сердце на эстраде несколько сот раз. Аналогичной
методикой он пользовался при "закапывании в могилу".
"Я давил на сонную артерию, точнее на каротидные синусы",
- просто разьяснил Ивон Ива, на вопрос журналиста П.Рондьера
(Франция). Фактически это было - самоудушение...
СМОЛА. Одним из излюбленных факирских("садистских") трюков
является обжигание собственного тела. Совали руку, например,
в расплавленное "олово" или "свинец"(ртуть или легкоплавкие
сплавы), в "кипящую" воду(со специальной химической добавкой
или воздушным приспособлением для "бурления" и "кипения").
Совали, так же, руку с расплавленную смолу. В книге "Чаро-
дей"(М., 1862) это описывалось так:
"Рудокопы часто, для произведения удивления в простолюди-
нах, моют руки в горячей смоле и сере, намазав оня сперва
рыбным клеем и квасцами, и обмочив потом в горячее вино, или
употребив к сему состав из яичнаго белка, соку горчичнаго
корня, петрушечнаго и редичнаго тертаго семени и извести".
Так что, не верь глазам своим!
СПИНА. Даже спина может использоваться в факиризме доста-
точно эффектно. Например - кожа спины. В некоторых религиоз-
ных празденствах, на "шкурку" подвешивают специальные крючья
с тяжестями. Или же, наоборот, на крючьях - подвешивается
"тяжесть" - сам обладатель многострадальной "шкурки".
Так, на Шри-Ланке(о.Цейлон) на одном сельском празднике,
подвешивают за кожу спины и бедер, на крючьях - юношу, кото-
рый сбрасывает, как благоволящий бог, сверху - различные
плоды. Фотографии подобного "номера" были помещены, как-то в
журнале "Эхо планеты"(1988.8).
СТЕКЛО. Некоторые "факирские" трюки можно острожно проде-
лать и на себе. Правда, не переходя определенной границы ра-
зумного и доступного. Так, стоять, лежать, ходить по битому
стеклу, оконному или бутылочному, может, в принципе всякий.
Нужно, правда, ряд условий, например, такие: ноги жела-
тельно поднимать достаточно вертикально, не совершая движе-
ний "вдоль"(вперед-назад), чтобы не порезаться. Осколки
должны быть, желательно мельче. Тогда относительно безопас-
ным делаются даже искривленные бутылочные осколки. Важна и
чисто зрительная наблюдательность, плотность ступни и чувс-
тво баланса.
Лежать на крупных осколках может себе позволить только че-
ловек достаточно тренированный, умеющий расслабляться, рав-
номерно распределить вес своего тела. Такое демонстрировал,
скажем, артист В.Авдеев, человек с достаточн плотным(упитан-
ным) телом.
Автору этих строк довелось видеть и "пляски на стекле"(де-
вушка из группы "Волхвы", руководитель А.Рыбин). Предвари-
тельно бутылки сложили в мешок и несколько раз "шваркнули"
об пол, после чего - выспали.
Девушка плясала с бубном достаточно удачно, но, под конец,
подпрыгнув, приземлилась на колени, чего делать явно было не
надо. Ступни ее не пострадали, а вот на коленке появился не-
большой кровавый порез. Зрители, члены секции аномальных яв-
лений остались довольны не сколько пляской, сколько этим по-
резом...
Заметим, что факир Д.Лонго. применял двойной мешок, куда
складывали стекло для разбиания. В секретном отделении мешка
уже лежало стекло с... заранее затупленными гранями!
СТРЕЛЫ. Некоторые эстрадные факиры, среди своих номеров
демонстрируют способность отбить или поймать на лету пущен-
ную или брошенную в них стрелу, пику, саблю, нож. Зачатую
здесь многое зависит от ассистента и номер, потому, довольно
рискован. Так, журнал "Сцена и арена"(1916) писал:
"..."Индийский" факир Бен-Бай, выступавший в цирке, лежал
с обнаженной грудью в центре манежа на специальной подстав-
ке. Его ассистентка с трехаршинной высоты бросала в него ос-
тро отточенную шашку, которую факир отбрасывал рукой. Но вот
в Верхнеудинске "факир улегся. В воздухе сверкнула сталь,
и... шашка вонзилась в грудь несчастного артиста"..."
