ЙОГОВСКИЙ СЛОВАРИК
А. АЙЕНГАР. Это выдающийся пропагандист йоги, но и о нем,
и о других крупных деятелях(Рамакришкна. Вивекананда и пр.)
мы, практически, ничего не сообшаем, описывая лишь некоторые
проводимые эксперименты, наиболее часто упоминаемые в совре-
менной печати.
Б. БАБАШРИ РАМДАЖИ ДЖИРНАРИ. Сообщалось, что с ним был
проведен эксперимент, который изложил, впоследствии, врач Р.
Вейкл (Англия, ж."Ланцет", 1950.12). По его словам, в Бомбее
(Индия) на глазах 10-тысячной толпы йог уселся в вырытую в
земле узкую камеру, размером 5 х 4 х 8 футов(1 фут = 30 см -
АА). Из стен и потолка торчали гвозди.
Камеру загерметизировали цементом. Там, в состоянии "мни-
мой смерти" йог провел 56 часов, а затем полость камеры бы-
ла, вдобавок, залита водой(называлось 1400 галлонов).
Судя по сообщению, под водой Рамаджи пробыл еще 6,5 часов,
после чего его возвратили к жизни в местной клинике. Харак-
терно, что, для понижения газообмена, готовясь к эксперимен-
ту, Рамаджи в течение 10 дней пил только воду и ничего не
ел.
В. ВАСАНДРАО ДЖАДХАВ. Йог, фотография которого во время
"левитации", в 60-х годах, облетела весь мир. На фотографии
- человек, в набедренной повязке, вытянувшись вверх лицом,
прижав руки по швам, висит в воздухе на высоте около 30-40
см над землей.
Ситуация была изучена Георги Лозановым, директором инсти-
тута суггестологии в Софии(Болгария). Выяснилось, что речь
идет, все же, увы, не о "левитации". Джад показал им сложный
прыжок со спины, наподобие прыжка жука-щелкунчика или же
конвульсивного подброса тела у эпилептика, во время припад-
ка. Во время этого прыжка тело отрывалось от земли и на ка-
кой-то миг зависало в воздухе абсолютно гоизонтально.
Предположительно, этот прыжок мог использоваться во время
ночных выступлений, когда, во время мгновенной яркой вспышки
огня, йог, лежавший до этого на земле, совершал прыжок и
"висел в воздухе", пока длилась короткая вспышка, создавая
видимость полета.
ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (подлинное имя - Наредранатх Датта, годы
жизни 1863-1902). Одна из видных фигур индийского общества
конца ХIХ века. Отлично знал разлные виды йоги(написал книгу
"Четыре йоги").
О нем сообщалось, что он обладал рядом любопытных способ-
ностей. В частнсти, описывалось, как Вивекананда, ночуя в
Белурском монастыре(Белур Матхе, Индия), внезапно проснулся
среди ночи и сказал, что случились ужасные бедствия и погиб-
ло много людей. Уже в утренних газетах появилось сообщение о
страшном землетрясении в Турции, которое, предположительно,
произошло именно в момент пробуждения Вивекананды.
Характерна ранняя смерть великого йога, как впрочем и для
большинства известных крупных йогов. Долгожительство для
них, увы, что бы там не утверждали, не характерно. Так, Ра-
макришна умер в 50 лет, Вивекананда - в 39, Шанкара - в 32 и
т.д.
Д. ДЖАИРА РОМЕШ. В 1991 году о нем сообщалось, как этот
факир, на центральной площади города Тага(Бутан) встал перед
многосотенной толпою на небольшое возвышение, возвел обе ру-
ки вверх, закрыл глаза и затем начал плавно отрываться от
земли.
Поднявшись на высоту около 3 метров он на несколько секунд
замер, затем "поплыл" в воздухе, не делая никаких движений
руками или ногами.
Весь сеанс длился околo 3-х минут и, если верить сообще-
нию, фиксировался несколькими кинокамерами, однако - все ки-
нопленки остались абсолютно чистыми. Предполагать, в таком
случае, можно, все что угодно, хотя, конечно, слова "гип-
ноз" и "массовая галлюцинация" напрашиваются как-то само со-
бой.