СТУПНЯ. В журнале "Вокруг Света"(1990.12) как-то была при-
ведена фотография особой обуви, которые носят тамилы на
празднике "Кавади"(о.Маврикий): на подметках - гвозди, гус-
той щеткой, остриями вверх!
Писатель Е.И.Парнов, наблюдавший подобное в Варанаси(г.Бе-
нарес, Индия) писал об этом так:
"Другие, тяжело опираясь на посох, стучали по мостовой де-
ревяшками, утыканными(остриями вверх!) гвоздями.
- Можно взглянуть? - я подошел к однму из таких подвижни-
ков и опустил в его нищенскую чашу рупию.
Он с готовностью показал стопу с привязанной веревкою
гвоздевой щеткой... Следы отгвоздей были четкими и глубоки-
ми, но кожа выглядела совершенно целой, хотя и несколько
воспаленной".
Секрет здесь относительно прост. Толстые "натоптанные" по-
дошвы "размачиваются" в воде и плтно прикладываются гвозде-
вой "сандалии", после чего любитель "острых ощущений" обсы-
хает, и заново "твердеет".
Мне довелось видеть стояние голыми ступнями на "коврике
йогов", сделанном из доски, где было вбито множество швейных
игл (1 х 1см). Парнишка, достаточно упитанный, по просьбе
публики аккуратно снял ботинки, носочки и, опершись руками
на спинки стульев, встал на хрупкий игольчатый коврик, от-
пустил руки(группа "Волхвы", г.Н.Новгород).
Ступни были покрыты ямками от игл, но крови - не было. Сам
я пробовал вставать ногами на лабоарторное пособие статисти-
ков, "доску Гальтона", фактически, доску с частыми толстыми
штырьками. Очень неприятно, но... стоять можно!
СУСТАВЫ. Знаменитый артист начала ХХ века, Гарри Гуди-
ни(Эрих Вейс, США), все свое выступление составлял из все-
возмложных "взломов" и "освобждний": от веревок, цепей, зам-
ков, наручников и т.п. Он внимательно следил за развитием
техники и тщательно исследовал все новые появляющиеся замки,
запоры, несгораемые шкафы и сейфы.
"В результате настойчивой и долгой тренировки, - писал
А.А.Вадимов(Алли-Вад) в книге "От магов древности, до иллю-
зионистов наших дней"(М., 1966), - он необыковенно владел
своим телом. При заковывании Гудини напрягал мускулы, значи-
тельно увеличивая их в объеме, а чтобы освободиться - расс-
лаблял мышцы. Он мог складываться попалам, смещать кости в
суставах, задерживать дыхание в продолжение двух минут".
Кисть руки или палец, Гудини мог "разобрать" по составным
частям и "собрать" вновь. Заметим,однако, что впоследствии,
в старшем возрасте его сильно мучили артрозы.
Нечто подобное видел и наш зритель. В одной из ервых пере-
деч телепрограммы "Взгляд", рекламы ради, был приглашен "че-
ловек без костей", Михаил Зрутюнник. Номера его, как и у Гу-
дини, так же, во многом основаны на изменеии состояния
суставов(1989).
Войдя, он протянул журналисту руку, поздоровался и... поп-
росил повернуть ему кисть, как поворачивают кран для воды.
Один оборот. "Давайте еще", - предложил приглашенный. Второй
оборот. "Может быть, хватит?!" - испугался поворачивающий
тележурналист В.Мукусев. "Давайте еще раз". Три с половиной
оборота сделала кисть руки(преварительно, судя по всему,
вошедший здоровался уже с "вывернутой", заранее, рукой).