К тому же эта история весьма напоминает ситуацию начала ХХ
века, с розыгрышем в газете "Чикаго трибюн", про фотосъемку
трюка "индийский канат", где, на снимках факир и мальчик,
исполнявший трюки на канате(и "зарубленный" факиром) стояли,
якобы, неподвижно, глядя в камеру, в то время, как зрителям
"виделись" гимнастические трюки. Правда в тот раз, в конце
концов авто сознался в розыгрыше, и даже давал читателю по-
вод для догадки, подписав статью, С.Элмор, от английского
"селл моор" - ври больше...
КЕЙКО АНКАВА. Судя по сообщению, в 1991 году в феврале, в
одном из предгорий Гималаев был проведен эксперимент по аб-
солютной изоляции человека в герметической камере, в течении
4-х суток. Возглавлявший эксперимент, индийский йог,
К.Сингх, утверждал, что наблюдал душу Кейко, "висевшую" ря-
дом, в воздухе камеры. Эксперимент, по прошествии 4-х дней
закончился благополучно, а вот "душу", к сожалению, больше
никто не заметил...
КРИШОМАХАРА. Йог из Мадраса(Индия) с которым в 1935 году
работала кардиолог Тереза Броссе(Франция). Электрокардиогра-
фия тогда делала еще первые шаги, поэтому ЭКГ, электрокарди-
ограмму, снимали с одного отведения.
Во время опыта у йога не прощупывался пульс на руке, не
прослушивалось сердце, ЭКГ шло в виде прямой линии. По приб-
лежении окончания эксперимента, сердце вновь забилось. Более
внимательное исследование еще нескольких йогов показали, что
слабые сердечные сокращения все же имели место на протяжении
всего периода "остановки" сердца.
МАХАРИШИ МАХЕШ ЙОГА. Видная индийская фигура, создал собс-
твенную организацию по изучению востчных йогических дисцип-
лин. С филиалом этой организацией, в частности, связан за-
бавный судебный процесс, когда в г.Филадельфии(США),
бизнесмен П.Кропинский подал в суд на секту.
Торговец заявил, что за все 10 лет обучения его "ничему
толковому" не научили, никакого "совершенства" он не достиг.
Обещанную же в рекламе "левитацию"(проще говоря, способность
"летать") подменили тем, что научили... подпрыгивать со
скрещенными ногами в позе "лотос". Такова была "левита-
ция"...
Н. НАРАЙЯНА СВАМИ. Сообщалось, что, в середине 50-х годов
в Индии был проведен и официально зарегистрирован экспери-
мент, где вышеуказанный йог был закопан на 14 суток в землю.
Через посложенные 2 недели йог был извлечен, не наблюдалось
ни малейшего признака пульса, сердцебиения или дыхания.
Впрочем, после обработки теплой водой и растирания теплым
маслом, он был возвращен к жизни.
РАВИНДРА МИШРА. Сообщалось, что этот йог, 70-ти лет, про-
вел 6 дней и ночей(точно 144 часа, 16 минут, 22 секунды),
без воздуха на дне озера в Рева(Индия). Психолог и медик,
доктор Ракоша Кафади(Калькутта) утверждал, что условия были
соблюдены точно и честно, что он периодически наблюдал за
йогом с помощью специального оптического прибора.
Судя по описанию, Равиндра находился на глубине 19 метров,
сидя в позе "лотос", сдерживаемый свинцовыми гирями. У озера
постоянно ночевало около 400 человек(почему и требуется не-
которая осторожность в выводах, йог мог "ночевать" и на бе-
регу, а в воду войти лишь на последний день условленного
срока - АА), желавших проследить весь эксперимент от начала
до конца.
РАМА СВАМИ. О нем, в частности, сообщалось, что он демонс-
трировал ученым что может не только замедлять, нои значи-
тельно убыстрять сердечный ритм, с 70 до 300 ударов. Впро-
чем, экспериментаторы оганичились 20 секундами работы сердца
йога в подобном темпе.
РАМАКРИШНА ПАРАМАХАМСА. Видная индийская фигура конца ХIХ
века(годы жизни, 1836-1886 гг). Его образ жизни аскета, йо-
га, философа достаточно полно освещена в автобиографическом
очерке и в книге, которую создал писатель Ромен Роллан,
"Опыт исследования мистической и духовной жизни современной
Индии. Жизнь Рамакришны"(Собрание сочинений, т.19., Л.,
1936).
Погиб от рака горла, вследствие частых экстатических сос-
тояний. Во время "подъема" описывал, что видит перед глазами
"расплавленный металл", "огненных мушек" и т.п.(вызванное, в
частности, сознательным управляемым подъмом давления в кро-
веноных сосудах мозга и глаз - АА).
Обладал рядом интересных психических способностей. Так,
при первом посещении его Нареном(Вивеканандой), одним лишь
легким прикосновением ввел его в состояние транса(полугипно-
тическое, безвольное состояние - АА), после чего длительно
беседовал с ним, легко получая различные факты биографии мо-
лодого человека, приведенного в ужас(ему казалось, "что он -
умирает").
РАМАЧАРАКА (псевдоним, американский писатель Аткинсон).
Известный популяризатор и пропагандист йоги в начале ХХ ве-
ка. Автор целого ряда книг: Наука о дыхании индийских йогов;
Основы миросозерцания индийских йогов; Пути достижения ин-
дийских йогов; Религии и тайные учения Востока и т.п.
Книги эти частично переизданы ныне. Все методики по "лече-
нию биополем" с помощью рук, т. е. "бесконтактным массажом",
которые ныне приписывают, как "изобретение" некоторым нашим
"экстрасенсам"(в частности, Джуне Давиташвили) в действи-
тельности, едва ли не дословно, взяты именно из его книг.
"РИФА". Сообщалось, что это - некая индийская секта, де-
монстрировавшая отснятые кинофильмы о возможностях человека
в Королевском антропологическом институте в Лондоне(Великоб-
ритания). Кинокадры запечатлели членов секты, которые, в
частности, делали следующее:
1) С помощью длинных стилетов прокалывали насквозь шею
между глоткой и позвоночником(относительно безопасно, там
лишь мышцы - АА);
2) вытаскивали на некоторое время из орбиты - глазное яб-
локо(факирский трюк, котоырй в начале ХХ века проделывал
Дмитриус Лонго, последний "русский факир" - АА);
3) вбивали гвозди в кости черепа (довольно многочисленные
случаи такого есть у умалишенных и у самоубийц, собственно
кости почти лишены нервных окончаний - АА); 4) глава секты
проезжали на массивной повозке по распростертым обнаженным
телам(нужна соответствующая физическая подготовка, в первую
очередь умение блокировки дыхания, в цирке такие трюки в по-
рядке вещей - АА).
Подобным обрядам, однако предшествовали длительные экста-
тические танцы у могилы основателя секты и основательная
психическая спецподготовка.
САТЬЯМУРТИ. Сообщалось, что этот йог согласился подверг-
нуть себя эксперименту(февраль 1974) в условиях больницы. Во
время исследования в течение 5-ти суток приборы фиксировали,
что человек не подает никаких признаков жизни: дыхания не
было, сердце не билось. Однако, в условленный день и час он
вернулся в прежнее свое состояние.
Т. ТАРА-БЕЙ (псевдоним - АА). Выступал, в 20-х годах, нап-
ример в Берлине(Германия), укладываясь на доску с гвоздями,
причем на его грудь становился человек. Когда поднимался, то
на спине были раны из которых сочилась кровь. Кровотечение
это он останавливал и возобновлял по желанию публики(мышеч-
ное усилие специально развитиых мышц - АА).
ТО-РАМА (псевдоним - АА). Австриец по происхождению, инже-
нер, впоследствии - артист цирка оригинального жанра. Де-
монстрировал "укрощение боли", прокалывая себе плечи, ладо-
ни, шею - толтою большой иглой. Способность эту приобрел во
время болезни, когда желание "выжить" и перебороть боль при-
вело его в возможности управлять собственными болевыми ощу-
щениями.
ХАРИДА. О нем сообщалось, как об одном из первых йогов,
согласившихся на эксперимент над собой(1837 г., Лахор, Ин-
дия).