Другой подобный же трюк. Руки приглашенного связывают за
спиной веревкой. Что же делает развязывающийся? Он - подни-
мает связанные руки за спиной все выше, выше, выше и... про-
ворачивает их в плечевых суставах, протаскивая между них го-
лову и шею. Руки, в итоге оказываются уже - перед туловищем!
А здесь уже справиться с веревками гораздо проще, что и де-
лает выступающий...
ТАЗ. У факира применение найдется всему, в том числе и...
собственному заду. Причем применения достаточно разнообраз-
ны. Скажем в одной из книг Эрих Мария Ремарк(кажется, "Чер-
ный обелиск") описывает человека, который... вытаскивал за-
дом - гвозди из доски. Можно, кончено, заняться тенировкой
ягодиц, но, обычно подобные трюки осуществляют с помощью
специального механического захвата.
Впрочем, гвозди можо не только вытаскивать, но и забивать.
Это делают и лбом, и кулаком. А задом, кроме всего прочего
можно, оказывается... колоть орехи!
Так, в 1990 году сообщалось про некоего 60-летнего Хосе
Бидагурена, бывшего моряка(г.Герника, Испания), который мощ-
ными ударами своей "задней части" за 16 минут и 58 секунд
умудрился расколоть - ровно 100 грецких орехов! Результат
был предоставлен в "Книгу рекордов Гиннесса".
Используя зад в делах "непривычных", в делах "привычных"
его можно, наоборот, НЕ использовать. Например - для битья.
Скажем, в фильме "Плюмбум, или опасная игра", актера-мальчи-
ка, по сценарию, должны были жестоко бить. Для этого приш-
лось изготовить искусственное "заднее место". Накладное, но
- точь в точь как натуральное! Для многих дублей.
ТОПОР. Большое количество грубых факирских номеров(на сво-
ем теле) и факирских трюков(с особым секретом) демонстриро-
валось в балаганах ярмарочными фокусниками в средние века и
после. В дальнейшем количество таких номеров резко снизи-
лось, но сами номера стали гораздо тоньше.
Так, "китайские" фокусники демонстрировали, в частнсти,
отрубание головы. Изображали либо "историческую" сцену, либо
приглашали "зрителя" из зала и несколько "зрителей", ассис-
тировать. Приносили огромный ржавый топор, покрытый засохшей
кровью, снимали со "зрителя" сюртук, руюашку, связывали ру-
ки, укладывали головой на плаху.
В дальнейшем фокус мог варьироваться. Настоящую голову
могли наклонить, спрятав в самой же плахе и, после "отруба-
ния" предъявить залу окровавленный восковый муляж, который,
размеется, никто и близко не хотел видеть(см.голова).
Но применялся и топор со "вставкой". В самом широком лез-
вии секиры был вырез, точно по форме шеи. До "отрубания" он
был закрыт выдвижной вставкой и топор казался цельным. Лез-
вие было полым и заполнено бычьей кровью. Наиболее важным
элементом была точность удара. В реузльтате, чисто внешне,
топор "отделял" голву от туловища и эффектно торчал из пла-
хи.
ТЯЖЕСТЬ. Еще одним опасным факирским трюком является но-
мер, когда на тело факира накладывается дощатый щит, а свер-
ху становится множество людей, наваливают тяжести, проезжает
автомобиль. Подобный трюк, на фестивале фокусников, в 70-х
годах, показывал, например, факир Ивон Ива(Венгрия), человек
отнюдь не атлетического сложения. Когда журналист П.Рондь-
ер(Франция) спросил, как он это достигает, тот ответил: иск-
лючительно за счет... силы воли!
"Когда Вам на грудь становятся семь человек, это разве то-
же вопрос силы воли?
- Да. Во-первых, сила воли необходима, чтобы блкировать
дыхание, а в самый момент представления - чтобы сковать
грудную клетку..."
Next