Опыт организовали сэр Клод Уайт(Англия) и магараджа Ругд-
жит Синг(Индия). Впоследствии, все подробности о результатах
эксперимента Клод Уайт сообщил родоначальнику учения о гип-
нозе, Джеймсу Брэду.
Харида находился 6 недель(42 дня) в специальном небольшом
охраняемом помещении, в вертикальном ящике(4 х 3 фута). До-
мик и ящик были опечатаны, в ящике же йог находился внутри
наглухо зашитого полотнянного мешка.
После осмотра печатей и вкрытия, прчем мешок был весь пок-
рыт плесенью, тело йога было окоченевшее, его можно было
прислонить к стене, как палку, пульс не прощупывался.
Тело растирали горячей водой, на темя клали горячее тес-
то(налаживая мышечное и мозговое кровообращение - АА). Из
ушей и ноздрей удалили вату и воск. Через какое-т время на-
ладилось и дыхание и сердцебиение. Первыми словами Хариды
были слова, обращенные к магарадже: "Ну, теперь ты мне - ве-
ришь?"
ХАТАЙОГЛИ РАО. В 70-х годах сообщалось, что этот индийский
йог и факир намеревался "пройти по воде", памятуя, видимо, о
библейском мифе, где Иисус Христос "шел по воде".
Было назначено время и место проведения мероприятия, про-
дано несколько сот весьма дорогих билетов. В назначенное
время в Маладе(близь Бомбея) собралась толпа зрителей. Факир
приблизился к специально поставленному бассейну, помедитиро-
вал, "вошел в транс", сделал шаг и... громкий звук "Бул-
тых!" разочаровал даже самых верующих.
Так что, как видим, и у йогов - не все получается!
ШАТХИАМУРТИ (искаженное, при переводе, Сатьямурти?). О нем
сообщалось, как о йоге, с которым эксперимнт "погребения"
был потавлен в Удиапуре(Индия) в условиях местного медицинс-
кого института.
Йог находился в специаьной яме 8 дней. По окончании, когда
яма была вскрыта, сидел в той же позе, что и в начале опыта,
в состоянии полного оцепенения. Температура тела упала до
34,8 . После вскрытия ямы йог задрожал всем телом(вполне
возможно, сказалось резкое поступление большого количества
кислорода - АА). Конвульсии продолжались 2 часа, температура
выровнялась до нормы.
В ходе эксеримента сердцебиение погребенного начло уча-
щаться и к вечеру ЧСС, частота сердечных сокращений, достиг-
ла 250 ударов в минуту. Так продолжалось до вечера следующе-
го дня, после чего на ЭКГ пошла прямая линия. Испуганные
врачи хотели прервать опыт, но этого не допустил помощник
йога, убедив, что йог жив, просто он "остановил" сердце. На
8-й день на самописце вновь возникли характерные кривые нор-
мализующегося ЭКГ.
Йог - ожил.
Ш. ШАКУНДАЛА ДЕВИ. О этой жительнице Бангалора(Индия) со-
общалось, как о великолепной вычислителнице. В 80-х годах
она несколько раз соревновалась по быстроте вычислений с
большими компьютерами в Англии, Австралии, Южной Америке и
всякий раз побеждала.
Один из эуспериментов был поставлен в Далласе(США), где ей
предложили извлечь корень 23-й степени из числа, состоящего
из 201 знака. Компьютер выполнил эту задачу за минуту. Ша-
кунтала - за 50 секунд! Впрочем, как происходит сам процесс
вычисления, она, увы, как и десятки других вычислителей,
объяснить не может...
Итак, пока наш "микрословарик йоги" закончен. Разумеется,
мы многих не назвали. Не назвали европейцев и американцев,
которые смогли достичь почти того же, что и вышеназванные
йоги. Не назвали "факиров" - т.е. фокусников, которые, од-
новременно в созможностями собственного тела, демонстрируют
трюки.
Не назвали целую массу спортсменов и специалистов из Ки-
тая, по у-шу и ци-гун, которые, нередко срвершают те же са-
мые подвиги, что и индийские йоги. Не назвали колдунов и ша-
манов, известных этнографам, которые делали, подчас, то же
самое, а то и еще более удивительное.
Но... не назвали в этом "микрословарик", так назовем в
другом! Ждите! До скорой встречи!